Тема урока ЭТ1

20 Февраль 2014 →

Тема урока: Электронные таблицы.

Теоретическая часть.

Электронные таблицы – это специальные программы, предназначенные для работы с данными в табличной форме:

Для проведения расчетов над данными,

Для построения диаграмм на основе табличных данных,

Для сортировки и поиска данных на основе определенного критерия,

Для проведения анализа данных и просчета сценариев типа «что, если?»,

Для создания баз данных,

Для печати таблиц и их графического представления.

Первые ЭТ появились в 1979 году. ЭТ предназначены для экономистов, бухгалтеров, инженеров, научных работников – всех тех, кому приходится работать с большими массивами числовой информации.

На сегодняшний день самой популярной ЭТ является Microsoft EXCEL . Эта программа входит в состав Microsoft OFFICE .

Вид экрана стандартный для приложений WINDOWS :

Строка заголовка, в которой содержится название программы и текущего документа.

Строка меню с основными командами.

Панели инструментов – Стандартная, Форматирования и Строка формул.

Рабочее поле, которое состоит из ячеек. Каждая ячейка имеет свой адрес: имя столбца и номер строки на пересечении которых она находится. Например : А1, С234, Р55. Столбцов всего 256 (последний IV ), строк – 65636.

Документы, которые создаются с помощью EXCEL , называются рабочими книгами и имеют расширение . XLS . Новая рабочая книга имеет три рабочих листа, которые называются ЛИСТ1, ЛИСТ2 и ЛИСТ3. Эти названия указаны на ярлычках листов в нижней части экрана. Для перехода на другой лист нужно щелкнуть на названии этого листа. На рабочем листе могут располагаться

таблицы данных,

диаграммы (в качестве элемента таблицы или на отдельном листе).

Действия с рабочими листами:

Переименование рабочего листа. Установить указатель мыши на корешок рабочего листа и два раза щелкнуть левой клавишей или вызвать контекстное меню и выбрать команду Переименовать.

Вставка рабочего листа. Выделить ярлычок листа, перед которым нужно вставить новый лист, Вставка Лист, или с помощью контекстного меню.

Удаление рабочего листа. Выделить ярлычок листа, Правка e Удалить, или с помощью контекстного меню.

Перемещение и копирование рабочего листа. Выделить ярлычок листа и перетащить на нужное место (с нажатой клавишей CTRL – скопировать) или через буфер обмена.

 Ячейки и диапазоны ячеек.

 Рабочее поле состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются числами от 1 до 65536. Столбцы обозначаются латинскими буквами: А, В, С, …, АА, АВ, … , IV , всего – 256. На пересечении строки и столбца находится ячейка. Каждая ячейка имеет свой адрес: имя столбца и номер строки, на пересечении которых она находится. Например, А1, СВ234, Р55.

Для работы с несколькими ячейками их удобно объединять их в «диапазоны».

Диапазон – это ячейки, расположенные в виде прямоугольника. Например, А3, А4, А5, В3, В4, В5. Для записи диапазона используется «:»: А3:В5

15:15.

8:20 – все ячейки в строках с 8 по 20.

А:А – все ячейки в столбце А.

Н:Р – все ячейки в столбцах с Н по Р.

В адрес ячейки можно включать имя рабочего листа: Лист8А3:В6.

Выделение ячеек в Excel.

 

Что выделяем

Действия

Одну ячейку

Щелчок на ней или перемещаем выделения клавишами со стрелками.

Строку

Щелчок на номере строки.

Столбец

Щелчок на имени столбца.

Диапазон ячеек

Протянуть указатель мыши от левого верхнего угла диапазона к правому нижнему.

Несколько диапазонов

Выделить первый, нажать SCHIFT + F 8, выделить следующий.

Всю таблицу

Щелчок на кнопке «Выделить все» (пустая кнопка слева от имен столбцов)

 Можно изменять ширину столбцов и высоту строк перетаскиванием границ между ними.

Работа с диапазонами ячеек в Excel.

1. Удаление содержимого.

Выделить ячейку или диапазон;

а) ухватиться за маркер заполнения, перетащить вверх или влево и отпустить кнопку мыши;

б) нажать ;

в) Правка, Очистить.

2. Копирование.

Копирование содержимого ячейки в другую ячейку.

Копирование содержимого ячейки в диапазон ячеек. При этом содержимое исходной ячейки копируется в каждую ячейку соответствующего диапазона.

Копирование содержимого диапазона в другой диапазон. При этом оба диапазона должны иметь одинаковые размеры.

!!! При копировании ячейки происходит копирование содержимого ячейки, атрибутов форматирования и примечаний (если оно есть), формулы модифицируются.

Способы копирования

1. С помощью буфера обмена.

Выделить. , Кнопка < Копировать> на Панели инструментов, Правка, Копировать, Контекстное меню.

