Темы уроков

20 Февраль 2014 →

Тема урока: РУЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Цели: Сформировать представление о ручных инструментах.

Задачи обучения:

Дать основные понятия об инструментах.

Научить использовать инструменты в мастерских.

Задачи воспитания: Способствовать воспитанию аккуратности, дисциплинированности, навыков сам. работы, мотивов труда.

Задачи развития: Способствовать развитию внимания, памяти, гибкости ума, моторных навыков (точности движения).

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Наглядные пособия: Образцы ручных инструментов (набор напильников, молоток, пила и т.д.), чертежи инструментов.

План урока:

Организационный момент. 5 мин.

Актуализация знаний. 10 мин.

Сообщение нового материала. 15 мин.

Практическая работа. 40 мин.

Подведение итогов урока. 7 мин.

Д/З. 3 мин.

Уборка рабочих мест.

Ход урока

Организационный момент.

а) подготовка учащихся к занятию;

б) приветствие;

в) получение сведений об отсутствующих;

г) сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

Чем утепляют двери?

Как прибивают плёнку и утеплитель?

Для чего применяют уплотняющий валик?

Какие способы утепления окон и дверей вы ещё знаете?

Сообщение нового материала.

Любой инструмент – слесарный или хирургический, ручной или машинный – сделан для определённых целей. Чтобы уверенно работать инструментом, надо знать, для чего он предназначен.

Инструменты бывают разного назначения: режущие, давящие, измерительные и т. д.

Особенно много среди инструментов режущих.

Чтобы резать, нужно движение – либо инструмента, либо заготовки относительно инструмента. Выбор движений невелик: вращательное (у сверла или ножа в мясорубке), возвратно-поступательное (у рубанка, ножа при строгании) или качательное (у топора, молотка или ножа при шинковании).

Любой инструмент имеет определенный срок службы. Работоспособность инструмента до восстановления (например, переточки пилы или сверла) в минутах или часах работы обычно называют стойкостью инструмента. Её стремятся повышать: изобретают новые инструментальные материалы, применяют при резании смазочно-охлаждающие жидкости, совершенствуют конструкции инструментов.

Инструмент очень не любит небрежного к себе отношения, особенно применения не по назначению, когда по сверлу бьют молотком, линейкой пытаются чертить, когда кисточка с краской засыхает на воздухе или гаечным ключом забивают гвозди.

Люди, делающие инструменты, называются инструментальщиками. Они всегда ценились и считались специалистами высокой квалификации.

Для обработки тонких материалов, жестяных, кровельных работ, для изготовления наружной рекламы нужны удобные и эргономичные инструменты.

В эргономике – науке об экономной и удобной работе человека – есть целый раздел, который называется хиротехникой. Он изучает всё, что связано с кистью руки человека: какими должны быть авторучка и корпус электробритвы, кнопки и переключатели приборов и, конечно, ручные инструменты. Особое внимание уделяется тем из них, которые приходится подолгу держать в руке, да ещё выполняя при этом не очень удобные операции.

Все знают: чтобы правильно отрезать, надо точно отмерить. Для этого нужна чертилка – простая и не очень простая, т. е. совмещённая с измерителем. А если надо провести линии от ровного края, скажем, на расстоянии 3,5 мм и более, то лучше воспользоваться набором чертилок – гребёнкой.

Другими словами, в распоряжении мастера должен быть целый «магазин» удобных и полезных вещей. С хорошим инструментом дело идёт веселее.

Вместе со всем предметным миром эволюционирует и ручной инструмент: изменяется конструкция, применяются новые материалы, привлекаются разработки эргономики и хиротехники.

Понадобился инструмент и в космосе, на борту космического корабля и за его пределами. С исчезновением земного тяготения у космонавтов появляется более широкий выбор рабочих поз, чем на Земле: можно, например, передвигать в любом направлении объекты большой массы, в то же время сложно использовать столь привычный «механизм», как масса собственного тела. Следовательно, на борту космического корабля и за его пределами нужны такие инструменты, которые бы замещали действие тяготения, кроме того, необходима мобильная фиксация предметов. Это один из существенных признаков «космического» инструмента.

Центральным же направлением развития ручного инструмента остаётся стремление повысить уровень его организации.

Практическая работа.

1. Вводный инструктаж.

Инструкция по технике безопасности:

При использовании инструментов:

До начала работы:

1 .Правильно надень спецодежду (фартук с

нарукавниками или халат и головной убор:

берет, при этом следует тщательно подобрать

волосы).

2.Проверь состояние инструментов

индивидуального пользования, разложи их в

строгом порядке, установленном учителем. В

случае неисправности инструментов сообщи

об этом учителю.

4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно

привинчены, насечка не сработана).

Во время работы:

1.Прочно закрепи обрабатываемую деталь в

тисках.

2.Работу выполняй только исправными,

хорошо налаженными инструментами.

З. Во избежание травм следи за тем, чтобы:

а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть

снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;

б) не отвлекайся во время работы;

в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления.

