9 кл. УМК Тема 3,4

20 Февраль 2014 →

Тема 3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Роль общения в жизни людей

Целевая установка урока: на основе эмпирических представлений учащихся об общении и их личного опыта раскрыть смысл данного понятия, охарактеризовать его функции; расширить представления учащихся о видах и формах общения; показать роль вербальных и невербальных средств в общении, преимущества диалогического общения и познакомить с его основными правилами.

Эпиграф к уроку: «Любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство — и большинство глупцов так и делают. Но для того чтобы проявить понимание и быть снисходительным, требуются сильный характер и самообладание» (Д. Карнеги).

Методические рекомендации к уроку

этап: целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Для определения плана и задач урока можно рассказать учащимся о жизни Дейла Карнеги, автора бестселлера «Как завоевать друзей и оказывать влияние на других людей».

Материалы, для учителя. В июле 1936 года вышла в свет книга Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на других людей». Она стала бестселлером, а имя автора знает всякий, кто работает над собой. В своё время работал над собой и закомплексованный Дейл. Его родители держали ферму в американской глубинке. Жили они очень бедно, он не смог оплачивать жильё при колледже и поэтому ежедневно проделывал путь от фермы до колледжа на лошади — шесть миль туда и обратно. Главная его беда была такая: чтобы он ни пытался сделать или сказать, его просто не замечали. Самооценка Дейла была на нуле. И тогда мама посоветовала ему записаться в дискуссионный кружок. Там он поупражнялся в риторике и получил закалку, приобретя опыт выступления на публике. Эффект от такого тренинга проявился незамедлительно: его стали сосредоточенно слушать, на него обратили внимание однокашники. Так к нему пришло понимание того, что умение донести свои чувства и мысли до собеседников помогает добиться практически всего, чего человек хочет [11, с. 10-11].

Далее полезно обсудить эпиграф к уроку и сформулировать план и задачи урока.

этап: изучение нового материала.

Приступая к изучению вопроса «Общение и его функции», следует продолжить обсуждение, которое было начато на предыдущем этапе урока, и рассмотреть высказывание известного психотерапевта и писателя В. JI. Леви: «...Общение — одно из разъезженных слов, вроде “свободы”, “любви” и тому подобных, по которым можно ехать куда угодно... Слово-пакет, в который можно завернуть радиопередачу, воспитание, партию в шахматы, лекцию... музыку, младенческое “уа-уа”, случайный взгляд, анонимку, театр... Я не знаю, что такое не-общение».

/'тЛ Что подразумевает В. Л. Леви под общением? Почему ав-

тор утверждает, что не-общения не бывает? Что, по вашему мнению, является общением? Какое определение понятию «общение» дали бы вы?

Предложить учащимся прочитать определение понятия «общение», которое дано в первом пункте учебного пособия.

Затем следует перейти к характеристике функций общения посредством проблемного вопроса «Для чего, зачем мы

общаемся?». С целью выявления понимания функций общения учителю следует предложить учащимся привести конкретные примеры, привлекая при этом их личный опыт, художественную литературу и др.

Функции общения: процесс становления человека; обмен информацией; средство достижения результата (ради чего мы общаемся?); источник духовного роста; подтверждение мнения о себе и о других.

После обсуждения необходимо записать функции общения в виде схемы на доске и в тетрадях с целью их лучшего усвоения (рис. 14.1).

Прагма

тическая

Прагма

тическая

Средство

достижения

намеченного

результата

Способствует становлению и развитию личности

Подтверж

дения

Рис. 14.1. Функции общения

В заключение обсуждения первой проблемы урока учащимся следует задать вопросы 2 и 3 после параграфа.

Работу по второму вопросу урока «Виды и формы общения» учитель может начать с обсуждения высказывания У. Джемса, который отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Учитель предлагает учащимся прокомментировать эти слова психолога, выразить их понимание, привести примеры, иллюстрирующие данную в высказывании ситуацию.

После ознакомления учащихся со схемой «Виды общения» в учебном пособии (общение межличностное — массовое, ролевое — неформальное, личное — деловое) можно рассказать им такую историю.

Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал ему о своих заботах и невзгодах. Слушатель слушал, не мешая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком».

Можно ли считать, что в данной ситуации было общение?

Определите, какой вид общения использовался в данной ситуации? Какие ещё бывают виды общения?

После самостоятельной работы учащихся с текстом учебного пособия (§ 14, первый — пятый абзацы) можно обсудить вопросы.

4) В чём состоят особенности и правила каждого из видов

общения? Какие виды общения вы считаете самыми важными? Почему?

Рассмотреть формы общения можно по приведённой в учебном пособии таблице, предложив дополнить её своим содержанием (табл. 14.1). (Предполагаемое содержание таблицы выделено курсивом.)

