МП – Тема 6

20 Февраль 2014 →

Тема 6 Право внешних сношений

1) Понятие дипломатии. Формы дипломатической деятельности . Дипломатическая служба .

2) Понятие и источники права внешних сношений.

3) Система органов внешних сношений государств .

4) Государственные органы Украины во внешних сношениях. Структура и функции органов внешних сношений Украины .

5) Дипломатические представительства : понятие , виды , состав , функции . Дипломатический корпус.

6) Порядок назначения дипломатических представителей . Привилегии и иммунитеты дипломатических представителей и дипломатических представительств . Обязанности дипломатов по отношению к государству - пребывания .

7) Окончание миссии главы дипломатического представительства .

8) Привилегии и иммунитеты ООН и специализированных учреждений ООН. Привилегии и иммунитеты персонала ООН и других международных организаций .

9) Правовой режим постоянных представительств государств при международных организациях . Функции , привилегии и иммунитеты .

10) Правовой режим специальных миссий. Понятие и виды . Привилегии и иммунитеты .

11) Установка консульских сношений . Консульства : понятие , порядок образования , виды и функции .

12) Персонал консульства. Порядок назначения и отзыва консулов ​​. Консульский корпус. Привилегии и иммунитеты . Консульский округ .

13) Дипломатический протокол.

1) Понятие дипломатии. Формы дипломатической деятельности . Дипломатическая служба .

Слово "дипломатия" происходит от греческого diploma— так в Древней Греции назывались сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам в качестве верительных грамот, подтверждавших их особые полномочия.Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений понятие "дипломатия"вошло в обиход на Рубеже XVI—XVII вв. с появлением при дворах монархов постоянных дипломатических представительств. Примерно в это же время в системе государственных органов стали возникать специальные ведомства, главным назначением которых были переписка и поддержание контактов между государями, прием иностранных послов и делегаций, ведение переговоров.Термин "дипломатия" чаще всего употребляется в следующих значениях:

государственная деятельность в области внешних сношений;

совокупность учреждений и лиц, занимающихся государственной деятельностью в области внешних сношений;

профессия дипломата.

Например, бельгийский юрист-международник А.Ривье отмечает три значения слова "дипломатия":«..."дипломатией" называют в техническом и специальном смысле науку и искусство представительства государств и ведения переговоров...» Это же слово употребляется в более или менее широком смысле, чтобы выразить сложное понятие, охватывающее либо совокупность органов представительства данного государства, включая и министерство иностранных дел, либо совокупность его политических агентов. Наконец, под "дипломатией" понимают еще карьеру или профессию дипломата". Английский дипломат и публицист Г.Никольсон приводит следующие 4 значения этого термина: «… В разговорном языке слово "дипломатия" употребляется для обозначения ряда совершенно различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики... В других случаях оно обозначает переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел... Наконец, это несчастное слово обозначает особую способность, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле — в коварстве в подобных делах». Нередко дипломатию определяют в двух значениях: в широком — как науку о внешних сношениях и в узком — как искусство ведения официальных переговоров. Наиболее развернутое определение дипломатии дает «Дипломатический словарь»: «Дипломатия — средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач, официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей» .Среди основных форм дипломатической деятельности государств можно назвать следующие:

повседневное представительство государства заграницей, осуществляемое его посольствами и миссиями, в функции которых входит, прежде всего, поддержание нормальных отношений отечественного государства с иностранными государствами;

участие представителей государства в деятельности различных международных организаций и учреждений (например, Организации Объединенных Наций и т.д.);

дипломатические конгрессы, конференции, совещания, т.е. периодические многосторонние и двусторонние встречи уполномоченных государств, начиная от глав государств, глав правительств или министров иностранных дел и кончая специальными уполномоченными из числа сотрудников различных рангов;

дипломатическая переписка посредством заявлений, писем, нот, меморандумов;

подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений, регламентирующих различные вопросы межгосударственных отношений;

освещение в печати позиций правительства по тем или иным внешнеполитическим вопросам, публикация официальной информации о важнейших международных событиях, официальное издание международных актов и документов.

Таким образом, дипломатия, будучи важнейшим средством внешней политики государств, представляет собой особый вид политического искусства, важнейший инструмент международного сотрудничества и урегулирования разногласий между государствами.

2) Понятие и источники права внешних сношений.

Право внешних сношений — это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи чем традиционно принято именовать этот комплекс дипломатическим и консульским правом.

