МП – Тема 1

20 Февраль 2014 →

МП Тема 1 Понятие и юридическая природа международного права (мп)- Понятие мп и его особенности- юр. обязательная сила норм мп- сфера действия мп- субъекты и объекты сферы мп- пространственная сфера действия мп- возникновение мп и периодизация его истории- современное мп и его признаки- функции мп- взаимодействие и взаимовлияние международных и внутригосударственного права- дуализм и монизм в взаимоотношении международного и внутригос. права- ст. 9 КУ про соотношение международного и внутригосударственного права- система мп- соотношение международного публичного и международного частного права

Понятие мп и его особенности

Международное право - это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права и создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Международное право является особой системой права, отличной от внутригосударственной. Специфика системы международного права объясняется прежде всего особенностями объекта регулирования, его субъектов, порядком создания и функционирования норм.

Международное право по его изначальным характеристикам — совокупность юридических норм и регулятор определенных отношений — родственно праву государства (внутригосударственному, национальному праву), являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право"* не вполне адекватен истинному значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов")**.

Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных органов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутригосударственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отличается от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главными принципами реализации его норм являются добросовестное выполнение взятых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.

Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Международно-правовой облик других участников международных отношений также в значительной мере определяется государствами. Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, — государственным суверенитетом. Суверенитет государство осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem non habet imperium — равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства: привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.

- юр. обязательная сила норм мп

Юр обязательная сила - необходимое качество межд права, кот регулирует межд отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юр обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и межд праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по межд праву.Проблема обязательной силы межд права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в межд-прав доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы межд права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы межд права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции так или иначе отрицают юр силу межд права.

- сфера действия мп

Под сферой действия международного права понимается область применения международно-правовых средств воздействия на объект регулирования.

Эта сфера имеет три основных аспекта - субъектный, объектный и пространственный. Соответственно, теоретически можно выделить субъектную, объектную и пространственную сферы действия международного права.

- субъекты и объекты сферы мп

Субъект межд права - это самостоятельное образование, кот благодаря своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями по межд праву, участвовать в создании и реализации этих норм.Общепринятыми субъектами сегодня явл государства и межгос организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Основным субъектом межд права явл государство.Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У межд права таким объектом явл межд, а точнее межгос отношения. От объекта следует отличать предмет межд-прав отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью социального управления, межд-прав регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не вещами.

- пространственная сфера действия мп

Пространственная (или, менее точно, территориальная) сфера действия международного права привлекает основное внимание практики, именно ей посвящены постановления договоров о сфере их действия. Речь идет о тех сухопутных, водных, воздушных, космических пространствах, в которых действует международное право. Поскольку основным критерием для определения сферы действия международного права является его объект, то можно смело утверждать, что оно действует всюду, где есть межгосударственные отношения.

В договорной практике удобства ради речь обычно идет о территориальной сфере действия или применения. Очевидно, исходя из этого, некоторые юристы отождествляют пространственную и субъектную сферы. Совпадение двух сфер имеет место в тех случаях, когда речь идет о нормах, обязывающих государство к их осуществлению в пределах его территории. В других случаях они могут существенно расходиться. Так, действие универсальной нормы, обязательной для всех государств, может ограничиваться космическим пространством или Антарктикой и не иметь отношения к территории участников. С другой стороны, двусторонний договор может запретить участникам испытание ядерного оружия не только на их территории, но и где бы то ни было, т.е. может иметь глобальную сферу действия. Наконец, у такого субъекта, как международная организация, вообще нет своей территории.

Этот вопрос не смогла удовлетворительно решить и Комиссия международного права ООН. В представленном ею проекте статей о праве международных договоров содержалась статья "Применение договоров к территории", при прочтении которой создавалось впечатление, что национальное и международное право действуют на государственной территории на равных основаниях. Учитывая это, автор от имени советской делегации на Венской конференции по праву международных договоров предложил новую формулировку, которая и была принята без изменения: "Статья 89. Территориальная сфера действия договора. Если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории". Следовательно, была признана правильной формулировка, согласно которой нормы международного права обязывают государство, и уже оно обеспечивает осуществление норм на своей территории.

