темы экономика

20 Февраль 2014 →

Тема 13

денежно-кредитная политика: монетаристский подход.

Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годыкак ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было даноКарлом Бруннером[1].

В рамках неоклассической школы И. Фишер в 1911 году придал количественной теории денег формальный вид в своём знаменитом уравнении обмена:

,

где  — количество денег в обращении,

 — скорость обращения денег,

 — уровень цен,

 — реальный объём производства[3]:516. По своей сути это уравнение представляет собой тождество, поскольку оно верно по определению. При этом Фишер показал, что в краткосрочном периоде скорость обращения денег меняется очень медленно и её можно принять за постоянную величину[4].

Модификация данной теории Кембриджской школой (А. МаршаллА. Пигу) формально выглядит следующим образом:

,

где  — доля наличных денежных средств в обращении,

 — размер реального дохода[3]:517.

Принципиально данные подходы отличаются тем, что Фишер придаёт большое значение технологическим факторам, а представители Кембриджской школы — выбору потребителей. При этом Фишер в отличие от Маршалла и Пигу исключает возможность влияния процентной ставки на спрос на деньги[5].

Спрос на деньги и предложение денег

Предположив, что спрос на деньги аналогичен спросу на другие активы, Фридман впервые применил теорию спроса на финансовые активы к деньгам[7]. Таким образом, он получил функцию спроса на деньги:

,

где  — величина спроса на деньги,

 — абсолютный уровень цен,

 — номинальная норма процента по облигациям,

 — рыночная стоимость дохода по акциям,

 — темп изменения уровня цен,

 — отношение труда со всеми другими формами богатства,

 — общий объём богатства,

 — величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений[3]:517.

Согласно монетаризму, спрос на деньги зависит от динамики ВВП, а функция спроса на деньги стабильна. При этом предложение денег нестабильно, так как оно зависит от непредсказуемых действий правительства. Монетаристы утверждают, что в долгосрочном периоде реальный ВВП прекратит свой рост, поэтому изменение предложения денег не будет оказывать на него никакого воздействия, повлияв лишь на уровень инфляции. Этот принцип стал базовым для монетаристской экономической политики и получил название нейтральности денег[8].

Монетарное правило

В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетаристского правила, заключающегося в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции[9].

Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что глупо отказываться от активной кредитно-денежной политики, так как скорость обращения денег не стабильна, и постоянный рост денежного предложения может вызвать серьёзные колебания совокупных расходов, действуя дестабилизирующе на всю экономику[9].

Монетаристская концепция инфляции

Монетаристская концепция инфляции

По мнению монетаристов, инфляция возникает в случае, когда темпы роста количества денег превышают темпы роста экономики. В начальный период население не ожидает долговременного роста цен и рассматривает каждое повышение цен как временное. Субъекты экономики продолжают хранить количество наличности, необходимое для поддержания своих потребностей на привычном для них уровне. Однако, если цены продолжают расти, то население начинает ожидать дальнейший рост цен. Так как покупательная способность денегснижается, то они становятся дорогим способом хранения активов, и люди будут стараться уменьшать сумму хранимой наличности. Это поднимает цены, заработную плату и номинальныедоходы. В результате реальные денежные остатки продолжают снижаться. На данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег. Если темп роста денежной массы стабилизируется, то и темп роста цен также стабилизируется. При этом рост общего уровня цен может показывать разные соотношения с ростом количества денег. При умеренной инфляции цены и денежная масса возрастают, как правило, одинаковыми темпами. При высокой же инфляции цены растут в несколько раз быстрее денежного обращения, приводя к снижению реальных доходов[10].

Естественная норма безработицы

Важное место в аргументации монетаристов занимает концепция «естественной нормы безработицы». Под естественной безработицей понимается добровольная безработица, при которой рынок труда находится в равновесном состоянии. Уровень естественной безработицы зависит, как от институциональных факторов (например, от активности профсоюзов), так и от законодательных (например, от минимального размера оплаты труда). Естественная норма безработицы — это уровень безработицы, который удерживает в стабильном состоянииреальную заработную плату и уровень цен (при отсутствии роста производительности труда)[11].

По мнению монетаристов, отклонения безработицы от её равновесного уровня могут происходить только в краткосрочной перспективе. Если уровень занятости выше естественного уровня, то вырастает инфляция, если ниже, то инфляция снижается. Таким образом, в среднесрочной перспективе рынок приходит в равновесное состояние. Исходя из этих предпосылок делаются выводы, что политика в области занятости должна быть направлена на сглаживаниеколебаний уровня безработицы от её естественной нормы. При этом для уравновешивания рынка труда предлагается использовать инструменты крeдитно-денежной политики[3]:483.

Гипотеза постоянного дохода

В работе 1957 года «Теория функции потребления» Фридман объяснил поведение потребителей в гипотезе постоянного дохода. В этой гипотезе Фридман утверждает, что люди испытывают случайные изменения своего дохода. Он рассматривал текущий доход как сумму постоянного и временного дохода:

Постоянный доход в данном случае аналогичен среднему доходу, а временный доход эквивалентен случайному отклонению от среднего дохода. По мнению Фридмана потребление зависит от постоянного дохода, так как потребители сглаживают колебания временного дохода сбережениями и заёмными средствами. Гипотеза постоянного дохода утверждает, что потребление пропорционально постоянному доходу и математически выглядит следующим образом:

где  — постоянная величина[12].

Основные положения концепции Фридмана

Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;

Рыночная экономика — саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;

Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции;

Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;

При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.

Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведёт, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.

Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования.

В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» — регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов Милтона Фридмана и Анны Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960». На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.

Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанную на длительное, постоянное воздействие на экономику.

Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определённым темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

Основные представители: Милтон ФридманКарл БруннерАлан МельтцерАнна Шварц.

денежно-кредитная политика: кейнсианский подход.

