Тема экология

20 Февраль 2014 →

Тема № 10. Земля наша – хрустальный шар.

Коммуникативные задачи: Дискуссия по проблемам экологии, обзор публикаций СМИ по экологическим проблемам.

1.Речевая деятельность.

1. Чтение текстов на экологические темы, выявление актуальных для Казахстана проблем сохранения окружающей среды.

2. Собственная оценка экологической ситуации в Казахстане, мире.

3. Что может сделать для сохранения природы будущим поколениям каждый из нас: высказывание-монолог.

4. Чтение стихов о природе.

Лексический минимум: животный мир, звери, млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, беспозвоночные, насекомые;

Окружающая среда: воздух, земля, вода, горы, равнины, долины, океаны, моря, континенты, вулканы;

Вселенная: галактика, Солнце, Земля, космос, небо, звезда, луна, планета, спутник, астероид, комета;

Явления природы: дождь, ветер, снег, град, жара, землетрясение, обвал, сель, паводок, наводнение, извержение, затмение, цунами, ураган, засуха;

Экология: природный баланс, нарушение природного баланса, промышленных предприятий, атомные станции, нефтеперерабатывающий комплекс, химические удобрения, загрязненность воздуха, выхлопные газы, разрушение газонового слоя атмосферы, озоновые дыры, сохранение окружающей среды, флора и фауна, природоохранительные меры, очистные сооружения, лесные массивы, лесопарки, заповедники, национальные парки;

Беречь, охранять, выращивать, растить, очищать, утилизовать.

111. Коммуникативная сфера.

1.Дискуссия по проблемам экологии.

2. Творческая работа на тему «Защитим наше будущее и будущее наших детей».

Притекстовое задание. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Почему проблемы охраны природы – экологические проблемы – находятся сейчас в центре внимания людей?»

Экология… Экологические проблемы… Загрязнение… Нет автомобилям! Эти слова мы достаточно часто можем слышать сегодня. Действительно, экологическое состояние нашей планеты ухудшается не по дням, а по часам. Все меньше остается пресной воды на земле, а та вода, которая еще доступна, уже плохого качества. А воздух? Чем мы дышим? Многие города накрыл туман, но только это не туман, а смог, который не просто неприятен, но невероятно опасен для жизни людей.

В восьмидесятых годах прошлого века люди впервые серьезно обеспокоились состоянием окружающей их природной среды. Такого рода опасения касались как настоящего нашей планеты, так и будущего тех людей, которые будут жить на нашей планете через несколько веков.

На протяжении многих тысяч лет человек жил в гармонии с окружающей его природной средой, и ему казалось, что природные ресурсы планеты неисчерпаемые. Но вот наступило двадцатое столетие. Как известно, ХХ век стал временем научного и технологического прогресса. С наступлением индустриальной революции отрицательное влияние человека на окружающую среду стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Индустриальный прогресс стал причиной очень серьезных проблем.

В последнее время очень много говорится о кислотном дожде, глобальном потеплении, истончении озонового слоя планеты. Все эти негативные процессы вызваны тоннами загрязняющих вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу промышленными предприятиями. Большие города задыхаются от смога. Ситуация осложняется тем, что в больших городах мало зелени, деревьев, которые, как известно, являются легкими

планеты. Транспорт – это один из главных загрязнителей окружающей природной среды. На сегодняшний день автомобили, с их бензиновыми и дизельными двигателями, стали

главными источниками загрязнения атмосферы в промышленных странах. Огромные площади лесов, которые росли в Африке, Южной Америке и Азии, стали уничтожаться, обеспечивая различные потребности отраслей промышленности в Европе и Соединенных Штатах Америки. Это очень страшно, потому что уничтожение лесов нарушает кислородный баланс на всей планете в целом. В результате исчезли некоторые разновидности животных, рыб, птиц и растений. Многие виды животных, птиц и растений находятся сегодня на грани исчезновения.