Понятие "вся территория участника" включает не только государственную территорию, но и выходящие за ее пределы пространства, на которые в той или иной мере распространяется юрисдикция государства в соответствии с международным правом.

Таким образом, наблюдается явная тенденция к расширению сферы действия международного права на все новые межгосударственные отношения. Объясняется это как появлением новых видов взаимодействия государств, так и растущей потребностью в правовом регулировании.

- возникновение мп и периодизация его истории

Периодизация истории межд права:

предыстория межд права (с древних веков до конца средних);

классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

современное межд право - право Устава ООН.

Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем мире, явл главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних межд-прав договоров.Средние века (VI-XVI вв.). Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.Классическое межд право.Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них”.Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый постоянный межд суд.Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд праву.

- современное мп и его признаки

Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.

- функции мп

Функции межд права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.Главной социальной функцией межд права явл упрочение существующей системы межд отношений. Главная юр функция состоит в правовом регулировании межгос отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.Межд право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

- взаимодействие и взаимовлияние международных и внутригосударственного права

В вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы:   1. Дуализм - МП и внутреннее право два различных правопорядка, но международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву (Трипель, Цорн, Анцилотти).   2. Монизм - международное и национальное право части единой правовой системы но:   а) Внутригосударственное право доминирует над МП (К. Шмидг)   б) Примат международного права над национальным (Г.Кельсен).   Если влияние норм внутригосударственного права на МП можно назвать первичным, т.к. на международно-правовую позицию каждого государства оказывает влияние его внутренне право, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признать принцип преимущественного значения норм МП, что является нормативным отражением верховенства общечеловеческих интересов и ценностей над всеми другими.   Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются:   - внутригосударственные   - межгосударственные   - международные отношения частного характера   Регулирование сопровождается взаимодействием МП и национального права исходя из категории регулируемых отношений.   1. Государство как участник международных отношений следует нормам МП, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом.   2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами МП, а процесс выработал этих воль определятся с помощью национального права.   3. МП налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства.   4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.   5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы).

- дуализм и монизм в взаимоотношении международного и внутригосударственного права

см. предыд. вопрос- ст. 9 КУ про соотношение международного и внутригосударственного права

Статья 9 . Действующие международные договоры , согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины , являются частью национального законодательства Украины .

Заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины , возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины .

9 статья определяет состав и иерархию норм законодательства Украинского государства .

Термин « действующие международные договоры Украины » принадлежит исключительно к международным публично -правовых договоров . Международные договоры могут быть заключены между государствами и с участием других субъектов международного права . Международный договор как форма закрепления международно - правовых обязательств может иметь различные наименования : «конвенция » , « пакт » , « соглашение » и др. .

От международно - правовых договоров необходимо отличать другие международные акты , которые могут иметь правовое значение : резолюции международных организаций , декларации , заявления , заключительные акты и т.д. . Хотя такие документы при определенных условиях могут быть юридически обязывающими , они не приобретают качества международного договора.

Термин « международные договоры Украины » следует понимать как международные договоры , заключенные Украиной . Порядок заключения , исполнения и прекращения именно таких договоров регулируется Законом Украины « О международных договорах Украины » . Административно - территориальные единицы Украины не имеют самостоятельной компетенции заключать международные договоры , но украинское законодательство не отрицает , что такое делегированное полномочие может быть предоставлено . В таком случае договор должен рассматриваться как международный договор Украины .

Нормы действующего международного договора могут иметь практику их применения международными органами . Такая практика может влиять на содержание обязательств по договору , если она является официальным толкованием настоящего договора . Так , юрисдикция Европейского суда по правам человека в соответствии с ч. 1 ст . 32 Конвенции о защите прав человека и основных свобод " распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения конвенции » . Учитывая это учет толкований является частью выполнения обязательств по международному договору .

