Тема 5 МДК ПОПД

20 Февраль 2014 →

Тема 5: Правовое регулирование расследования и учета пожаров

Квалификация преступлений, связанных с пожарами

Алгоритм расследования пожара

Порядок учета пожаров и их последствий

Особенности расследования и учета пожаров на объектах энергетики

Особенности расследования и учета пожаров на железнодорожном транспорте

1. Квалификация преступлений, связанных с пожарами

На борьбу с поджогами и преступными нарушениями правил противопожарной безопасности направлено и уголовное законодательство. Успех уголовно-правовой борьбы с поджогами и преступными нарушениями правил противопожарной безопасности во многом зависит от правильного применения уголовного закона и научно обоснованных методов раскрытия и предупреждения этих преступлений.

Квалификация совершенного преступления – необходимое условие для его успешного расследования и раскрытия. Правильная квалификация основывается на установлении признаков состава преступления. Лицо, расследующее пожар, обязано установить объект преступления, объективную и субъективную стороны преступления, субъект преступления.

Объектом уничтожения или повреждения имущества является чужое имущество. Предметом преступления может быть любое имущество, а также лесные массивы, если в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности был вызван лесной пожар. Решая вопрос об объекте преступления по делу о пожаре, необходимо выяснить, на что было направлено преступное посягательство, какой ущерб нанесен пожаром.

Объективная сторона – внешнее проявление деяния, включает в себя средства его совершения, последствия и причинную связь между совершением деяния и наступлением преступных последствий. Необходимым условием наличия объективной стороны преступления должно быть как наличие уничтожения (повреждения) имущества, так и то, чтобы данное имущество было чужым (т.е. не находящимся в собственности или законном владении виновного). Рассматривая объективную сторону преступления, необходимо установить время, место и способ совершения преступления, причину пожара, а также причинную связь между действием или бездействием лица и последствиями.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В соответствии со ст.21 УК РФ «Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими вследствие психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом».

Субъективная сторона – характеризуется формой вины в виде умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (легкомыслия или небрежности). Вообще же вина - предусмотренное уголовным законом психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям, выражающее отрицательное отношение к интересам личности и общества. Исследуя субъективную сторону преступления, необходимо установить вину лица, совершившего преступление, и точно установить его мотивы.

При расследовании дел о пожарах для правильной квалификации преступления необходимо выявлять обстоятельства, не только уличающие, но и оправдывающие лицо, совершившее преступление, а также отягчающие и смягчающие его вину обстоятельства.

Уголовный кодекс РФ содержит ряд норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, связанные с пожарами. К группе уголовно наказуемых противоправных деяний, сопряженных с возникновением, развитием и распространением пожара, относятся: диверсия, т.е. совершение с целью ослабления государства поджогов, направленных на массовое уничтожение людей, причинение телесных повреждений либо другого вреда их здоровью, на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи или другого государственного или общественного имущества (ст. 281 УК РФ); организация массовых беспорядков, сопровождавшихся поджогами (ст. 212 УК РФ); нарушение работником железнодорожного, водного или воздушного транспорта правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшие возникновение пожара (ч.1 ст. 263 УК РФ); умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, совершенное способом, опасным для жизни многих людей (ст. 105 п."е" УК РФ); умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога (ч.2 ст.167 УК РФ); неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия (ч.2 ст.168 УК РФ); уничтожение или уничтожение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд в результате неосторожного обращения с огнем, путем поджога, либо иным общеопасным способом (ст. 261 УК РФ); терроризм, т.е. совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти поджога (ст.205 УК РФ); нарушение правил пожарной безопасности и иных правил при производстве горных, строительных работ и правил безопасности на специальных (взрывоопасных) предприятиях (ст. 216 УК РФ) и нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки, пересылки взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ (ст.218 УК РФ ),если эти нарушения привели к возникновению и развитию пожара.

Ст. 219 УК РФ определяет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, если оно повлекло возникновение пожара, причинившего вред здоровью людей или крупный ущерб, а также гибель людей или иные тяжкие последствия. Субъектами нарушения правил пожарной безопасности, по данной статье, могут быть как должностные лица, так и другие работники предприятий, учреждений, организаций, на которых действующими правилами (инструкциями) или специальным распоряжением непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или контролировать и обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы. При нарушении правил пожарной безопасности лицом, на которое такая обязанность не возлагалась, содеянное, в зависимости от должностного или служебного положения виновного, характера и тяжести наступивших последствий, может квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за должностные преступления либо за преступления против жизни или здоровья личности, совершенные по неосторожности, за уничтожение или повреждение по неосторожности государственного, общественного либо личного имущества граждан. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, наступает в том случае, когда нарушены утвержденные в установленном порядке правила, предусматривающие меры безопасности от пожаров, вследствие чего наступили последствия, указанные в законе.