Формы общения

Формы общения

Черты формы общения

Моноло

гические

Манипулятивное

Повелительное,

авторитарное,

директивное

Императивное

Скрытое давление с целью достижения своих намерений: лживость, примитивность чувств, цинизм, недоверие, угроза доверительным отношениям

Диалогические

Равноправное,

гуманистическое,

доверительное

С целью определения сходства и различия императивной и манипулятивной форм общения учащимся целесообразно сравнить формы общения по критериям таблицы 14.2. Для усложнения задания можно предложить школьникам подобрать критерии самостоятельно (критерии и предполагаемое содержание таблицы выделены курсивом).

/7^ Завершить работу над вторым пунктом плана можно следующими заданиями.

На с. 117 учебного пособия рассмотрите картину И. А. Давидовича «Первопечатник Франциск Скорина». Назовите все виды общения, которые переданы художником на картине. Обоснуйте своё мнение аргументами.

Прочитайте правила гуманистического общения в параграфе и обсудите вопрос «Какова роль данных правил для достижения взаимопонимания людей?».

Критерий

сравнения

Формы общения

монологические

диалогические

Цели общения

Только свои

Общие для пользы деятельности

Восприятие

партнёра

Недоверие

С уважением и доверием

Степень

доверительности

Не интересует

Учитывает

состояние

Способы общения

Давление,

повелительное,

авторитарное

Свободное, без ссылок на чужое мнение

Значение

Угроза

доверительным

отношениям

Позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия людей, создаёт условия для их взаимного развития

Перед тем как приступить к работе по третьему вопросу плана «Средства общения», учителю следует предложить учащимся рассмотреть картину Оноре Домье «Советы начинающему художнику» (1863-1865) (рис. 14.2) и ответить на вопросы.

0 Что вы видите на картине? Что делают изображённые люди? Что вам позволяет сделать вывод о том, что люди общаются? О чём свидетельствуют позы и жесты персонажей картины? Какие отношения, на ваш взгляд, складываются между ними? Как вы это определили?

Рис. 14.2. О. Домье. Советы начинающему художнику

Рис. 14.2. О. Домье. Советы начинающему художнику

Далее учитель подытоживает обсуждение словами: «Большую роль в картинах Оноре Домье играют поза и жест человека, позволяющие представить характерный образ. Он изобразил художника в момент обсуждения его творения с учеником.

Контрастное, но гармоничное освещение и сдержанный, спокойный колорит, присущий этой работе, передают ощущение гармонии. Свет объединяет всё в единую среду и становится здесь адекватным духовному озарению».

Беседу можно завершить мыслью

отом, что средства общения бывают вербальные и невербальные, а затем составить соответствующую схему на доске (рис. 14.3).

Упоминание о Шерлоке Холмсе — несомненно, многие ребята знают этого знаменитого сыщика по книгам и художественным фильмам — позволит перейти к обсуждению вербальных и невербальных средств общения между людьми.

Средства

общения

ВербальныеНевербальные

(речевой канал)(неречевой канал)

Рис. 14.3. Средства общения

(T'n Вспомните, ребята, с помощью каких методов Ш. Холмс

раскрывал самые запутанные преступления? В чём заключался его метод дедукции? (Он анализировал одежду, речь, произношение отдельных слов, почерк, жесты, взгляды и др.)

Завершить беседу можно обсуждением высказываний: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом» и «Жест есть не движение тела, а движение души».

Учащимся полезно предложить дополнительные задания, полнее представляющие рассматриваемую тематику.

Упрофессора русской и латинской словесности Н. Ко- шанского (Санкт-Петербург, 1845) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, стремлением воли, с выражением голоса».

А. Ф. Кони (1844-1927) писал: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Учащиеся сопоставляют эти высказывания, выражают своё понимание их и обосновывают собственное мнение о роли жестов и мимики в общении.

этап: рефлексия.

Данный этап урока может быть проведён как рефлексивное обсуждение вопроса «Было ли на занятии организовано общение?». Ответ должен быть аргументирован.

этап: обсуждение домашнего задания.

Учащиеся получают задания:

на основе дополнительной литературы подготовить короткое сообщение с рисунком или иллюстрацией об одном из вербальных или невербальных средств общения;

составить правила общения с одноклассниками, друзьями, педагогами.

Выполнять задания можно индивидуально или в парах, микрогруппах.

Опережающее задание. Приведите примеры из мировой художественной литературы или кинематографа, отражающие первые впечатления людей друг о друге. Устно или письменно прокомментируйте особенности воздействия людей друг на друга.

Взаимодействие с окружающими людьми

Целевая установка урока: раскрыть качества, которые способствуют пониманию людьми друг друга; познакомить со способами взаимодействия; познакомить с основами ролевой теории личности и необходимостью ответственно относиться к своим ролям — ученика, сына или дочери, друга и т. д.