Кейнсиа́нство — макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег[1] Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году, тем не менее, ряд научных работ Дж. М. Кейнса, где вырабатывается его теория, публикуются с начала 1920-х гг., под влиянием уроков и последствий Первой мировой войны. В работе «Экономические последствия мира» Дж. М. Кейнс выдвигает в качестве центральной проблему внешних рынков для побеждённой Германии, а наложение на неё огромных контрибуций Кейнс считал трагической ошибкой, которая должна привести к возрождению экспортной экспансии этой страны и появлению противоречий, которые, как и прогнозировал Дж. М. Кейнс, приводят к новой мировой войне

 В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Именно Дж. Кейнс является родоначальником современной теории занятости. Главный вывод этой теории состоит в том, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость. Причины безработицы кроются в значительной мере в отсутствии полной синхронности в принятии основных экономических решений, в частности решений о сбережениях и инвестициях. Кроме того, кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен заработной платы. При этом и цены на продукцию, и заработная плата устойчивы к понижению вследствие наличия целого ряда факторов, например влияния профсоюзов, монополий, законодательства о минимальной заработной плате (рис. 14.3).

Рис. 14.3. Спрос и предложение в кейнсианской теории занятости: Sc1, Sc2— совокупное предложение; — совокупный спрос; Р— цена; Q — реальный объем производства

Вследствие неэластичности цен и заработной платы в направлении понижения кривая совокупного предложения имеет горизонтальное расположение (Sc2 ). Поэтому снижение объема производства не окажет влияния на цену. При достижении уровня полной занятости (уровня потенциального производства) — точка С — кривая совокупного предложения занимает вертикальное положение (Sc1).

Поскольку цена (заработная плата) согласно данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе— объемом производства.

Представители кейнсианского подхода (учредителем кейнсианской-го подхода является всемирно известный экономист Дж. М. Кейнс) по борьбе с инфляцией считают, что умеренная инфляция является вполне нормальным явлением для экономики страны. Они утверждают, что если безработицы можно свести к минимуму даже ценой инфляции, то такая цена должна быть оплачена. Согласно кейнсианского подхода, замедление прироста денежной массы ведет к тому, что производится меньший объем товаров и услуг и создается меньшее количество рабочих мест. 

Экономическая система, по мнению представителей кейнсианского подхода, должна производить как можно больший объем продукции и обеспечивать максимально возможную занятость, насколько это совместимо с умеренными темпами инфляции. Согласно кейнсианским подходом, для того чтобы бороться с высокими темпами инфляции, необходимо ограничивать общий спрос общества. Ограничения спроса может происходить путем политики регулирования доходов населения, а именно - сдерживание роста заработной платы и цен на товары и услуги.

современные подходы к денежно-кредитному регулированию.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической коньюктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно – кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых ЦБ РФ основных направлениях денежно – кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФ об экономической политике.

В целях повышения эффективности денежно – кредитной политики Банк России продолжает работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно – кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных денежных средств.

В настоящее время действия Банка России направлены на дальнейшую унификацию различных схем и механизмов рефинансирования. Продолжается тенденция к повышению доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путём расширения круга региональных контрагентов.

Для предоставления кредитным организациям возможности эффективно управлять собственной ликвидностью ЦБ проводит политику рефинансирования путём:

1. Операции предоставления ломбардных кредитов (краткосрочная выдача кредитов под залог вещей или ценных бумаг) Банка России по фиксированной процентной ставке на срок до 7 дней.

2. Предоставление кредитным организациям возможности использования системы электронных торгов, Московской межбанковской валютной биржи для получения ломбардных кредитов Банка России.

3. Включения в Ломбардный список высоколиквидных ценных бумаг крупнейших российских эмитентов, имеющих относительно высокий рейтинг.

4. Активизации операции по покупке ценных государственных бумаг без обязательства обратного выкупа.

Происходит продолжение использования в необходимых случаях депозитных операций с кредитными организациями – резидентами в валюте РФ для регулирования уровня ликвидных средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. В первую очередь рассматриваются вопросы о внедрении Системы электронных торгов Московской межбанковской валютной биржи для проведения депозитных операций на условии «до востребования». Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования.

Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является одним из важных инструментов денежно – кредитной политики. В условиях меняющейся внешнеэкономической коньюктуры важной задачей процентной политики является сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, нормированным в национальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платёжном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.

Переход к регулярному выпуску облигаций Банка России (ОБР) и целенаправленное формирование ёмкого и ликвидного рынка ОБР позволяет в определённой мере усиливать влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно – кредитной политики. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объёмах, а с другой стороны – ограничению роста рыночных процентных ставок.

Также регулирование осуществляется посредством нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). По законодательству нормативы обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счёта кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесённых средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Также ЦБ России используется такой инструмент регулирования денежно – кредитной сферы как операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих ценных государственных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Кроме того, ЦБ РФ использует учётную ставку в качестве инструмента регулирования денежно – кредитной сферы. Таким образом, в ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно – кредитной политики, а также конкурентного развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заёмщиков, можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по – видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.

Таким образом, Банком России используются такие инструменты как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учётная ставка, регулирование валютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции с кредитными организациями.

Тема 14

Кривая IS

Кривая IS (IS curve) – это кривая, которая показывает взаимосвязь реального ВВП и ставки процента в условиях, когда планируемые сбережения (S) равны планируемым инвестициям (I).

Кривая IS имеет отрицательный наклон, который свидетельствует о том, что по мере снижения ставки процента, реальный ВВП и планируемые инвестиции растут.

Основой для построения кривой IS служат: 1) модель совокупных расходов (модель «Кейнсианского креста»), рассмотренная в главе 12, которая показывает, что определяет доход в экономике при данном уровне планируемых расходов (т.е. исходит из предпосылки, что уровень планируемых автономных расходов фиксирован); 2) функция зависимости автономных планируемых расходов от ставки процента.