Поместить табличный курсор в левый верхний угол диапазона назначения и выполнить операцию вставки ( Кнопка < Вставить>, Правка, Вставить, Контекстное меню)

!!! При вставке из БО все значения, находящиеся в ячейках диапазона назначения стираются без всякого предупреждения (в случае необходимости применить отмену)

2. Перетаскивание D&D

Выделить. Переместить указатель мыши к рамке выделения, когда он превратиться в стрелку, нажать (к указателю добавиться знак +), перетащить на новое место.

!!! Если указатель мыши не принимает форму стрелки при перетаскивании, то Сервис, Параметры, вкладка Правка, отметить Перетаскивание ячеек.

3. Перемещение. Перемещение диапазона выполняется аналогично копированию (без при перетаскивании и команда Вырезать для буфера обмена).

!!! При перемещении ячейки с формулой, ссылки (адреса ячеек), имеющиеся в формуле, не изменяются.

!!! Очень удобно пользоваться специальным перетаскиванием (с нажатой правой клавишей мыши). Это дает дополнительные возможности, которые можно выбрать из меню.

 Ввод и редактирование данных.

 В EXCEL можно вводить следующие типы данных:

Числа.

Текст (например, заголовки и поясняющий материал).

Функции (например, сумма, синус, корень).

Формулы.

Данные вводятся в ячейки. Для ввода данных нужную ячейку необходимо выделить. Существует два способа ввода данных:

Просто щелкнуть в ячейке и напечатать нужные данные.

Щелкнуть в ячейке и в строке формул и ввести данные в строку формул.Нажать ENTER Изменение данных.

Выделить ячейку нажать F 2 изменить данные.

Выделить ячейку щелкнуть в строке формул и изменить данные там.

Для изменения формул можно использовать только второй способ.

 Ввод формул.Формула – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице. Формулы состоят из ссылок на ячейки, знаков операций и функций. Ms EXCEL располагает очень большим набором встроенных функций. С их помощью можно вычислять сумму или среднее арифметическое значений из некоторого диапазона ячеек, вычислять проценты по вкладам и т. д.

Ввод формул всегда начинается со знака равенства. После ввода формулы в соответствующей ячейке появляется результат вычисления, а саму формулу можно увидеть в строке формул.

Оператор

Действие

Примеры

+

Сложение

= А1+В1

-

Вычитание

= А1 - В2

*

Умножение

= В3*С12

/

Деление

= А1 / В5

^

Возведение в степень

= А4 ^3

=, < ,>,< =,>=,<>

Знаки отношений

=А2

В формулах можно использовать скобки для изменения порядка действий.

 Автозаполнение.Очень удобным средством, которое используется только в MS EXCEL , является автозаполнение смежных ячеек. К примеру, необходимо в столбец или строку ввести названия месяцев года. Это можно сделать вручную. Но есть гораздо более удобный способ:

Введите в первую ячейку нужный месяц, например январь.

Выделите эту ячейку. В правом нижнем углу рамки выделения находится маленький квадратик – маркер заполнения.

Подведите указатель мыши к маркеру заполнения (он примет вид крестика), удерживая нажатой левую кнопку мыши, протяните маркер в нужном направлении. При этом радом с рамкой будет видно текущее значение ячейки.

Если необходимо заполнить какой-то числовой ряд, то нужно в соседние две ячейки ввести два первых числа (например, в А4 ввести 1, а в В4 – 2), выделить эти две ячейки и протянуть за маркер область выделения до нужных размеров.

 Создание своего списка для автозаполнения

 Для того, чтобы иметь возможность быстро вносить в ЭТ списки фамилий или наименований товаров, можно создать такой список для автозаполнения.

Порядок действий:

1. Выбрать команду меню СЕРВИС, ПАРАМЕТРЫ.

2.В диалоговом окне ПАРАМЕТРЫ выбрать вкладку СПИСКИ.

3.В левом поле выбрать НОВЫЙ СПИСОК. В правом поле внести свой список, разделяя элементы списка запятыми.

4.Если в таблице уже есть готовый список, то в этом диалоговом окне в нижней части в поле ИМПОРТ СПИСКА ИЗ ЯЧЕЕК указать диапазон ячеек со списком и нажать кнопку ИМПОРТ.

Относительные и абсолютные адреса ячеек.

 В формулах могут содержаться адреса ячеек двух видов: относительные и абсолютные.

Относительные адреса записываются просто: =А3+8.

При копировании и автозаполнении такие адреса модифицируются относительно ячейки с формулой.

Адрес называется относительным, если при изменении местоположения ячейки, содержащей этот адрес, он изменяется по тем же правилам, что и местоположение ячейки.

Относительные адреса очень удобно использовать при автозаполнении формул.