Однако постепенно сложились группы норм, относящихся к представительствам государств при международных организациях и к деятельности специальных миссий. Специфичны нормы о торговых представительствах. Кроме того, есть основания для дополнения традиционного комплекса нормами, регулирующими статус и деятельность международных конференций. Все это обусловливает мнение, что характеристика отрасли как права внешних сношений более согласуется с истинным ее содержанием и структурой, чем термин "дипломатическое и консульское право"

Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай.Причем в дипломатическом и консульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются:

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных-миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

К источникам права внешних сношений относятся Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также соглашения между организацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру. Следует иметь в виду и двусторонние соглашения по дипломатическим вопросам, консульские конвенции, соглашения (протоколы) относительно торговых представительств. Что же касается международных конференций, то их нормативная регламентация является всецело индивидуализированной, поскольку правила процедуры разрабатываются применительно к данной конференции.

Общеизвестен, что международное право регулирует взаимоотношения между своими субъектами - государствами, международными организациями и другими международными организациями. В процессе интернационального общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Однако для этого им необходимо быть надлежащим образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядка государства, на территории ее они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, то есть пользоваться определенными иммунитетами и привилегиями. Следовательно, субъекты международного права, и прежде всего государства, объективно участвуют в таких внешних сношениях, стремясь к наиболее полной реализации своих экономических, политических и иных потребностей и интересов.

Практическое осуществление государствами внешних сношений ставит вопрос об их понятие и характеристику.

Принято различать внешние сношения государств в широком и узком значениях.В широком смысле под ними понимается система внешних связей всех субъектов национальной принадлежности, действующих на территории государства: его органов и должностных лиц, всех ее физических, юридических лиц, а также других ассоциаций индивидов. Такая система внешних связей каждого государства, взятая в совокупности всех государств, в основном формирует в широком смысле систему международных отношений. Внешние сношения в узком смысле можно определить как ту часть общей системы международных отношений и международной деятельности каждого государства, охватывает только официальные, поддерживаемые с помощью особых государственных органов связи и отношения между государствами и другими субъектами международного права, с целью осуществления их внешних функций мирными средствами, в соответствии с международным правом. Таким образом, основной целью внешних отношений в узком смысле является осуществление внешних функций государства - совокупности основных направлений ее деятельности, осуществляемых за ее пределами.

Следует иметь в виду, что юридический статус и правовой режим других, кроме государств, субъектов международного права, органы и должностные лица которых неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются специальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и поэтому общим международным правом не регулируются. В число таких договоров входят, например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 октября 1946 и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 года.

Таким образом, общее международное право регулирует только представительство государств, применительно к их зарубежных органов внешних сношений. Предметом его регулирования посредством заключения многосторонних конвенций являются, дипломатическое и консульское право.Государствами заключено также значительное количество двусторонних договоров, касающихся юридического статуса и режима их зарубежных органов внешних сношений. Кроме того, следует указать и на обычные нормы общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров, также регулируют широкий круг вопросов представительства государств в международном общении. В своей совокупности эти международно-правовые акты и нормы составляют право внешних сношений.Право внешних сношений представляет собой отрасль общего международного права, состоящая из системы юридических норм, которые выражают согласованные воли-субъектов международного права относительно прав и обязанностей их официальных органов, выступающих в международном общении, и регламентирующих их состояние и деятельность по осуществление внешних сношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами современного международного права.

Право внешних сношений охватывает четыре основные сферы действия органов внешних сношений:

1) дипломатическую - на уровне традиционных каналов (министерство иностранных дел - посольства и миссии за рубежом);

2) консульское сферу;

3) дипломатическую деятельность на уровне специальных миссий;

4) осуществление внешних сношений в ходе деятельности по представительству государств в их отношениях с международными организациями.

Следует отметить, что в настоящее время вся сфера внешних сношений государств достаточно хорошо разработанной и упорядоченной в правовом отношении. В рамках мирового сообщества принят ряд многосторонних актов, ставших результатом большой и кропотливой работы по кодификации и прогрессивного развития норм международного права в этой области. Это Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года (вступила в силу с 1964 года), Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу с 1967 года), Конвенция о специальных миссиях от 16 декабря 1969 (вступило в силу с 1985 года), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 (вступили в силу с 1977 года) и Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 (в силу еще не вступила). Украина является участником всех вышеперечисленных конвенций.

В соответствии с этими международно-правовых актов можно определить структуру права внешних сношений, состоящий условно из четырех компонентов: дипломатического права; консульского права, права специальных миссий; так называемого дипломатического права международных организаций.

Внешние сношения государства напрямую связаны с правом на участие в международном общении. В основе этого права лежит юридическая возможность государств действовать самостоятельно на международной арене, посредством реализации их международной правосубъектности в области официальных отношений с другими государствами и другими субъектами международного права. Одновременно здесь речь идет не только о возможности действовать согласно собственному волеизъявлению, но и о защите такой возможности с помощью юридических обязанностей со стороны государств-контрагентов, предусмотренных нормами права внешних сношений.

