Тема 2 русс яз

20 Февраль 2014 →

Тема 2. Языковые особенности научного текста

План занятия:

Теоретический блок

Языковое оформление научных текстов:

- лексические средства;

- словообразовательные средства;

- морфологические особенности;

- синтаксические средства.

Практический блок

Обсуждение теоретического материала

Закрепление знаний на практике

Задания для СРО

Теоретический блок

Основные качества научного текста: подчеркнутая логичность, смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная насыщенность, объективность изложения, скрытая эмоциональность, обобщенно-отвлеченный характер изложения, использование отвлеченной лексики.

Основу языкового оформления научных текстов составляют предписываемые для данных условий коммуникации лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические средства.

Для лексического оформления научных текстов характерна прежде всего насыщенность общенаучными и узкоспециальными терминами.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.

Основными признаками терминов являются:

однозначность;

отсутствие эмоциональности;

определенная сочетаемость.

термины

общенаучные

величина, время, движение, значение,

качество, количество, процесс, свойство, система, тело, условие, функция, элемент

специальные

бета-лучи, фотоэффект, резистор - физ.

кошка, башмак, вилка – технич.

звездочки, ежи, пластинки, иглы, снежинки – метеоролог.

Лексические особенности научных текстов

Терминологическая и профессиональная

лексика

классификация, гипотенуза, валентность, ……………….

Научная фразеология

коэффициент полезного действия, родительский элемент

Книжная лексика, высокая частотность слов с абстрактным (отвлеченным) значением

равновесие, информирование, жизнедеятельность

Иноязычные слова

процесс, файл, физика

Словообразовательные особенности

научных текстов

Суффиксальное образование терминов

Суффиксы терминов-существительных (называют обобщенные и абстрактные понятия предметов, признаков, связей, отношений)

-ени-(е): значение, сравнение

-ость: вероятность, выпуклость

-ств-: пространство, доказательство

-к-: переработка, установка

-имость: делимость, растворимость

-изм: символизм, автоматизм

Суффиксы терминов-прилагательных

(конкретизируют понятия, называют видовой признак по отношению к родовому признаку)

-н-: водородный, частотный

-ск переводческий,

-тельн-: питательный,плавательный

–ов,-ев языковый,колпачковый

озн-: нервозный, венозный,гриппозный

и др.;

Суффиксы терминов-глаголов

-ова-: ова- и производные от него -изова-; -ирова-; -изирова-, фиксировать, блокировать, унифицировать, гальванизировать

префиксальное образование терминов

Приставки, обозначающие отрицание, противоположность понятия

де- (дез-): дегазировать

анти-: антигуманный, антикоррозионный

ир-: ирреальный

и др.

Приставки, обозначающие количественно-качественное отношение к признаку

ультра-:ультрамодный, ультрафиолетовый

сверх-: сверхзвуковой, сверхскоростной суб-: субтропики

Необходимым условием научной речи является правильное, логическое определение понятий, вводимых терминами. Неправильно употребленный или понятый термин может дезинформировать читателя. В сугубо научном(академическом) стиле термины не всегда поясняются. В научных произведениях для широкой аудитории термины обычно разъясняются. Может даваться прямое объяснение термина, например: Компетенция– это совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности

Морфологические особенности научной речи

Преобладание существительных (в основном среднего рода) над глаголами

поручения, услуги, явление, количество

Частое употребление формы родительного падежа существительных

температура плавления, кристаллическая форма вещества, конденсация пара

Использование формы творительного падежа в пассивных конструкциях

Правильные расчеты были сделаны молодыми астрофизиками из Германии.

Употребление единственного числа существительных в значении множественного

При решении задач учащемуся следует помнить, что ускорение в прямолинейном движении и центростремительное ускорение одинаковы.

Распространение отглагольных существительных

испарение, образование, переход, получение

Употребление формы 1-го лица множественного числа глаголов

Мы представляем

Заметим, что

Преобладание глаголов в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени несовершенного вида

АТС, которые соединяются между собой соединительными линиями и представляют собой зону обслуживания.

Употребительность причастий, деепричастий

Мощность двигателя определяют с помощью «тормозного динамометра», состоящего из двух колодок, плотно охватывающих вал двигателя.

Употребление кратких прилагательных, кратких страдательных причастий

Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Считается, что теорема доказана греческим математиком Пифагором, в честь которого она и названа.

Введение наречий, подчеркивающих логичность изложения

Сначала необходимо выполнить умножение, а затем – сложение.

Широкое распространение производных предлогов и союзов

с помощью, при помощи, в виде, в форме(чего?)

в целях, с целью, в результате, в интересах, во имя, во избежании (чего?)

Научная речь характеризуется усложнённым синтаксисом, что выражается в использовании конструкций с сочинением и подчинением, сложности простых предложений, осложненных однородными и обособленными оборотами.

