Тема 2 НиНО

20 Февраль 2014 →

Раздел I. Теоретические аспекты функционирования налогов

Тема 2. Налоговая система Республики Казахстан:

этапы становления, оценка современного состояния

Цель лекции: рассмотреть теоретико-методологические аспекты налоговой системы Республики Казахстан, вопросы становления и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан на современном этапе

Ключевые термины: налоговая система, структура налоговой системы, принципы налоговой системы, критерии оценки налоговой системы

План лекции:

Понятие, структура и принципы налоговой системы Республики Казахстан

Этапы становления и реформирования налоговой системы Республики Казахстан

Критерии оценки налоговой системы

Зарубежный опыт функционирования систем налогообложения

Перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан на современном этапе

Понятие, структура и принципы налоговой системы Республики Казахстан

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.

Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели, поскольку существует множество налогов, налоговых льгот. Налоговая система должна обеспечивать концентрацию государственных финансовых ресурсов, необходимых для решения значительных задач экономического развития страны, структурой экономики, выравнивания уровня развития отдельных регионов. Таким образом, налоговая система может быть определена как совокупность налогов, взимаемых государством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговая система имеет длительную историю. На ее становление и развитие оказывали и оказывают различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные (политические явления, войны, природные катаклизмы)

Налоговая система, ее разнообразие от типов хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:

государственный сектор;

коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, акционерные общества);

финансовый сектор (банки, финансовые компании, страховые компании, биржи;

население

Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора:

полнота охвата (выявления) источников доходов в целях налогообложения их налогом.

Это обуславливает тенденцию усложнения налоговой системы, специализацию и дифференциацию форм, методов налогообложения.

минимизация расходов по взиманию налогов.

Это предполагает упрощение управление налогами, в том числе их укрупнение.

Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

Основными элементами налоговой системы являются:

совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;

система полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;

государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

В соответствии с Налоговым Кодексом РК № 100-IY от 10 декабря 2008 года в Казахстане действуют 13 налогов, 6 видов сборов и 10 видов плат, а также госпошлина:

1. Налоги

корпоративный подоходный налог;

индивидуальный подоходный налог;

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

рентный налог на экспорт;

специальные платежи и налоги недропользователей;

социальный налог;

земельный налог;

налог на транспортные средства;

налог на имущество;

налог на игорный бизнес;

фиксированный налог;

единый земельный налог.

2. Сборы:

регистрационные сборы;

сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.

сбор с аукционов.

лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.

сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

3. Платы

плата за пользование земельными участками.

плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.

плата за эмиссии в окружающую среду.

плата за пользование животным миром.

плата за лесные пользования.

плата за использование особо охраняемых природных территорий.

плата за использование радиочастотного спектра.

плата за пользование судоходными водными путями.

плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

плата за предоставление международной и(или) междугородней телефонной связи, а также сотовой связи.

4. Государственная пошлина

Принципы налогообложения

Принцип обязательности налогообложения

Налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.

Принцип определенности налогообложения

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.

Принцип справедливости налогообложения

Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

Принцип единства налоговой системы

Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.

Принцип гласности налогового законодательства

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Принципы обязательности уплаты налогов, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства соответствуют международному опыту цивилизованных стран. Данные принципы должны стимулировать развитие производства, особенно малого и среднего бизнеса, а значить послужат укреплению бюджета.

Этапы становления и реформирования налоговой системы Республики Казахстан

Масштабность задач обусловливает необходимость поэтапного эволюционного развития национальной налоговой системы. Выделение этапов в становлении и развитии налоговой системы целесообразно увязать с изменениями экономической политики государства при переходе от одной модели рыночных преобразований к другой. Исходя из критерия первичности производственно-экономических отношений, в Республике Казахстан можно выделить следующие этапы становления и развития национальной налоговой системы:

Основные этапы становления и развития национальной налоговой системы Казахстана:

Периодизация

Цель этапа становления и развития национальной налоговой системы

Стратегия и тактика управления налоговыми отношениями

Уровень централизации

Достигнутые социально-экономические результаты

Первый этап

(1991-1994гг.)

Создание национальной налоговой системы, упорядочивающей элементы хаотичности в экономике и налоговых отношениях и ориентирующей на формирование доходной части государственного бюджета

Ориентация на решение текущих и краткосрочных задач

Низкий

Создана национальная налоговая система, не лишенная противоречий и элементов хаотичности. Сжимание налогооблагаемой базы.

Второй этап

(1995-2000 гг.)

Достижение макроэкономической стабилизации и максимизации доходной части бюджета путем стимулирования предприятий, имеющих наиболее высокой потенциал и конкурентоспособность

Решение кратко-среднесрочных задач. Ориентация на среднесрочные задачи

Средний

Достижение макроэкономической стабилизации, ставшей основой для экономического роста.

Прекращение сужения налогооблагаемой базы 

Третий этап

(2001-2008 гг.)

Достижение экономического роста связано с переходом на новые принципы организации налогового регулирования, учитывающие правила функционирования мировой налоговой практики, и увеличение доходной части государственного бюджета

Решение среднесрочных задач и ориентация на долгосрочные цели, сформированные в стратегии «Казахстан-2030»

Высокий

Начало экономического роста. 

