МП – Тема 4

20 Февраль 2014 →

Тема 4 Право международных договоров (МД)1) Кодификация права МД.2) Принцип права МД.3) Понятие МД в доктрине и практике.4) Наименование и структура договоров.5) Классификация МД.6) Право на участие в договорах.7) Государство как субъект МД.8) Стадии и порядок составления МД.9) Ратификация МД, ратификационные грамоты.10) Депозитарий и его функции.11) Вступление в силу МД.12) Регистрация и публикация договоров.13) Принципы исполнения МД.14) Предостережение к МД.15) Условия недействительности МД и ее последствие.16) Законодательство Украины о МД.

1) Кодификация права МД.Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия, изменения и прекращения международных договоров.

Объектом этой старейшей и, несомненно, важнейшей отрасли международного права является сам международный договор в широком смысле слова, давно занял прочные позиции ведущего и основного источника международного права. Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. В этом отношении очень показательна мысль немецкого ученого Г. Крегера, который писал, что международное право является договорным правом, и угроза договорному праву угроза всему международному правопорядку. Поэтому недаром рост договорного характера международного права является одной из основных черт современного международного права. Это объясняется тем, что практически нет ни одной области международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Договорная форма отношений между государствами имеет древнюю историю. Первым таким договором принято считать союзнический договор, заключенный между фараоном Египта Рамзесом II и царем хэтом Хаттусили примерно в 1270 году до нашей эры.

Становлению системы договорных отношений на международной арене способствовали процессы создания и развития национальных государств в XVIII-XIX веках. Кроме того, следует забывать, что договоры, по сравнению с другими средствами межгосударственных отношений, имели определенные преимущества технического характера: их можно было обсуждать и заключать в достаточно короткий срок, на нормы, в них содержатся, можно было легко ссылаться, потому что без лишнего доказательства они достаточно ясными, точными и четкими.

Первым кодифицированным актом в области права международных договоров была Гаванская конвенция 1928 года о договорах, которая носила региональный характер и действовала в Латинской Америке.

С появлением ООН и созданием Комиссии международного права ООН по кодификации и прогрессивного развития международного права кодификация права международных договоров стала одной из ее главных задач.

Процессам кодификации международного договорного права способствовали и процессы, происходили в 60-е и 70-е годы XX века в рамках международного сообщества, когда под влиянием развивающихся государств, и при поддержке социалистических стран были заключены многочисленные многосторонние договоры, имеющие основной целью кодифицировать, а также изменить существующие обычные нормы в различных отраслях международного права в более выгодном для этих государств направлении.

Комиссия по международному праву ООН разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968-1969 годах, была принята Венская конвенция о праве международных договоров, вступила в силу 27 января 1980 (СССР ратифицировал конвенцию 4 апреля 1986 года, и конвенция вступила для него в силу с 29 апреля 1986 года.

Украина является участницей конвенции в составе СССР: она подписала конвенцию 29 апреля 1986 года; ратифицировала ее 14 мае 1986 года; конвенция вступила для Украины в действие с 13 июня 1986 года).

В 1978 и 1986 годах в Вене на основе проектов статей, подготовленных Комиссией международного права, были приняты Конвенция о правопреемстве государств относительно договоров и Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, в которых СССР не участвовал, и они до сих пор не вступили в силу. Но многие положения этих конвенций в настоящее время действуют в качестве обычных норм.

Названные конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. В частности, не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому наравне с договорными нормами продолжают действовать и обычные нормы.

Вместе с тем следует отметить, что право договоров - одна из самых кодифицированных отраслей международного права. Т.к. существует целый ряд международно-правовых документов, конкретизирующих и детализирующих положения Венских конвенций, которые являются основными документами права международных договоров. Так, в Венской конвенции 1969 была принята Декларация о запрещении применения военного, политического или экономического принуждения при заключении международных договоров в качестве составной части Заключительного акта конференции ООН по праву договоров. Еще 14 декабря 1946 Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по регистрации и опубликование договоров и международных соглашений в качестве правил для введения в действие статьей 102 Устава ООН, согласно которой «всякий договор и всякое международное соглашение, заключенное любым Членом Организации после вступления в силу профильного Устава, должны быть при первой возможности зарегистрированы в Секретариате и им опубликованы ». Данной резолюции были утверждены Правила о регистрации и опубликование международных договоров, в которых указывалось, что обязательной регистрации подлежат все договоры и международные соглашения независимо от их формы и наименование. 10 февраля 1946 была принята еще одна резолюция ГА ООН по вопросам регистрации договоров, в которой членам рекомендовалось передать для хранение Генеральному секретарю и опубликованные договоры, заключенные до вступления в силу Устава ООН и не включены в сборники Лиги Наций.

Таким образом, можно констатировать, что принятые в рамках международного сообщества документы позволяют с достаточной степенью эффективности регламентировать порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения действия международных договоров.

2) Принцип права МД.

Вступление в силу и регистрация мд

3) Понятие МД в доктрине и практике.В соответствии со статьями 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями 1986 года: международный договор означает международное соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Таким образом, определение «договор», несмотря на его функциональный характер, охватывает почти все элементы этого важнейшего и ключевого содержательного понятия Конвенций:

- Его субъектов (участников)

- Соглашение между ними;

- Специфическую форму такого соглашения, что отличает ее от других международных соглашений;

- Регулирование такого соглашения международным правом. Субъектами (участниками) международного договора по

Венской Конвенции 1969 года является только государства. В таком понимании термин «Договор» употреблен во всей Конвенции. Однако это не означает отрицания того, что и другие субъекты международного права (например, межправительственные организации, нации, борются за национальное освобождение и государственную независимость) не могут заключать международные договоры. Напротив, оговорка, сделанная в статье С Конвенции, подтверждает такую возможность:

«Тот факт, что настоящая Конвенция не применяется к международным соглашениям, заключенным между государствами и другими субъектами международного права или между такими другими субъектами международного права, и к международным соглашениям не в письменной форме, не касается:

а) юридической силы таких соглашений;

б) применения к ним любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых они попали бы в силу международного права, независимо от настоящей Конвенции;

в) применение настоящей Конвенции к отношениям государств между собой в рамках международных соглашений, участниками которых являются также другие субъекты международного права ».

Венская Конвенция 1986 года не только снимает вопрос о расширении круга субъектов права международных договоров, но и практически аналогичным способом регулирует их действия с участием в процессе заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров.