Поскольку в модель включена новая эндогенная переменная - ставка процента - рассмотрим ее более подробно. Ставка процента и автономные расходы. Для сберегателей ставка процента выступает как вознаграждение за воздержание от потребления в настоящем в счет ожидаемого потребления в будущем. Для заемщиков ставка процента представляет собой цену заемных средств, используемых инвесторами для покупки инвестиционных товаров, а домохозяйствами для покупки потребительских товаров длительного пользования. В экономике существует множество конкретных видов процентных ставок, такие как процентные ставки, выплачиваемые:

банками по чековым, сберегательным и срочным счетам;

по средствам, занимаемым правительством (проценты по государственным облигациям),

бизнесом (проценты по коммерческим ценным бумагам и облигациям корпораций),

коммерческими банками центральному банку (учетная ставка процента),

домохозяйствами (проценты по закладным, итотечному и потребительскому кредиту).

В экономической теории, выявляющей основные, принципиальные взаимосвязи и взаимозависимости в экономике, различия между разными видами процентных ставок полагаются несущественными и под рыночной ставкой процента понимается средняя из всех различных ставок.Соотношение между автономными планируемыми расходами и ставкой процента. Изменение ставки процента влияет на следующие компоненты автономных расходов:• инвестиционные расходы. Занимая средства на покупку инвестиционных товаров, фирмы пытаются получить прибыль. Поэтому они инвестируют средства в оборудование и промышленные сооружения (приобретают реальный капитал) до тех пор, пока норма отдачи от дополнительной единицы капитала превышает стоимость заемных средств на покупку этой дополнительной единицы, т.е. ставку процента. Любое повышение ставки процента снижает эффективность инвестиционных проектов. Поэтому, если ставка процента настолько высока (кредитные средства дороги), что ожидаемая норма прибыли ниже этой ставки, фирма откажется от реализации такого инвестиционного проекта и величина инвестиционных расходов сократится. Следовательно, зависимость между величиной инвестиционных расходов и ставкой процента обратная. Чем выше ставка процента, тем меньше у фирм желание инвестировать. Функция инвестиций может быть записана: I = I (R) или, если зависимость линейная:I = I – dR, где I – автономные инвестиции, R - ставка процента, d -коэффициент, отражающий чувствительность инвестиционных расходов к ставке процента и показывающий, насколько изменится величина инвестиционных расходов при изменении ставки процента на один процентный пункт. Коэффициент d>0, а поскольку перед ним в формуле стоит знак "минус", кривая имеет отрицательный наклон. 

Кривая совокупного инвестиционного спроса (рис. 1.(а)) отражает эту обратную зависимость вели-чины спроса на инвестиции от ставки процента.

Сдвиг кривой совокупных инвестиционных расходов происходит при изменении величины автономных инвестиций (I): их увеличение смещает кривую вправо, а их сокращение - влево. Эти изменения, как правило, представители кейнсианского направления связывают с настроением инвесторов, пессимистической или оптимистической оценкой ожидаемой прибыльности инвестиционных расходов Последствия увеличения уровня автономных инвестиций показано на рис. 1.(б) сдвигом кривой I вправо до I’. 

Наклон кривой совокупных инвестиционных расходов обусловлен величиной коэффициента d; чем он выше, т.е. чем более чувствительны инвестиции к изменению ставки процента, тем кривая I более пологая: даже незначительные изменения ставки процента ведут к существенным изменениям величины инвестиционного спроса.

• потребительские расходы. Аналогично инвесторам, домохозяйства также используют заемные средства, особенно при покупке потребительских товаров длительного пользования. Потребители сравнивают процентные выплаты по долгу (потребительскому кредиту) с желанием приобрести товар (например, автомобиль или посудомоечную машину) как можно раньше. Высокие процентные ставки заставляют некоторых потребителей отложить покупку до лучших времен и автономные потребительские расходы сокращаются. Таким образом, зависимость между совокупными автономными потребительскими расходами и ставкой процента обратная и все рассуждения и выводы аналогичны тем, которые сделаны относительно инвестиционных расходов (не случайно, некоторые экономисты предлагают рассматривать расходы на потребительские товары длительного пользования как инвестиционные расходы домохозяйств). Таким образом, потребительские расходы зависят не только от уровня располагаемого дохода, но и от ставки процента, и потребительская функция может быть представлена формулой: С = С (Y, Т, t, R) или при линейной зависимости: С = С + mpс (Y – Т- tY) - аR, где С - автономные потребительские расходы, Y - доход, Т- автономные чистые налоги (налоги Tx минус трансферты Tr), mpс – предельная склонность к потреблению (00), отражающая изменение потребительских расходов при изменении ставки процента на один процентный пункт (a=ΔC/ΔR),

• расходы на чистый экспорт. Изменение ставки процента оказывает влияние и на величину чистого экспорта. Рост процентной ставки в стране повышает доходность вкладываемого капитала и обусловливает приток капитала из-за рубежа. В результате спрос на национальную валюту данной страны на валютных рынках растет, и национальная валюта дорожает. Это ведет к тому, что товары данной страны становятся относительно более дорогими, а импортные товары относительно более дешевыми. Спрос на национальные товары со стороны иностранцев падает, сокращая экспорт, а спрос на иностранные товары растет, увеличивая импорт. Чистый экспорт сокращается, уменьшая совокупные расходы. Следовательно, и между чистым экспортом и ставкой процента существует обратная зависимость. 

Поэтому формула экспорта может быть представлена как: Хn = Xn (Y, e) или при линейной зависимости: Хn = Ех - (Im + mpm Y) – eR = Хn – mpm Y - eR, где Ех – автономный экспорт; Im – автономный импорт; Хn – автономный чистый экспорт; mpm - предельная склонность к импорту (00), показывающая изменение величины чистого экспорта, если ставка процента меняется на один процентный пункт (ΔXn/ΔR).

Кривая LM

Кривая LM (LM curve) – это кривая, каждая точка на которой показывает взаимосвязь реального ВВП и ставки процента дляспроса на деньги (L), равного денежному предложению (M).

Кривая на графике 1 имеет позитивный наклон, который свидетельствует о том, что увеличение денежного предложения будет приводить к росту реального валового внутреннего продукта в краткосрочном периоде.

