Тема 6 НДФЛ (1)

20 Февраль 2014 →

Тема 6. Налогообложение физических лиц – нерезидентов

Признание налогоплательщиками налога на доходы физических лиц – нерезидентов.

Определение источника дохода. Объект налогообложения в зави-симости от источника дохода.

Налоговая ставка. Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога.

Льготы при налогообложении налогом на доходы. Освобождение от налога доходов дипломатического персонала иностранных государств.

Особенности налогообложения налогом на имущество физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Особенности налогообложения транспортным налогом.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, могут являться: справка с места работы, выданная на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ.

Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России.

В России налогоплательщик может приобрести или утратить статус резидента в течение налогового периода.

В ст.223 НК РФ установлена дата получения дохода в зависимости от вида дохода. Согласно п.2 ст.223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Определение налогового статуса производится на каждую дату выплаты дохода (п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 226 и ст. 225 НК РФ). Поэтому, если статус работника изменяется в течение налогового периода, то организация должна за весь период произвести перерасчет НДФЛ по итогам налогового периода.

По мнению ФНС РФ, выраженного в письме от 22 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13897@  налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода.

Между тем, по мнению Минфина РФ, выраженного в письме от 20 марта 2013 г. N 03-04-05/6-250 налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации.

В письме Минфина РФ от 19 марта 2013 г. N 03-04-06/8402 указано, что окончательный налоговый статус сотрудников организации, определяющий налогообложение их доходов, полученных за налоговый период, уточняется организацией по итогам налогового периода.

«…пункт 2 ст. 223 НК РФ определяет дату получения дохода и начисления НДФЛ, но не дату перечисления этого налога. Дата перечисления НДФЛ определяется по правилам, установленным п. 6 ст. 226 НК РФ, согласно которому налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Следовательно, обязанность по перечислению начисленной суммы налога возникает у налогового агента в день выплаты или перечисления дохода, а не в день его начисления».[2]

Изменение налогового статуса может повлечь изменение налоговой обязанности. Так, если по итогам налогового периода сотрудники организации, выполняющие работу за пределами РФ, не признаются налоговыми резидентами РФ, то такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ не являются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами РФ, полученных в соответствующем налоговом периоде, в котором физическое лицо не является налоговым резидентом РФ, такое лицо не имеет. В этой ситуации соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика (письмо Минфина РФ от 30 января 2012 г. N 03-04-06/6-15).

Интересно отметить, что утрата налогоплательщиком, зарегистрированного в качестве предпринимателя и применяющего упрощенную систему налогообложения, статуса резидента не скажется на налоговых обязательствах. В п. 3 ст. 346.12 НК РФ определен перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Данный перечень налогоплательщиков является исчерпывающим. В указанном перечне отсутствуют индивидуальные предприниматели, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, поэтому, указанные индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на доходы по доходам, полученным в рамках предпринимательской деятельности, поэтому, утрата статуса резидента России не изменит порядок налогообложения доходов от предпринимательской деятельности. Данный подход разделяется и финансовым ведомством (письмо Минфина РФ от 1 июля 2013 г. N 03-11-11/24963).

Ставка налога на доходы для нерезидента составляет 30%, между тем, доходы от осуществления трудовой деятельности иностранных граждан - нерезидентов РФ облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов, если данные работники признаются высококвалифицированными специалистами (абз. 4 п. 3 ст. 224 НК РФ).

В п.1 ст.13.2 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» указано, что высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) по общему не менее 2 млн руб. Исключения составляют научные работники и преподаватели вузов, национальных исследовательских центров, государственных научных центров - их доход должен быть не менее 1 млн руб., а также работники, участвующие в реализации проекта "Сколково", - размер их заработной платы не имеет значения Для организаций - резидентов промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых ОЭЗ иностранные специалисты признаются высококвалифицированными, если их годовая заработная плата составляет не менее 1 млн руб., а для организаций - резидентов технико-внедренческой ОЭЗ - не менее 700 тыс. руб. в год.

Кроме того, в п.3 ст.224 НК РФ установлено, что налоговая ставка для нерезидентов в отношении доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, устанавливается в размере 15 процентов; для доходов от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Как видно, налоговым законодательством предусмотрены определенные льготы в случае особой заинтересованности государства в привлечении иностранного специалиста для работы на территории России.

В ст. 227.1 НК РФ определены особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При выплате организацией дохода нерезиденту, в случаях специально установленных законом, организация является налоговым агентом и должна удерживать НДФЛ (п.1, 2 ст.226 НК РФ). В соответствии с п.2 ст.226 НК РФ «2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога».

Таким образом, налоговый агент не удерживает налог в следующих случаях:

• при выплате дохода по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст.214.1 НК РФ);

• при выплате дохода по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги (ст.214.3 НК РФ)

• при выплате дохода по операциям займа ценными бумагами (ст.215.4 НК РФ)

• по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества (ст.214.5 НК РФ)

• при выплате дохода иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

• дополнительно в п.1 ст.228 НК РФ перечислены категории налогоплательщиков, которые самостоятельно уплачивают налог на доходы, представляя декларации по НДФЛ, представляемой в налоговый орган по месту учета таких лиц.

Данные правила распространяются на всех налогоплательщиков. Нужно обратить внимание, что подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ на физических лиц возложена обязанность по самостоятельному исчислению и уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению. Однако, п. 18 ст. 214.1 Кодекса установлено, что налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налоговым агентом.

При этом налоговыми агентами в целях данной статьи признаются доверительный управляющий, брокер, депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением - в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г., владельцу таких ценных бумаг, иное лицо, осуществляющее в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами срочных сделок на основании соответствующего договора с налогоплательщиком: договора доверительного управления, договора на брокерское обслуживание, депозитарного договора, договора поручения, договора комиссии или агентского договора.