Из определения следует, что участниками международного договора согласно Венских конвенций 1969 и 1986 годов должны быть как минимум два субъекта международного, права. Двустороннее соглашение, в которой только один из участников является субъектом международного права, а другой - юридическим или физическим лицом, не считается международным договором. Такие договоры, как, например, договоры международной купли-продажи товаров, заключенные между предприятиями, находящимися в разных государствах, не подпадают под регулирование указанных Венских конвенций. В отношении них действуют другие международно-правовые акты.

Хотя в определении говорится о договорах в письменной форме и не говорится о договоры в устной форме,

государства и другие субъекты международного права могут по взаимному согласию распространить на устные договоры действия положений Венских конвенций 1969 и 1986 годов. Другими словам, международный договор - это явно выраженная соглашение между государствами или другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призвана регулировать их взаимоотношения путем создания их взаимных прав и обязанностей.

Слова «договор означает международное соглашение» отражают юридическую сущность международному договору, согласительный природу. В отличие от других государственных актов, международный договор предполагает наличие в нем волеизъявлений крайней мере двух субъектов международного права, причем эти волеизъявления в договорах не существуют изолированно друг от друга, а взаимно согласованными, т.е. одинаково и одновременно направленными на достижение определенной единой цели. Такие взаимно согласованные волеизъявления и образуют в договоре договорной соглашение, суть договора. Поэтому сделка составляет юридическую сущность любого международного договора. В противном случае может быть (поставлена под вопрос подлинность волеизъявления государства при заключении международного договора и самого международного договора в целом.

В праве международных договоров в отношении тех же субъектов применяются различные наименования, свидетельствующие об их отношении к конкретному договору (Состояние на разных стадиях договорного процесса и об отношении к такому процессу вообще). Это касается прежде всего государств. Так, понятие «государство, участвующее в переговорах »означает государство, участвовавшая в составлении и принятии текста договора, «государство, договаривается» - означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил договор в силу или нет, «участник» означает государство, которое согласилось на обязательность для нее договора и для которого договор находится в силе, «третье государство» - значит государство, не являющееся участником договора.

В международно-правовой литературе и договорной практике, кроме термина «участник» международного договора, употребляются термины «субъект», «контрагент», «сторона». Они считаются равнозначными, за исключением термина «сторона». Время термин «контрагент» чаще применяется к участникам внешнеэкономических сделок, термин «субъект» имеет более научное значение и употребляется применительно к субъекту международного права вообще. Существует мнение, что сторонами в международных договорах субъекты международного права становятся только тогда, когда этот договор они уже заключили. До этого момента, пока международный договор не заключен, пройдя для этого все необходимые стадии, его участники называются сторонами договариваются. В то же время считают, что государства, участвующие в переговорах, - это те государства, которые находятся в стадии заключения международного договора, если договор еще полностью не сформулирован.

4) Наименование и структура договоров.К элементам формы международного договора относится также структура договора. Договор представляет собой единую систему взаимосвязанных норм. Поэтому он должен рассматриваться как единое целое, в котором все постановления обязательны для сторон.

Основными элементами структуры договора являются:

преамбула (введение), где указываются цели договора, а также ряд формальных моментов (название договора и сторон, иногда фамилии уполномоченных, проверка полномочий и другие) и реже конкретные нормы (например, в мирных договорах — о прекращении состояния войны);

центральная часть, которая содержит положения по существу регулируемых отношений;

заключительная часть, которая включает положения о порядке вступления в силу, действии и прекращении действия договора.

В настоящее время положения договора обычно делятся на статьи, а иногда на главы (Устав ООН, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.) и даже части (Всемирная почтовая конвенция). Статьи иногда имеют свои наименования. Это облегчает пользование текстом договора, особенно если он сложен или значителен по объему.

Все более широкое распространение получают приложения. Это как бы четвертая часть договора. Однако для придания им силы самого договора нужно специальное указание в нем или в приложении к нему. В противном случае такие акты не будут частью самого договора. Например, не был приложением к советско-германскому Договору о ненападении 1939 г. подписанный одновременно с ним Дополнительный секретный протокол о сферах влияния в Европе.

Наличие всех элементов структуры в каждом договоре необязательно и не влияет на его юридическую силу: договор без преамбулы, без заключительных статей так же обязателен и действителен, как и договор с этими частями.

В понятие формы входит наименование договора. Не существует общепризнанной классификации таких наименований. Одинаковые по форме и содержанию акты в одном случае именуются договором, в другом — конвенцией или соглашением. Встречаются и такие наименования международных договоров, как пакты, хартии, трактаты, совместные декларации, заявления, коммюнике, уставы, статуты, протоколы, обмен нотами и многие другие. Юридического значения это не имеет.

Обмен нотами (письмами) является не только особым наименованием, но и своеобразным, упрощенным способом заключения международного договора. Но договор в форме обмена нотами обладает такой же юридической силой, как и обычный договор.

Договоры могут быть не только письменными, но и устными. Последние встречаются очень редко, Можно привести в пример устную договоренность в 1946 г. между СССР, США, Англией, Францией и Китаем о принципе справедливого распределения мест при избрании непостоянных членов Совета Безопасности ООН. Устные договоры так же обязательны, как и письменные.

Международные организации заключают международные договоры в трех основных формах: международное соглашение (чаще всего), обмен письмами (нотами) и параллельные резолюции. Отсутствуют такие наименования, как договор, пакт, конвенция. Но это не значит, что таковые не могут быть использованы в будущем. В отличие от практики заключения межгосударственных договоров, языковой принцип в договорах международных организаций не всегда соблюдается. Очевидно, что принцип равноправия языков и здесь должен применяться более последовательно.

5) Классификация МД.Понятие «договор» в Венских конвенциях употребляется как родовое понятие, охватывает все виды международных договоров.