Происхождение кривой LM может быть продемонстрировано с помощью графика спроса и предложения на денежном рынке (график 2). Если предложение денег (MS) фиксированно, то рост реального ВВП будет вызывать увеличение спроса на деньги (MD). Увеличение реального ВВП с Y1 до Y2 приведет к увеличению спроса на деньги с MD1 до MD2. Равновесие переместится из точки Е1 в точку Е2.

Таким образом, равновесие в экономике для реального ВВП Y1 находится в точке Е1, где спрос и предложение денег равны. Точка Е2 отражает равновесие для реального ВВП Y2, где спрос и предложение денег равны. Перенеся точки E1 и Е2 на график 1, мы получим кривую LM.

Равновесие на денежном рынке определяет кривая LM (liquidity preference - money supply), которая показывает все возможные соотношения Y и R, при которых спрос на деньги равен предложению денег. Под деньгами при этом, как правило, понимают денежный агрегат М1, включающий наличные деньги и средства на текущих счетах (demand deposits - чековых счетах или счетах до востребования), которые в любой момент можно легко превратить в наличность.

В основе построения кривой LM лежит кейнсианская теория предпочтения ликвидности, объясняющая, как соотношение спроса и предложения реальных запасов денежных средств (real money balances) определяют ставку процента. Реальные запасы денежных средств представляют собой номинальные запасы, скорректированные на изменение уровня цен и равны М/Р.В соответствии с теорией предпочтения ликвидности, предложение реальных денежных средств (М/Р)S фиксировано и определяется центральным банком, контролирующим величину наличности С и резервов R, т.е. денежную базу (Н - high powered money; Н = С + R). Поскольку предложение денег является экзогенной величиной и не зависит от ставки процента, графически оно может быть представлено вертикальной кривой.

Спрос на реальные денежные запасы (М/Р)D включает в себя все виды спроса на деньги, а именно: 1) трансакционный спрос на деньги, представляющий собой спрос на деньги для покупки товаров и услуг (спрос на деньги для совершения сделок, т.е. для трансакций), вытекающий из функции денег как средства обращения и их свойства абсолютной ликвидности и положительно зависящий от уровня дохода (М/Р)DТ = (М/Р)D(Y); 2) спрос на деньги из мотива предосторожности, также положительно зависящий от уровня дохода; 3) спекулятивный спрос на деньги, проистекающий из функции денег как запаса ценности, т.е. как финансового актива и отрицательно зависящий от ставки процента, которая в кейнсианской модели представляет собой альтернативные издержки хранения наличных денег, показывая потерю человеком дохода в случае, если все свои финансовые активы он хранит в виде наличных денег, отказываясь от покупки доходных (приносящих процентный доход) ценных бумаг (облигаций): (М/Р)DA = (М/Р)D(R). Чем выше ставка процента, тем меньше денег целесообразно иметь в виде наличности. Чем ставка процента ниже, тем более притягательным становится свойство ликвидности, и люди начинают продавать облигации, увеличивая сумму наличных денег. (Не случайно теория денег Кейнса носит название «теории предпочтения ликвидности»). Таким образом, человек предпочитает иметь так называемый «портфель» финансовых средств, в который входят и наличные деньги, и ценные бумаги. Структура портфеля, т.е. соотношение в нем денежных и неденежных финансовых активов, меняется в зависимости от динамики ставки процента. Она будет оптимальной в том случае, если дает максимальный доход при минимальном риске.

В результате, если функции спроса на деньги линейны, общий спрос на деньги можно записать как функцию:

(М/Р)D = (М/Р)DТ + (М/Р)DA = kY - hR,

где (М/Р)DТ – реальный трансакционный спрос на деньги, (М/Р)DA – реальный спекулятивный спрос на деньги, Y- реальный доход, k - чувствительность спроса на деньги по доходу или коэффициент ликвидности, т.е. положительный коэффициент, показывающий, насколько изменяется реальный спрос на деньги при изменении уровня дохода на единицу; R - ставка процента, h - чувствительность спроса на деньги к ставке процента или положительный коэффициент, показывающий, как изменится реальный спрос на деньги при изменении ставки процента на один процентный пункт; знак «минус» перед h означает обратную зависимость (увеличение ставки процента сокращает спрос на деньги и наоборот).

В результате кривая общего спроса на деньги имеет отрицательный наклон, обусловленный его обратной зависимостью от ставки процента. 

Поскольку предложение денег (М) определяет центральный банк, то это величина экзогенная и фиксированная и графически представляет собой вертикальную кривую.

Равновесие на денежном рынке устанавливается в точке пересечения кривой спроса на деньги с кривой предложения денег. Экономический механизм установления этого равновесия также объясняет кейнсианская теория предпочтения ликвидности, которая основана на положении об отрицательной зависимости между ставкой процента и ценой облигации. Движение ставки процента к равновесию происходит потому, что люди начинают менять структуру портфеля своих активов. (При равновесной ставке процента соотношение денежных и неденежных активов в портфеле является оптимальным). К изменению ставки процента ведет как изменение спроса на деньги, так и изменение предложения денег. Если спрос на деньги увеличивается, а предложение остается без изменения, ставка процента повышается, так как люди будут продавать облигации. На рынке облигаций предложение начинает превышать спрос, и цена облигаций падает. А поскольку цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, то ставка растет.

Ставка процента увеличивается и в том случае, когда центральный банк снижает предложение денег. Уменьшение денежной массы заставляет людей продавать облигации, что будет иметь результат, аналогичный представленному выше. И наоборот. Если спрос на деньги уменьшается, либо Центральный банк увеличивает предложение денег, ставка процента падает. 

Однако не только величина процентной ставки R оказывает влияние на величину спроса на реальные денежные запасы, воздействуя на равновесие денежного рынка. Уровень дохода Y также влияет на спрос на деньги. Когда доход высок, расходы велики, люди вступают в большее количество сделок, покупая большее количество товаров и услуг и увеличивая трансакционный спрос на деньги.

Используя эти зависимости, можно построить кривую равновесия денежного рынка - кривую LM, показывающую связь между ставкой процента (R) и уровнем дохода (Y).