Право на участие во внешних сношениях, являясь одним из основных прав государств, вытекающих из их суверенитета, в свою очередь, состоит из ряда элементов. К ним прежде всего относится так называемое право посольства, является сердцевинной частью общего основного права на участие во внешних сношениях (право на международное общение). Различают активное право посольства - право государства направлять своих дипломатических и консульских представителей в зарубежные государства и пассивное право посольства - право принимать у себя дипломатических и консульских представителей иностранных государств.

Право посольства активно использует Украины. На сегодняшний день Украина в качестве суверенного государства признали более 150 государств. Со 138 из них установлены дипломатические отношения. В более чем 70 государствах открыты посольства Украины. Более 60 государств открыли свои посольства в Украине, послы 41 страны мира выполняют сегодня свои функции в нашей стране по совместительству, во Львове, Ужгороде, Симферополе и Одессе открыто более 15 консульских учреждений иностранных государств. Другими элементами права государства на участие в международном общении выступают: членство государств в международных организациях, участие государств в работе международных конференций; вхождения государств в международные органы ad hoc. При расширительном толковании права государств на участие в международном общении сюда же можно отнести: право на участие в создании норм международного права, право на участие в общем международных договорах, право на изложение официальной позиции каждого государства по тем или иным вопросам, затрагивающим его законных прав и интересов в международном общении, во внешнеполитических заявлениях, нотах и ​​других актах дипломатии. Все эти права фактически выступают в качестве элементов международной правосубъектности государства.

3) Система органов внешних сношений государств .

Для осуществления внешних связей с другими государствами и другими субъектами международного права государства создают систему органов внешних сношений.

Под органом внешних сношений государства понимают должностное лицо, организацию, учреждение, на которую возложено отправление иностранных дел субъекта международного права в пределах установленной компетенции и которое признано в этой качества международным правом. Компетенция органа внешних сношений определяется внутренним правом субъекта международного права (государства). Следовательно, органы внешних сношений государства - это органы, с помощью которых осуществляются связи с другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Следует отметить то, что любое государство, создавая свой орган внешних сношений, должна сообщить другим государствам и другим субъектам международного права об этом, с указанием, что именно ей поручена реализация определенной сферы внешних сношений государства. Органы внешних сношений делятся на:

- Внутригосударственные органы, постоянно находящихся на территории данного государства;

- Зарубежные органы внешних сношений, находящихся за пределами данного государства.

В свою очередь, внутригосударственные органы внешних сношений делятся на две группы органов: 1) общей компетенции и 2) специальной компетенции.

К первой группе относятся органы, представляющие государство во всех вопросах внешних сношений, так называемые органы политического руководства (глава государства, парламент, правительство, глава правительства и ведомство внешних сношений (чаще всего оно называется Министерством иностранных дел), глава ведомства внешних сношений).

Ко второй группе относятся органы представляющие государство только в одной более-менее крупной отрасли ее внешних сношений. Обычно принято считать, что к ним относятся все министерства (кроме Министерства иностранных дел) и центральные ведомства, так как в соответствии со своей профильной компетенции они осуществляют определенные внешние функции, для чего в них создаются отделы (управления) внешних связей.

Внутригосударственные органы внешних сношений общей компетенции определяют основы политики государства, разрабатывают ее тактические и стратегические цели и задачи, формируют сеть органов внешних сношений государства за рубежом, осуществляют подготовку кадрового состава для этих органов.

Правовое положение органов внешних сношений внутри государства закрепляется в конституции, профильных законах, положениях о министерствах и ведомства, разрабатываемых правительством и подтверждаемых им же или главой государства. Формирование внутренней и внешней политики объективно связано с формой государства. Оно должно проходить не только с учетом внутренних факторов, но и с учетом объективных процессов международного развития.

В Украине был разработан и принят парламентом - Верховной Радой Украины - документ, определяющий внешнеполитическую стратегию государства на длительную перспективу. Это Основные направления внешней политики Украины, принятые в 1993 году. В этом документе закреплена система приоритетов внешней политики Украины. Эти приоритеты проявляются в виде задач с указанием временной перспективы. Следует отметить, что главные цели, поставленные в этом документе и связанные с первоочередными задачами вхождения независимой Украины в мировое сообщество и его институты, налаживанием двустороннего и многостороннего сотрудничества со смежными и географически близкими государствами, с государствами - членами СНГ, СЕ, ЕС, НАТО и т.п., реализованы. Поэтому в настоящее время Президентом Украины дано задание Министерству иностранных дел доделать комплекс предложений по внесению в него соответствующих корректив.

4 ) Государственные органы Украины во внешних сношениях. Структура и функции органов внешних сношений Украины .

