2 роки тести

20 Февраль 2014 →

Методика Сегена: развивающие игрушки

Французский врач Эдуард Сеген (Seguin) (1812-1880) считается одним из основоположников олигофренопедагогики. Им была разработана успешно применяемая до настоящего времени методика воспитания умственно отсталых детей.

Кроме того, Сеген был, судя по всему, очень хорошим человеком. Работая с такими детьми, он не оставлял попыток подтянуть их уровень и преодолеть болезнь. Также его заботили условия содержания больных, что совсем не было характерным для того времени.

В сороковых годах девятнадцатого века Сеген возглавлял детское отделение больницы для душевнобольных недалеко от Парижа. В то же время им была предпринята попытка создать частный пансион для умственно отсталых детей, где они могли жить и обучаться по особой программе.

В пятидесятые годы Сеген перебрался в Америку, где продолжил заниматься созданием лечебниц для страдающих слабоумием людей (для США того времени это была новая практика).

Особенности методики Сегена

Методика Сегена рассчитана на детей, речевые функции которых сильно затруднены или полностью отсутствуют. Занимаясь, мама и ребенок могут общаться на языке жестов либо использовать только простые односложные слова, активизируя наглядно-действенное мышление.

В основе обучающей игры лежит принцип сопоставления формы деталей вкладышей с отверстиями, в которые эти детали должны быть вставлены. Были разработаны специальные учебные пособия, которые называют ящик Сегена и доска Сегена.

Что такое доска и ящик Сегена

Доска Сегена представляет собой плоскую поверхность, выполненную из любого приятного на ощупь материала (дерева, пластика, оргстекла), в которой прорезаны отверстия различной формы. К ней прилагаются детали-вкладыши, соответствующие по форме прорезанным отверстиям. Задача ребенка — подобрать правильные вкладыши и вставить их в прорези. Важно, чтобы малыш самостоятельно нашел решение поставленной задачи, и этой же цели должна быть подчинена мамина помощь.

Простая доска Сегена имеет четыре отверстия. Более сложная — до десяти. Причем заполнение некоторых отверстий требует комбинации вкладышей.

Ящик Сегена предполагает оперирование объемными фигурами: в верхней крышки ящика прорезаны отверстия, в которые необходимо протолкнуть подходящие по форме фигурки.

Методика Сегена для обычных детей

Обычные дети охотно играют с этими учебными пособиями. Отличие заключается в том, что здоровый мозг быстрее справляется с поставленной задачей. Недооценивать же пользу от подобных занятий не приходится, особенно когда видишь, с каким упоением малыш пытается «втиснуть» вкладыши в доску Сегена.

Шкала умственного развития Бине-Симона.

Шкала умственного развития Бине-Симона включает в себя ряд заданий, которые объединены в группы, в зависимости от возраста испытуемого. В отличие от отдельных заданий на внимание, память, мышление и т.д., шкалы подобраны таким образом, что задания в каждой шкале по каждому возрасту должны быть выполняемы испытуемым.

Шкала умственного развития Бине-Симона (вариант 1911 г.)1

Возраст

Содержание задачи

Возраст

Содержание задачи

3 года

1.Показать свои глаза, нос, рот

3.Обнаружение пропусков в изображении людей

2.Повторить предложение длиной до шести слогов

4.Назвать день, число, месяц, год

3.Запомнить два числа

5.Повторить ряд из пяти однозначных чисел

4.Назвать нарисованные предметы

9 лет

1.Назвать все месяцы

5.Назвать свою фамилию

2.Назвать стоимость всех монет

4 года

1.Назвать свой пол

3.Составить из предложенных трех слов две фразы

2.Назвать указанные предметы

4.Ответить на три легких вопроса

3.Повторить ряд из трех однозначных чисел

5.Ответить на пять более трудных вопросов

4.Сравнить длину показанных линий (3 задачи)

10 лет

1.Ранжирование предметов

5 лет

1.Сравнить (попарно) тяжести (3-12 г, 15-6 г, 3-12 г)

2.Воспроизведение фигур

2.Срисовать квадрат

3.Поиск несоответствий в рассказах

3.Повторить слово из трех слогов

4.Ответы на трудные отвлеченные вопросы

4.Решить головоломку

5.Составление предложения из трех слов с одним из предложенных в задании

5.Сосчитать четыре предмета

11 лет

1.Противостояние внушению при сравнении линий разной длины

6 лет

1.Определить время дня

2.Составление предложений из трех слов

2.Назвать назначение нескольких предметов обихода

3.В течении трех минут произнести 60 слов

3.Срисовать ромб

4.Определение отвлеченных понятий

4.Сосчитать тринадцать предметов

5.Восстановить порядок слов (3 задания)

5.Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 задания)

12 лет

1.Повторение однозначных чисел

7 лет

1.Различить правую и левую сторону

2.Поиск трех рифм к слову «стакан»

2.Описать картинку

3.Повторение предложений длиной в 26 слогов

3.Выполнить несколько поручений

4.Объяснение смысла картины

4.Назвать общую стоимость нескольких монет

5.Завершение рассказа

5.Назвать показанные четыре основных цвета

8 лет

1.Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними

2.Обратный счет от 20 до 1

Обследование старших детей начинается с набора заданий, которые соответствуют уровню меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хронологический) возраст. Если на этой ступени обследуемый получает менее пяти баллов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.В том же году Ф.Кюльман разработал тесты для детей, начиная с 3-х месячного возраста.Тесты испытания «умственной одаренности» в младенческом возрасте (Ф.Кюльман 1912 г.)

Воз-Раст

Содержание задания

Критерий выполнения

3 мес.