4.Не проверяй пальцами качество

обработанной поверхности,

5.Столярными инструментами пользуйся

только по их прямому назначению.

После окончания работы:

1.Проверь состояние инструментов и в случае

неисправности их доложи учителю.

Приведи в исправное состояние инструменты.

Тщательно убери рабочее место (опилки не

сдувай и не смахивай руками) Отходы сложи в специальный ящик. Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.

Приведи себя в порядок.

7.Из мастерской выходи с разрешения

учителя.

Выдача задания для практической работы.

Инструменты и материалы: набор инструментов, набор напильников, перочинный многофункциональный нож.

Известны так называемые перочинные ножи, в которых много различных инструментов. Рассмотрите такие ножи, определите, какие в них имеются инструменты и каково их назначение.

Возьмите несколько разных напильников. Посмотрите, чем они различаются.

Рассмотрите пилы для пиления древесины. Они бывают разными. Что вы знаете о применении той или иной пилы?

Надо завернуть несколько болтов, находящихся на расстоянии 20 мм друг от друга. Предложите форму головки болтов, чтобы это можно было легко сделать. Выберите инструмент, которым можно завернуть болты.

2. Текущий инструктаж: Учащиеся выполняют работу, в случае если допускается массовая ошибка или возникают дополнительные вопросы у учащихся, учитель приостанавливает работу класса и делает дополнительные пояснения.

3. Заключительный инструктаж: Подведение итогов практической работы.

5. Подведение итогов урока.

Вопросы самоконтроля:

Каким инструментом можно отвинтить гайку, если нет нужного размера гаечного ключа?

Перечислите инструменты, которые есть у вас в доме.

Краска или кисть является инструментом при крашении стены или листа бумаги?

Является ли наждачная бумага режущим инструментом?

Какое движение происходит при затачивании карандаша точилкой?

Как и чем начертить окружность на металлическом листе?

Что надо сделать, чтобы сверло точно попало в центр будущего отверстия?

Специально выпускаются полотна для слесарных и столярных ножовок. Чем они различаются? Можно ли слесарной ножовкой распилить древесину? А столярной – металл?

Гайки и болты завинчивают и вывинчивают гаечными ключами. По часовой стрелке или против неё надо завинчивать болт? А гайку?

Часто приходится проводить разметку металлических (и других) листов, для чего используют чертилки. Какими свойствами должен обладать материал чертилок?

6. Домашнее задание: завершить работу над вопросами для самоконтроля в тетради.

Уборка рабочих мест.

Учитель технологии

МОУ СОШ №14

Г. Брянска

Тема урока: БЕЗОПАСНОСТЬ РУЧНЫХ РАБОТ

Цель: познакомиться с основными мерами, повышающими безопасность ручных работ в быту, школе и на производстве.

Задачи обучения:

Объяснить правила безопасной работы.

Научить безопасности при выполнении ручных работ.

Задачи воспитания: Способствовать воспитанию аккуратности, дисциплинированности, внимательности.

Задачи развития: Способствовать развитию внимания, памяти, гибкости ума, моторных навыков (точности движения).

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практиктический.

Наглядные пособия: Образцы ручных инструментов (набор инструментов)

План урока:

Организационный момент. 5 мин.

Актуализация знаний. 10 мин.

Сообщение нового материала. 15 мин.

Практическая работа. 40 мин.

Подведение итогов урока. 7 мин.

Д/З. 3 мин.

Уборка рабочих мест.

Ход урока

Организационный момент.

а) подготовка учащихся к занятию;

б) приветствие;

в) получение сведений об отсутствующих;

г) сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

Каким инструментом можно отвинтить гайку, если нет нужного размера гаечного ключа?

Перечислите инструменты, которые есть у вас в доме.

Краска или кисть является инструментом при крашении стены или листа бумаги?

Является ли наждачная бумага режущим инструментом?

Какое движение происходит при затачивании карандаша точилкой?

Как и чем начертить окружность на металлическом листе?

Что надо сделать, чтобы сверло точно попало в центр будущего отверстия?

Специально выпускаются полотна для слесарных и столярных ножовок. Чем они различаются? Можно ли слесарной ножовкой распилить древесину? А столярной – металл?

Гайки и болты завинчивают и вывинчивают гаечными ключами. По часовой стрелке или против неё надо завинчивать болт? А гайку?

Часто приходится проводить разметку металлических (и других) листов, для чего используют чертилки. Какими свойствами должен обладать материал чертилок?

Сообщение нового материала.

Что бы мы ни делали – забивали ли гвоздь, открывали банку консервов, регулировали и ремонтировали велосипед, даже если бы просто отпарывали пуговицу, - эта работа требует тщательного соблюдения правил безопасности.

Травмы, поломки, неприятные происшествия – обычно следствие непродуманных действий, пренебрежения правилами, а не результат случайности, как удобно считать в своё оправдание.

Можно ли работу по дому сделать абсолютно безопасной? Конечно, можно. Для этого надо заранее планировать свою работу, обеспечивая безопасность на каждом её этапе.