В структуру внутригосударственных органов внешних сношений Украины входит:

- Парламент - Верховная Рада Украины;

- Глава государства - Президент Украины;

- Правительство - Кабинет Министров Украины;

- Ведомство иностранных дел - Министерство иностранных дел Украины;

- Министерства и ведомства Украины. В соответствии с положениями Конституции Украины Верховная Рада Украины: определяет основы внутренней и внешней политики; заслушивает внеочередные и ежегодные послания Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; объявляет по представлению Президента Украины состояние войны и заключение мира; одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины, осуществляет контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; подтверждает решение о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществляет парламентский контроль в рамках Конституции Украины, дает в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсацию международных договоров Украины. Верховная Рада Украины осуществляет другие полномочия, в соответствии с Конституцией Украины к ее ведению (статья 85 Конституции Украины).

Президент Украины: является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины (статья 102 Конституции Украины), он обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; обращается с посланиями к народу, ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины; представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства; ведет переговоры и заключает международные договоры Украины, принимает решения о признании иностранных государств; назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; присваивает высшие дипломатические раги; возглавляет Совет национальной безопасности и обороны; вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против нее, принимает решение о принятии в гражданство и прекращения гражданства Украины, о предоставлении убежища в Украине. Президент Украины осуществляет другие полномочия, определенные Конституцией Украины (статья 106 Конституции Украины).

Кабинет Министров Украины в соответствии с Конституцией Украины: обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, выполняет Конституцию и законы Украины, акты Президента Украины, принимает меры по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины; организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины; направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров выполняет другие функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины (статья 116 Конституции Украины).

Практическое осуществление внешней политической деятельности государства и организация ее дипломатической деятельности возложена на Министерство иностранных дел Украины (МИД Украины). МИД Украины действует на основании Положения о Министерстве иностранных дел Украины, утвержденного Кабинетом Министров Украины 18 февраля 1993 года. МИД обеспечивает в пределах своих полномочий проведение внешней политики Украины и осуществляет координацию деятельности всех участников внешнеполитических связей Украины. В пределах своих полномочий МИД организует выполнение актов законодательства Украины и осуществляет контроль за их реализацией. В своей деятельности МИД Украины руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, указами и распоряжениями Президента Украины, решениями Кабинета Министров Украины.

Главными задачами МИД Украины являются:

- Участие в реализации государственного суверенитета Украины в сфере внешней политики, содействие повышению международного авторитета государства;

- Обеспечение в пределах своих полномочий проведение единого внешнеполитического курса Украины с целью всестороннего развития политических, экономических, гуманитарных, научных и иных связей с зарубежными государствами;

- Разработка и участие в осуществлении концепции развития внешнеполитической деятельности государства;

- Защита прав и интересов Украины, ее физических и юридических лиц за границей;

- Анализ внешнеполитической деятельности Украины, разработка и осуществление комплекса мероприятий, направленных

на повышение эффективности внешнеполитических связей Украины, в первую очередь, оказание организационно-методической и информационной помощи участникам внешнеполитических отношений;

- Организация, координация и финансирование работы представительств Украины за рубежом, а также содействие деятельности представительств иностранных государств на территории Украины и др..

Соответствии с этими задачами МИД Украины:

- Разрабатывает приоритетные направления сотрудничества с другими государствами;

- Обеспечивает участие Украины в подготовке международных договоров с другими государствами и международными организациями;

- Подает в Кабинет Министров Украины предложения о подписании, ратификации, принятии, одобрении международных договоров или присоединении к ним;

- Вносит в Кабинет Министров Украины предложения о создании, реорганизации и ликвидации за рубежом посольств, консульских учреждений, постоянных представительств Украины при международных организациях и представительств Министерства иностранных дел в Украине, направляет на работу;

- Ведет учет иностранных представительств, их персонала на территории Украины, поддерживает с ними контакты в целях активизации и расширения международного сотрудничества со странами, которые они представляют;

- Обеспечивает визовую политику Украины, выдачу дипломатических и служебных паспортов;

- Обеспечивает проведение в системе МИД Украины единой кадровой политики и функционирования структур, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров для представительств Украины за рубежом;

- Организует осуществление мероприятий по вопросам эвакуации имущества и персонала дипломатических представительств Украины из государств, находящихся с ней в состоянии войны;

- Разрабатывает и утверждает сметы доходов и расходов иностранных учреждений Украины.