Одним из примеров отрицательного антропогенного влияния является Аральское море. В состоянии экологической катастрофы находятся Байкал, Кузбасс, Чернобыль, Семипалатинск и многие другие «страшные» места. Загрязнение атмосферного воздуха и мировых океанов, истощение озонового слоя, исчезновение видов животных и растений, радиация являются следствием небрежного отношения человека к природе. Защита окружающей среды стала проблемой, над решением которой работают ученые всего мира. Должны быть предприняты самые активные меры для того, чтобы создать международную систему экологической безопасности. Человечеству нужно принять верное решение: жить или умереть.

(По материалам прессы)

Послетекстовые задания

Ответьте на вопросы, используя в своих ответах сложносочиненные предложения с союзами и,

О каких экологических проблемах говорится в тексте?

Почему перед человечеством возникли экологические проблемы?

О каких еще экологических проблемах вы знаете?

Текст № 2. «Тревожные признаки»

Притекстовые задания.

Выпишите из текста заимствованные слова, варваризмы. Раскройте их значения.

Составьте простой план текста.

«Веу Леса, 73-летний житель деревни на островах Тувалу, и без научных данных видит, что уровень воды в океане поднимается, - говорится в газете «Нью Зиленд геральд». – Пляжи, знакомые с детства, исчезают. Земля, которая кормила его семью, испорчена морской водой. В апреле 2007 года ему пришлось покинуть свой дом, потому что его затопило приливом, а волнами нанесло камней и мусора».

Для жителей Тувалу, группы островов, поднимающихся над уровнем моря не более чем на 4 метра, глобальное потепление, как пишет «Геральд», - это не абстрактная наука, а «реальность, с которой они сталкиваются каждый день». Тысячи людей уже уехали с островов, и еще многие собираются это сделать.

В то же время Роберт, живущий в Брисбене (Австралия), может поливать свой сад только в определенные дни, да и то не из шланга, а из ведра. Помыть машину полностью он может только на автомойке, где очищенная вода используется повторно. Иначе он

может вымыть лишь зеркала, стекла и номера. С чем связаны такие ограничения? Тот район страны, где живет Роберт, страдает от засухи, которую называют самой сильной за последние сто лет. В других районах положение еще хуже. Свидетельствуют ли проблемы Австралии и Тувалу о глобальном потеплении?

По мнению многих, глобальное потепление в немалой степени связано с деятельностью людей и может иметь катастрофические последствия для климата и окружающей среды. Так, обширное таяние ледников на суше и увеличение объема океанической воды, вызванное ее потеплением, может привести к значительному подъему уровня моря. Низменные острова, например Тувалу, могут скрыться под водой. То же самое относится к немалой части Нидерландов и Флориды. Возможно, миллионам людей придется эвакуироваться из таких городов, как Шанхай и Калькутта, а также из некоторых районов Бангладеш.

Кроме того, повышение температуры может вызвать более сильные бури, наводнения, засухи. В Гималаях сокращаются площади ледников, которые питают водой семь речных систем. Это может обернуться нехваткой пресной воды для 40 процентов мирового населения. Кроме того, тысячам видов животных грозит опасность. К ним относятся белые медведи, которые охотятся преимущественно на льду. Исследователи уже сообщают, что многие медведи теряют в весе, а некоторые даже голодают.

Следует также отметить, что повышение температуры может привести к распространению болезней, поскольку расширяется территория обитания комаров, клещей и других переносчиков заболеваний, включая грибки. «Опасность, которую несут с собой климатические изменения, сравнима с угрозой ядерной катастрофы, - отмечается в «Буллетин оф атомик сайентистс». – В ближайшем будущем их влияние может проявляться не так сильно… однако через три-четыре десятилетия изменение климата

может погубить экологические системы, жизненно важные для человека». Добавляя мрачных красок к этой и без того нерадужной картине, некоторые ученые говорят, что темп изменений, которые обычно связывают с глобальным потеплением, опережает их расчеты.

Как относиться к этим прогнозам? В самом ли деле жизни на земле угрожает гибель? По мнению тех, кто отрицает реальность глобального потепления, эти зловещие предсказания безосновательны. Другие не знают чему верить. Где же правда? Действительно ли земле и нам грозит опасность?

(По материалам прессы)

Послетекстовое задание.

Запишите предложения, используя числительные в соответствии с содержанием текста: 73, 2007, 4, 40.