Правила безопасной работы бесполезно учить наизусть, зубрить. Их надо понять. Лучше всего хорошо усвоить то, что правилами разрешается, и помнить: остальное правила запрещают.

Представим обыкновенный гвоздь. Он требует аккуратного обращения: взять его надо так, чтобы не уколоться, забить так, чтобы не погнуть его и не поранить себе пальцы. А если гвоздь надо забить на высоте 2 м от пола, то надо ещё и не уронить молоток на чью-то голову, и не упасть со стула или лестницы. Даже открывание консервов можно рассматривать как слесарную работу, требующую соблюдения правил безопасности. С помощью ручного режущего инструмента производится вырезание сложного контура из тонколистовой жести. При этом можно порезаться консервным ножом, острым краем банки или вырезанной крышкой.

В каждом доме есть осветительные приборы, телевизор, радиоприёмник, стиральная машина, пылесос и холодильник. Время от времени появляется необходимость или желание что-либо подправить в их работе. Однако привычность электричества в доме не уменьшает его опасности. Поражения электрическим током в бытовых условиях, к сожалению, очень часты.

Тем не менее, отказаться от выполнения ручных работ по дому невозможно. Уроки технологии в школе дают достаточно практических знаний и умений – их надо использовать. Правда, трудность заключается в том, что знания и умения приходится применять в самых разных, подчас неожиданных условиях.

В мастерских не бывает случаев, когда работающий остаётся один. Более того, в лабораториях и мастерских школ и техникумов, вузов и заводов инструкции категорически запрещают работать в одиночку – мало ли что может случиться. Отсюда напрашивается простой вывод: не приступайте в одиночку к выполнению достаточно сложных работ по дому. Лучше всего привлечь кого-нибудь из взрослых.

Культура труда одинаково важна как при работе на современном станке, при наладке промышленного робота, сложнейшего научного или медицинского прибора, так и при ремонте или разборке на зиму велосипеда, замене предохранителя в телевизоре, при вкручивании новой лампочки взамен перегоревшей или установке палатки в походе. Несчастные случаи, аварии, травмы или досадные мелкие неприятности в работе (упал со стремянки молоток, паяльник оставил след на крышке стола, пролилась краска, осталось пятно от клея на брюках и т. п.) происходят в результате низкой культуры труда.

Нарушение правил безопасности может привести к травмам.

Очевидно, что все неприятности при выполнении ручных и машинных работ связанны с недостаточной продуманностью действий. Следовательно, любую выполняемую работу надо тщательно планировать, будь то попытка замены прокладки в водопроводном кране на кухне или укрепление вешалки в прихожей.

Перед началом всякого действия полезно сформулировать для себя, что, собственно, надо делать. Часто для того, чтобы определить характер и объём выполняемых работ, необходимо не только внимательно осмотреть объект, но и разобрать его, диагностируя состояние отдельных деталей.

Давайте вспомним довольно обычную поломку из области электротехники: не включается настольная лампа. Как устранить поломку, когда причина её ещё не выяснена? Стоит ли бежать за инструментом? Может быть, просто вывинтилась или перегорела лампочка? А может, случайно вынута вилка из розетки? Или не в порядке кнопочный выключатель? Вдруг что-то с проводами? А вообще-то, не отключено ли электричество в доме?

Серьёзность поломки определит время, которое потребуется на её устранение, выбор инструментов и организацию рабочего места. Лампочку можно ввернуть или заменить на месте. В этом случае можно обойтись без инструментов. А замена кнопочного выключателя потребует целого набора инструментов, да и рабочее место должно быть выбрано так, чтобы ничего не уронить со стола, не испортить отвёрткой столешницу, не разбить лампочку.

Сталкивались ли вы с тем, что взрослые очень неохотно позволяют вам делать что-либо в доме, на даче, даже в походе? А ведь их можно понять. Они боятся не за настольную лампу или кран на кухне, ваш велосипед или брюки, которые вы решили погладить. Они боятся цепи «случайностей», возникающей вследствие непродуманных и неспланированных действий.

IV. Практическая работа

1. Вводный инструктаж.

Инструкция по технике безопасности:

При использовании инструментов:

До начала работы:

1 .Правильно надень спецодежду (фартук с

нарукавниками или халат и головной убор:

берет, при этом следует тщательно подобрать

волосы).

2.Проверь состояние инструментов

индивидуального пользования, разложи их в

строгом порядке, установленном учителем. В

случае неисправности инструментов сообщи

об этом учителю.

4.Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно

привинчены, насечка не сработана).

Во время работы:

1.Прочно закрепи обрабатываемую деталь в

тисках.

2.Работу выполняй только исправными,

хорошо налаженными инструментами.

З. Во избежание травм следи за тем, чтобы:

а) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть

снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;

б) не отвлекайся во время работы;

в) при работе с ножовкой выполняя запил используй приспособления.

4.Не проверяй пальцами качество

обработанной поверхности,

5.Столярными инструментами пользуйся

только по их прямому назначению.

После окончания работы:

1.Проверь состояние инструментов и в случае

неисправности их доложи учителю.



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту.1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда мы...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.