Министерства и ведомства Украины являются органами внешних сношений государства специальной компетенции, они действуют на основании положений о соответствующем министерстве или ведомство разрабатываются и утверждаются Кабинетом Министров Украины, или их подтверждает президент Украины. В основе организации системы внешних сношений министерств и ведомств Украины лежит функциональный подход - объективная необходимость осуществления международных контактов с аналогичными министерствами и ведомствами иностранных государств, с целью более эффективного решения вопросов, входящих в профильную компетенцию этих органов, посредством обмена или восприятие зарубежного опыта или с целью объединения усилий для коллективного решения возникающих проблем. Это прежде всего относится к министерствам и ведомствам внешней торговли, внутренних дел, связи, здравоохранения, охраны окружающей среды и т.д.

К зарубежным органов внешних сношений относятся:

- Постоянные органы (дипломатические представительства: посольства и миссии, консульские представительства, торговые представительства, постоянные представительства государств при международных организациях);

- Временные органы (специальные комиссии или миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и разрешения других вопросов, делегации, направляемые для участия в международных конференциях).

5 ) Дипломатические представительства : понятие , виды , состав , функции . Дипломатический корпус.

Дипломатическое представительство - это орган внешних сношений государства, находящегося за ее пределами на территории другого государства, для осуществления дипломатических сношений с ними.

Следует иметь в виду, что дипломатическое представительство является родовым понятием, определяющим различные виды иностранных органов внешних сношений государства, осуществляющих дипломатическую деятельность.

Дипломатическое представительство – орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений. Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

Структура дипломатических представительств – состав и характер дипломатических представительств – в разных странах различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты. Персонал дипломатических представительств – дипломатический, административно-технический, обслуживающий. (Подробнее см. ниже – Дипломатический корпус).

Административно-технический персонал включает заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей, шифровальщиков и др. К обслуживающему персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы, повара, дворники и т.д.

В составе дипломатического представительства имеются различные категории атташе:атташе военные, военно-морские и военно-воздушные. Будучи квалифицированными военными специалистами, они являются представителями своего военного ведомства при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно они являются советниками главы дипломатического представительства по военным вопросам;специальные атташе – по культуре, науке и технике, сельскому хозяйству, экономике, промышленности, финансам, труду и т. п. Некоторые капиталистические страны назначают атташе по делам религии. Специальные атташе являются квалифицированными специалистами в своей области; им поручается изучать в стране пребывания вопросы по их специальности, а также вести оперативную работу, связанную с поддержанием и развитием связей между своими ведомствами и соответствующими ведомствами страны пребывания. Иногда специальные атташе имеют дипломатические ранги советника;атташе по делам печати (пресс-атташе). Это работник дипломатического представительства, ведающий вопросами печати и информации этого представительства. Им может быть любой опытный дипломатический работник – секретарь или дипломатический работник;атташе дипломатический – младший дипломатический работник дипломатического представительства или центрального аппарата Министерства иностранных дел СССР. На эту должность назначаются молодые люди, начинающие свою дипломатическую службу;атташе почетные – лица, избравшие дипломатическую карьеру, но еще не числящиеся на постоянной службе и не получающие жалованья. Атташе почетные получают право проходить стаж в каком-либо дипломатическом представительстве. По окончании стажа они зачисляются на штатную дипломатическую службу. В советской дипломатической службе почетных атташе нет.Все категории атташе являются дипломатическими работниками дипломатического представительства и включаются в состав членов дипломатического корпуса. Они пользуются всеми дипломатическими привилегиями.

Венская конвенция 1961 года «О дипломатических сношениях» в статье 3 закрепила функции дипломатического представительства в соответствии с международным правом. К ним относятся:

- Представительская функция, заключающаяся в представительстве государства, аккредитующим в государстве пребывания;

- Защита в государстве пребывания интересов государства, аккредитует и ее граждан в пределах, допускаемых международным правом;

- Ведение переговоров с правительством государства пребывания;

- Информационная функция - выяснение всеми законными способами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству государства, аккредитует;

- Функция поощрения дружественных отношений между государством, аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Представительная функция заключается в том, что дипломатическое представительство государства, аккредитует, представляет ее в государстве пребывания в полном объеме, то есть оно вправе полностью представлять ее политические, экономические, социальные, культурные и другие интересы. Эта функция основана на суверенной власти государства - субъекта международного права, имеет объективное право на представительство (право посольства).

Представительская функция дипломатического представительства в теоретическом аспекте начинается а момента объявления о создании дипломатического представительства и его открытие, а на практике, конечно, - с момента вручения главой дипломатического представительства верительных грамот.

Расширительное толкование представительской функции дипломатического представительства позволяет выделить в этой функции подфункцию, что в определенных обстоятельствах становится самостоятельной функцией, - это функция дипломатической защиты, что упоминалась в предыдущих разделах.Она заключается в том, что дипломатическое представительство за рубежом представляет и защищает не только интересы государства, аккредитует, но и осуществляет подобные меры в отношении физических и юридических лиц, то есть субъектов, которые находятся в правовой связи с государством, аккредитует ( граждане и юридические лица государства).