Запишите географические названия, используемые в тексте.

Перескажите текст.

Как бы вы ответили на вопросы, поставленные в тексте?

Текст № 3. «Красная книга»

Предтекстовое задание. Раскройте значение следующих слов и словосочетаний:

Геологические эпохи

Условия обитания

Истощение природы

Биологический вид

Генетика

Уникальный

Инициатива

Млекопитающие

Притекстовые задания.

Какие ассоциации вызывает у вас красный цвет?

Прочитайте текст и ответьте на вопрос, почему книгу, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений называют Красной?

Красный цвет – сигнал запрета, понятный людям всего мира. Поэтому так была названа книга фактов о состоянии тех видов животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения и стали редкими.

Мир животных и растений на Земле формировался миллионы лет и медленно изменялся соответственно сменам геологических эпох. С развитием на Земле человеческой деятельности условия обитания организмов стали быстро меняться. В первую очередь пострадали животные: многих из них человек стал быстро истреблять, изобретая все новые способы и орудия охоты. Вырубка леса, распашка новых земель резко изменили условия обитания многочисленных зверей и птиц.

Опасность истощения природы была понята не сразу. Уже после того, как

многие виды исчезли, люди увидели, что это безвозвратно, что восстановить их не смогут никакие современные средства научно-технического прогресса.

Темпы исчезновения видов угрожающе ускорялись. Это была уже трагедия; если загрязненную воду и воздух можно очистить, восстановить, то возродить исчезнувший биологический вид невозможно – он генетически уникален и неповторим.

В Х1Х веке вымерло около 70 видов птиц и млекопитающих, а за первую половину ХХ столетия исчезло с лица земли еще 40 видов.

Инициативу по спасению исчезающих видов животных проявил Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). В 1962 году после трудной и долгой работы был подготовлен первый проект списка редких видов птиц и млекопитающих, а в 1966 году уточненный список был оформлен в специальную Красную книгу.

В Красную книгу занесены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды. К таким животным отнесены, например, амурский тигр,

снежный барс, леопард, красный волк, гигантский слепыш, полосатая гиена и др. Красная книга называет более 84 семейств растений, в их числе – женьшень, эдельвейс альпийский, железное дерево, лотос, водяной орех и др.

Хотя Красная книга не решает проблемы сохранения редких растений и животных, она является сигналом тревоги, призывом к действию. Усиливая работу по охране, воспроизводству и рациональному использованию растительного и животного мира, можно предотвратить опасность истощения природы, прекратить исчезновение животных и растений.

Послетекстовые задания:

Подберите синонимы к следующим словам:

вымирать, восстановить, предотвратить, истреблять, неповторимый

Ответьте на вопросы:

С какой целью и почему была создана Красная книга? Объясните смысл названия этого документа.

Почему возникла опасность истощения природы?

Какая организация была инициатором создания Красной книги?

Какие виды животных и растений внесены в Международную Красную книгу?

Решает ли Красная книга проблему сохранения редких растений и животных?

При каких условиях можно прекратить исчезновение животных и растений?

Закончите предложения:

Красная книга не решает проблемы сохранения редких растений и животных, но …

Загрязненную воду и воздух можно очистить, а …

Темпы исчезновения видов угрожающе ускорялись, и

Подготовьте доклад о Красной книге Казахстана.

Текст № 4. «Любить – значит беречь»

Предтекстовые задания. Обратите внимание на значение слов

Кордон –

Расстрига –

Блажь –

Притекстовые задания.

Прочитайте и прокомментируйте название текста.

Как называется профессия, представители которой по долгу службы охраняют природу? В каком случае берегут природу по велению сердца?

Ночь была темная, серп луны едва освещал верхушки деревьев. Но Герасимов двигался быстро, интуитивно угадывая тропу: он чувствовал себя в лесу, как дома.