Кроме уголовной и административной ответственности виновные в возникновении пожара, несут материальную ответственность.

2. Алгоритм расследования пожара

Расследование причин пожара в России в настоящее время – весьма сложная проблема, т.к. в стране нет единой службы наподобие Службы Пожарных Маршаллов в США, которая выдавала бы вердикт о причине пожара и отвечала за него перед судом штата. Сейчас эта деятельность в России «размыта» по разным органам, службам, судам.

Для понимания всей трудности указанной проблемы необходимо охарактеризовать общий алгоритм расследования пожара.

1. Сразу после пожара (или на следующий день) командир отделения, которое тушило пожар и первым прибыло на место пожара, составляет акт о пожаре, который является документом, справкой для «ведомственного» пользования, в которой указано когда обнаружен пожар, когда была вызвана пожарная бригада, когда эта бригада прибыла на место пожара, сколько расчётов было использовано при тушении, какие средства пожаротушения использовались. Причина пожара может быть указана, а может и нет. На этом этапе причина определяется исходя из показаний очевидцев (если таковые имеются). Чаще всего начальники караулов обходятся фразой: «Причина пожара устанавливается».

2. Следующий этап зависит от того, были ли обнаружены при тушении пожара тела погибших или нет.

1) если жертвы были, дело о гибели на пожаре начинает расследовать следователи следственного отдела (СО) при Районном Отделе Внутренних Дел (РОВД), того района, где случился пожар.

2) если жертв было много, то дело о массовой гибели людей на пожара начинает расследовать следователь СО Следственного Комитета (СК) при прокуратуре района, города или области (края).

3) если жертв не было, а лишь небольшой материальный ущерб, то дело о пожаре расследуется дознавателем Отдела дознания (ОД) службы Государственного Пожарного Надзора (ГПН) того района, где произошёл пожар.

4) если ущерб был значительный, то расследованием может заниматься как дознаватель ГПН, так и следователь РОВД. А если ущерб очень большой, то могут подключить и следователя Прокуратуры.

Каждый из перечисленных органов следствия имеет свои особенности ведения дел, и имеет разную квалификацию в расследовании пожаров. Наиболее квалифицированы дознаватели ГПН, но их задача была и остаётся не установить причину пожара, а установить наличие умысла в возникновении пожара или отсутствие такового. Как только он решает, что умысла не было (т.е. поджога), он выносит Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (УД) и отпускает пострадавших от пожара граждан, предоставляя им право в суде выяснять: кто виноват в пожаре?

Трудно идёт расследование пожаров у следователей РОВД и прокуратуры. Так как они в основном сосредоточены на вопросах: кто убил? или кто поджёг? То есть им важно кто, а не как. А учитывая, что дела по поджогам имеют малый процент раскрытия, то эти дела стараются быстрее закрыть. Порой с формулировкой: «За отсутствием подозреваемого лица».

Учитывая всё это, перейдём к рассмотрению технологии установления причин пожара, т.е. к следующему этапу.

3. Сразу после пожара на место пожара прибывает дознаватель ГПН и производит осмотр места пожара с составлением Протокола осмотра места пожара. Иногда (не всегда) на осмотре присутствуют специалисты Испытательной Пожарной Лаборатории (ИПЛ), которые участвуют в осмотре, производят фотографирование и изъятие вещественных доказательств. Данная служба входит в состав МЧС, как и ГПН. По просьбе дознавателя они могут провести исследования и составить Техническое заключение о причине пожара, которое, в юридическом смысле, не является Экспертизой. Но, так как ИПЛ в настоящее время наделены правами Судебно-Экспертных Учреждений (СЭУ), то они могут составить и Экспертное заключение о причине пожара, если дознаватель ГПН вынесет в их адрес постановление о назначении экспертизы. Разница в том, что за выводы, сделанными ими в техническом заключении о причине пожара специалисты ИПЛ ответственности не несут, а за выводы экспертного заключения несут уголовную ответственность.

