Тема урока

20 Февраль 2014 →

Тема урока: Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного.

Класс: 5

Тип урока: урок-изучение новой темы

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи

Развивающие:

Воспитательные:

Цели:

обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи,

сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи,

способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти,

воспитывать интерес к русскому языку,

воспитывать бережное отношение к здоровью,

способствовать эстетическому воспитанию детей.

Оборудование: учебник

Литература:

1.

2.

3.

План урока:

Организационный момент (1-2 мин.)

Актуализация знаний (5 мин.)

Изучение нового материала (10-15 мин.)

Закрепление изученного материала ( 10-15 мин.)

Информирование о домашнем задании (2 мин.)

Подведение итогов, комментирование оценок ( 3 мин.)

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дети! Садитесь! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Давайте проверим готовность к нему: у всех на партах есть учебники, тетради, ручки?

Итак, начнем. Спишите, пожалуйста, с доски дату, тему урока.

Давайте обратим внимание на эпиграф. Имя существительное-хлеб языка.

                                                                                                     Л. Успенский

Напоминаю, что эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части (в нашем случае -уроку )и характеризующая его основную идею.

Как вы понимаете это выражение?

Ученики: Имя существительное в языке и речи , так же важно, как и хлеб для стола.

Учитель: Да, верно. Хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Отсутствие хлеба - признак крайней нужды и бедности. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба. Существительные называют предметы окружающего мира, представить без них речь и язык невозможно - как и стол без хлеба.

К.Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке вы узнали, что имя существительное является самостоятельной частью речи. Попробуйте это доказать. Какие признаки характерны для самостоятельных частей речи?

Ученики: Самостоятельные части речи имеют при себе вопросы, обладают лексическим значением и являются членом предложения.

Учитель: Все верно!

Изучение нового материала

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на стр. Прочитайте определение:

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

АХТУНГ!!! ВСЕМ РУКИ ВВЕРХ!! СТРЕЛЯТЬ БУДУ. ТТТТЫЩЬ!!! ТТТРРТТДДДЩЩЩ! ПТЩПТЩПТЩ!!! Аааааааааааааааааааааааааа! Воздуххх!!! Птыщь тарарах!!!!!!! Аааа я без ноги- ученик!!!! УУУУУУ где мой глаааз!!!! НЕЕЕТ!!! Что это такое!!!! Это спарта!!!!!!!!!!!!!!!!АГУУУУУУУУУУУУАГУУУУУУУУУУУАГУУУУУУУУУ1!!!! ддддддщ!

Для имени существительного характерны следующие грамматические признаки:Род Число Падеж

Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).

Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает.

Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

Физминутка

Учитель : Вы, наверное, устали. Прошу всех встать.

 Зарядка Каждый день мы по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по порядку:

 Весело шагать, Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Вот стихотворение, которое почти целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица... (А.Фет)

Подсчитайте, пожалуйста, количество существительных в данном стихотворении.

Ученики: 13. Шепот, дыханье, трели, соловья, серебро, колыханье, ручья, свет, тени, конца, ряд, изменений, лица.

Учитель: все верно.

Задание 1.

Списать. Вставить пропущенные буквы.

Въехать в девню, рубить т.пором, посинеть от м.роза, работать на з.воде, помогать т.варищу.

– Как называются слова,  в которые вы  вставляли буквы? (Словарные слова) – Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)

Информирование о домашнем задании.

Ребята, вашим домашним заданием будет, во-первых, повторить все то, что вы узнали сегодня на уроке, во-вторых, выполнить упражнение в учебнике.

Подведение итогов.

Подвести итог нашему уроку я хочу с помощью стихотворения:

Все что существует, оно обозначает,На вопрос кто? и что? верно отвечает.А чтоб не обижался весь честной народ,Оно всегда имеет и число, и род.У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.

Кто все понял и запомнил о существительном? – Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного? – Что из нашего урока  вам понравилось? Почему? Оцените себя, как знатока имени существительного. Кто думает, что он заслуживает оценку «5»? «4»?

Урок окончен! Спасибо за внимание!


See also:
Разное
Похожие записи
  • Я выбрала эту тему
     Я выбрала эту тему потому, что считаю её очень интересной и полезной: хочу...
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...

Комментарии закрыты.