ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С А ЕСЕНИНА

20 Февраль 2014 →

ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С А ЕСЕНИНА

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этогопоэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для негоРязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехалсовсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей,в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важнознать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с роднойземлей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая ихотличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мераотстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть,почувствовать.Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России.Так, одно из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь мояродная..." С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое,ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат сиконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия,система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармониейземли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина - это имир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный,"деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна:"Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливаетсяв стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется емуневестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.Для поэта родная деревня в России - это нечто единое, родина длянего, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край,родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературныекритики определили как понятие "малой родины". С присущейС.Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающееего, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Ой ты,Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу". Порой стихипоэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувствонеприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший роднуюхижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остаетсянеизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:"А месяц будет плыть и плыть,Роняя весла по озерам...И Русь все также будет жить,Плясать и плакать у забора".С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими идаже трагическими событиями. На памяти его поколения - война,революция, снова война - теперь уже гражданская. Переломный дляРоссии год - 1917 - поэт встретил, как и многие художники его круга, снадеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.Поэты круга С.Есенина того времени - это Н.Клюев, П.Орешин,С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева - близкогодруга и поэтического наставника С.Есенина: "Мужицкая ныне земля,И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 годупоявляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготьВоспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени оченьсложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого инового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумьяна вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы ичеловеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего еегармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В немцентральным становится обретающее глубоко символический смыслсостязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бывоплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском"Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума,технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщенанелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненнопереживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий языкс новым поколением, для которого календарный Ленин на стенезаменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горькопоэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поютагитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С.Есенинсправедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам".Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше ненужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желаниеслиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своегопризвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю имаю, Но только лиры милой не отдам". И поэтому таким глубокимпафосом наполнено его признание:"Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким "Русь".Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этихстрок, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в"Ресефесере". С темой родины у С.Есенина связано понимание своейпоэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни",хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным дляпонимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":"Спит ковыль.Равнина дорогаяИ свинцовой свежести полынь!Никакая родана другаяНе вольет мне в грудь мою теплынь.Знать, у всех у нас такая участь,И, пожалуй, всякого спроси Радуясь, свирепствуя и мучась,Хорошо живется на Руси.Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя,Но никто под окрик журавлиньйНе разлюбит отчие поля.И теперь, когда вот новым светомИ моей коснулась жизнь судьбы,Все равно остался я поэтомЗолотой бревенчатой избы.По ночам, прижавшись к изголовью,Вижу я, как сильного врага,Как чужая юность брызжет новьюНа мои поляны и луга.Но и все же новью той теснимый,Я могу прочувственно пропеть:Дайте мне на родине любимой,Все любя, спокойно умереть".Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирикепоэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь,свирепствуя и мучась" - трудный исторический опыт, который выпал надолю есенинского поколения. Стихотворение построено натрадиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажаи одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой ижуравлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, вкотором олицетворением поэзии является не менее традиционный "светлуны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой,лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признаниелирического героя есенинского стихотворения в приверженностивековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет"золотой": "Все равно останусь я поэтом Золотой бревенчатой избы".Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, нообычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, нонепременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотоюлягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящейценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ейкрасотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушениене искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финалстихотворения звучит несколько риторически, но в общем контекстепоэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннеепризнание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенинаразвивается от безотчетной, почти по-детски естественнойпривязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытаниятрудным временем перемен и переломов авторской позиции.




See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.