А ведь все его первые детские впечатления были связаны со степью. Он родился в Казахстане и вплоть до пятого класса жил под Кокчетавом. Затем родители переехали в Подмосковье. Переезд состоялся зимой, и в первое же воскресенье Валерий пошел на лыжах в лес. То был сосновый лес. Медные мохнатые великаны в снежных шапках окружили мальчика, и он захлебнулся от немого восторга: такого потрясения он еще никогда не испытывал. Это было чудо, которого он, быть может, ждал всю предыдущую жизнь. Лес стал настоящим другом, с которым он никогда не скучал. Без тени страха укатывал вечерами на лыжах в самую чащобу – в морозную хвойную мглу, подсвеченную серебристой мглой. Летом оставался в лесу ночевать и никогда не боялся – звуки леса не пугали, а завораживали его.

Природа так и осталась с ним и во взрослой жизни. И когда он собрался в лесники, коллеги по московской газете не очень удивились, но все-таки сочли это молодой блажью и и легким авантюризмом. Никто к его намерению всерьез не отнесся, считали: максимум через год Герасимов вернется. И – ошиблись:»журналист-расстрига» выписался из

Москвы, затем привез на кордон молодую жену.

И любил свой обход, особенно побережье, где рыжий сосновый лес подступал к самой воде, где встречались охристые ручьи, перегороженные бобровыми плотинами.

Послетекстовые задания.

1. Составьте план текста и перескажите его по плану.

2. Найдите слова и словосочетания, отражающие тему текста. Какими средствами связи в тексте они выступают?

3. Найдите ССП. Определите, какие смысловые отношения между их частями .

Текст № 5. Кадыр Мурзалиев. «Чистота природы»

Предтекстовое задание. Прочитайте стихотворение Кадыра Мурзалиева «Чистота природы». Определите тему и идею стихотворения. Найдите метафоры, эпитеты, сравнения, которые использует автор для создания стихотворения.

Чистота природы

Кто поверит, что воздух был некогда чист?

Небосвод, посмотри, затуманен и мглист,

Лебедой белоснежных испачканы крылья,

И дрожит мое сердце – осиновый лист.

В черный уголь, увы, саксаул превращен,

Своей зеленью нас не порадует он,

Снег, подобный легчайшему белому пуху,

Приближаясь к земле, на лету загрязнен.

Где озера хрустальные с яркой водой,

Шелковистые бабочки с жаркой каймой?

Как давно вместо чистого белого цвета

Сероватый полощется передо мной.

Может быть, океан Ледовитый один

Не испачкал своих белоснежных седин,

Но, увы, золотая волшебная рыбка

К нам не вынырнет из заповедных глубин.

Дым, подобный густым грозовым облакам,

Изваяньем на небе стоит здесь и там,

Он отекшие легкие напоминает,

До чего же он хмур и багров по краям!

Есть ли в жизни страданье мрачней и страшней?

Как природу спасти нам для наших детей?

Чистота ее - это и наше здоровье,

Мир не выживет, не позаботясь о ней!

Текст № 6. В. Моисеев «По Чаткальскому заповеднику»

Притекстовые задания.

Прочитайте текст.

Определите тему и идею текста.

Перескажите текст.

Среди живописных скал и субальпийской степи лежал наш путь по редким по красоте местам Чаткальского заповедника. Вместе с разгоравшимся днем во всей красе раскрывались лепестки цветов. И поплыл над горами нежный аромат, привлекая насекомых-опылителей. Загостившаяся в нижнем поясе гор весна не спешила уходить со склонов и долин рек, где вовсю еще пламенели тюльпаны. Помахивая по ветру «лисьими хвостами», зацветали эремурусы с удивительно нежно-розовыми цветами, нанизанными на высоченные стебли-цветоносы.

Поднимаясь к старому арчовнику, разбросанному по северному склону Такалисая, я

как бы между прочим сказал проводнику:

- Сколько едем, а кекликов так и не видели. Похоже, их вовсе нет в этих местах.

- Как нет! – встрепенулся Арзикул, и, отвернув в сторону лошадь, с жаром заговорил, стараясь убедить меня в обратном. – Здесь очень много кекликов, стоит лишь позвать их, как сами к нам слетятся.

- Ну-у, это ты лишку хватил! Жди, прилетят! – пытался я подзадорить лесника заповедника. Уж так мне хотелось сфотографировать кеклика, сидящего на скале.