Международные договоры классифицируются по разным основаниям:

I. По количеству участников:

1) односторонний международный юридический акт. Его выделение в качестве самостоятельного вида международного договора некоторые авторы объясняют наличием процесса одностороннего волеизъявления субъекта международного права, что, правда, вызывает юридические последствия только для этого субъекта. В таких односторонних юридических актам относятся:

- Нотификация - сообщение в установленной форме факта, из которого могут следовать юридические последствия (они появляются в том случае, если государство, которая нотификуе, берет на себя одностороннее обязательство, например возместить ущерб, вывести войска)

- Признание - может иметь форму как нотификации, так и любую другую. Здесь важен сам факт закрепления государственной воли, превращает фактическое положение в юридическое (Например, признание de jure)

- Протест - является действием обратной признанию. Его сущность состоит в непризнании законности чего-либо (например, непризнания оккупации одним государством части территории другого государства). Протест должен всегда исходить от компетентного органа протестующей государства, как правило, ее специализированного органа внешних отношений (министерства иностранных дел);

- Отказ - это акт, вызывает последствия только по воле того, кто отказывается. В международной практике сложился обычай, согласно которому можно отказаться от прав, но нельзя отказаться от обязанностей. Но невозможно отказаться и от всех прав. Например, нельзя лишить себя прав, необходимых для выполнения юридического обязательства перед партнерами по соглашению. Но можно отказаться от прав и обязанностей при объявлении вновь образованной государством отсутствии правопреемства (tabula rasa) от государства-правопопередници. Правда, здесь не можно отказаться от обязательств, вытекающих из заключенных правопредшественником международных договоров (так называемое «правопреемство приобретенных прав»). Для отказа нужно явное и определенным образом выраженное внешне волеизъявления государства - здесь бездействие недостаточно.

2) двусторонние договоры, в которых участвуют два субъекта. Однако в таком договоре возможны и вариации: с одной стороны, участие одного государства, а с другой стороны - нескольких;

3) многосторонние договоры, в которых участвуют три и более субъекты;

Следует выделить так называемые общие многосторонние договоры, заключаемые между несколькими государствами, но по вопросам, представляющим интерес для большинства государств-членов мирового сообщества. На Венской конференции 1968-1969 лет делегация СССР внесла проект определения общего многостороннего договора как такового, связанного с вопросами, представляющими общий интерес для международной общности государств. Кроме того, она предложила сформулировать еще одно дополнение по таким договорам: «Все государства имеют право на участие в общих многосторонних договорах в соответствии с принципом суверенного равенства ». Примером такого договора является Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, сначала был заключен между СССР, США и Великобританией. Учитывая особый характер объекта правового регулирования этого договора, к нему со выразили желание присоединиться и другие государства. Но договор наделил начальных участников особыми правами: договор вступает в силу при условии его ратификации всеми начальными участниками (ст. 3); их согласие необходимо и для принятия поправок (ст. 2). Следовательно, без участия какой-либо из начальных государств-участников, договор утратил бы свое значение.

II. По сфере и силой действия

1) универсальные договоры - в них участвуют практически все государства-члены мирового сообщества (например, Устав ООН);

2) региональные договоры - в них участвуют государства определенного географического региона, на который распространяется действие настоящего договора (например, участниками Европейской конвенции о гражданстве 1997 года является европейские государства-члены Совета Европы)

3) субрегиональные договоры - в них участвуют государства внутри определенного географического региона (например, договоры о создании Еврорегионов)

III. По степени открытости:

1) открытые договоры - в них участвует и к ним вправе присоединиться любая заинтересованное государство. Такие договоры, как подчеркивается в Венской декларации об универсальности 1969 года, «должны быть открыты для всеобщего участия»;

2) закрытые договоры - у них круг участников заранее определено.

IV. В зависимости от субъекта, который заключает договор:

- Межгосударственные договоры (заключаемых от имени государства);

- Межправительственные договоры (заключаются от имени правительства)

- Межведомственные договоры (от имени органов исполнительной власти государства - его министерств и ведомств).

V. В зависимости от формы договора:

договор в письменной форме - большинство международных договоров в настоящее время заключается в такой форме;

договор в устной форме - так называемая «джентльменское соглашение», встречается довольно редко. ее примером может служить джентльменское соглашение о правилах процедуры III Конференции ООН по морскому праву, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 16 ноября 1973 года.

VI. В зависимости от объекта международно-правового регулирования

- Договоры политические;

- Сделки по правовым вопросам;

- Соглашения по пограничным вопросам;

- Соглашения по экономическим вопросам;

- Соглашения по вопросам транспорта и связи;

- Соглашения по вопросам здравоохранения;

- Соглашения по вопросам войны.

Следует отметить, что такая объектная классификация, которая на практике не имеет юридического значение, применялась еще МИД СССР в действующих Сборниках, публиковавшиеся им, которые заключаются СССР с иностранными государствами.

В международном праве существуют требования, предъявляемые к международным договоров, заключаемых:

1) наличие правоспособного субъекта;

2) наличие соответствующего объекта сделки;

3) наличие свободного волеизъявления сторон. Например, до 1917 года в международном праве существовал принцип: «хотя я заключаю международный договор под давлением, но я его желаю », то есть побежденная агрессором сторона получала навязан Договор, который нужно было подписывать и выполнять. В настоящее время такое принуждение может послужить основанием для признания договора недействительным;

4) соблюдение установленной формы.

При заключении международных договоров форма международного договора играет важную роль и имеет конституированную значение для его подлинности.

Форма международных договоров включает в себя:

- Язык международного договора. В историческом аспекте наиболее распространенными языками международного договора были сначала латинский, а затем французский. В настоящее время заключения двусторонних договоров осуществляется языках договаривающихся сторон, в договоре делается отметка о том, что тексты договоров имеют равную юридическую силу (аутентичные). Иногда, когда в одной из языков недостаточно развита терминологическая база, двусторонние соглашения могут заключаться на трех языках.

Оформление многосторонних договоров происходит одним или несколькими языками. На другие языки делаются официальные переводы, заверяются депозитарием договора и затем передаются участникам договора. Иногда такие переводы не делаются. Так, например, ряд договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств, был оформлен на одном языке - русском. При заключении международного договора в рамках международных организаций или международных конференций используются официальные или рабочие языки этих международных структур.

Официальными являются языки, которыми ведется дискуссия в главных органах конференции или организации, заключаются либо публикуются официальные документы (протоколы, решения, заключительные акты и т.п.).

