Темы семинаров по Соц.псих.образования

20 Февраль 2014 →

Социальная психология образования

Содержание семинарских занятий

Модуль 1. Педагог и ученик в контексте современной образовательной ситуации

1.1 Предметная область социальной психологии образования

1. Предмет и проблемы социальной психологии образования.

2. Тенденции образования в современном мире

3. Особенности социальной ситуации развития детей и молодежи в современной России

4. Субкультуры и социализация молодежи.

Литература.

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

Даутова О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного школьного образования: Научно-методические материалы. /Под ред. А.П.Тряпициной. – СПб, 2008

Кондракова И.Э., Федорова Н.М. Гуманитарные ориентиры образовательной политики и государственно-общественного управления в сфере школьного образования: Научно-методические материалы. – СПб: ООО»Книжный Дом», 2008.

Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. – М.:Наука, 1988. YI глава

Пискунова Е.В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы: Научно-методические материалы. – СПб: ООО «Книжный Дом», 2008

Педагогическая психология /под ред. Л.Регуш, А.Орловой. Спб.: Питер,2010

Соколова В.Н., Юзефович Г.Л. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. –И.: Просвещение, 1991

Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов /Под ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова. – М,: Аспект Пресс, 2002

Вопросы для проверки:

1) Охарактеризуйте факторы, определяющие социально-культурные тенденции развития современного общества (постиндустриального) и как они влияют на развитие образования.

2). Какое влияние оказывают различные молодежные субкультуры на развитие личности детей и молодежи?

1.2 Социализация личности в изменяющемся мире

1. Агрессивность в социальной и образовательной среде.

2. Устойчивость личности ребенка и студента к неблагоприятным воздействиям социальной среды.

3. Совладающее поведение в трудных жизненных ситуациях.

4. Навыки ассертивного поведения как фактор противодействия неблагоприятным воздействиям социальной среды.

Литература.

Андреева Г.М.Социальная психология. М.,2009

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб: Питер, 2005

Кон И.С Ребенок и общество. – М,,1988

Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. – М.: Когито-центр, 2006.

Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». –М,, 1991

Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000

Подросток на перекрестке эпох. – М.,1997

Расчетина С.А., Зайченко О.М. Социодидактика. История и теория социальной педагогики: Монография. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. Разделы II и III.

Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. –София, 2009

Соколова В.Н., Юзефович Г.Л. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. –И.: Просвещение, 1991

Социальная психология. Под ред. Е.Н. Волкова. М.,2007

Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Речь, 2007

Вопросы для проверки:

1. Что такое «жертва социализации», и какие факторы жизни современного

российского общества способствуют превращению ребенка в «жертву»?

2. Какие виды устойчивости ребенка к неблагоприятным воздействиям социальной среды можно выделить?

Модуль 2. Взаимодействие педагогов и учащихся в образовательном процессе

2.1 Учебная группа в образовательной среде

1. Психологическая структура школьного класса (студенческой группы)

2. Ученик (студент) в системе личных отношений. Динамика личных отношений.

3. «Трудный класс» (группа) и их типология.

4. Буллинг: понятие, причины, последствия, преодоление.

5. Психологическая помощь «трудному классу (группе)»

Литература.

Андреева Г.М.Социальная психология. М.,2009

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Глазман О.Л. Проблема буллинга (насилия в школе) // Ананьевские чтения. 2005.

Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России. СПб.: Изд-во СПбГУ. С. 436-437

Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. Ии доп. – М.: АРКТИ, 2008

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. -СПб: Речь, 2007.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. –М.: Генезис, 2005

Социальная психология. Под ред. Е.Н. Волкова. М.,2007

Чернышев А.С., Сурьянинова Т.И. Генезис группового субъекта деятельности //Психологический журнал. 1990. № 2.

Вопросы для проверки:

1) Что понимают под психологическим климатом классного коллектива (студенческой группы), как его измерить? Какие факторы определяют психологический климат класса (студенческой группы)?