Толкование слов в . 9 Конституции Украины «... согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины ... » связано с выяснением нескольких понятий. Прежде всего как следует понимать слова "согласие на обязательность » ? В п. 32 ст . 85 Конституции Украины определена компетенция Верховной Рады Украины - предоставление согласия на обязательность международных договоров Украины . Термин « ратификация » в Конституции не применимо . В то же время в ст . 7 Закона Украины « О международных договорах Украины » это полномочия Верховной Рады Украины определено как « ратификация » . Но предоставление согласия на обязательность международного договора возможно не только путем ратификации. В соответствии со ст . 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предоставление согласия возможно также путем «принятия » , «утверждение » , «присоединение » . Именно так следует понимать слова Конституции о полномочиях давать согласие на обязательность международного договора . На практике Верховная Рада Украины использует в полном объеме это свое право не только путем ратификации международных договоров , что вполне естественно, поскольку вопрос о форме предоставления согласия на обязательность договора обычно решается в самом договоре. Отсутствие упоминания в ч. 1 ст . 7 Закона Украины « О международных договорах Украины » о других формах предоставления согласия на обязательность международного договора противоречит Конституции Украины . Потому как часть внутреннего законодательства следует рассматривать не только ратифицированные международные договоры Украины , а и те международные договоры , согласие на обязательность которых было дано Верховной Радой Украины в другой форме . В то же время нормы ч. 2 ст . 7 Закона Украины « О международных договорах Украины » следует понимать в контексте компетенции Верховной Рады согласно п. 32 ст . 85 Конституции Украины и считать частью внутреннего законодательства не только ратифицированы, а и те договоры , согласие на обязательность которых было предоставлено в другой форме .

Согласно ч. 2 ст . 7 Закона Украины « О международных договорах Украины » ратификации подлежат международные договоры Украины : а ) политические ( о дружбе , взаимной помощи и сотрудничестве , нейтралитет ) , общеэкономические ( об экономической и научно - техническое сотрудничество ) , с общим финансовым вопросам, вопросам займа и кредита , территориальные , мирные б ) в отношении прав и свобод человека и гражданина , в) о гражданстве г ) об участии в межгосударственных союзах и других межгосударственных объединениях ( организациях ) , системах коллективной безопасности ; д ) о военной помощи и относительно направлении контингента Вооруженных сил Украины в другую страну или допуска вооруженных сил иностранных государств на территорию Украины ; есть) об историческом и культурном достоянии народа Украины е) выполнение которых обусловливает изменение действующих или принятия новых законов Украины ж ) другие международные договоры , ратификация которых предусмотрена законом или самим международным договором .

Международные договоры , согласие на обязательность которых Верховной Радой Украины не предоставлено, не применяются как часть национального законодательства . Таких договоров Украины подавляющее большинство , среди них в основном договоры , заключенные центральными органами исполнительной власти Украины .

Итак, согласно украинскому законодательству выполнения международного договора , согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины , предусматривает его приоритет перед национальным законом и другими актами законодательства , кроме Конституции Украины . Если международным договором Украины , согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины , установлены иные правила , чем те , которые предусмотрены законодательством Украины , то применяются правила международного договора Украины . Согласно государственные органы или органы местного самоуправления не имеют права исключать своими актами обязательства, содержащиеся в таких договорах . С даты вступления для Украины в силу международным договором не должны применяться нормы внутригосударственного законодательства, ему противоречат.

В некоторых случаях международным договором , согласие на обязательность которого предоставлено ВРУ , санкционируется применение государством -участником других международных актов.

В ч. 2 ст . 9 Конституции Украины указано , что "заключение международных договоров, которые противоречат Конституции Украины , возможно только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины ...» Таким образом , норма этой статьи направлена в будущее и исключает возможность заключения договоров , противоречащих Конституции Украины . Согласно п. 2 ст . 1 Закона Украины « О международных договорах Украины » понятие « заключение международного договора Украины » охватывает ведение переговоров с целью подготовки текста международного договора , принятия текста международного договора или установления его аутентичности и выражения согласия на обязательность международного договора для Украины . Это создает юридическую обязанность для органов украинского государства , уполномоченных вести переговоры , подписывать договоры , давать согласие на обязательность договора , не заключать международные договоры , противоречащие Конституции Украины . Но это не исключает возможности появления международных договоров , противоречащих Конституции Украины .