Рабочие языки - это языки, используемые для обсуждения вопросов в рабочем Вспомогательные органы конференции или организации или при разработке текста документов в них. Так, например, заключение договоров в рамках ООН происходит английском, испанском, китайском, русском и французском языках - пятью рабочими языками этой организации (ее Генеральной Ассамблеи, комитетов и подкомитетов), который одновременно является и официальными языками. На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, результатом которой стало принятие Заключительного акта - важного международного документа договорного характера, официальным были шесть языков - английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский;

- Структуру международного договора. Структура международного права в Венских конвенциях не регламентирована. Международные договоры, как правило, состоят из: преамбулы (в ней указываются цели заключения настоящего договора, стороны договора, общепризнанные принципы международного права, на базе которых заключается договор и др..) основной (центральной) части (она включает предмет, объект договора, права и обязанности сторон по договору, условия и средства выполнения договорных обязательств); заключительной части (в ней устанавливаются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения действия, порядок продления срока действия и т.п.). Иногда договоры сопровождаются приложениями в которых содержатся нормы, объясняют основной текст, правила процедуры разрешения споров, схемы, карты и т.д. Следует иметь в виду, что все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.

Договор может делиться на статьи, параграфы; договоры большого объема могут подразделяться на разделы (части), или именуют или нумеруют, иногда используют нумерацию и наименования разделов одновременно;

- Наименование международного договора. Согласно Венских конвенций, используют, кстати, только один термин «международный договор», юридической разницы между договорами в зависимости от их

наименование не существует. Хотя следует заметить, что некоторые наименования в результате их длительного применения на практике как бы закрепились за определенными видами международных договоров.

Существуют такие наименования международных договоров:

- Трактат - многосторонний международный договор, устанавливающий взаимоотношения между его участниками по каким-либо политическим вопросам (например, Берлинский трактат 1878 года. Он был заключен государствами-участниками Берлинского конгресса - Австро-Венгрией, Великобританией, Германией, Италией, Турцией и Францией и подтвердил независимость Черногории, Сербии и Румынии. Согласно ему Северная Болгария стала независимым государством, а Южная Болгария осталась под властью турецкого султана, получив статус административной автономии; Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину; к России отошли устье Дуная, крепости Каре, Ардаган, Батум с округами)

- Договор - наиболее распространенное наименование различных соглашений между государствами с политических, экономических, культурных, социальных и других вопросов;

- Пакт - двусторонняя или многосторонняя сделка между государствами, заключают с какой-либо одной важной политической проблемы (например, Пакт о ненападении, Международный пакт о гражданских и политических правах и т.п.);

- Соглашение - это межгосударственный договор, который подписывается обычно от имени правительства и, как правило, не подлежит ратификации

- Конвенция - международный договор, который заключается в какой-то специальной области с целого ряда вопросов (о режиме использования морских вод, по экологическим вопросам, в области охраны прав человека и т.п.);.

- Декларация - односторонний заявление одного или нескольких государств, в которой выражается ее (их) точка зрения на какую-либо одну важную проблему (например, Декларация прав человека 1948 p.)

- Конкордат - международный договор, одной из сто-рин которого выступает Ватикан, заключается папской

государством с государствами, где национальной религией является католицизм, его предметом выступает состояние католической церкви в данной стране и ее отношения с папским престолом (Итальянский конкордат, Польский конкордат)

- Картель - соглашение, чаще всего заключается по вопросам обмена военнопленными или выдачи преступников;

- «Модус вивенди» («способ существования») - соглашение временного характера, что впоследствии должна быть заменена другой, постоянной соглашением;

- Обмен нотами или памятными записками - носит характер международного соглашения, только если тексты нот по своему содержанию идентичны. Такая форма сделок имеет достаточно широкое распространение - с 4838 договоров, заключенных государствами и опубликованных Лигой Наций 1920-1946 годы, почти 25% были оформлены в порядке обмена нотами. С 1000 первых сделок, зарегистрированных в Секретариате ООН, 280 относилось к категории оформленных в порядке обмена нотами;

- Коммюнике - чаще всего этот документ включает в себя официальное сообщение международного характера (о начале, ходе и завершение сессий международных организаций или их органов, о ходе текущих военных действий и т.д.) и международным договором не является. Интерес в рассматриваемом аспекте представляет общее коммюнике, имеет характер официального сообщения по итогам международных переговоров. В таком сообщении наряду с информационным материалом содержатся указания на позицию сторон из рассматриваемых ими вопросов международной жизни, заявления об их намерениях, оценки. Кроме того, в таком документе могут быть зафиксированы обязательства сторон о соответствующем характер и образ их действий и поведения, совместные усилия в достижении цели. В этих частях коммюнике может носить международно-правовой характер и иметь международно-правовое значение, т.е. выступать в качестве международного двустороннего или многостороннего договора;

- Акт - это обозначение международного обязательства или одностороннего заявления торжественного и декларативного характера (например, Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года);

- Меморандум - дипломатический документ соответствующего государства, в котором подробно фиксируется фактическая сторона международного вопроса. Меморандум является формой одностороннего заявления государства и отличается от декларации тем, затрагивающей меньше важных проблем. Меморандум может быть 2 видов: а) как дополнение к личной или вербальной ноты с целью сокращения ее текста или более подробного изложения вопрос, затрагивающая в ней б) как самостоятельный документ, который передается лично или пересылается с курьером. В первом случае меморандум печатается на бумаге без герба, на нем не ставится номер, печать, место и дата отправления, не указывается адрес. Меморандум, является самостоятельным документом, печатается на нотном бланке с указанием места и даты отправления, однако печать и номер не относятся;

- Протокол - официальный документ вспомогательного характера, с помощью которого дополняется, уточняется международный договор. Протокол может быть дополнением к основного договора или иметь самостоятельный характер, но в этом случае он будет связано с выполнением ранее заключенного договора (например, Протокол о окончания вывода советских войск из Чехословакии от 9 ноября 1991 года). Иногда протоколом может именоваться соглашение, имеет важное международное и политическое значение и, следовательно, такая, которая носит самостоятельный характер (например, Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 года).

6) Право на участие в договорах.Стороны в международных договорах. Стороны - важнейший элемент договорных правоотношений. От состава и характера сторон зависят роль и содержание договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Понятие стороны используется в международной практике как обобщающее, охватывающее любого участника, принявшего договор, независимо от того, вступил ли он в силу. Венские конвенции о праве договоров проводят более детальное разграничение - с учетом стадий заключения договора. На основе этих конвенций можно выделить следующие категории участников:

а) участник переговоров - субъект, который принимал участие в составлении и принятии текста договора;

б) договаривающийся субъект - субъект, который согласился на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли он в силу;

в) участник договора - субъект, который согласился на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе.