Эпиграф к уроку: «Великий вопрос жизни — как жить среди людей» (А. Камю).

Методические рекомендации к уроку

этап: проверка домашнего задания.

Организуется презентация выполненных учащимися заданий.

этап: целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Для перехода к новой теме урока учитель может спросить, что имел в виду Д. Карнеги, говоря: «Поощряйте других рассказывать вам о себе — это легчайший путь стать хорошим собеседником». Учитель обращает внимание ребят на эпиграф и говорит, что в конце они должны будут сделать вывод: можно ли согласиться с Альбером Камю?

Примерный план урока.

Восприятие и понимание людьми друг друга.

Способы взаимодействия.

Ролевое взаимодействие.

этап: изучение нового материала.

Раскрыть вопрос о восприятии и понимании людьми друг друга можно с опорой на жизненный опыт учащихся. Им предлагается вспомнить примеры из своей жизни, когда первое впечатление о человеке оказалось ошибочным или подтвердилось в последующем общении. Затем учитель предлагает учащимся ответить на вопрос «Что, по вашему мнению, влияет на установление взаимоотношений и понимание людьми друг друга?».

Далее можно предложить прочесть в учебном пособии отрывок о Дон-Кихоте и ответить на следующие вопросы:

(?) • О чём просил Дон-Кихот своего оруженосца?

Каким образом он хотел узнать о чувствах Дульсинеи к нему?

На что нужно было обратить внимание во время передачи письма?

Почему именно такие напутствия даёт Дон-Кихот оруженосцу?

На доске по ходу обсуждения записываются опорные слова:

Особенности личности,Особенности личности,

влияющие на восприятиевлияющие на понимание

НаблюдательностьСопереживание

ВнимательностьСочувствие

Скорость восприятияДоброжелательность

ГлубинаПредупредительность

ОбъективностьВежливость

Психическое состояниеПринятие позиции другого

Настроениечеловека

Для проверки наблюдательности учащихся учитель задаёт вопросы.

^7^ Вспомните, кого из учеников вызывали на предыдущем уроке обществоведения? Какие вопросы задавал учитель?

Кто из ребят отвечал у доски? Какая в тот день была погода? Кто из ребят обрадовался полученной оценке и кто огорчился? Что вы запомнили по дороге из школы домой? Как вы думаете, почему вам запомнилось именно это?

При наличии повышенного интереса учащихся к вопросу о наблюдательности можно предложить им поиграть в игру «Разведчик» (заодно провести физкультминутку с целью развития двигательной активности и предупреждения утомляемости).

Игра «Разведчик». Выбирается один из участников — «разведчик». Ведущий произносит: «Замри!» — и все неподвижно застывают. «Разведчик» старается запомнить, в какой позе «застыли» одноклассники. Внимательно рассмотрев всех, он закрывает глаза (или выходит из класса). В это время участники что-то меняют в своей одежде, позе, обстановке. Задача «разведчика» — заметить как можно больше изменений.

Обобщая ответы, учитель обращает внимание на то, что в восприятии других людей, их понимании важны интонации, повышение или понижение голоса, смысловые ударения, а также поза, мимика, жесты.

Далее важно подчеркнуть, что взаимодействие людей, как правило, сопровождается эмоциональными переживаниями. Учащимся можно предложить привести примеры чувств, которые сближают людей, объединяют их, рождают готовность к совместным действиям, а также чувств, которые их разъединяют и мешают взаимопониманию и сотрудничеству.

Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию на с. 123 (A. JI. Ржевская. «Весёлая минутка») и ответить на вопросы.

(74)Почему картина называется «Весёлая минутка»? Какие

взаимоотношения сложились между героями? По каким признакам вы это поняли?

Обобщая ответы учащихся, учитель может рассказать о том, что эта картина была экспонатом XXV выставки Товарищества передвижных художественных выставок и принесла большой успех A. JI. Ржевской. Зрителей привлекала полная юмора, доброты мастерски исполненная картина. Её ещё до выставки приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи.

Учащимся можно предложить привести примеры влияния профессии на восприятие: так, например, модельер в первую очередь заметит ..., учитель — ..., врач — ..., парикмахер — ... и т. д.

Далее следует попросить учащихся найти в тексте параграфа такие слова, как «установка» и «позиция». Нужно разъяснить, от чего может зависеть исходная установка на восприятие другого человека. Максим Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Далее учитель говорит, что в основе межличностных отношений часто лежат симпатия (внутреннее расположение, привлекательность) или противоположная ей антипатия. Чаще всего нам симпатичны люди, с которыми у нас совпадают вкусы и интересы, взгляды на жизнь, отношение к окружающим людям. Скорее всего, человек, который вызывает антипатию, чем-то обидел вас или на ваших глазах кого-то другого, совершил нехороший, с вашей точки зрения, проступок, или проявления его вкусов, поведение не совпадают с вашими представлениями о должном — такое бывает. Не торопитесь с вынесением суждения о человеке: «Он плохой, он мне не нравится». Хорошо ли вы знаете его, чтобы так утверждать, да ещё сделать своё мнение достоянием других людей? Справедливо ли ваше суждение? Всё ли вы сделали, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание? Понять другого человека — важное условие межличностных отношений.

