Тема – Государственное управление КД

20 Февраль 2014 →

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основы государственного регулирования КД

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

-  охрана окружающей среды;

-  выравнивание экономического цикла;

-  обеспечение нормального уровня занятости населения;

-  защита жизни и здоровья граждан;

-  поддержка конкуренции на рынке;

-  поддержка и развитие малого предпринимательства;

-  специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

-  государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

-  государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-  разработка государственных программ;

-  лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

-  выдача предписаний антимонопольным органом;

- субсидирование отдельных предприятий и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов (фискальная и денежно-кредитная политика). К ним относятся:

-  предоставление налоговых льгот;

-  льготное кредитование.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

- условия конкуренции;

- социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка кадров;

- окружающая среда;

- производство продукции;

- внешнеэкономические связи.

Необходимым условием эффективного осуществления регулирования коммерческой деятельности является создание нормативно-правовой базы.

Государственное регулирование в розничной торговле

Направления государственного регулирования в розничной торговле:

регулирование общих вопросов организации розничной торговли;

регулирование правил розничной торговли;

регулирование материально-технической базы розничной торговли;

регулирование процессов продажи и обслуживания населения;

регулирование процесса оказания услуг в розничной торговле;

регулирование торговли отдельными видами товаров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года (в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 N 369-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ))

ЗАКОН РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 01.09.2013)

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ДИСТАНЦИОННЫМ СПОСОБОМ, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012)

ПРАВИЛАПРОДАЖИ ТОВАРОВ ПО ОБРАЗЦАМ, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 (ред. от 04.10.2012)

ПРАВИЛА КОМИССИОННОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 04.10.2012)

ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения

ГОСТ Р 51304-2009 - Услуги торговли. Общие требования

ГОСТ Р 51074-2003 - Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования

ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные информация для потребителя. Общие требования

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.560-96 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 24 октября 1996 г. N 27) (с изменениями от 11 октября 1998 г., 21 марта 2000 г., 13 января 2001 г.)

СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы»

СанПиН 42-123-4117-86 "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов" (утв. Минздравом СССР 20.06.1986)

СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

Государственное антимонопольное регулирование

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

нНдобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» (Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года (в ред. от 28.12.2013))

1 задача - Государственное антимонопольное регулирование направлено на ликвидацию доминирующего положения.

Статья 5. Доминирующее положение

1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3, 6 и 6.1 настоящей статьи случаев.

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

2 задача – контроль соглашений между предприятиями, которые могут привести к ограничению конкуренции

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Также запрещается заключение предприятиями, действующими на рынке одного товара (взаимосвязанных товаров), других соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых может иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других предприятий.

Законодательство запрещает заключение соглашений или осуществление согласованных между потенциальными продавцами и покупателями, в результате которых может иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других предприятий.

Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет своим результатом ограничение конкуренции.

3 задача – запрет на недобросовестную конкуренцию

Статья 14. Запрет на недобросовестную конкуренцию

1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

3 направления государственного регулирования КД:

Контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих предприятий;

Принудительное разделение коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих доминирующее положение;

Контроль за соглашениями и согласованными действиями коммерческих организаций.

Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования - это совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

http://www.fas.gov.ru/

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (Тверское УФАС России) – территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, рекламе и размещении заказов для федеральных государственных нужд.

http://tver.fas.gov.ru/


See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.