Помимо этих общих категорий, опредедяемых в ст. 2 "Употребление терминов" Венских конвенций, в ст. 79 Конвенции 1969 г. и ст. 80 Конвенции 1986 г. упоминается еще одна категория - оподписавшие договорп. Она не совпадает с понятием оучастник переговоровп, поскольку участие в принятии текста не обязательно означает его подписание. Объясняется это тем, что только подписавшие договор наряду с договаривающимися субъектами принимают участие в решении вопроса об исправлении ошибок в тексте. Перечисленные категории участников обладают различными правами в отношении заключаемого договора. Участники переговоров могут договариваться о том, чтобы тот или иной субъект присоединился к договору, если это в нем не предусмотрено. После вступления договора в силу этот вопрос решается только по соглашению участников договора (ст. 15 Венских конвенций) . Участники переговоров решают вопрос о временном применении договора ( ст. 25) . Категория ооучастник переговоровп в ряде случаев охваты- вается бопее широким понятием оимеющие право стать участниками п, которая включает также субъектов, не участвовавших в переговорах. Относящиеся к последней категории субъекты должны оповещаться о сделанных оговорках и возражениях против них (ст. 23). Депозитарий обязан информировать этих субъек- тов о том, когда было получено такое число соответствующих актов принятия, которое необходимо для вступления договора в силу. Подписавшие договор и договаривающиеся субъекты несут обязанность воздерживаться от действий, которые лишали бы договор его объекта и цели до вступления его в силу (ст. 18). Приостановление действия договора возможно с согласия всех участников по консультации с прочими договаривающимися субъектами (ст. 57). В данном случае под опрочими договаривающимися п имеются в виду те субъекты, которые согласились на обязательность договора, но для которых он не вступил в силу. Международной практике известна категория о первоначальный участникп. Это те, которые участвовали в подготовке и принятии текста и затем согласились на его обязательность. Как правило, они не обладают какими-либо особыми правами. Однако анализ практики дает примеры иного использования этой категории. Так, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, В космическом пространстве и под водой 1963 г. наделил первоначальных участников особыми правами. Договор вступает в силу при условии его ратификации всеми первоначальными участниками (ст. 3) . Их согласие необходимо и для принятия поправок (ст. 2) . Объясняется это тем, что первоначальными участниками являются СССР, США и Великобритания. Без участия любого из этих государств договор утратил бы свое значение, Иными словами, термин опервоначальный участникп фактически использован для обозначения иного понятия, а именно понятия онеобходимые участникип, с тем чтобы не принижать роль других потенциальных участников. Сторонами в договорах могут быть все субъекты международного права. В большинстве случаев ими являются государства. Нередко в дипломатической практике сторонами в договорах называют правительства. Это означает лишь то, что государства при заключении договора представлены правительствами. Как Венские конвенции, так и национальное законодательство предусматривают , что независимо от того, каким органом представлено государство, именно оно, а не орган является стороной. Государство в силу своего суверенитета вправе участвовать в любом правомерном договоре. В соответствии с принципом суверенного равенства все государства оимеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального , политического или иного характерап ". Многие государства неоднократно подчеркивали, что каждое суверенное государство обладает неотъемлемым правом заключать междувародные догово- ры, соответствующие его справедливым интересам . Попытки лишить государство права на заключение договоров или незаконно ограничить это право не раз расценивались Советским правитель- ством как посягательство на верховные права государства.

Правоспособность международных организаций заключать договоры носит ограниченный, функциональный характер. Она определяется правилами, на основе которых функционирует организация (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.) . Само право договоров должно применяться к учредительным актам международных организаций без ущерба для соответствующих правил донной организации (ст. 5 Венских конвенций).

Подавляющее большинство федеральных государств, выступающих в качестве стороны в международных договорах, ничем не отличаются от государств унитарных, Но в некоторых федерациях их субъекты обладают определенными правами на участие в договорных отношениях, В качестве примера можно привести Швейцарию, ФРГ "; наиболее широки права советских союзных республик. В соответствии с конституционным правом СССР союзные республики - суверенные советские социалистические государства , добровольно, на основе свободного самоопределения народов и равноправия объединившиеся в Союз ССР. Союзные республики обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза. Они имеют право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, осуществлять внешнеэкономические связи и участвовать в деятельности международных организаций. Осуществление этого права не может противоречить законам СССР и его международным обязательствам. СССР устанавливает общий порядок взаимоотношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет общее руководство внешнеэкономи- ческои деятельностью. Как свидетельствует опыт, только Украина и Белоруссия активно участвуют в работе международных организаций системы ООН и являются сторонами в заключемых под ее эгидой договорах. Международные связи другах республик менее развиты.