2) Что такое буллинг и каковы его причины? Можно ли преодолеть ситуацию буллинга?

2.2 Социальная психология личности педагога.

1. Личность современного педагога. Толерантность и безоценочность..

2.Адаптация личности к педагогической деятельности и психологическая безопасность молодого педагога в образовательной среде.

3. Проблема профессионального выгорания и деформации учителя.

4. Психопрофилактика трудностей взаимодействия в педагогическом коллективе: пути предупреждения и преодоления

Литература.

Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений , Под ред. А.С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Митина Л.М. Психология труда и профнессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Молодцова Н.Г Поактикум по педагогической психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. разделы 4.,5

Пискунова Е.В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы: Научно-методические материалы. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

Педагогическая психология /под ред. Л.Регуш, А.Орловой. Спб.: Питер,2010

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999

Реан А.А., Кудашев А.Р,, Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008

Социальная психология. Под ред. Е.Н. Волкова. М.,2007

Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения: (пособие для студентов и педагогов) – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007

Вопросы для проверки:

1) Изменились ли требования к учителю в начале ХХ века? И если да, то в чем суть этих изменений?

2) Какова престижность педагогического труда в современной России? Назовите причины такого отношения к педагогу.

3) Что понимают под профессиональной деформацией учителя, и каковы ее причины? Может ли учитель избежать профессиональной деформации?

2.3 Социальная психология педагогического общения

1.Педагогическая коммуникация, технология аргументации и речевого информативного воздействия педагога.

2. Педагогическая социальная перцепция

3. Манипуляция и диалог.

4.Психологические барьеры в профессионально-педагогическом общении.

Литература.

Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский цент «Академия», 2007

Митина Л.М. Психология труда и профнессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Молодцова Н.Г Поактикум по педагогической психологии. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. разделы 4.,5

Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для вузов. – М.:Просвещение, 2006

Педагогическая психология /под ред. Л.Регуш, А.Орловой. Спб.: Питер,2010 (гриф)

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999

Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения: (пособие для студентов и педагогов) – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007

Вопросы для проверки:

1) Что такое педагогическая коммуникация? Каковы ее цели? Способы манипулирования учителя ребенком и родителями.

2) Какие ошибки социальной перцепции могут встречаться у педагогов по отношению к учащимся?

3) Какие правила убеждения вам известны?

2.4 Педагогический конфликт

1.Педагогическая интеракция. Кооперация и конфликт.

2.Виды и специфика педагогических конфликтов.

3.Управление педагогическими конфликтами.

4. Психологическая помощь педагогу в ситуации конфликта.

Литература.

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. – Издательство «Эксмо», 2005

Митина Л.М. Психология труда и профнессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для вузов. – М.:Просвещение, 2006

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. – М.:Просвещение, 1991

Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения: (пособие для студентов и педагогов) – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007

Вопросы для проверки:

1) Чем конструктивная критика отличается от деструктивной? Каковы правила конструктивной критики?

2) Каковы пути и способы предупреждения конфликтов педагога с учащимися?

2.5 Развитие социально-психологической компетентности педагога

1. Понятие социально-психологической компетентности педагога и ее структура.

2. Активные методы обучения в профессиональной подготовке педагога: тренинг, деловые игры, мозговой штурм, метод проектов.

Литература.

Авидо И., Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. – СПб.: Речь, 2008

Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные

программы. – СПб.: Речь, 2007

Беляева Т.Б. Модель социальной компетентности. Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Психология. Педагогика. Социология». 2005, № 31. стр.8-12

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001

Митина Л.М. Психология труда и профнессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для вузов. – М.:Просвещение, 2006

Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения: (пособие для студентов и педагогов) – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007

Вопросы для проверки:

1) Соотнесите понятия и структуры «педагогической компетентности» и «социально-психологической компетентности» педагога.

2) Какие формы и методы более эффективны при обучении педагогов и почему?


See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.