В международном праве на основе практики выработаны критерии правомерности дипломатической защиты:

а) функция дипломатической защиты предоставляется только дипломатическим представительством;

б) дипломатическая защита распространяется в основном только на граждан государства, аккредитует;

в) эта функция начинает действовать не сразу после совершения лицом правонарушения, а только после того, как посольством исчерпаны все законные средства, предусмотренные рамками законодательства государства пребывания (суть дипломатической защиты состоит не столько в правовой защите гражданина, сколько в его политической защите, поскольку к этому вопросу присоединяются политическое руководство и другие центральные органы государства, аккредитует);

г) дипломатическая защита не предоставляется иностранным гражданам, гражданам страны пребывания или апатридам (функция дипломатической защиты не совпадает с правом дипломатического убежища).

Функция ведения переговоров с правительством страны пребывания является основной процессуальной функцией, указывает на средство осуществления дипломатических полномочий. В широком смысле эта функция понимается как общение дипломатического представителя с властями страны пребывания. В узком смысле - это переговоры по вопросам заключения международного договора или иных сделок. Эта функция основана на функции представительства, поэтому переговоры в широком и узком смысле дипломатический представитель ведет без предоставления разовых полномочий, так как ранее им была вручена верительная грамота главе государства пребывания.

Информационная функция заключается в том, что дипломатическое представительство имеет право всеми легальными, допустимыми средствами (в рамках законодательства страны пребывания) осуществлять сбор информации и передавать ее правительства своей страны. Эта информация носит многоаспектный характер, потому что касается политической обстановки в государстве пребывания, расстановка в ней политических сил, экономической ситуации в стране и другие вопросы. Однако информационную функцию следует понимать более широко. Она включает в себя обязательства не только информировать государство, аккредитует, но и обязательства предоставлять информационные услуги субъектам, находящимся на территории страны пребывания. Таким образом, любой гражданин, организация, тем более орган страны пребывания, вправе обратиться в дипломатическое представительство с запросом о предоставлении интересующих его информации по конкретным вопросам. Одновременно: следует отметить, что информационная функция должна осуществляться дипломатическим представительством очень осторожно, чтобы избежать нарушений законов страны пребывания.

Если все перечисленные выше функции были выработаны в процессе длительной международной практики, то функция укрепления дружественных отношений между государствами и сотрудничества в области экономики, культуры и науки появилась уже в современный период. Эта функция была предложена делегацией Чехословакии в процессе проведения

Венской конференции и нашла свое место в принятом ею кодифицированном документе.

Следует отметить, что организационно-правовые формы реализации функций дипломатического представительства очень широки и разнообразны, они обсуждаются и устанавливаются, находя свое закрепление на межправительственном уровне в соответствующих соглашениях.

Дипломатический корпус (в узком смысле) – главы посольств и миссий, аккредитованных в данной стране. Дипломатический корпус (в широком смысле) – лица, имеющие дипломатические паспорта и дипломатические карточки, выдаваемые государством пребывания (схема 12).

Члены дипломатического персонала – это лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломату в соответствии с существующими в стране правилами относительно прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники). Главы представительств государств, согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., делятся на три класса: а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государств; в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Дипломатический ранг сохраняется пожизненно. К дипломатическому персоналу относятся также торговые представители и их заместители, военные атташе и специалисты по областям сотрудничества, имеющие различные дипломатические ранги.

Схема 12. Дипломатический корпус

Класс главы дипломатического представительства определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитующей страны.

Главы посольств и миссий в стране пребывания избирают старейшего по возрасту или сроку пребывания, но самого уважаемого иностранного дипломата-дуайена. Дуайен (старшина или декан) – глава дипломатического корпуса в стране пребывания. Его функции – не только представительские, но иногда и немаловажные, и деликатные консультативные услуги, подача просьб в МИД от имени всего дипкорпуса.

6 ) Порядок назначения дипломатических представителей. Привилегии и иммунитеты дипломатических представителей и дипломатических представительств. Обязанности дипломатов по отношению к государству - пребывания .

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства.Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным законодательством предоставляются особые льготы, преимущества.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г., которое в определенной мере продолжает регламентировать поведение российских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР "О милиции" 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудников милиции беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, и проводить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: "кроме иностранных дипломатических представительств", в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограничено на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный кодекс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломатических представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей (ст. 202).