Совместное равновесие товарного и денежного рынков.

Ни кривая IS, ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Yе и равновесной ставки процента Rе. Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис. 4.(а)).

Одновременное равновесие на денежном и товарном рынках существует лишь при единственных значениях уровня дохода (Yе) и ставки процента (Rе) (рис. 4.(а)) Другие величины ставки процента и уровня дохода означают неравновесие на одном или обоих рынках. Например, при ставке процента R1 равновесие на денежном рынке установится при уровне дохода Y1 (пересечение линии R1 с кривой LM) , но на товарном рынке при такой ставке процента равновесие существует при уровне дохода У2 (пересечение линии R1 с кривой IS). 

Равновесное положение обоих рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Например, на рис. 4.(б), в точках А и В существует равновесие на товарном рынке (спрос на товары = предложению товаров), поскольку они лежат на кривой IS, а в точках С и D - неравновесие. Наоборот, точки С и D соответствуют равновесию на денежном рынке (спрос на деньги = предложению денег), так как они находятся на кривой LM, а точки А и В - неравновесию. Общее равновесие - это ситуация одновременного равновесия на товарном и денежном рынках в экономике, которое существует в точке Е (рис. 4.(а) и 4.(б)). Величину равновесного дохода Yе (рис. 4.(а)), соответствующую одновременному равновесию товарного и денежного рынков (а, следовательно, и рынка ценных бумаг, т.е. финансового рынка в целом) Кейнс назвал «величиной эффективного спроса». 

Как система приходит к общему равновесию, если она находится в неравновесии? Если рынок товаров и услуг находится в неравновесии, то происходит непредвиденное изменение запасов, и фирмы либо сокращают, либо увеличивают объем производства, двигая экономику в точку Е. Если денежный рынок в неравновесии, произойдет давление на ставку процента, и она будет расти при избыточном спросе на деньги, поскольку люди начнут продавать облигации, если они не смогут удовлетворить свой спрос на деньги иным путем, или покупать облигации, если предложение денег превышает спрос на них, и экономика начнет передвигаться в точку Е.

Пересечение кривых IS и LM делит плоскость на 4 области (рис. 4.(б)), в каждой из которых имеет место неравновесие. В областях I и II наблюдается избыточное предложение денег, так как они находятся выше кривой LM, а в областях III и IV, лежащих ниже кривой LM - избыточный спрос на деньги. При этом области I и IV соответствуют избыточному предложению товаров и услуг, поскольку находятся выше кривой IS, в то время как в областях II и III имеет место избыточный спрос на товары и услуги. Направления приспособления экономики и движения ее к равновесию показаны стрелками. Если на товарном рынке существует избыточное предложение товаров, запасы фирм будут увеличиваться, а величина выпуска (дохода) Y уменьшаться (горизонтальные стрелки влево в областях I и IV по направлению к кривой IS). При избыточном спросе на товары запасы фирм сокращаются, а выпуск увеличивается (горизонтальные стрелки вправо в областях II и III по направлению к кривой IS). Когда на денежном рынке наблюдается избыточное предложение денег, люди покупают облигации, спрос на которые растет и поэтому цена которых повышается, что ведет (в силу обратной зависимости между ценой облигации и ставкой процента в соответствии с теорией предпочтения ликвидности) к снижению ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях I и II). При избыточном спросе на деньги, наоборот, люди начнут продавать облигации, чтобы получить в обмен наличные деньги в условиях их нехватки, что приведет к росту предложения облигаций, снижению их цены и соответственно к росту ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях III и IV). Следует иметь в виду, что более быстро происходит восстановление равновесия на денежном рынке, так как для этого достаточно изменить структуру портфеля активов, что не требует значительных затрат времени, в то время как для изменения величины выпуска требуется достаточно продолжительное время.

С учетом этого обстоятельства рассмотрим экономический механизм достижения равновесия, если экономика находится в неравновесии, например, в точке А (рис. 4.(в)). Эта точка находится в области II, где имеет место избыточное предложение денег и избыточный спрос на товары и услуги. Превышение предложения денег над спросом на деньги вызовет снижение ставки процента в результате стремления людей превратить "лишние" деньги в ценные бумаги и в связи с этим ростом спроса на облигации и повышением их цен. На денежном рынке установится равновесие в точке В на кривой LM. Но существующий в этой области избыточный спрос на товары и услуги приведет к снижению запасов у фирм и росту выпуска (дохода), что обусловит неравновесие денежного рынка и сместит экономику в область III (точка С), соответствующую избыточному спросу на деньги, что приведет к росту ставки процента и возврату на кривую LM. Однако сохраняющийся избыточный спрос на товарном рынке, несмотря на возможное сокращение инвестиционного спроса, вызванное ростом процентной ставки, обеспечит дальнейшее сокращение запасов и увеличение производства. 

Тема 15

Стимулирующая фискальная политика в модели IS-LM

Модель IS-LM позволяет исследовать процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате использования фискальных или денежно-кредитных инструментов макроэкономического регулирования.

Если мероприятия фискальной политики непосредственно направлены на рынок товаров, то при проведении денежно-кредитной политики объектом регулирования является денежный рынок. При этом под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объема государственных расходов и налогообложения.

Рассмотрим влияние фискальной политик государства при сокращении налогов. Государство собирает налоги с отдельных граждан и предприятий и осуществляет государственные расходы. Последствия бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства представлены на рисунках 2.1 и 2.2. Возможны два процесса.

Предположим, государство сокращает налоги на величину ΔТ (рисунок 2.1). В этом случае кривая IS смещается вправо на расстояние, равное:

∆T * (MPC / (1 - MPC))(2.1)

где ∆Т - величина, на которую сократятся налоги

(MPC / (1 - MPC)) - налоговый мультипликатор.

Равновесие перемещается из точки А в точку В. Сокращение налогов увеличивает доход с Y1 до Y2, также увеличивается и ставка процента с r1 до r2.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.