Общее правило относительно участия членов федерации в международных договорах было сформулировано Комиссией международного права ООН в проекте статей о праве договоров. В ст. 5 говорилось: о Государства - члены федеративного союза могут обладать правоспособностью заключать договоры, если такая правоспособность допускается федеративной конституцией и в пределах ею установленныхп. По мнению Комиссии, не существует нормы международного права, которая препятствовала бы наделе- нию государств, образовавших федерацию, полномочиями заключать договоры с третьими государствами . Из-за оппозиции ряда (в том числе и федеративных) государств предложенная Комиссией статья не собрала необходимого для принятия большинства голосов на Венской конференции по праву договоров 1968 - 1969 гг. Тем не менее предложенное Комиссией положение является на сегодняшний день наиболее авторитетным правилом относительно участия членов федерации в международных договорах. Заметим, что на Венской конференции возражавшие против принятия этого положения делегаты не отрицали принципиальной возможности участия членов федерации в международных догово- рах . Урегулирование этого вопроса необходимо, поскольку он возникает даже в практике тех федераций, члены которых не обладают по конституции правом заключать международные договоры ". Практике некоторых федераций известны соглашения, заклю- чаемые ее членами друг с другом и самой федерацией. Такие соглашения действуют в рамках национальных правовых систем. В той мере, в какой их действие не урегулировано национальным правом, к ним могут применяться правила, содержащиеся в нормах права международных договоров . Однако в данном случае речь идет о применении норм иной правовой системы по аналогии, а не как таковых. К такому выводу пришла и Комиссия международного права ". сторонами в договорах могут также быть народы, нации, борющиеся за освобождение, которые по существу представляют собой государства в процессе становления. Однако их договорная практика довольно ограниченна. Их участие в универсальных договорах скорее исключение, чем правило. Право на участие в международных договорах -новый ин- ститут права договоров и международного права в целом. Он слу- жит необходимым условием их демократизма . Еще в недавнем прошлом в международной практике господствовала (освобода договоровп, при которой государство, заключая договор, ограничено лишь ранее принятыми в отношении других государств обязательствами ". оСвобода договоровп конструировалась по аналогии со свободой сделок в национальном обязательственном праве и фактически была свободой сильных. Важную роль в становлении рассматриваемого института сыграло Советское государство. Уже в Декрете о мире 1917 г. нашла выражение идея участия всех государств в мирном урегули- ровании . Советское государство стремилось к тому, чтобы окаж- дый народ решал вопрос о судьбе всего человечествап . В первых же дипломатических актах нашло выражение требование уважения права государств на участие в решении международных вопросов на,основе полного равноправия . Этой позиции придерживаются все социалистические государства. Совершенно особое значение праву на участие придается в усло- виях современного взаимозависимого мира. Только на основе участия всех государств может нормально функционировать ми- ровая система и международное право. Это подчеркивается СССР и другими государствами. Из сказанного следует, что право на участие относится прежде всего к общим, универсальным договорам . Под универсальными, или общими, многосторонними договорами понимаются такие, которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом . Право на участие в таких договорах вытекает из самой природы, целей и принципов современного международного права , которое формируется совместными усилиями всех государств. В силу самого характера создающих общие нормы международного права договоров последние оявляются делом всех государствп, поэтому устранение от участия в них тех или иных государств неправомерно. Противники права на участие утверждали, что международное право и практика не знают нормы, дающей кажцому государству право участвовать в универсальном договоре. Наоборот, существует основополагающий принцип освободы договоровп, предпо- лагающий полную свободу государств определять состав участников будущего договора. Что касается современной практики, то универсальные договоры содержат формулу всеучастия. Институт права на участие имеет достаточно прочную основу в основных принципах международного права. Согласно принципу суверенного равенства, все государства являются равноправными членами международного сообщества. Каждое государство, с одной стороны, пользуется правами, присущими полному суверинитету, а с другой - обязано уважать правосубъектность других государств.

На эту основу опирается специальный принцип универсаль- ности, согласно которому каждое государство вправе самостоятельно решать вопрос об участии и универсальных договорах. Никто не вправе препятствовать ему в решении проблемы, которая затрагивает общие интересы всех стран. На Венской конференции делегации СССР и ряда других государств заявили, что считают принцип универсальности утвердившимся в международном праве. В определенной мере это подтверждается и принятой конфереицией Декларацией о - всеобщем участии в Венской конвенции о праве договоров. Но пока рассматриваемый принцип действует как обычная норма Право на участие существует и в отношении ограниченных многосторонних договоров, под которыми понимаются договоры, рассчитанные на участие определенного круга государств. Круг участников зависит либо от географического положения, либо от иной заинтересованности в предмете договора. Несмотря на большое значение этого вопроса для обеспечения законных прав и интересов государств, он не рассматривался ни на одном этапе кодификации права договоров. Право на участие определяется наличием у государства законных интересов в отношении объекта и целей договора . Заинтересованность может быть формально-юридической и фактической. Первая вытекает из участия государства в предыдущем договорном урегулировании проблемы, вторая - из фактической заинтересованности государства. Как та, так и другая должны соответствовать международному праву, на основе которого и должны учитываться интересы государств. Приоритетным правом на участие в договоре обладает наиболее заинтересованное государство, т. е. такое, проблемы которого являются основным объектом договорного урегулирования. Договоры без его участия лишены юридической силы . Это не раз отмечалось государствами. Нарушение суверенных прав наиболее заинтересованного государства - Чехословакии явилось одним из оснований для признания недействительным Мюнхенского соглашения. Решение вопроса об использовании права на участие в конкретном договоре относится к суверенной компетенции государства . Вместе с тем реалии взаимозависимого мира породили новые тенденции. Нормальное функционирование международного права и всей системы международных отношений невозможно без достаточного уровня участия всех государств. Отсюда морально-полити- ческий долг участников международного общения проявлять необходимую международно-правовую активность. Это отражено и в международном праве, причем наиболее концентрированно - в принципе сотрудничества, который обязывает государства со- трудничать в решении мировых проблем . Касается это и сотрудничества в создании и осуществлении норм общего международного права, для чего в первую очередь следует обеспечить участие всех государств в универсальных договорах. Сложившееся в этой области положение вызывает серьезные опасения. Уровень участия в универсальных договорах настолько низок, что они с большим трудом собирают даже тот минимум участников, который необходим для их вступления в силу. Не случайно этой проблеме уделяет внимание ООН, правда, пока без особого успеха . Особенно низок процент участия "новых" государств (почти в 2 раза ниже, чем остарыхп ), а также малых государств . А ведь именно они больше всего заинтересованы в эффективности международного права. Сказанное относится и к ограниченным, региональным много- сторонним договорам, в которых должны участвовать все государства региона. Сегодня государства уделяют значительное внимание рассматриваемой проблеме, когда от права всех государств на участие зависит эффективность урегулирования важного вопроса, напри- мер вопроса об уничтожении химического оружия.

7) Государство как субъект МД.Государства являются единственными суверенными субъектами международного права, потому что международная правосубъектность присуща им в силу самого факта их существования.

Государства играют основную роль на международной арене не только потому, что они имеют территорию, население, аппарат власти и управления (публичная власть), но и потому, что они имеют суверенитет, который отрицает наличие в них какого-то другого субъекта политической власти и делает их юридически равными между собой при взаимоотношениях на международной арене.

Государственный суверенитет означает полную самостоятельность и независимость государства при решении вопросов внутренней и внешней жизни.

К элементам суверенитета государства относятся:

а) территориальная целостность, которая означает, что никто не вправе изменить территорию государства без согласия на то ее высших органов государственной власти или ее народа;

б) территориальное верховенство, что означает, что на территории государства действуют законы только того государства;

в) нераздельность государственной власти, включающий признание всеми ветвями власти верховенства законодательной власти, формирует систему органов государства и определяет их полномочия;

т) независимость государственной власти как внутри страны от любых физических и юридических лиц, так и снаружи, на международной арене от других государств и международных организаций.

Если государство каким-либо образом ограничено в суверенитете (например, не имеет полного верховенства на своей территории), то она ограничивается и в объеме международной правосубъектности.