1.Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту

Движение направленно, а не случайно

2.Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 мин.

Реакция в форме вздрагивания или другого движения

3.Координация глазных яблок. Держать ребенка спиной к свету, перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица – 75 см

Правильная координация перемещения глаз к краям глазных щелей

4.Слежение за предметом в боковом поле зрения. Держать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка

Поворот головки или глаз

5.Морганье. Резкие движения перед глазами

Начинает моргать

6 мес.

1.Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, подложив под спину подушку

Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 с.

2.Поворот головы на звук. Держать за правым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. Быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликом

Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука

3.Отведение большого пальца. Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка

Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами

4.Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т.д.

Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании

5.Движенье рук в направлении к предмету. Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка

Уверенное протягивание руки к предмету

12 мес.

1.Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол

Стоит 5 с., сидит 2-3 мин.

2.Речь.Повторение слогов вслед за взрослыми или самостоятельно

Самостоятельное произнесение или повторение 2-3 слогов

3.Подражательные движения. Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем – вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка

Безошибочное повторение движений

4.Рисование. Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка.

Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений

5.Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить

Повторное предпочтение отдельных предметов

18 мес.

1.Умение пить

Питье частыми глотками, а не всасывание

2.Самостоятельная еда

Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой

3.речь

Произнесение простых слов («папа», «мама»,»да», «нет»). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией

4.Сплевывание. Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе

Активное сплевывание

5.Распознание. Узнавание нарисованных предметов

Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов

24 мес.

1.Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображением различных предметов

Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов

2.Подражательные движения. Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить сделать то же.

Правильное воспроизведение двух-трех движений

3.Выполнение простых поручений. Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на пол.

Воспроизведение действий

4.Копирование круга. На глазах ребенка начертить один-два круга. Предложить выполнить задание самостоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка

Самостоятельное вычерчивание круга

5.Разворачивание конфеты

Разворачивание перед тем, как положить в рот.

Тест Гудинаф «Нарисуй человека» предназначен для измерения интеллектуального уровня детей. Оценка уровня интеллектуального развития ребенка осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изобразил ребенок в рисунке мужчины, как учтены пропорции, перспектива и т.д. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом. Надежность теста достаточно высока, он может использоваться в индивидуальном и групповом обследовании.В младшем школьном возрасте (3-6 классы) для диагностики умственного развития может применяться «Групповой интеллектуальный тест»(ГИП) словацкого психолога Дж.Ванды. ГИП содержит 7 субтестов:1)Исполнение инструкций (например, подчеркнуть самое длинное слово, самое большое из чисел и т.п. – диагностируется скорость понимания инструкции и точность выполнения;2)арифметические задачи;3)дополнение 20 предложений с пропущенными словами (ребенку необходимо уловить смысл предложения, диагностируется его словарный запас и правильность построения предложений);4)сходство и различие понятий;5)»аналогии» 40 заданий по выявлению логических отношений («вид-род», «часть-целое», «противоположность» и др.);6)»числовые ряды» (необходимо понять закономерность построения числовых рядов; закономерности меняются, поэтому диагностируется гибкость мышления и индуктивная логичность);7)»символы»В отечественной психологии представляет интерес методика определения уровня развития мыслительных и сенсорных процессов, разработанная Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной.

Возраст

Используемые материалы

Описание практических методик

Обработка данных

Мыслительные процессы

Сенсорные процессы

1 год-1 год 6 месяцев

Вспомагательные предметы

1.»Найди колечко». В ряд лежат параллельно друг другу тесемки (толстые нити, веревочки) одинаковой длины, к одной из которых привязано кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо.2.»Прокати матрешку». На тележке стоит матрешка. Вокруг вертикального штыря, находящегося на краю тележки, перекинута тесьма, концы которой повернуты к ребенку и идут параллельно друг к другу

Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и исследовать готовые межпредметные связи

Оценивают: насколько развито ли восприятие соперемещения предметов, как ребенок эмоционально реагирует на приближение предмета-цели

1 год 6 месяцев- 2 года

Простейшие орудия

1.»Достань колечко». На противоположной от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом палочка. Ребенку предлагают достать колечко, не трогая его руками.2. «Что в трубке лежит?» В прозрачной трубке лежат шарики или другие мелкие игрушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики

Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием

Определяют: доступность восприятия предметов в динамике их соперемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов

1 год 6 месяцев – 2 года 6 месяцев

Специа-лизиро-ванные орудия

1.»Поехала кукла в гости». На столе стоит тележка с куклой. На тележке имеется вертикально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ребенку прокатить куклу, не трогая тележку руками.2.»Ловись рыбка». В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, рядом лежит сачок. Предлагают ребенку поймать рыбок.3.»Достань шарики». В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики.

Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направлениях, учитывая форму предметов.

2-3 года

То же

Перед ребенком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до само шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком). Предлагают детям вставить втулки

Выявляют, как ребенок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в целое посредством орудия

Оценивают, как ребенок воспринимает предметы в динамике соперемещений, воздействий и изменений, а также отмечают особенности выделения частей и целого.


See also:
Учебный материал
Похожие записи
  • тест метрология 1
    ООП: 260902.65 - Конструирование швейных изделийДисциплина: Метрология, стандартизация и сертификацияГруппа: бкид-1 Дата...
  • тест Мен в МП пол 3 курс студ
    Раздел 1. Общие подходы к менеджменту. 1. Английское слово «менеджмент» употребляется, когда...
  • тест КП 3
    ТЕСТЫ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РФ РАЗДЕЛ 1. Основы теории конституционного права. Конституционное...

Комментарии закрыты.