В отношении помещений представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специальную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Это обязательство учтено в Федеральном законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" 1995 г. В перечне ее обязанностей: обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации (п. "н" ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического представительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являются обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство — упомянутое выше Положение о дипломатических и .консульских представительствах 1966 г. — несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипломатического персонала вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные органы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Таможенном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными "в Венской конвенции привилегиями и иммунитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: "если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно").

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты "предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства". Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

7 ) Окончание миссии главы дипломатического представительства.

Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, т.е. согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально - желательным лицом). Члены представительства в принципе должны быть гражданами аккредитующего государства.

После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его государства верительные грамоты, т.е. полномочия общего характера. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения, после чего представитель может приступить к выполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь) либо по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona non grata (нежелательным лицом), для чего должны быть достаточно серьезные основания. Таковыми для прекращения деятельности всего представительства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.

Дипломатическая миссия может окончиться по самым различным причинам. Если это временная миссия, то она заканчивается после окончания переговоров или когда выполнено возложенное на миссию поручение; если миссия постоянна, она может окончиться либо в результате происшедшего изменения в статусе главы дипломатического представительства (назначение в другое место, отставка или смерть), либо в случае каких-либо событий, непосредственно касающихся суверена, который аккредитовал его или при котором он аккредитован (смерть, отречение), или в случае каких-либо крупных изменений в том или ином государстве (изменение внутриполитического режима, потеря независимости), или, наконец, в случае важных изменений в политических отношениях между обоими государствами (разрыв отношений, война).

Вручение новых верительных грамот необходимо вследствие изменения в ранге дипломатического представителя. То же самое имеет место в случае смерти или отречения суверена. С другой стороны, смерть президента или окончание срока, на который президент избран, не вызывает необходимости вручения новых верительных грамот.

В тех случаях, когда вручение новых верительных грамот не требуется, достаточно направления официального письма, подтверждающего его должностное положение. Во всех случаях глава представительства сохраняет полномочия для ведения переговоров с иностранными государствами, при которых он аккредитован, и продолжает ими пользоваться.

Верховным комиссарам стран Содружества, назначаемым при премьер-министрах, и поверенным в делах, принимаемым министрами иностранных дел, не требуется вручать новые верительные грамоты в случае смерти суверена или в случае смены министра, подписавшего полномочия об их назначении или верительные грамоты.

Если посол окончательно выезжает из столицы государства пребывания, он должен в соответствии с местным протоколом вручить свои отзывные грамоты. Обычно аудиенция с главой государства, во время которой проходит эта церемония, носит личный характер. В Англии это делается его преемником.

Суверен или президент, при котором глава представительства был аккредитован, может вручить ему орден, а если в стране нет орденов такого рода, ему вручают памятный подарок. Накануне его отъезда министр иностранных дел устраивает обед в его честь.

Единственный случай, когда уезжающий глава представительства не наносит визит главе государства, это когда он уезжает по требованию правительства, при котором он аккредитован. Обычно по соображениям престижа и чтобы не создавать впечатления, что уезжающий глава представительства впал в немилость, его правительство еще до замены отзывает его на родину для консультации.

Как правило, новый посол не прибывает на место своего назначения до того, как его предшественник не выедет из страны, где он выполнял свои обязанности. Единственным исключением из этого правила является случай, когда бывший глава представительства уходит в отставку и остается в государстве, где он был аккредитован. Отбывающий посол сообщает письмом о дате окончания своей миссии министру иностранных дел и членам дипломатического корпуса, сообщая одновременно имя и занимаемую должность временного поверенного в делах. Посол направляет свои визитные карточки своим близким друзьям с надписью “РРС”.

Порядок отъезда главы представительства такой же, как и его приезда, то есть “инкогнито”.

Однако если это посол, его обычно провожают представители протокольной службы и главы государства. Если он посланник, то его провожает представитель министра иностранных дел.

8 ) Привилегии и иммунитеты ООН и специализированных учреждений ООН. Привилегии и иммунитеты персонала ООН и других международных организаций .

Привилегии и иммунитеты ООН и ее специализированных учреждений.

Для того чтобы международная организация могла нормально функционировать, она должна пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами. Представители государств - членов международной организации и ее должностные лица также должны пользоваться привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения ими своих функций.

Эти положения, нашедшие отражение в ст. 104 и 105 Устава ООН и в уставных документах ряда др. международных организаций, являются в настоящее время общепризнанными.

В развитие положений ст. 105 Устава ГА ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, в которой данные вопросы регламентируются более конкретно. 21 ноября 1947 г. ГА ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Данная конвенция применима ко всем специализированным учреждениям системы ООН с учетом некоторых изменений, предусматриваемых в особых приложениях, разрабатываемых самими этими учреждениями с целью отражения их специфики.