Таким образом, в материалах дознания по причине пожара могут и должны иметься следующие материалы: акт о пожаре, протокол осмотра места пожара, объяснения свидетелей и очевидцев пожара, заявления потерпевших о размере ущерба, техническое заключение о причине пожара или экспертное заключение.

На основании собранных материалов и результатов заключения (или экспертизы) дознаватель выносит решение о причине возникновения пожара.

В случае, если при тушении пожара или при осмотре места пожара обнаруживаются погибшие, то расследование передаётся следователю РОВД или прокуратуры с возбуждением уголовного дела или поручением о проверке совершения уголовного преступления. Схема расследования этих органов следующая.

Сначала проводится осмотр места пожара с составлением протокола осмотра места преступления, в котором главное внимание уделяется месторасположению трупа, обстановки его окружающей, следам насильственных действий и пр. Следы пожара и возможная причина пожара их интересует в последнюю очередь. Поэтому эти протоколы содержат мало информации для исследования обстоятельств возникновения пожара. При проведении осмотра проводится, как правило, фотографирование места обнаружения трупа и общий вид места пожара, которые так же малоинформативны для установления причины пожара.

После проведения Судебно-медицинской экспертизы (СМЭ), при которой устанавливается причина смерти, устанавливается личность погибшего, и в зависимости от причины смерти решается вопрос: Кто убил? или Кто поджёг? В первом случае, когда погибший сначала был убит, а потом возник пожар, следователь уверен, что найдя преступника он узнает и как возник пожар. Поэтому причина пожара ему не интересна. Во втором случае, когда человек погиб при пожаре, следователю проще всего списать возникновение пожара на самого погибшего («… от неосторожного обращения с огнём…»).

В связи с вышеизложенным можно заключить, что расследовать причину пожара при ведении уголовного дела следователю невыгодно – а вдруг экспертиза даст вывод, что было не «… неосторожное обращение…», а поджог? Тогда надо будет искать поджигателя, а это очень хлопотно и непросто!

Впрочем, надзирающие за ходом дела прокуроры, требуют от следователей проведение всех, предусмотренных законом следственных действий, одним из которых является проведение Пожарно-технической экспертизы (ПТЭ), которая проводится в государственных СЭУ для следствия бесплатно. Такими СЭУ являются: Испытательные Пожарные Лаборатории МЧС (ИПЛ), Региональные Центры МЮ (РЦ) и (ЛСЭ), Экспертно-Криминалистические Центры МВД (ЭКЦ). Однако, в двух последних может и не быть экспертов-пожаротехников. Законом не запрещено следствию назначать экспертизы и негосударственным СЭУ и частным экспертам, но отсутствие финансирования и ряд других причин не позволяют им этого делать. Одной из причин является то, что чаще всего, ни следователю, ни надзирающему прокурору результаты этой экспертизы не нужны, а самым удобным выводом является «Не представляется возможным». Поэтому потерпевшие (родственники погибшего) не могут надеяться на то, что преступление будет раскрыто, а виновные – наказаны.

Следует отметить, что при расследовании пожара по этой схеме следователь обязан ознакомить с результатами экспертизы и потерпевшую сторону, и обвиняемого, если такой будет иметься. А вот включать в постановление о назначении экспертизы вопросы сторон он не обязан. Вот здесь можно рекомендовать заинтересованным сторонам воспользоваться услугами негосударственных СЭУ или частных экспертов, которые помогут разобраться в наукообразных выражениях Экспертного заключения, и определить степень допустимости используемых при проведении экспертных исследований методов и используемых методик, оценить уровень обоснованности выводов экспертизы. Это всё может пригодиться для составления стороной, недовольной ходом проводимого расследования, заявления прокурору, с жалобой на действия (или бездействия) следствия.

5.  Что бывает, когда при пожаре никто не погибает, но имеется материальный ущерб? Тогда дознаватель ГПН после проведения дознания, не находя признаков преступления (свидетельств поджога), составляет Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и передаёт его пострадавшему от пожара. При этом разъясняется, что предъявление претензии за возникновение пожара и повреждение имущества он (пострадавший) может предъявлять гражданский иск в суд на того, из-за неосторожности которого или ненадлежащего исполнения которым своих обязанностей произошёл пожар. Это может быть (по версии дознавателя) сосед, от которого начался пожар, рабочий, проводящий работы без соблюдения правил пожарной безопасности, организация, некачественно выполнившая работу и пр.