Синтаксические особенности научных текстов

Повествовательные предложения (вопросительные – для сосредоточения внимания читателя / слушателя на каком-либо вопросе)

Навыки формируются в результате использования имеющихся знаний и умений.

Двусоставные предложения с составным именным сказуемым

Производство представляет собой непрерывный процесс.

Односоставные безличные и неопределенно-личные предложения

Дуги окружности, как и углы, можно измерять в градусах и его долях. Принимают при вычислении объемов и принцип Кавальери.

Распространенные предложения с однородными членами и обобщающим словом

Множество факторов: высокий профессионализм, теоретическая и практическая подготовка, высокая культура – определяют квалификацию специалиста.

Прямой порядок слов

Лабораторные опыты проводятся в течение семестра.

Обособленные члены предложения:

Процесс, протекающий в постоянном повторении и возобновлении, называется воспроизводством.

определения

обстоятельства

Подтверждая правильность выдвинутой гипотезы, исследователь применил статистический метод.

дополнения (с предлогами кроме, помимо, включая, исключая, за исключением)

Кроме передачи речи, сотовые телефоны способны принимать и посылать факсимильные сообщения, переадресовывать телефонные вызовы на другие номера.

Уточняющие члены (присоединяются при помощи слов в том числе, именно, то есть, или (= то есть), иначе (говоря), особенно, например, даже, в частности

Процесс научной работы начинается с выявления точки приложения исследовательской мысли, то есть выявления задачи исследования.

Вводные слова и предложения, вставные конструкции

Исследования в этой области, но, естественно, на новой методической базе ведутся и сейчас.

Обороты связи

Теперь перейдем к вопросу о … ; Можно еще отметить …; Приведу пример…; Остановимся на…; Далее отметим

Конструкции, указывающие на источник информации

Многие казахстанские ученые считают, что …; По мнению Пифагора, …

Сложносочиненные предложения (в том числе со значением противопоставления)

Не только утверждается, но и

Сложноподчиненные предложения:

с придаточными изъяснительными

Нам надлежит рассмотреть (что?), каковы же были последствия этих законов

с придаточными определительными

Необходим переход к новым технологиям (каким?), элементы которых были бы основаны на анализе взаимодействия человека с природой и обществом.

с придаточными причины

Предприятие может успешно выполнить план (почему?), так как оно располагает большими материальными ресурсами.

с придаточными цели

Для того чтобы получить точные данные, ученые проводят многочисленные эксперименты (с какой целью?).

с придаточными условия

Если создать условия, то можно длительное время получать продукты заданного состава (при каком условии?).

с придаточными следствия

В телефаксовых аппаратах функции факса и телефона объединены (что из этого следует?), так что набираемый номер одновременно может являться и телефонным номером получателя.

с придаточными уступки

Хотя ученые сомневаются в положительном решении проблемы, коллектив лаборатории продолжает работу над совершенствованием формулы (несмотря на что?).

Практический блок

Задание 1. Прочитайте и озаглавьте текст.

Основы специальной теории относительности заложены Альбертом Эйнштейном, одним из создателей современной физики. Эта теория представляет собой современную физическую теорию пространства и времени, в которой, как и в классической ньютоновской механике, предполагается, что время однородно, а пространство однородно и изотропно.

Основой специальной теории относительности являются два постулата, сформулированные А. Эйнштейном в 1905 году:

1) принцип относительности: никакие опыты (механические, электрические, оптические), проведенные внутри данной инерциальной системы отсчета, не дают возможности обнаружить, покоится ли эта система или движется равномерно и прямолинейно; все законы природы инвариантны по отношению к переходу от одной инерциальной системы отсчета к другой;

2) принцип инвариантности скорости света: скорость света в вакууме не зависит от скорости движения источника света или наблюдателя и одинакова во всех инерциальных системах отсчета.

Первый постулат Эйнштейна, являясь обобщением механического принципа Галилея на любые физические процессы, утверждает, таким образом, что физические законы инварианты по отношению к выбору инерциальной системы отсчета, а уравнения, описывающие эти законы, одинаковы по форме во всех инерциальных системах отсчета. Согласно этому постулату, все инерциальные системы отсчета совершенно равноправны, то есть явления (механические, электродинамические, оптические и др.) во всех инерциальных системах отсчета протекают одинаково.

Согласно второму постулату Эйнштейна, постоянство скорости света – фундаментальное свойство природы, которое констатируется как опытный факт.

Специальная теория относительности потребовала отказа от привычных представлений о пространстве и времени, принятых в классической механике, поскольку они противоречили принципу постоянства скорости света. Потеряло смысл не только абсолютное пространство, но и абсолютное время.

Постулаты Эйнштейна и теория, построенная на их основе, установили новый взгляд на мир и новые пространственно-временные представления, такие, например, как относительность длин и промежутков времени, относительность одновременности событий. Эти и другие следствия из теории Эйнштейна находят надежное экспериментальное подтверждение, являясь тем самым обоснованием постулатов Эйнштейна – обоснованием специальной теории относительности.