Конституция не решает вопрос о возможности применения норм международных договоров , нормы которых противоречат Конституции , но по своему духу Конституция определенно не воспринимает такой коллизии . На такой позиции стоит и Конституционный Суд Украины , предпочитая нормам Конституции перед нормами международных договоров Украины . В соответствии со ст . 87 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины » Конституционный Суд может рассматривать вопрос о конституционности действующего международного договора и в случае дачи заключений о несоответствии международного договора Конституции Украины Конституционный Суд Украины в этом же производстве решает также вопрос о неконституционности этого договора или его отдельных частей.

- система мп

Международное право имеет сложную систему, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов — с другой.

К первой категории относятся:

а) основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма международно-правового регулирования;

б) общие для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального назначения, — комплекс норм о международной правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве, комплекс норм о международном правоприменении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности. Такое разграничение достаточно условно и проявляется преимущественно в теоретических конструкциях.

Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право международных договоров, право внешних сношений (дипломатическое и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право (право окружающей среды), международное гуманитарное право ("право прав человека"), международное морское право, международное космическое право и другие.

Однако дискуссии по этому поводу продолжаются, затрагивая и основания конституирования отраслей, и их конкретные характеристики (например, разные мнения о международном атомном праве, о международном уголовном праве, о международном экономическом праве), и их наименования (некоторые варианты отмечены выше, можно сказать также об уязвимости термина "право вооруженных конфликтов"), и внутреннее построение отдельных отраслей.

В пределах отраслей существуют подотрасли и правовые институты как нормативные мини-комплексы по конкретным вопросам регулирования. Так, в праве внешних сношений (дипломатическом и консульском праве) сложились в виде подотраслей дипломатическое право, консульское право, право постоянных представительств при международных организациях, право специальных миссий, а в их составе — институты формирования представительств, их функций, иммунитетов и привилегий; в международном морском праве — группы норм, регламентирующих режимы территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря, района морского дна за пределами национальной юрисдикции.

В числе проблем систематизации международного права можно назвать проблему определения отраслевой "прописки" нескольких групп норм, регламентирующих режим определенных территорий (пространств). Например, вопросы правового статуса государственной территории, включая участки с особым режимом, правового статуса Антарктики "выпали" из отраслевой классификации.

Построение учебного курса, принятое в данной книге, базируется на указанной системе, на ее отраслях, но имеет некоторые особенности, обусловленные современными потребностями.

- соотношение международного публичного и международного частного права

Международное частное право тесно связано с международным публичным правом. Разница между международным публичным правом и международным частным правом, прежде всего в том, что международное публичное право - самостоятельная правовая система. Международное частное право, представляет собой составную часть внутренней правовой системы каждого государства. Целями норм международного публичного и международного частного права является создание правовых условий развития международного сотрудничества в различных областях. Общим здесь представляется то, что в обоих случаях речь идет о международных отношениях.

Отличие предмета регулирования международного публичного и международного частного права тесно связано с отличием - по субъектам отношений. Круг субъектов международного публичного права ограничен государствами, межгосударственными организациями, народами и нациями, борющимися за свое освобождение, государственно-подобными образованиями. В международном же частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица -физические и юридические. Физические лица - это граждане, а юридические лица - это государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации.

Отношения между государствами - сфера регулирования международного публичного права, в то время как отношения между юридическими лицами и гражданами государств - сфера международного частного нрава. Межгосударственные договоры о торговле и мореплавании, например, являются предметом регулирования международного публичного права, в то время как внешнеторговые сделки, заключаемые внешнеторговыми организациями и иными промышленными предприятиями и фирмами, регулируются международным частным правом.

Основным источником международного публичного права является международный договор. В международном частном праве международные договоры также имеют большое значение, однако, их положения не могут применяться к гражданам и юридическим лицам без имплементации во внутригосударственное право.

Международное частное право имеет и другие отличия от международного публичного права, обусловленные, в конечном счете, неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т.д.).

Кроме того, в международном публичном и международном частном праве используется ряд общих начал. Это, прежде всего общеобязательные принципы международного права, такие как, суверенитет государства, невмешательства во внутренние дела, недопущения дискриминации (принцип недискриминации) и др.




See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту.1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда мы...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.