На руках потерпевшего, как правило, остаётся копия акта о пожаре и копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Что с ними делать? Хорошо, если в постановлении указана фамилия-имя-отчество лица, из-за действий которого произошёл пожар, то на него и подавать в суд Иск о возмещении ущерба. А если нет? Ведь дознаватель не обязан устанавливать, кто конкретно неправильно сложил печь, смонтировал электропроводку, оставил включённый электронагреватель. Его основная задача, напомним, установить: произошёл ли пожар в результате поджога или это обычное несоблюдение норм пожарной безопасности. Устанавливать, кто конкретно не соблюдал нормы – не его задача. Поэтому, чаще всего потерпевший должен решить вопрос: Означает ли формулировка о причине пожара, указанная в постановлении об отказе…, свидетельством того, что виновен сосед, например? Или кто виновен в том, что «… пожар возник из-за неисправности электропроводки.»? Как и какое «…несоблюдение правил пожарной безопасности…» привело к возникновению пожара. К кому предъявлять иск, в конце-концов?! И стоит ли вообще затевать судебную тяжбу, если не понятно, что представлять в суд для доказательства, потому что на руках только постановление об отказе…из которого ничего не понятно?!

Чтобы понять, что следует предпринимать, нужно проконсультироваться со специалистом! Напомним, что такие специалисты могут быть в государственных учреждениях (ИПЛ МЧС, ЭКЦ МВД, ЛСЭ МЮ), но консультирование в их функции не входит. А вот негосударственные экспертные организации (которые имеют в штате пожаротехников) или частные эксперты могут помочь.

Если после консультации со специалистом заинтересованное лицо решило через суд добиваться справедливого решения дела, то такого решения возможно будет ожидать в том случае, если представленные суду доказательства будут неоспоримыми. Это достигается несколькими путями.

а) В случае, если в Постановлении от отказе в возбуждении уголовного дела отсутствует прямое указание на виновника пожара, перед подачей искового заявления в суд следует заказать в экспертном учреждении или организации, или частному эксперту проведение экспертного исследования, в котором будут разъяснены положения Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, проведён анализ других имеющихся материалов, даны выводы о правомерности вынесения такого заключения и даны ответы на остальные вопросы.

б) Если исковое заявление уже подано в суд, то на первом же заседании необходимо требовать проведения судебной пожарно-технической экспертизы по тем вопросам, решение которых помогут суду решить дело в пользу истца. Суд может поручить проведение такой экспертизы или государственному СЭУ, негосударственной СЭО, или конкретному эксперту-пожаротехнику. Стороны сами вправе предложить того эксперта или организацию, которым они доверяют проведение такой экспертизы. В случае принятия судом такого решения нужно ходатайствовать перед судом о предоставлении органом дознания, которым первоначально расследовался пожар, эксперту всех материалов отказного производства дела о пожаре, всех материалов, имеющихся у ИПЛ МЧС, по данному пожару, если их специалисты выезжали на этот пожар или проводили осмотр.

В случае, если в материалах дела о пожаре уже имеется экспертное заключение, с выводами которого истец не согласен, он имеет право требовать проведения повторной экспертизы или дополнительной. Но для этого нужно обосновать недостатки в имеющемся заключении. А это может подсказать только специалист.

3. Порядок учета пожаров и их последствий

Нормативной основой определения порядка учета пожаров и их последствий является приказ МЧС России от 21 ноября 2008 г. N 714, действующий с 1 января 2009 г.

Официальный статистический учет пожаров и их последствий представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям включает в себя сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям.

Первичные статистические данные по пожарам и их последствиям содержат документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения по пожарам, получаемую от респондентов.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.

Не подлежат официальному статистическому учету:

1) случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов;

2) случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.);

3) случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовлении пищи без последующего горения;

4) случаи взрывов, вспышек и разрядов статического электричества без последующего горения;

5) случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;

6) пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности;

7) случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

8) пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержение вулканов и др.);

9) покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели и травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей;

10) случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (далее - загорания).

Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты: бесхозных зданий; бесхозных транспортных средств; сухой травы; тополиного пуха; торфа на газонах и приусадебных участках; пожнивных остатков; стерни; мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог, на контейнерных площадках для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов.

Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входит организация и осуществление государственного пожарного надзора.

