Темы обж кароч

20 Февраль 2014 →

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

- филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСИПЛИНЫ

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для специальностей:

260807 «Технология продукции общественного питания»

100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

030912 «Право и организация социального обеспечения»

100401 «Туризм»

080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

230401 «Информационные системы ( по отраслям )»

080110 «Банковское дело»

г. Калининград 2013

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)260807 «Технология продукции общественного питания»,100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», 030912 «Право и организация социального обеспечения», 100401 «Туризм», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», 230401 «Информационные системы(по отраслям)», 080110 «Банковское дело», утверждено Министерством образования и науки Российской Федерации приказ от 13 июля 2010 г. №770).

Разработчик:Салов О.Л - преподаватель.

Рецензенты:

Рогачикова Н.М. – специалист Калининградского торгово-экономического колледжа-филиала РАНХиГС.

Пионтковский А.А.– преподаватель Калининградского государственного колледжа градостроительства.

Рассмотрена на заседании ПЦК

«Общеобразовательных дисциплин»

Протокол №1 от « 30 » августа 2013 г.

Председатель ПЦК

_____________________ Горская Н.В

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСИПЛИНЫ………….4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…. 7

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………….…..19

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы.

Программа дисциплины, являясь частью основной профессиональной образовательной программой специальностей СПО, предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в Калининградском торгово – экономическом колледже – филиала РАНХ и ГС.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа выполняет две основные функции:

– информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, 4общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Основными содержательными модулями программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности

населения; основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» изучение раздела «Основы обороны государства и воинская обязанность является обязательным для лиц мужского пола. Кроме того, на предпоследнем курсе, в конце учебного года для обучающихся мужского пола проводятся пятидневные учебные сборы (40 часов), сочетающие разнообразные формы организации теоретических и практических занятий. В итоге, у юношей формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения.

Таким образом, программа предоставляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности;

- умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе;

- умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии.

В программе имеется тематический план для организации образовательного процесса при изучении учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» включена в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о единстве успешной профессиональной деятельности с требованием защищенности и безопасности, что гарантирует сохранение здоровья, работоспособности и умение действовать в экстремальных ситуациях.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен уметь:

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для ведения здорового образа жизни;

- оказания первой медицинской помощи;

- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.

В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен знать/понимать:

- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

- предназначение, структуру и задачи РСЧС;

- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 70 часов;

- самостоятельной работы обучающегося - 10 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для специальностей:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

лекционные занятия

60

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины для специальностей:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторной работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

10

Тема 1.1

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

2

1

Самостоятельная работа: изучение Федерального закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 80 – ФЗ от 29.04. 99 г.)

2

2

Тема 1.2

Вредные привычки и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

2

2

Самостоятельная работа:

-изучение Федеральных законов Российской Федерации «Об ограничении курения табака» (№87 – ФЗ от 10.07.01 г.), «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (№ 171 – ФЗ от 22.11.95 г.), «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (№11 - ФЗ от 7.03.05 г.), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (№ 3 – ФЗ от 08.01.98 г.).

-табачный дым и его составные части;

-влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему;

-пассивное курение и его влияние на здоровье.

4

Тема 1.3

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Стресс. Физиология стресса. Виды. Причины. Симптомы. Осложнение. Лечение. Профилактика.

2

2

Тема 1.4

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.

2

2

Тема 1.5

Основные инфекционные болезни, их классификация. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Профилактика. Лечение.

2

2

Самостоятельная работа: изучение Федерального закона Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (№ 157 – ФЗ от 17.09.98 г.)

2

Раздел 2

Государственная система обеспечения безопасности населения

40

Тема 2.1

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, классификация в Российской Федерации, в Калининградской области. Мониторинг и прогнозирование. Государственный надзор и контроль по вопросам природной безопасности.

2

1

Тема 2.2

Геофизические и геологические чрезвычайные ситуации. Землетрясения. Сейсмические пояса. Классификация землетрясений по их происхождению. Последствия землетрясений. Извержения вулканов. Последствия извержения вулканов. Оползни. Сели. Обвалы, осыпи. Лавины. Просадки (провалы) земной поверхности в результате карста. Абразия, эрозия почв. Курумы. Пыльные бури.

2

1

Тема 2.3

Метеорологические и агрометеорологические чрезвычайные ситуации. Бури. Ураганы. Смерчи, торнадо. Шквалы. Вертикальные вихри. Выпадение крупного града. Сильные дожди (ливни). Аномальные снегопады, гололеды, морозы, метели, жара. Засухи. Суховеи.

2

1

Тема 2.4

Морские гидрологические, гидрологические и гидрогеологические чрезвычайные ситуации. Тропические циклоны. Цунами. Сильное волнение моря (5 баллов и более). Сильные колебания моря. Ранний ледяной покров и прилипай.

2

1

Тема 2.5

Природные пожары. Лесные пожары (низовые, верховые). Торфяные пожары. Степные пожары. Камышовые пожары. Подземные пожары полезных ископаемых. Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями. Неинфекционные. Инфекционные. Причины. Меры борьбы с болезнями.

2

2

Самостоятельная работа: изучить приемы и средства ликвидаций последствий лесных пожаров; способы защиты растений от вредителей и болезней.

2

Тема 2.6

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Российской Федерации, в Калининградской области. Причины, источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, возможные последствия. Классификация. Мониторинг и прогнозирование. Государственный надзор и контроль по вопросам техногенной безопасности. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Транспортные аварии, происходящие на производственных объектах, не связанные непосредственно с перемещением транспортных средств. Транспортные аварии, случающиеся во время движения транспортных средств.

2

1

Самостоятельная работа: виды дорожно-транспортных происшествий: столкновение, опрокидывание, наезд, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на стоящее транспортное средство, падение пассажира, наезд на животных.

2

Тема 2.7

Пожары, взрывы на объектах экономики. Причины. Виды. Классификация. Условия протекания и стадии пожара. Поражающие факторы. Последствия. Правила безопасного поведения. Способы прекращения огня. Взрывы. Классификация. Поражающие факторы взрыва. Защита.

2

2

Практическое занятие: отработка навыков у студентов правил безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.

Тема 2.8

Аварии с выбросом аварийно химических опасных веществ. Характеристика аварийно химических опасных веществ и их поражающие факторы. Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Правила поведения и действия населения при авариях на химически опасных объектах. Первая медицинская помощь пострадавшим от химически опасных веществ. Обеззараживание. Санитарная обработка людей.

2

1

Самостоятельная работа: изучить тенденции повышения вероятности химических аварий ближайшем будущем.

4

Тема 2.9

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиоактивные источники излучения. Радиационно-опасные объекты. Радиационные аварии. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности. Обеззараживание. Санитарная обработка людей.

2

1

Самостоятельная работа: изучить правила безопасного поведения при авариях на радиационно – опасных объектах, способы оповещения об авариях на радиационно – опасных объектах, основные мероприятия по защите населения от последствий аварий на радиационно – опасных объектах.

4

Тема 2.10



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту. 1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.