Сформулируйте 5–6 вопросов по содержанию текста

Найдите в тексте общенаучные и узкоспециальные термины и запишите в тетрадь.

Подготовьте краткий пересказ данного текста.

Задание 2. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

В результате проведенного эксперимента, благодаря усилиям ученых, вследствие отсутствия фактов, ввиду сложившихся обстоятельств.

Задание 3. Соотнесите термин и его значение. Запишите их. Составьте с ними предложения.

Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему;

сжатое сообщение о фактах, событиях, явлениях и т. п., связанных между собой определенной темой, проблемой;

краткое, устное или письменное изложение научной работы, книги; доклад, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;

сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности, окружающем мире. Одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний. В общей системе научных знаний принято выделять три больших группы: общественные; естественные; технические;

деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический. Наиболее распространенным является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные.

Термины: доклад, научное исследование, творчество, реферат, обзор, наука.

Задание 4. Запомните значение слов-аббревиатур. Каковы правила их согласования? НИРС – научно-исследовательская работа студентов

СНО – студенческое научное общество

НИР – научно-исследовательская работа

НИИ – научно-исследовательский институт

НТТМ – научно-техническое творчество молодежи

Задание 5. Спишите предложения, заменяя аббревиатуры словами в нужном падеже.

1. В настоящее время в вузах страны все большее распространение получило внедрение элементов НИР. 2. При институтах, университетах работают СНО, объединяющие все студенческие кружки. 3. Студенты, участвующие в НИР по хоздоговорным и госбюджетным темам, ежегодно вносят заметный вклад в развитие нашей страны.

Задание 6. В данном тексте выделите основные пласты лексики научной речи.

Ультразвук

Ультразвук (УЗ) упругая механическая продольная волна, частота которой превышает 20000 Гц. В медицине применяется УЗ частотой 11,5 МГц. Ультразвуковая волна вследствие высокой её частоты распространяется в виде лучей (из-за малой длины УЗ-волны можно пренебречь ее волновыми свойствами). Такие лучи можно сфокусировать с помощью специальных акустических линз и достигнуть, таким образом, большой интенсивности УЗ-волны. Кроме того, поскольку интенсивность волны пропорциональна квадрату частоты и амплитуды колебаний, то высокая частота УЗ-волны даже при малых ее амплитудах предопределяет возможность получения УЗ-волн большой интенсивности.

Способы получения ультразвука:

1) магнитострикционный (получают ультразвук до 200 кГц).

Магнитострикция – это изменение формы и объёма ферромагнетика (железо, его сплавы с никелем) при помещении его в переменное магнитное поле. Переменное магнитное поле – это поле, вектор магнитной индукции которого изменяется во времени по гармоническому закону, то есть изменение указанного параметра характеризуется определённой частотой. Это поле действует как вынуждающая сила, заставляющая стержень из железа сжиматься и растягиваться в зависимости от изменения величины магнитной индукции во времени. Частота сжатий и растяжений будет определяться частотой переменного магнитного поля. При этом в воздухе у концов стержня возникают деформации сжатия, которые распространяются в виде УЗ-волн.

Увеличения амплитуды УЗ-волн добиваются путём подбора такой частоты переменного магнитного поля, при которой наблюдается резонанс между собственными и вынужденными колебаниями стержня;

2) обратный пьезоэлектрический эффект (получают ультразвук более 200 кГц).

Пьезоэлектрики – вещества кристаллического строения, имеющие пьезоэлектрическую ось, то есть направление, в котором они легко деформируются (кварц, сегнетова соль, титанат бария и др.). Когда такие вещества помещают в переменное электрическое поле (по гармоническому закону колеблется напряжённость электрического поля), пьезоэлектрики начинают сжиматься и растягиваться вдоль пьезоэлектрической оси с частотой переменного электрического поля. При этом вокруг кристалла возникают механические возмущения – деформации сжатия и разряжения, которые распространяются в виде УЗ-волн. В достижении нужной амплитуды играют роль резонансные явления.

Эффект назван обратным, поскольку исторически раньше был открыт прямой пьезоэлектрический эффект – явление возникновения переменного электрического поля при деформации пьезоэлектриков.

Наличие прямого и обратного пьезоэлектрического эффекта очень важно для работы УЗ-диагностических приборов. Для того чтобы направить УЗ-волну на тело пациента, необходимо получить её, что делают с помощью обратного пьезоэлектрического эффекта. Для того чтобы зарегистрировать и визуализировать отражённую УЗ-волну, необходимо её превратить в электрическое поле, чего достигают с помощью прямого пьезоэлектрического эффекта.

Задание 7. От данных глаголов с помощью суффикса -ени-е образуйте существительные, которые обозначают процессы.

а) кипеть– … , делить– …, умножать– … ,решать– ...



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту. 1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.