Задетый за живое, Арзикул соскочил с лошади и, отпустив ее попастись, подошел ко мне:

- Слезай, Владимир, да приготовься, сейчас кекликов налетит столько, знай успевай фотографировать.

Мне оставалось только пожать плечами. Я собрал фоторужье и, подойдя к краю глубокого каньона, затянутого дымкой, присел рядом с лесником. Кивнув на невысокие скалы, он спросил меня:

- На какую из трех посадить первого кеклика?

- Вот на эту, - махнул я рукой на торчавшую в десятке шагов от нас скалу с плоским верхом и отвернулся, чтобы не обидеть проводника. Ну не мог я сдержать смех и все тут! Посадит он кеклика на скалу – ха-ха – ну кто в такое поверит.

- Спрячься в кустах арчи и сиди тихо-тихо, а я сейчас, - заговорщицким голосом сказал Арзикул и, поднявшись с камня, пошел не спеша к указанному месту.

Накинув на себя защитного цвета плащ, Арзикул присел у подножья скалы в тень и, приложив ладони ко рту, издал громкий отрывистый звук – «ке-келек». Помедлив, он снова послал несколько призывных звуков, и тут же последовал справа далекий, еле слышный ответ. Лесник высунулся из-за скалы, повторил каскад нежных звуков, ничем не отличающийся по чистоте от голоса самочки кеклика, и замер, прислушиваясь. Снизу и с

обеих сторон каньона до моего слуха донеслись нарастающие голоса и свист крыльев. Птицы летели в нашу сторону! Опустившись чуть ниже и громко переговариваясь, кеклики-самцы наперегонки спешили на зов. И вот на вершине скалы, возле которой сидел Арзикул, появился ярко-нарядный петушок-кеклик. Только я навел на него телеобъектив, как мимо моих ног промчался другой и ,вспорхнув, сел на соседнюю скалу. Глянул я на третью, и там уже сидят два кеклика! Вытянув шеи, они без умолку токовали, звали невидимых подруг. Курочки же, не выдавая своего присутствия, в это время сидели на яйцах или водили только что появившихся на свет пестреньких цыплят.

Арзикул давно перестал манить птиц, но на поднятый крик слетевшихся кекликов подлетали все новые и новые петушки.

- Довольно! Довольно! Хватит! Две кассеты отснял! – кричал я из скрадка Арзикулу. А он при виде обычной для него картины лишь широко улыбался.

Стоило мне выбраться из укрытия и показаться на краю каньона, как кекликов будто ветром сдуло.

«Летите! – весело думал я. – Обманули вас? Не обижайтесь.!

А ведь было, местные охотники пользовались умением имитировать голос курочек, и за доверчивость кеклики платили самой дорогой ценой. Легко добывали охотники за один выезд десятки петушков. Так было до запрещения весенней охоты по перу в 1969 году. Тогда кеклик стал здесь редкостью. И вот прошли годы. Смотрю – кеклик. Слышу – кеклики…

Текст № 7. «Заповедник Аксу-Джабаглы»

Предтекстовое задание. Раскройте значение следующих слов:

Биоразнообразие

Флора

Фауна

Ареал

Рельеф

Петроглиф

Ландшафт

Саванна

Эрозия

Паводок

Селевой поток

Притекстовые задания. Прочитайте текст. Определите тип речи и стиль данного текста.

Государственный природный заповедник «Аксу-Джабаглы» - старейший заповедник Средней Азии и Казахстана. Основная территория Аксу-Джабаглы занимает западную часть хребта Таласский Алатау и крайнюю северно-восточную ветвь Угамского хребта. Горные хребты в заповеднике сильно расчленены. Они тянутся параллельно с востока на запад и обладают сходным характером рельефа. Северные склоны обычно пологие, с обширными выровненными террасами, у гребней увенчанные снежниками и ледниками.

Южные – более крутые, сухие и скалистые. Нередко от них отходят узкие острые хребты, образуя сложный лабиринт ущелий. В центральной части выделяется мощный ледниковый хребет Бугулытор. Площадь самого крупного из ледников этого хребта около 1 кв. км.