8) Стадии и порядок составления МД.Процедура принятия международных договоров:

а) подготовка текста договора;

Договорная инициатива — это предложение одного или нескольких государств заключить международный договор для урегулирования определенных отношений между собой. Обычно сторона, выступившая с таким предложением, представляет и проект будущего договора. Если предложение находит отклик, заинтересованные стороны определяют совместные мероприятия по подготовке текста международного договора.

Согласно Венской конвенции 1969 г. понятие «заключение международного договора» — это составление и принятие текста договора, установление аутентичности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора, обмен или депонирование ратификационных грамот (ст. 6 — 25 Конвенции). Некоторые из этих процедур определяются не только конвенции, но и внутренним законодательством.

Прохождение всех стадий — необязательное условие заключения договора, но ряд из них являются необходимыми.

Выяснение полномочий. Действия по заключению международного договора выполняют уполномоченные на это лица. Представители государств должны предъявить соответствующие полномочия (п / п (а) п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.), или они могут быть признаны, если «из практики соответствующих государств или других обстоятельств следует, что они намерены рассматривать такое лицо как ту, что представляет государство на эти цели, и не требовать предъявления полномочий «(п / п (б) п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.). Полномочия (как на все стадии заключения договора, так и на любую определенную стадию) выдаются согласно внутреннему законодательству государства, представляемого лица.

Некоторые лица считаются представляющими государство по своей должности. Таким лицам издание специальных полномочий не требуется. Согласно п. 2 ст. 7 Венской конвенции 1969 г. такими лицами являются: а) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел — в целях осуществления всех актов, относящихся к заключению договора, б) главы дипломатических представительств — в целях принятия текста договора между государством, аккредитующим и государством, при которой они аккредитуются в) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции, в международной организации или в одном из ее органов, — в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе. С этим положением Конвенции корреспондируют соответствующие положения ст. 6 Закона Украины «О международных договорах Украины».

Международная практика позволила выработать три основные организационно-правовые формы подготовки согласованного текста договора: обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации. Как правило, текст договора отрабатывается в рамках одной из этих форм. Бывают случаи, когда один и тот же договор при подготовке проходит все три стадии. На международных конференциях и в международных организациях текст договора принимается согласно их процедурами.

б) принятия текста международного договора и установление его аутентичности;

При разработке текста и осуществление иных действий (парафирование и др.). Представитель должен действовать строго в рамках выданных полномочий; если лицо действовало за пределами своих полномочий жень не была должным уполномоченным, акты, которые она совершила, не имеют юридической силы, если только они в дальнейшем не подтвержденные государством или организацией, которая уполномочила это лицо (ст. 8 Венской конвенции).

В международных организациях текст договора принимается единогласно; на международных конференциях — голосованием за него двух третей членов этой организации.

Разработанный и согласованный текст международного договора считается аутентичным, то есть окончательным, если он подписан сторонами, участвовавшими в его составлении (принятии текста). Подписание может иметь минимум три формы: парафирование, подписание ad referendum и просто подписания. Парафирование — это предварительное подписание, которое осуществляется путем проставления уполномоченными лицами на тексте договора своих инициалов; подписание ad referendum означает подписание при условии, до осуществления определенного события, зачастую при условии ратификации, которая должна состояться.

Относительно просто подписания, то сталкиваются с соблюдением условий альтернативы, т.е. старшинства. Сегодня правила альтернативы сводятся к следующему: в многостороннем договоре подписи ставятся в соответствии с латинского алфавита; в двустороннем — стороны подписывают его в строку, и на одном экземпляре договора одна сторона подписывает слева, другая — справа, на другом экземпляре подписи ставятся в обратном порядке. Конечно договор датируется. Дата соответствует дню подписания, а для многосторонних договоров, принятых на конференциях или в международных организациях, — дню принятия голосованием. В случае, когда договор подлежит ратификации, дата не имеет никакого значения, поскольку в таких случаях добавляется дата вступления договора в силу.

в) выражение согласия на обязательность международного договора.

9) Ратификация МД, ратификационные грамоты.Ратификация — это один способов выражения согласия государств на обязательность договора. Как правило, ратификация осуществляется высшим органом государственной власти — парламентом либо главой государства.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. не определяют, какие конкретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились договаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Законодательные акты государств предусматривают, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» ратификация осуществляется в форме федерального закона. В законе устанавливается, что подлежат ратификации, например, договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов; договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; договоры о территориальном разграничении и др.

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверждения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом, органом исполнительной власти, от имени которого заключен договор. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает применение таких способов, как утверждение и принятие, которые могут осуществляться Президентом РФ, Правительством РФ либо федеральным органом исполнительной власти.

Утверждение и принятие международного договора, как следует из закона, возможно и в форме федерального закона.

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению договора и подписало его, однако не выразило согласия на его обязательность до вступления договора в силу. Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами (нотами или письмами), образующими договор.

Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки.

В соответствии со ст. 2 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо предусматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельного положения, к которому сделана оговорка, между государ ством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора. Государство может возразить против оговорки и заявить, что договор действует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку. Если государство признает оговорку, то договор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.

Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или утверждению, то она должна быть подтверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляются в письменной форме.

Ратификация, акт официального подтверждения, принятие, утверждение или присоединение оформляются официальными документами. Такими документами служат ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., формами согласия на обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производится, если стороны не договорились об ином, МИД России либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или российским представительством при международной организации (ст. 19).

10) Депозитарий и его функции.Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т.д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г.).

Если депозитариями являются несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства Российской Федерации, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда они определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят:

а) в хранении подлинного текста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий;

б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и государствам, имеющим право становиться участниками договора;

в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН.

11) Вступление в силу МД.Вступление договора в силу означает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу договор создает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda).

В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из международной практики, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот. При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согласие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции по морскому праву 1982 г. предусматривается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. В Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, которые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Иногда договор не предусматривает дату его вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, согласие на обязательность которых выражается в форме подписания. Предполагается, что момент вступления таких договоров в силу совпадает с датой их подписания.

Договор вызывает юридические последствия, т.е. создает права и налагает обязанности на участников, лишь с момента его вступления в силу. Иными словами, договор не имеет обратной силы. Однако международное право не препятствует участникам договора условится о том, чтобы распространить действие договора в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

Международная практика свидетельствует, что государства и другие субъекты иногда заинтересованы во временном применении отдельных положений или всего договора до его вступления в силу. Обычно это относятся к договорам, которые предусматривают ратификацию, принятие, утверждение либо присоединение. Временное применение осуществляется лишь в том случае, если сам договор предусматривает такую возможность либо участники переговоров по заключению договора условились об этом. Данная возможность закреплена в ст. 25 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

Вступление договора в силу связано со сроком действия, который обычно устанавливается в договоре.

Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия. ^

На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры содержат условие, что по истечении указанного в договоре срока он будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора. Другие договоры предусматривают, что по истечении времени, на которое они были заключены, их действие будет автоматически продлеваться на определенные сроки, например на три года, пять лет или на больший срок. Продление договора будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией. Кроме приведенных случаев, пролонгация может быть осуществлена на основании специального соглашения в отношении договора, срок которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора.

В некоторых договорах, хотя и не указывается конкретный срок их действия, может содержаться условие, определяющее время их действия тем, что по достижении установленных договорами целей действие таких договоров прекращается. Так, Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. предусматривается, что его действие прекращается после урегулирования всех платежей и расчетов, определенных его положениями, а также дополнительными соглашениями и протоколами.

Бессрочными являются договоры, в которых не указан срок их действия и не содержится условий их прекращения либо которые прямо предусматривают бессрочность их действия. Так, Венские конвенции 1969 и 1986 гг. являются бессрочными, поскольку в них не указаны ни срок, ни условия прекращения их действия.

Каждый договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Общее правило, которое нашло свое закрепление в ст. 29 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., заключается в том, что договор обязателен для каждого из его участников в отношении всей его территории, если иное не установлено этим договором. Ряд многосторонних договоров предусматривают пространственную сферу действия иную, чем территории государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвенции по морскому праву 1982 г., которая охватывает пространства, начиная от внутренних морских вод и кончая воздушным пространством за пределами государственной территории. Территориальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.

имеет специфический характер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах.

Договоры порождают права и обязанности только для участников и они не создают права и обязанности для третьих государств или международных организаций без их на то согласия (ст. 34 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Под третьим государством и третьей международной организацией понимаются такое государство и такая международная организация, которые не являются участниками договора. Однако имеются и исключения, когда в договорах предусматриваются права и обязанности для третьих государств или третьих международных организаций. На этот счет Венские конвенции содержат положения, определяющие условия осуществления этих прав и обязанностей.

Как следует из ст. 35 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., обязательство для третьего государства или третьей международной организации возникает в том случае, если'это предусмотрено участниками договора и если третье государство или международная организация определенно принимает на себя такое обязательство в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено право для третьего государства или третьей международной организации. Такие субъекты пользуются названным правом, если они соглашаются с этим. Согласие на пользование названным правом будет предполагаться до тех пор, пока не будет доказательств противного (ст. 36 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Таким образом, для пользования правом, вытекающим из договора, не требуется явно выраженного согласия третьего государства или третьей международной организации, т.е. согласия в письменной форме.

Договором может быть предусмотрено, что вытекающими из него правами названные субъекты могут пользоваться в том случае, если они соблюдают необходимые условия, которые предусмотрены договором или установлены в соответствии с договором.

Рассматриваемые обязанности и права не могут быть отменены или изменены участниками договора без согласия третьего государства или третьей международной организации, если только договором не предусматривалось иное.

Международная практика показывает, что государства нередко заключают многосторонние договоры по одному и тому же вопросу. И в этих договорах могут содержаться взаимоисключающие положения. В связи с этим возникает вопрос о применении таких договоров, поскольку круг участников прежних и новых договоров часто не совпадает. Обычно в договорах, последовательно заключенных по одному и тому же вопросу, имеются положения о применении таких договоров. Так, ст. 103 Устава ООН предусматривает, что в том случае, когда обязательства членов организации, предусмотренные Уставом, окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по этому Уставу.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг., отражая международную практику, устанавливают общие правила, как должны применяться последовательно заключенные договоры по одному и тому же вопросу (ст. 30).

Заключая договор, его участники могут предусмотреть, что применение договора обусловлено действием предыдущего или последующего договора либо указывается о совместимости с таким договором. В данном случае преимущественную силу будет иметь этот предыдущий или последующий договор. Другими словами, самим договором устанавливается порядок применения новых, предыдущих и будущих договоров по одному и тому же вопросу. В качестве примера можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., в которой прямо указывается, что ее положения не отражаются на других международных договорах, действующих между его участниками, а также не препятствуют заключению международных соглашений, подтверждающих, дополняющих, распространяющих или расширяющих положения конвенции. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. прямо указывает, что его положения ни в коей мере не затрагивают обязательств, взятых на себя участниками данного договора по международным соглашениям, учреждающим зоны, свободные от ядерного оружия.

В том случае, если участники нового договора являются одновременно и участниками предыдущего договора, действие которого не прекращено или не приостановлено, то положения такого предыдущего договора будут действовать в той мере, в какой они совместимы с положениями нового договора. Так, Конвенция по морскому праву 1982 г. предусматривает, что она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. В то же время она не изменяет прав и обязательств, которые вытекают для участников из других договоров, совместимых с названной Конвенцией.

Венская конвенция 1969 г. предусматривает и такие случаи, когда не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора. В отношениях между участниками обоих договоров предыдущий договор будет применяться в той мере, в какой его положения совместимы с положениями нового договора. А в отношениях между участником обоих договоров и участником только одного договора будет применяться тот договор, участниками которого они являются. Так, в той же Конвенции по морскому праву 1982 г. предусматривается, что два или более ее участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений Конвенции, но при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели Конвенции.

12) Регистрация и публикация договоров.Статья 102 Устава ООН предусматривает, что государства — члены ООН должны при первой возможности зарегистрировать любой международный договор. В том случае, если договор не будет зарегистрирован, ни одна из сторон договора не может на него ссылаться ни в одном из органов ООН. В соответствии с пра- вилами регистрации и опубликования договоров, одобренными резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1946 г., только вступивший в силу договор подлежит регистрации. Регистрация может быть произведена одной из сторон договора. Если договор зарегистрирован одной из сторон договора, то другие стороны освобождаются от обязательства такой регистрации.

Участники Венских конвенций 1969 и 1986 гг. на основании ст. 80 и 81 соответственно обязаны направить вступившие в силу договоры в Секретариат ООН для регистрации или для хранения в делах и для опубликования.

Регистрацию договоров производят и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН.



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту. 1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.