Рисунок 2.1 ― Последствия бюджетно-налоговой (фискальной) политики: сокращение размера налогов [16, с. 208 - 209]

Предположим, что государство увеличивает государственные расходы на ΔG (рисунок 2.2). В этом случае кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное:

∆ G * (1 (1-MPC))(2.2)где ΔG - увеличение государственных расходов;( 1 (1-MPC)) - мультипликатор государственных расходов.

Результат следующий: равновесие перемещается из точки А в точку В, так как ставка процента возрастает с r1 до r2, а доход увеличивается с Y1 до Y2. Доход возрастает через мультипликационный эффект на:∆G/(1 - MPC)(2.3)Поэтому кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное этой величине.

Бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов. Влияние роста процентных ставок на инвестиции в связи с ростом государственных расходов получило название «эффекта вытеснения «вытеснений».

Рисунок 2.2 ― Последствия бюджетно-налоговой (фискальной) политики: увеличение размера государственных расходов [16, с. 209]

Эффект «вытеснения» возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции.

В открытой экономике внутренний эффект вытеснения дополняется внешним эффектом вытеснения, который называется эффектом чистого экспорта.

Рост ставки процента (R) в стране ведет к увеличению доходности вкладываемого капитала, что способствует притоку в страну иностранного капитала и поэтому росту спроса на национальную валюту (D). Это увеличивает валютный курс национальной денежной единицы (e) и делает национальные товары относительно более дорогими, а иностранные - относительно более дешевыми. В результате экспорт (Ex) сокращается, а импорт (Im) увеличивается, что в итоге уменьшает чистый экспорт (Xn), являющийся частью совокупных автономных расходов (A). Доход (Y) мультипликативно сокращается.

Величина эффекта дохода, определяющего эффективность стимулирующей фискальной политики, т. е. степень воздействия последней на экономику, зависит от наклонов кривых IS и LM.

Рисунок 2.3 - Стимулирующая фискальная политика и оценка ее эффективности в модели IS-LM

На всех трех графиках (рисунок 2.3 а, b, c) величина изменения государственных закупок ∆G и величина мультипликатора расходов kA одинаковые, поэтому во всех трех случаях расстояние сдвига кривой IS одинаковое и равно kA∆G. На рисунке 2.3.(а) и 2.3.(b) наклон кривой LM одинаковый, а наклоны кривой IS разные. Эффект дохода (Y1 - Y2) больше, а эффект вытеснения (Y2 - Y3) меньше на рисунке 2.3.(а), т.е. в случае, когда кривая IS более крутая. На рисунке 2.3.(а) и 28.3(в) наклон кривой IS одинаковый, а наклоны кривой LM разный. Эффект дохода (Y1 - Y2) больше, а эффект вытеснения (Y2 - Y3) меньше на рисунке 2.3.(c), т.е. в случае, когда кривая LM более поло гая.

Таким образом, фискальная политика тем эффективнее, чем более крутая кривая IS и чем более пологая кривая LM.

Поскольку наклон кривой IS определяется величиной мультипликатора расходов (kA) и чувствительностью изменения автономных расходов к ставке процента (b) (чем эти коэффициенты меньше, тем кривая IS более крутая), а наклон кривой LM - чувствительностью спроса на деньги к изменению дохода (k) и чувствительностью спроса на деньги к изменению ставки процента (h) (чем меньше k и больше h, тем кривая LM более пологая).

Модель IS-LM показывает, что происходит с уровнем дохода и ставкой процента при переходе экономики от одного равновесного состояния к другому. Поэтому модель IS-LM позволяет проанализировать воздействие фискальных и монетарных инструментов на экономику и оценить их эффективность. Дело в том, что влияние любого из инструментов фискальной и монетарной политики можно свести в конечном итоге, к сдвигам кривых IS и LM.

При применение фискальной стимулирующей политики в рамках модели IS-LM возможен эффект «вытеснения». Это вторичный негативный эффект, возникающий от применения налогово-бюджетных стимулирующих мер государства (дотации, субсидии и др. государственные расходы), заключающийся в ограничении мультипликационного эффекта государственных расходов влиянием денежного рынка через повышение банковской ставки на сокращение транзакционного спроса.

Стимулирующая денежно-кредитная политика в модели IS-LM

Экономика находится в состоянии равновесия (точка А на рис. 20.25). Национальный банк скупает государственные облигации на вторичном рынке, что ведет к росту предложения денег. Это сдвигает кривую LM вправо, что отражается ростом совокупного спроса с AD1 до AD2, так как у хозяйствующих субъектов оказывается большее количество денег и они могут себе позволить купить большее количество благ. Сдвиг кривой совокупного спроса сопровождается инфляцией спроса и цены растут до Р1. Это приводит к сокращению реальных кассовых остатков, предложению денег и кривая LM смещается вверх до уровня LM1. В точке В формируется краткосрочное макроэкономическое равновесие.

В дальнейшем инфляция издержек приводит к сокращению совокупного предложения и росту цен до уровня Р2. Рост цен еще в большей степени сокращает реальные кассовые остатки и сдвигает кривую LM до первоначального уровня. В точке А в рамках модели IS–LM вновь сформируется долгосрочное равновесие. На графике модели AD–AS равновесие будет описываться точкой С, характеризующей экономику ситуацией полной занятости, объемом производства соответствующим потенциальному при более высоком уровне цен.

Рис.20.25 Влияние стимулирующей кредитно-денежной политики при гибких ценах

 Таким образом очевидно, что в долгосрочном периоде рост денежной массы вызывает только рост цен при неизменных реальных переменных. Данное явление получило название нейтральности денег.

При однократном и неожиданном увеличении предложения денег в краткосрочном периоде снижаются и реальная и номинальная ставка процента. В долгосрочном периоде обе ставки процента остаются неизменными.

Если имеет место длительные изменения темпов роста денежной массы, то в долгосрочном периоде увеличивается номинальная ставка процента, стимулируемая ростом уровня ожидаемой инфляции.