Сбор и обработку первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям по Российской Федерации осуществляет структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входит учет пожаров и их последствий, а по субъектам РФ:

структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входит организация и осуществление государственного пожарного надзора;

структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие самостоятельный сбор первичных статистических данных, обрабатывают и представляют первичные статистические данные по пожарам и их последствиям, происшедшим на подведомственных объектах, в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям.

Берутся на учет все обнаруженные на пожаре тела (останки, фрагменты тел) погибших людей, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники, а также все травмированные при пожаре люди, получившие телесное повреждение (травму) на месте пожара в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

Не берутся на учет погибшие и травмированные при пожарах люди, причиной гибели или травмирования которых явились дорожно-транспортные происшествия, авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства, пожары, происшедшие на объектах, пользующихся правом экстерриториальности.

Учету подлежит ущерб от пожара независимо от степени его возмещения страховыми организациями, страховыми фондами (резервами), юридическими и физическими лицами.

Квартальная форма федерального статистического наблюдения N 1-ПОЖАРЫ "Сведения о пожарах и последствиях от них" утверждена Приказом Росстата от 23.12.2009 № 311.

Первичные статистические данные по форме N 1-ПОЖАРЫ предоставляют респонденты:

- юридические лица, осуществляющие деятельность по добыче угля, сланцев, нефти, подземной добыче руд и нерудного сырья, рыболовству, эксплуатации железнодорожного подвижного состава (кроме ОАО "РЖД"), порты, пароходства, авиационные предприятия и компании (далее - юридические лица);

- Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба специального строительства, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти) и ОАО "Российские железные дороги").

Юридические лица предоставляют до 10 числа после отчетного периода по форме N 1-ПОЖАРЫ по месту своего нахождения первичные статистические данные по пожарам и их последствиям в управления (отделы) надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений. В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляют деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности.

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

Управления (отделы) надзорной деятельности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставляют до 20 числа после отчетного периода по форме N 1-ПОЖАРЫ в МЧС России (Департамент надзорной деятельности) сводные первичные статистические данные по пожарам и их последствиям.

Федеральные органы исполнительной власти и ОАО "Российские железные дороги" предоставляют до 20 числа после отчетного периода в МЧС России (Департамент надзорной деятельности) по форме N 1-ПОЖАРЫ сводные первичные статистические данные по пожарам и их последствиям на подведомственных объектах и территориях.

Официальный статистический учет лесных пожаров и их последствий осуществляется по форме федерального статистического наблюдения N 5-ЛХ "Сведения о лесных пожарах".

Сведения по форме федерального статистического наблюдения N 5-ЛХ представляют юридические лица, осуществляющие мероприятия по охране лесов от пожаров.

Учету подлежат все лесные пожары на лесных участках лесного фонда и земель иных категорий независимо от вида, категорий, размера пройденной площади и причин возникновения.

При проведении авиационных работ по тушению пожаров на территориях двух или более субъектов Российской Федерации, отчет по каждому из них составляется раздельно. Данные формы N 5-ЛХ должны представляться в территориальный орган государственной статистики по месту проведения работ.

4. Особенности расследования и учета пожаров на объектах энергетики

Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики (РД 153-34.0-20.802-2002) утверждена РАО "ЕЭС России" 19 января 2002 года. Инструкция составлена на основании положений Федерального закона России "О пожарной безопасности" в части расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Требования настоящей Инструкции обязательны для акционерных обществ энергетики и электрификации, их филиалов, дочерних и других зависимых структурных подразделений электроэнергетической отрасли.

Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли. В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия "Энерготехнадзор", генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) - представители заводов - изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций, должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями, расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.

Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:

Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии.

Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара.

Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.

Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО "ЕЭС России" в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" несут персональную ответственность за:

- сообщение о происшедших пожарах;

- своевременное расследование и учет;

- возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;

- устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;

- выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.

Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с "Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей". В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вноситься в акт расследования технологического нарушения.

Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:

После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию.

Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств.

Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта.

Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок. В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлен организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".

К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии допускается подписание акта "с особым мнением", которое прилагается к акту.

По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия, и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.

По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП "Энерготехнадзор", Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" и вышестоящую организацию по подчиненности.

В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и соответствующим постановлением Государственного комитета по статистике в Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий. На основании действующих положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие организации ежеквартально, до 10 числа следующего месяца после отчетного периода, представляют в РП "Энерготехнадзор" РАО ЕЭС России сведения о происшедших пожарах. Региональные предприятия "Энерготехнадзор" до 15 числа месяца после отчетного квартала обязаны сводные данные направить в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".