Основные реки заповедника – Джабаглы, Аксу, Балдарбек, Бала-Балдарбек. Питание их смешанное – снеговое, ледниковое и родниковое.

Оставили здесь следы своей деятельности и наши далеки предки. В котловане урочища Касабулак – живописном и суровом месте, окруженном огромным амфитеатром из ослепительного ромбовидного снежника и темных осыпей, находится знаменитая каменная галерея. На плоских камнях, покрытых черной железисто-марганцевой коркой, хорошо видны рисунки древних людей, высеченные острым орудием. Рисунков здесь множество, не менее двух тысяч. Причудливая вязь каменной живописи поражает разнообразием сюжетов и техникой исполнения. Чаще всего встречаются рисунки диких животных – козлов, архаров, маралов. Нередки изображения всадников на лошадях и верблюдах, охотников с луками и копьями, сцен борьбы, плясок, различных ритуалов и даже сцен казни. По поводу возраста этих петроглифов до сих пор не существует единого мнения. Большинство исследователей относит их к сакскому периоду, т.е. к У-1У векам до нашей эры. Другие считают, что «картинная галерея» Каскабулака создавалась многими поколениями, начиная с каменного века до средних веков нашей эры.

Среди других заповедников Казахстана Аксу-Джабаглы выделяется особым богатством и разнообразием растительного покрова. Здесь отмечено более 60 растительных формаций, относящихся к 12 типам растительности, тогда как в других заповедниках – всего до 5-7 видов. Самым оригинальным, характерным только для Западного Тянь-Шаня типом являются полусаванны, или саванноиды.

Другой тип растительности, свойственный только Западному Тянь-Шаню, - арчевые

леса. Они формируют неповторимый облик ландшафта этого региона, закрепляют склоны, предохраняя их от эрозии, накапливают и запасают влагу, регулируя стоки рек, служат стражем от разрушительных паводков, снежных лавин и селевых потоков. Летучие эфирные масла и фитонциды очищают и оздоравливают воздух. Являясь основной древесной породой в Западном Тянь-Шане, арча издавна широко использовалась человеком. Площади арчевников сильно сократились за последние столетия, поэтому они отнесены к лесам первой категории с особым режимом охраны, а арча зеравшанская занесена в Красную книгу Казахстана.

Кроме того, в Аксу-Джабаглы охраняются и другие уникальные растительные сообщества.

Флора заповедника очень богата. Количество охраняемых видов представлено следующим образом: грибы – более 250 видов; мхи, лишайники, водоросли - по 60-70 видов; высшие растения – более 1300 видов. Только в Аксу-Джабаглы охраняются такие редчайшие виды как латук удивительный, угамия ангренская, первоцвет Минквиц, остролодочник таласский, мытник Масальского, бересклет Коопмана, береза таласская и др.

Животный мир заповедника также разнообразен. Фауна позвоночных насчитывает более 330 видов. Преобладающими по численности и видовому составу являются грызуны. Из копытных наиболее обычны горные козлы, немногочисленны архары и реаклиматизированные в начале 60-х годов прошлого века маралы. Из хищников чаще всего встречается тянь-шаньский бурый медведь. Плотность этого краснокнижного вида в Аксу-Джабаглы самая высокая в пределах всего ареала. Кроме архара и медведя, в заповеднике обитает еще пять краснокнижных видов – снежный барс, дикобраз, туркестанская рысь, перевязка и каменная куница. Довольно обычен только последний вид (порядка 40-50 особей) , остальные – очень редки (от 2 до 5 особей).

Мир птиц значительно богаче. Всего здесь встречается 268 видов, в том числе около 110 пролетных и 130 гнездящихся. Последняя цифра составляет более 80 % от гнездовой фауны всего Западного Тянь-Шаня, включая Кыргызстан и Узбекистан. Шесть их видов – беркут, бородач, змееяд, стервятник, орел-карлик, балобан, довольно редки, гнездятся в количестве одной – нескольких пар и относятся к категории краснокнижных.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Следующая → | Последняя | Одной страницей


See also:
Разное
Похожие записи
  • Я выбрала эту тему
     Я выбрала эту тему потому, что считаю её очень интересной и полезной: хочу...
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...

Комментарии закрыты.