Фискальная и кредитно-денежная политика вызывают лишь краткосрочные эффекты роста объема производства и занятости, не способствуя росту экономического потенциала. Задача обеспечения долгосрочного экономического роста не может быть решена с помощью политики регулирования совокупного спроса. Данная проблема решается только в области совокупного предложения.

Модель IS–LM является инструментом анализа результатов стимулирующей фискальной и кредитно-денежной политики в закрытой экономике, так как

а) дает возможность сравнивать влияние фискальной и кредитно-денежной политики на объем производства. Изучение наклона кривых проясняет суть спора в экономической теории о двух типах политики и приводит причины, по которым они могут быть неэффективными;

б) учет фактора богатства показывает, что государственная политика всегда воздействует на объем производства, пусть даже косвенным образом;

в) анализ разновидностей финансирования бюджетного дефицита приводит к динамической интерпретации модели. Можно утверждать, что при некоторых гипотезах экономика не может стабилизироваться из-за неизбежного роста дефицита государственного бюджета;

г) введение функций совокупного спроса и совокупного предложения ведет как к определению уровня цен, так и к определению объема занятости;

д) согласно модели инфляция начинается вследствие автономного повышения спроса или роста цен. Следовательно, она может сохраняться из-за выравнивания спроса и предложения.

Модель IS–LM доказывает необходимость рассуждать об общем равновесии, чтобы понять взаимодействие реальных и денежных явлений. Кроме того, она создала условия для дальнейшего прогресса экономического анализа по многим направлениям:

а) учет эффекта богатства и цены;

б) существенность макроэкономических отношений при изучении микроэкономического поведения;

в) учет в анализе не только денег и ценных бумаг, но включение реального и финансового секторов в широком смысле.

Модель IS–LM является инструментом кейнсианской теории. Кейнс пытался доказать, что в условиях неопределенности полная занятость не является естественной ситуацией. Неполная занятость в условии равновесия, по мнению Кейнса, является нормальной ситуацией. Тем самым он пытался свести неоклассическую модель к частному случаю своей общей теории.

Модель IS–LM преобразует модель Кейнса в частный случай неоклассической модели. Полная занятость является нормой, если только не сформулировать одну из гипотез:

– фиксированные цены в экономике;

– номинальная зарплата является негибкой к сокращению, если цены становятся гибкими.

Данные гипотезы Кейнса могут быть использованы в рамках неоклассической трактовки IS–LM, как частные случаи.Тем более Кейнс не использует оптимизацию рациональной деятельности для оправдания стабильности цен или негибкости заработной платы. Он не считает, что эти две рабочие гипотезы должны стать основой общей теории.

Координация фискальной и денежной политики

Тема 16

Кривая Филлипса

Кривая Филлипса (Phillips curve) – это кривая на графике, показывающая взаимозависимость между безработицей иинфляцией.

В краткосрочном периоде между уровнем инфляции и уровнем безработицы существует обратная зависимость: увеличение занятости, приводит к инфляции, так как при дефиците ресурсов начинается их "переманивание" путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары. Экономический спад вызывает сокращение занятости и совокупного спроса, что приводит к дезинфляции или даже к дефляции.

Английский экономист Олбан Филлипс в 1958 году опубликовал результаты своих исследований, согласно которым между процентным изменением номинальной заработной платы и уровнем безработицы в Англии за период с 1861 по 1913 г/г. существовала обратная зависимость. Дальнейшие исследования, проведенные, в частности, П. Самуэльсоном и Р. Солоу, позволили уточнить открытую О. Филлипсом зависимость, заменив фактор номинальной заработной платы уровнем инфляции. Дело в том, что доля номинальной заработной платы в ряде случаев достигает 3/4 величины издержек, поэтому направление их динамики совпадает. Несмотря на существенные доработки, произведенные П. Самуэльсоном и Р. Солоу, кривая, отражающая обратную зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы, получила название кривой Филлипса.

Кривая Филлипса показывает взаимозависимость между безработицей и инфляцией в краткосрочном периоде. На графике в точке, где кривая Филлипса пересекает ось абсцисс, ожидаемая инфляция всегда равна нулю. Филлипс, анализировал национальную экономику Великобритании в 50-х г.г. XX века, после чего сделал вывод о том, что в случае, когда уровнь безработицы равен 2,5%, то инфляция в этот момент равна нулю. Экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу построили аналогичную кривую для экономики США и получили совсем другие результаты. В их исследовании инфляция равнялась нулю, когда уровень безработицы составлял 5,5%; сама же кривая менее эластична.

Данная обратная зависимость уровня инфляции и уровня безработицы объясняется тем фактом, что довольно высокий уровень безработицы принуждает, ищущих работу, соглашаться на более мизерную заработную плату, что всегда сдерживает рост цен. В другой ситуации, наоборот, когда уровень безработицы довольно низок, работодатель для того, чтобы привлечь новых работников, вынужден повысить ставки заработной платы, отчего рост заработной платы опережает рост производительности труда. В другом случае, когда уровень безработицы низок, означает, что среди нетрудоустроенных остаются все менее пригодные к работе, т.е. менее квалифицированные работники. В итоге, рост совокупного спроса начинает превышать рост совокупного предложения, что ведет к росту уровня цен.

В такой ситуации кейнсианские рецепты не срабатывают: уменьшение безработицы при помощи наращивания совокупного спроса за счет государственных расходов означает "подкармливание" инфляции. Этот феномен более детально исследовал американский экономист М. Фридмен. Государственная политика стимулирования совокупного спроса приводит к снижению уровня безработицы, а затем (через увеличение денежной массы) к инфляции. Причем было замечено, что первоначально снижение уровня безработицы не влекло за собой значительного роста инфляции. Но каждая новая попытка дальнейшего снижения уровня безработицы дает все менее продолжительный положительный эффект, после чего уровень безработицы возвращается к некоторому исходному уровню, который М. Фридмен назвал естественным уровнем безработицы. При этом все быстрее растет уровень цен. Этот эффект объясняется тем, что вновь привлекаемые наемные работники ориентируются на номинальную заработную плату данного периода. Но через некоторое время цены начинают расти, что означает падение реальной заработной платы. Последующий рост занятости сопровождается ожиданием со стороны новых наемных работников падения уровня реальной заработной платы. Поэтому безработные все более скептически относятся к предложению новых рабочих мест, сопоставляя ожидаемую заработную плату и размер пособий по безработице. В свою очередь работодатели, столкнувшись с требованиями работников повысить заработную плату, примут решение об увольнении части работников. В результате уровень безработицы вырастет, возвращаясь все снова и снова к естественному уровню безработицы.