К этому следует добавить, что ООН заключила соглашения с США и Швейцарией о штаб-квартирах Организации на территориях этих двух стран (соответственно соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26 июня 1947 г.), а специализированные учреждения, в свою очередь, имеют соглашения с государствами, на территории  которых расположены их штаб-квартиры (ЮНЕСКО - с Фр., ФАО - с Италией и т.д.). В этих соглашениях содержатся положения о привилегиях и иммунитетах представителей государств и должностных лиц соответствующих организаций.

Необходимо подчеркнуть, что иммунитет представителей государств в международных организациях значительно шире, полнее, чем иммунитет должностных лиц. По существу он аналогичен дипломатическому, что имеет под собой серьезные основания. Главным здесь является то, что, как и в случае с дипломатическими представителями, в основе иммунитетов и привилегий представителей государств в международных организациях и в органах этих организаций лежит прежде всего право государств на международное представительство. Отсюда необходимость обладания этой категорией представителей максимально возможными привилегиями и иммунитетами, приближающимися к дипломатическим или аналогичными им.

Вместе с тем необходимо отметить, что, в отличие от дипломатических представителей, эти представители не аккредитованы при государствах пребывания и реализуют свои права на международное представительство не перед ними, хотя в них и находятся, а в рамках международной организации. Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций государств на международных конференциях, которые также не аккредитованы при государстве, на территории которого проводится конференция. Никто, разумеется, не может обязать государство стать страной пребывания. Но коль скоро государство взяло на себя такую роль, оно обязано обеспечить представителям государств в международных организациях и делегациям на конференциях соответствующие привилегии и иммунитеты, которыми, конечно, они должны пользоваться добросовестно.

Из того факта, что эти представители не аккредитованы в государстве пребывания, а представляют свои государства в международной организации (органе, на конференции), вытекают по меньшей мере три правовых последствия: а) их назначение не обусловливается получением агремана от организации или государства пребывания; б) такие представители не могут быть объявлены persona non grata по правилам, применяемым в двусторонней дипломатии; в) по отношению к ним государство пребывания не может применять принцип взаимности.

Что касается представителей государств в международных организациях, в органах этих организаций и на созываемых ими международных конференциях, то на практике, сложившейся в системе ООН, они обладают иммунитетами и привилегиями, аналогичными дипломатическим.

Согласно ст. 4 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., представители государств-членов в главных и вспомогательных органах ООН (делегаты, их заместители, советники, эксперты и секретари делегаций) обладают практически всеми привилегиями, иммунитетами и льготами, какими пользуются дипломатические представители.

Двусторонние соглашения о штаб-квартирах ООН и ряда др. международных организаций универсального характера предусматривают для постоянных представителей государств при международных организациях привилегии и иммунитеты, аналогичные дипломатическим, однако в некоторых соглашениях они несколько сужены.

Так, соглашение ООН с США о штаб-квартире ООН, признавая в принципе за представителями государств в ООН и в специализированных учреждениях ООН право на дипломатические привилегии и иммунитеты, в то же время позволяет властям США возбуждать с согласия государственного секретаря дела против сотрудников представительств и должностных лиц ООН с целью предъявления им требования о выезде из Соединенных Штатов «при злоупотреблении своими привилегиями». Правда, в соглашении оговорено, что такое согласие может быть дано государственным секретарем США лишь после консультации с соответствующим государством — членом ООН (когда дело касается представителя такого государства или члена его семьи) или после консультации с Генсеком или главным должностным лицом специализированного учреждения, когда речь идет о его должностных лицах.

Кроме того, в соглашении говорится, что лицам, пользующимся дипломатическими привилегиями и иммунитетами, то есть представителям государств при международных организациях, может быть предъявлено требование о выезде из США «с соблюдением обычного порядка, установленного в отношении дипломатических представителей, аккредитованных при правительстве Соединенных Штатов». Иными словами, здесь предпринята попытка распространить на эту категорию представителей норму о persona non grata, что противоречит статусу представителей государств при международной организации.

14 марта 1975 г. на конференции ООН, созванной в Вене по решению ГА ООН, была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Конвенция предусматривает свободу назначения посылающими государствами сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной неприкосновенности личности представителей государств в международных организациях и на международных конференциях, помещений постоянных представительств, жилых помещений делегаций, а также почты представительств и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитеты постоянных представителей, постоянных наблюдателей, делегаций, а также наблюдателей в органах и на международных конференциях. Объем предоставляемых всем этим категориям представителей государств привилегий и иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит положения о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней дипломатии.

Конвенция также регулирует вопрос о привилегиях и иммунитетах административно-технического персонала постоянных представительств и делегаций, приравнивая его в основном к административно-техническому персоналу дипломатических представительств.



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту. 1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.