Важно подчеркнуть, что общение помогает разбираться не только в других, но и в самом себе. Комментированным чтением можно отработать понятие «социальная рефлексия» на с. 122 учебного пособия.

Затем учитель переходит к объяснению предрассудков и разнообразных негативных эффектов, влияющих на впечатление о человеке или отношение к нему.

На первое впечатление о человеке может повлиять «эффект розовых очков» (рис. 15.1). Можно попросить ребят самим рассказать об этом эффекте. Что им известно об этом? И далее спросить, какие ещё существуют эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга?

Схемы

объяснения

чужого

поведения

Схемы

объяснения

чужого

поведения

Эффект «розовых очков»

Эффект «новизны»

Эффект

«проекции»

Рис. 15.1. Схемы объяснения чужого поведения

Для ответа на вопросы можно предложить учащимся методом комментированного чтения рассмотреть эффекты: «розовых очков», «новизны», «проекции». Подвести итог данной работы полезно обсуждением вопросов 3 и 4 § 15 учебного пособия.

Что такое стереотипы общения? Каким образом можно уменьшить негативное влияние стереотипов при восприятии других людей? В чём заключается «стереотип ожидания»? Как он может проявляться во взаимоотношениях?

После ответов на эти вопросы можно попросить учащихся высказать свои предположения:

Почему дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить?

Главной идеей второго вопроса «Способы взаимодействия» является достижение понимания термина «взаимодействие». Учитель начинает объяснение с того, что межличностные отношения часто характеризуют слова с корнем взаимо: взаимопонимание, взаимосвязь, взаимодействие (рис. 15.2).

Рис. 15.2. Характеристики межличностных отношений

Рис. 15.2. Характеристики межличностных отношений

понимание связь действие

Так, у каждого ученика в школьном классе или в другой группе складываются отношения с её членами, т. е. развивается система взаимосвязи. Взаимопонимание — понимание друг друга на основе взаимосвязи, а взаимодействие предполагает согласованность действий.

Затем можно познакомить учащихся с советами писателя М. М. Рощина о том, как налаживать отношения с другими людьми.

Об информативной стороне общения целесообразно сказать подробнее. Через общение мы получаем знания об окружающем мире, с помощью общения передаётся опыт, усваиваются культурные, нравственные ценности, которые выработаны человечеством. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его. Так, в группах подростков, увлекающихся чем-либо, возникает стремление поделиться своими знаниями.

Далее следует рассказать о способах взаимодействия: заражении, внушении, подражании, убеждении (рис. 15.3), а также дополнительно о сотрудничестве, противоборстве, используя материалы учебного пособия на с. 124-125.

Предложить учащимся оценить эти способы с точки зрения налаживания конструктивных взаимоотношений с другими людьми.

Рис. 15.3. Способы воздействия людей друг на друга

Приступая к рассмотрению ролевого взаимодействия, учитель организует вводную беседу, предлагая учащимся задуматься над вопросами:

Как избежать неудачи в общении и получить от него радость? Верно ли, что многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться? Что же помогает и что мешает общению?

Для уяснения понятий «роль» и «ролевой конфликт» можно использовать определения названных терминов в учебном пособии. Затем предложить подросткам охарактеризовать прирождённые и приобретённые роли их знакомого (по выбору, не называя фамилии). После такой подготовительной работы целесообразно заслушать высказывания учащихся, используя метод незаконченных предложений: «Ролевой конфликт чаще всего возникает...», «Разрешить ролевой конфликт можно следующим способом...».

Далее, отрабатывая понятие «ролевые ожидания», учитель может предложить провести одну из ролевых игр в типичных обыденных ситуациях, например: «Поездка в троллейбусе» (роли: пассажир, кондуктор, контролёр, пожилой человек и женщина с ребёнком; ситуации: вход в транспортное средство, посадка, отношения с окружающими людьми, оплата проезда, выход из транспорта на остановке). Рассмотреть, правильно ли выполнялись роли. Были ли нарушения, если да, то какие? Как надо было бы поступить в той или иной ситуации?

Учитель должен подвести учащихся к выводу: каждый человек исполняет социальные роли. Окружающие в той или иной форме контролируют их исполнение. Несовпадение ролевых ожиданий в отношении людей друг к другу нередко приводит к непониманию и конфликтам между ними.

этап: рефлексия.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Следующая → | Последняя | Одной страницей


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту. 1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.