 Абсолютные адреса записываются с помощью знака доллара: =$ A$3+8

 Адрес называется абсолютным, если он не изменяется ни при каких изменениях местоположения ячейки, содержащей этот адрес.

Абсолютные адреса удобно использовать при ссылке на ячейку, содержащую неизменные данные для всей таблицы, например, ячейку с текущим курсом доллара.

Для перехода от относительного адреса к абсолютному используется клавиша F4. Последовательное нажатие этой клавиши приводит к таким преобразованиям:

A3 - $ A $3 - A $3 - $ A3 - A3

 Форматирование ячеек.Введенные данные можно отформатировать по своему вкусу. Используется команда Формат ячеек (в контекстном меню ячейки или в меню Формат). После выбора команды Формат ячеек, появляется диалоговое окно с вкладками:

Число. Выбираются числовые форматы и их параметры.

Выравнивание. Устанавливается выравнивание в ячейках по горизонтали и вертикали и устанавливается ориентация данных в ячейках. По умолчанию текст выравнивается по левому краю, а числа – по правому.

Шрифт. Стандартным образом устанавливаются параметры шрифта.

Граница. Устанавливаются параметры границ ячеек. По умолчанию границы ячеек на печать не выводятся, их нужно установить в нужном месте.

Вид. Определяется цвет ячеек.

К диапазону ячеек можно применить так же средство Автоформат (Формат, Автоформат).

Для структурирования и большей наглядности в представлении статистической информации часто пользуются таблицами.

Рассмотрим пример:

Запишите последовательно, в строчку через запятую следующие данные о демографической ситуации нескольких крупных городов России в течении 30 последних лет: Волгоград, 1979 год, 926 000 чел., 1989 год, 999 000 чел., 2002 год 1 013 000 чел., Москва, 1979 год, 8 057 000 чел., 1989 год, 8 878  000 чел., 2002 год 10 358 000 чел., Казань, 1979 год, 989 000 чел., 1989 год, 1 085 000 чел., 2002 год 1 105 000 чел., Омск, 1979 год, 1 016 000 чел., 1989 год, 1 149 000 чел., 2002 год 1 134 000 чел. (табл. 1, стр. 7).

Согласитесь, что данные представленные в таком виде неудобны для работы. Значительно проще с ними работать, отсортировав их.

Построим таблицу:

Город

1979 г. (население чел.)

1989 г. (население чел.)

2002 г. (население чел.)

Волгоград

926 000

999 000

1 013 000

Москва

8 057 000

8 878  000

10 358 000

Казань

989 000

1 085 000

1 105 000

Омск

1 016 000

1 149 000

1 134 000

Интересующая нас информация содержится в прямоугольниках, называемых ячейками таблицы. Группа ячеек, находящихся одна над другой, называется столбцом, а группа ячеек, находящаяся слева и справа друг от друга называется строкой таблицы. В данной таблице имеется 4 столбца и 5 строк. Первая строка, содержащая названия столбцов (выделено жирным шрифтом) называется шапка таблицы.

Глядя на сгруппированную подобным образом информацию, можно практически мгновенно выяснить в каком городе проживает максимальное количество населения, где население возрастало, где и когда убывало и т.д. Иными словами, информация стала более наглядной.

Предположим теперь, что нам нужно обработать таблицу, содержащую 1000 строк – записей. Для этого целесообразно использовать компьютер.

В панели инструментов “Стандартная” содержатся две интересующие нас кнопки “Сортировка по возрастанию” и “Сортировка по убыванию”.

Например, таблица отсортирована по возрастанию возрастов:

Фамилия

Имя

Возраст (лет)

Иванов

Петр

12

Сидоров

Илья

13

Свиридова

Ирина

14

Сортировка по возрастанию для текстовой информации – на первой строке стоит ячейка, первое слово которой начинается с самой ближней к началу алфавита буквы из имеющихся – сортировка в алфавитном порядке.

Таблица важнейших типов данных:

Тип данных

Описание

Общий

Общий формат, позволяет записывать данные любого типа. Программа сама пытается понять что это за данные.

Числовой

Записываются только числа. Можно установить разделитель групп разрядов (пробел) и указать количество знаков после запятой.

Денежный

Тоже что и числовой, после значения (числа) указывается знак валюты (р., $, ?, …)

Дата

Различные варианты представления дат. Например, вы вводите 01.03.2007, а в ячейке отображается 1 марта 2007 года.

Время

Тоже что и дата. Например, вы вводите 22:01:44, а в ячейке отображается 10:01:44 РМ.

Процентный

Тоже что и числовой, значение (число) умножается на 100, после значения (числа) указывается знак %.

Текстовый

Текст. С этими данными невозможны математические операции, даже если в ячейке стоят цифры.



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту.1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда мы...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.