Это означает, что обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц с дохода, полученного от продажи акций организации, возлагается на само физическое лицо в том случае, если такая организация не выступает в качестве одного из лиц, перечисленных в п. 18 ст. 214.1 НК РФ. Данный порядок применяется независимо от того, является физическое лицо налоговым резидентом РФ  либо не является налоговым резидентом, разумеется, иное может быть установлено соглашением об избежании двойного налогообложения с государством резидента.

Нерезиденты РФ не пользуются льготой, установленной в п.17.1 ст.217 НК РФ, освобождающей от налогообложения доходы, полученные от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Данная льгота предусмотрена только для налоговых резидентов РФ.

В отношении доходов от продажи недвижимого имущества, получаемых физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов, а положения п. 17.1 ст. 217 Кодекса не применяются (письмо Минфина РФ от 24 августа 2012 г. N 03-04-05/6-1002).

В то же время льгота, предусмотренная п. 18.1 ст. 217 НК РФ, где указано, что  не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, применяются независимо от наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса налогового резидента РФ.

Правовая система России строится на принципах приоритета норм международного права над нормами национального права. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 7 Кодекса).

Так, например, согласно п. 1 ст. 13 "Доходы от капитала" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, заключенной в г. Мадриде 16.12.1998 (далее - Конвенция), доходы, получаемые резидентом Испании от отчуждения недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Конвенции "Методы устранения двойного налогообложения" Конвенции доход от продажи недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего резиденту Испании, может облагаться как в Испании, так и в России с зачетом в Испании налога, уплаченного в России.

Кроме того, нерезиденты при уплате в России налога на доходы не вправе пользоваться налоговыми вычетами (стандартными, социальными, имущественными и профессиональными).  В соответствии с п.4 ст.210 НК РФ: «4. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, не применяются».

Соглашения (конвенции) об избежании двойного налогообложения, обычно, предусматривают освобождение от уплаты налога на территории одного из договаривающихся государств лиц, не имеющих в нем постоянного местожительства.  Устранение двойного налогообложения ликвидирует препятствия для развития экономических отношений между государствами.

Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, при продаже имущества налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

По мнению Минфина РФ, выраженного в письме  от 2 марта 2012 г. N 03-08-05, в ст. 41 НК РФ предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Соответственно, сумма подлежащего налогообложению дохода определяется исходя из рыночной стоимости недвижимого имущества, переданного физическому лицу, за минусом расходов на приобретение долей этим лицом в уставном капитале. Это означает, что нерезидент вправе уменьшить сумму доходов на величину понесенных расходов, что вполне разумно, т.к. уменьшение налоговой базы по налогу на доходы на сумму документально подтвержденных расходов не является имущественным налоговым вычетом.

Согласно правовой позиции КС РФ, выраженной  в Постановлении от 01.03.2012 N 6-П: бремя уплаты такого платежа, как налог на доходы физических лиц, исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции РФ, должно определяться таким образом, чтобы полученный доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, в том числе стандартные, социальные и имущественные, а налогом облагался бы так называемый чистый доход.

Декларирование полученного дохода от продажи недвижимого имущества в случае отсутствия у нерезидента места жительства (пребывания) на территории РФ, происходит в налоговый орган по месту расположения недвижимого имущества (письмо Минфина РФ от 7 октября 2011 г. N АС-3-3/3324).

Как правильно отмечает Шахмаметьев А.А. «Неодинаковый объем обязанностей резидентов и нерезидентов порождает вопрос о допустимости такой практики с точки зрения соблюдения принципа недискриминации. Данный принцип входит в число основных общих начал правового регулирования налогообложения и, как правило, прямо закрепляется в национальном законодательстве и в международно-правовых документах по вопросам налогообложения».[3]

В отношении нерезидентов в ряде случае установлены дискриминационные налоговые правила, что усугубляет проблемы налогообложения физических лиц-нерезидентов, т.к. в налоговом законодательстве отсутствует  механизм, который позволяет контролировать выполнение нерезидентами обязанности по самостоятельному декларированию доходов.

Гражданство лица является одним из обязательных элементов в правовом регулировании налоговых льгот, предоставляемых государствами на условиях взаимности. Например, положения НК РФ об освобождении от уплаты налога на доходы некоторых категорий иностранных лиц (глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей, административно-технического персонала представительств иностранного государства и членов их семей и других) действуют в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении таких же российских лиц либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Статья 215. Особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

1. Не подлежат налогообложению доходы:

1) глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с дипломатической и консульской службой этих физических лиц;

2) административно-технического персонала представительств иностранного государства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, за исключением доходов от источников в Российской Федерации, не связанных с работой указанных физических лиц в этих представительствах;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

3) обслуживающего персонала представительств иностранного государства, которые не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

4) сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций.

2. Положения настоящей статьи действуют в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств (международных организаций), в отношении граждан (сотрудников) которых применяются нормы настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Анализируя Закон Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие ставки налога, а также предусматривающие налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, можно сделать вывод, что иностранные физические лица являются плательщиками налога на имущество физических лиц на общих основаниях.

Транспортный налог установлен в 28-й главе Налогового кодекса РФ "Транспортный налог". В каждом регионе он вводится в действие региональным законом. Если в регионе такого закона нет, то платить налог не нужно. Таким образом, транспортный налог - это региональный налог.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса, плательщиками транспортного налога являются фирмы и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Поскольку в данном пункте статус налогоплательщика не упоминается, можно сделать вывод, что иностранные физические лица - нерезиденты РФ уплачивают налог на общих основаниях.


See also:
Разное
Похожие записи
  • Я выбрала эту тему
     Я выбрала эту тему потому, что считаю её очень интересной и полезной: хочу...
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...

Комментарии закрыты.