Внутрифирменная отчетность по пожарам. О всех случаях пожаров, происшедших за месяц, сводная информация от акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП "Энерготехнадзор". РП "Энерготехнадзор" осуществляют полный учет пожаров на подведомственных региональных энергообъектах и направляют в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей сведения о происшедших пожарах.

5. Особенности расследования и учета пожаров на железнодорожном транспорте

17 декабря 1992 г. Министерством путей сообщения была утверждена Инструкция по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте N ЦУО-130.

Эта инструкция устанавливает обязательный для всех предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта Российской Федерации порядок служебного расследования, учета пожаров и пострадавших при этом лиц, а также порядок определения нанесенного ущерба и ответственности за данный ущерб.

Служебное расследование пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта производится независимо от размеров и последствий пожара для установления причин его возникновения и развития, определения материального ущерба, эффективности мер, принятых во время тушения пожара, выявления степени ответственности виновных и должностных лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации (к которым также относятся крупные пожары) подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, начальники станций, на объектах которых произошел пожар, независимо от места расположения объекта, обязаны сообщить о случившемся начальнику отряда (дежурному по отряду), в ближайшее пожарное подразделение военизированной охраны МПС по месту дислокации объекта, дежурному по отделению железной дороги, а также в вышестоящий орган по принадлежности.

Начальник отряда (дежурный по отряду), дежурный по отделению дороги немедленно докладывают о пожаре по подчиненности – начальнику службы военизированной охраны железной дороги и диспетчеру центрального пункта пожарной связи (ДЦППС), начальнику отделения дороги и дежурному по управлению дороги, которые после уточнения обстановки докладывают о пожаре начальнику железной дороги, ставят в известность начальников соответствующих служб, областные, республиканские управления, органы Государственной противопожарной службы (ГПС).

Начальник железной дороги докладывает министру путей сообщения Российской Федерации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших за собой гибель и травмирование людей, а также о пожарах, вызвавших длительный перерыв в движении поездов или значительный материальный ущерб.

О каждом случае пожара в течение суток после его ликвидации комиссия, возглавляемая руководителем тушения пожара или сотрудником органа Государственной противопожарной службы, ГУВД, УВД края, области, города, составляет акт о пожаре (не менее чем в двух экземплярах). Акт о пожаре, на тушение которого пожарные подразделения не вызывались необходимо составить в течение 2 сут. с момента поступления информации о пожаре.

Все случаи пожаров, происшедшие на объектах и в подвижном составе, расследуют комиссии, назначаемые соответственно руководителями объектов, предприятий, управлений и отделений железных дорог или Министерства путей сообщения РФ.

Служебное расследование производится сразу же после получения извещения о пожаре. Состав комиссии зависит от суммы материального ущерба и других последствий.

При ущербе до 250 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара комиссию возглавляет руководитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель (при пожарах на подведомственных им предприятиях).

При ущербе свыше 250, но не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда комиссию возглавляет начальник отделения железной дороги (его заместитель).

При ущербе свыше 1 тыс., но не более 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда комиссию возглавляет начальник соответствующей службы железной дороги (руководитель предприятия, организации), в хозяйстве которого произошел пожар.

При ущербе свыше 2,5 тыс.минимальных размеров оплаты труда или при пожарах, повлекших тяжелые последствия, длительный перерыв в движении поездов, нарушение ритмичной работы предприятия, комиссию возглавляет начальник железной дороги или его заместитель (председатель комиссии).

Во всех случаях порчи, повреждения или утраты груза в вагоне вследствие пожара в работе комиссии должны принимать участие представители службы грузовой и коммерческой работы (отдела, отделения дороги, станции).

При пожарах в грузовых вагонах, следуемых в сопровождении проводников, в работе комиссии могут принимать участие представители грузоотправителя (грузополучателя).