Стабилизация и начало расширения налогооблагаемой базы

Четвертый этап (с 2009г.)

Максимизация доходной части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения с целью расширения финансирования социально-экономических программ

Решение средне- и долгосрочных задач. Ориентация преимущественно на решение стратегических задач

Высокий

Стабилизация экономического роста позволит балансировать интересы государства и налогоплательщиков? Уменьшение налогового бремени

Критерии оценки налоговой системы

Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика оценивается на основании критериев, главные из которых — равенство (справедливость), эффективность и простота. К этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, международную конкурентоспособность и поддержку национальных приоритетов

Критерий «равенство» или «справедливость» характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплательщиков.

Существуют два типа справедливости.

Первый тип — вертикальная справедливость — подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяться между уровнями доходов. Иными словами, ставка налогообложения должна возрастать по мере увеличения дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что налогоплательщики с большим доходом располагают увеличенной способностью платить большие налоги.

Второй тип справедливости — горизонтальная справедливость — подразумевает, что налогоплательщики в одинаковых обстоятельствах должны

платить по одинаковым ставкам налогообложения. Иными словами, налогоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковые суммы налога.

Основной проблемой в достижении данного типа справедливости является различный режим налогообложения «честных» налогоплательщиков, ведущих учет своих доходов и расходов и представляющих декларации, и налогоплательщиков, получивших такой же доход, но сокрывших его от налогообложения и не подавших декларации.

Следующий критерий, который используется при анализе налоговой политики, это собственно эффективность налоговой системы. Этот критерий характеризует влияние структуры налоговой системы на экономическое производство.

Высокая эффективность может быть достигнута там, где налоговая система как можно меньше вовлечена в систему ценообразования рынков. Это достигается взиманием одинаковой налоговой ставки с дохода различных источников. Налоговая система, эффективно взимающая одинаковую налоговую ставку с дохода различных источников, является нейтральной.

Отклонения от строго нейтральной системы могут иметь место при существовании препятствий к сбалансированному распределению ресурсов на рынках. В некоторых случаях это может произойти, если не все расходы и доходы в результате действий налогоплательщика могут быть учтены.

С позиции существования единой шкалы ставок для любых доходов из различных источников налоговую систему страны в отношении подоходного налога можно признать нейтральной.

Простота является важнейшим критерием оценки налоговой политики, который, несмотря на его значение, чаще всего приносится в жертву для следования другим целям. Сложные правила сами по себе трудны для понимания, что может привести к путанице и неуверенности в их применении. Трудности возникают также при ведении подробных записей, служащих только целям налогообложения.

Простота налоговой системы важна также и для управления сбором налогов. Система должна управляться четким и предсказуемым для налогоплательщиков образом, избегая произвола и содействуя горизонтальной справедливости. С другой стороны, необходимо, чтобы руководство налоговых органов могло точно оценить, платит конкретный налогоплательщик, соответствующий размер налога согласно установленному порядку или нет.

Критерий, подразумевающий простоту, часто входит в противоречие с соблюдением двух предыдущих критериев — равенства (справедливости) и эффективности, для осуществления которых необходимо разрабатывать подробные и порой труднопонимаемые правила и положения, которые выглядят простыми при замысле, но трудно реализуются в законодательстве и управлении сбором налогов.

Главной целью налоговой системы является мобилизация поступлений.

Налоговые поступления финансируют государственные программы и помогают выполнить макроэкономические задачи правительства. Прогнозирование возможных поступлений на основании особых мер является важным аспектом их оценки. Стоимость проведения таких мероприятий должна быть сопоставлена с доходами, увеличение которых ожидается в связи с принятием этих мер.

Зарубежный опыт функционирования систем налогообложения

Находясь в географическом плане между крупнейшими государствами - Китаем и Россией, с высокими инвестициями в экономику, политика государства должна быть направлена на создание наиболее привлекательных экономических условий в республике по сравнению с сопредельными странами, прежде всего достижением низкого уровня налогообложения, который является наиболее эффективным и действенным инструментом повышения инвестиционной привлекательности.

Основным индикатором уровня налоговой нагрузки на экономику является доля поступлений доходов бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Таблица 4 - Данные о доле бюджетных поступлений в ВВП в 2002 году*

Ед. изм.

Объем ВВП

Поступления Бюджета

Доля поступл. в ВВП, %

Польша

млн.злот.

182 764

51 762

28,3

Венгрия

млрд. фор.

4 163,1

1490

35,8

Чехия

млрд, крон

573,7

160,2

27,9

Хорватия

млн. кун

48 342

18 460

38,2

Кыргызстан(данные 2001 г)

млн. сомов

73890

12 544

17,0

Латвия

млн. лат

1 293

377,4

29,2

Литва

млн.литов

13433

3388,7

25,2

Словакия(данные 2001 г)

млн. крон

989 300

331 649

33,5

Словения

млрд.толаров

1 303

484,4

37,2

Китай

млрд.юан.

2 102

387,3

18,4

Россия**

млрд.руб

7 906,9

2 714,1

34,3

Казахстан

млрд.тенге

3747

849,6***

22,7

Источники:

* Статистический сборник МВФ

** данные Министерства финансов РФ за 9мес.2002 г.



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту.1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда мы...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.