В пределе попытки государства снизить уровень безработицы не дают желаемого результата: уровень безработицы стремится к естественному, а темп роста цен все ускоряется.

На графике видно, что при каждой новой попытке снизить уровень безработицы кривая Филлипса смещается вверх, рождая целое их семейство. М. Фридмен в своих исследованиях показал, что продолжительные активные действия государства на рынке труда изменяют закономерность, выведенную О. Филлипсом, на противоположную: уровень безработицы и уровень инфляции изменяются в одном направлении. Такая ситуация возникла во многих странах в 70-е годы XX века.

Итак, ограничение уровня безработицы при помощи государственных расходов не дает продолжительного положительного эффекта. Более того, оно приводит к росту инфляции, если исходный уровень безработицы ниже естественного уровня. Следовательно, необходимо искать новые пути решения проблемы безработицы.

Естественный уровень безработицы есть уровень, стабилизирующий инфляцию. Он определяется как средний уровень безработицы за длительный период (за 10 и более лет), и ему соответствует естественный (потенциальный) объем ВВП. Естественный уровень безработицы различается по странам и периодам. Его факторами являются: изменение доли молодежи и женщин в составе рабочей силы; частота структурных сдвигов в экономике; степень развития страхования по безработице; жесткость заработной платы, порождающей "безработицу ожидания", связанную с ожиданиями хорошо оплачиваемой работы; уровень законодательно установленной минимальной заработной платы.

Экономическая политика государства, заложенная кривой Филлипса

В условиях рыночной системы такие явления, как циклические колебания выпуска ВВП и размера инвестиций, уровня занятости и безработицы, практически неизбежны. Всеобщий и устойчивый характер приобрела инфляция. При этом опыт развития рыночной экономики показал, что циклические рецессии в первой половине XX в. приводили к весьма глубокому и продолжительному спаду деловой активности, а инфляция и в настоящее время приобретает острые формы и чревата тяжелыми экономическими и социальными последствиями. Поэтому одна из важнейших проблем, которая стояла и стоит перед государством, — стабилизация экономического развития страны. Решение этой проблемы предполагает достижение и поддержание полной занятости, т. е. удержание безработицы в рамках ее естественной нормы; предотвращение или, по крайней мере, существенное ограничение глубины и продолжительности циклических рецессий; принятие тех или иных мер антиинфляционной направленности, недопущение перерастания умеренной инфляции в галопирующую и тем более галопирующей в гиперинфляцию.

   Располагает ли государство необходимыми условиями, чтобы справиться с решением этих непростых проблем? Опыт стран с развитой рыночной экономикой дает основания полагать, что при проведении правильной экономической политики государство способно добиться относительной экономической стабильности. Возможности активного воздействия государства на экономику заложены, во-первых, в том, что в государственный бюджет поступает в форме налогов от 1/4 до 1/3 национального дохода. Поэтому государственные учреждения и организации играют большую роль в определении уровня выпуска продукции и занятости. Во-вторых, государство устанавливает «правила игры» — принимает законы, регулирующие поведение фирм и домашних хозяйств. В-третьих, в распоряжении государства находится Центральный банк, главной задачей которого является достижение стабильности функционирования банковской, денежной и финансовой систем страны. Несмотря на различия в формах собственности, Центральный банк любой страны контролируется государственными органами власти или управляется лицами, назначаемыми главой государства.

   Таким образом, если не считать законодательной деятельности, то в распоряжении государства имеются два главных орудия регулирования экономики — государственный бюджет и Центральный банк. В соответствии с этим регулирование экономики осуществляется посредством проведения бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Взаимосвязь направлений экономической политики

Было бы неправильно представлять себе политику стабилизации как выбор одной из задач, на решение которой должна быть направлена деятельность правительства и центрального банка. Например, проведение антиинфляционных мер не ведет к изолированному воздействию только на снижение цен. Как мы уже видели, кривая Филлипса показывает, что государство в своей экономической политике поставлено перед альтернативой: или добиваться сокращения безработицы, но это повлечет за собой усиление инфляции; или добиваться снижения нормы инфляции, но это приведет к росту нормы безработицы.

Однако выбор направления экономической политики не сводится к дилемме «усиление инфляции или рост безработицы». Вспомним, что движение занятости и безработицы связано с развитием экономического цикла, с переходом от одной его фазы к другой. Когда циклический подъем выводит ВВП на уровень, близкий к потенциальному ВВП, в стране достигается полная занятость, а безработица снижается до уровня естественной. Причем, согласно закону Оукена, государство в своей экономической политике должно стремиться к тому, чтобы обеспечить такой темп прироста ВВП, который исключал бы неполную занятость. Следовательно, антиинфля-

 Рис. 15.1. Государственная политика по стабилизации экономического развитияГосударство может добиться стабилизации экономического развития страны, используя такие инструменты, как государственный бюджет и центральный банк. Проведение бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики направлено на то, чтобы предотвратить или смягчить циклические рецессии, добиться и поддерживать полную занятость и не допустить галопирующей инфляции, а тем более гиперинфляции. Если эти проблемы будут решены, то экономическое развитие страны будет происходить на основе оптимальных и стабильных темпов.

ционная политика оказывается связанной с политикой, направленной на достижение и поддержание желаемых темпов экономического роста, с мерами по предотвращению циклических рецессий или по преодолению рецессии, если ее не удалось избежать. 

   Все это говорит о том, что



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту. 1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.