Пожар, повлекший наиболее крупный материальный ущерб, относящийся к чрезвычайной ситуации на транспорте или нарушивший эксплуатационную работу участков железной дороги, должна расследовать комиссия, назначаемая руководителями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок отнесения пожара к чрезвычайной ситуации на железнодорожном транспорте определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Расследование случая пожара должно быть закончено в пятидневный срок с момента его возникновения. В некоторых случаях, если этого требуют обстоятельства, срок расследования может быть продлен, но не более чем на 15 дней по согласованию с Управлением военизированной охраны. (В ред. указания МПС России от 28.05.97 N Г-632у)

Регистрация и учет случаев гибели и травмирования людей на пожаре проводится в организациях, учреждениях и предприятиях железнодорожного транспорта по месту происшествия. Учет пострадавших на пожаре осуществляется на основании сведений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности в соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации.

Пострадавшим при пожаре считается лицо, погибшее или травмированное на пожаре. Погибшим при пожаре признается лицо, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара или в течение трех месяцев (90 дней) со дня происшествия от телесных повреждений (травм) полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара.

Травмированным при пожаре признается лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара.

Результат служебного расследования пожаров оформляют актом, в котором фиксируют обстоятельства возникновения пожара с учетом требований Инструкции. Акт составляют в четырех экземплярах и подписывают все лица, принимавшие участие в работе комиссии, производившей служебное расследование. Если при определении причин возникновения пожара или других обстоятельств у членов комиссии имеются разногласия, то в акте должно быть отражено особое мнение лиц, их высказавших. Подпись этих лиц обязательна.

К акту служебного расследования пожара прилагают объяснения причастных к пожару лиц, заключение о причине пожара, справку бухгалтерии о причиненном ущербе или заключение комиссии по определению материального ущерба при пожарах в вагонах (контейнерах) с грузами, технический акт о состоянии подвижного состава после пожара, копии перевозочных документов, справку гидрометеослужбы о погодных условиях в день пожара в данном районе, схемы, фотографии, при необходимости акт о результатах реостатных испытаний выхлопных трактов локомотива, а также другие документы и материалы, подтверждающие правильность выводов комиссии.

С целью изучения динамики пожара, оценки эффективности пожарно-профилактической работы на объекте пожара и действий пожарных подразделений по его тушению к материалам расследования крупных пожаров прилагается описание пожара, составляемое по форме, рекомендуемой Управлением военизированной охраны МПС.

Оперативное совещание устанавливает правильность выводов комиссии, производившей расследование, решает вопрос об ответственности причастных лиц за допущенный пожар и причиненный ущерб, непринятие необходимых мер к своевременному вызову пожарных подразделений, отправлению и проследованию пожарных поездов и другие причины, препятствующие успешному тушению пожара. На основании материалов расследования определяет степень ответственности за возникновение и последствия пожара железной дороги, грузоотправителя и арендатора, а также разрабатывает конкретный комплекс необходимых мероприятий по предупреждению подобных случаев, и устанавливает порядок контроля за их выполнением. Материалы оперативного совещания оформляет служба, в хозяйстве которой был допущен пожар.

Если оперативное совещание установило, что служебное расследование проведено некачественно, а выводы комиссии о причинах возникновения пожара недостаточно обоснованы, начальник отделения железной дороги, начальник железной дороги и другие руководители предприятий и организаций или Министерства путей сообщения могут назначить повторное расследование.

Материалы служебного расследования пожаров на стационарных объектах хранятся:

с суммой ущерба до 1 тыс. минимального размера оплаты труда - в отрядах военизированной охраны;

с суммой ущерба от 1 тыс. до 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда - в службах военизированной охраны.

Учет пожаров ведут:

пожарные и стрелково-пожарные подразделения военизированной охраны МПС;

отряды военизированной охраны МПС;

службы военизированной охраны МПС;

Управление военизированной охраны МПС;

предприятия, организации, службы (отделы) железных дорог, департаменты (управления) МПС.

Сводные данные о пожарах на железнодорожном транспорте и материальных убытках от них ежеквартально представляются начальниками железных дорог, объединений, концернов в Управление военизированной охраны МПС до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом по установленной форме. Управление военизированной охраны МПС обобщенные данные о пожарах на подвижном составе железнодорожного транспорта и убытках от них установленным порядком направляет в Государственную противопожарную службу. Также Управление военизированной охраны ежеквартально направляет статистические данные о пожарах в соответствующее управление МПС, на объекте которого допущен пожар.

Контроль достоверности учета пожаров в главных управлениях, управлениях МПС и службах военизированной охраны железных дорог осуществляет Управление военизированной охраны МПС, а на предприятиях, в организациях и учреждениях железных дорог - подразделения военизированной охраны.




See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту. 1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.