Тема.5.2_Ценообразование в рыночной экономике

20 Февраль 2014 →

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ ЦЕН

Цена отражает, насколько правильно была разработана и успешно осуществлена та или иная программа. Если товар реализуется по намеченной цене, то данный факт свидетельствует об успехе; если же потребитель отказывается приобретать продукцию по предложенной цене, то это уже неудача.Через цену реализуются основные результаты деятельности предприятия и, следовательно, определяется эффективность его деятельности в целом.Цена — фактор, непосредственно влияющий на прибыльность, так как прибыль есть разница между суммарной выручкой от продаж и суммарными затратами. Кроме того, от уровня цен зависит объем продаж.Ценообразование — сложный процесс, поскольку цена является многофакторным явлением. Минимальный уровень цены устанавливается с учетом издержек производства и расходов на реализацию продукции. Издержки производства подразделяются на постоянные, переменные и валовые. Постоянные издержки — та часть затрат, которая остается неизменной независимо от размеров производства (плата за аренду помещений, теплоснабжение и т. п.). Переменные издержки — часть затрат, которая трансформируется в зависимости от масштаба производства. Валовые издержки — сумма постоянных и переменных издержек.Цена должна возмещать валовые издержки и обеспечивать некоторую прибыль.

ВИДЫ ЦЕН, ИХ СТРУКТУРА

Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют систему. Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношения различных видов продукции. Она складывается из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы. Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производства в целом и отраслей друг от друга, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируются по ряду признаков.

В зависимости от сферы оборота определяются внутренние цены предприятия (фирмы) и отпускные (оптовые) цены, по которым компании реализуют продукцию потребителям.Внутренние цены используются для оборота средств внутри предприятий и являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений. Они делятся на следующие виды:

Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цехи, участки, отдельные производства внутри одного предприятия. Внутрихозяйственная цена — это сумма переменных расходов и прибыли подразделения.

Внутрифирменные цены, по которым самостоятельные предприятия (юридические лица) производят поставки внутри объединения. Внутрифирменная цена включает в себя переменные расходы и доход, который направляется на покрытие постоянных расходов подразделения предприятия и всей фирмы.

Трансфертные цены — внутрифирменные цены, которые обслуживают оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.

Трансфертная цена как бы поглощает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.

Отпускная (оптовая) цена отражает верхний предел внутренней цены и определяется исходя из влияния как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.

Таким образом, во-первых, внутрифирменное ценообразование является существенным фактором, влияющим на отпускную (оптовую) цену предприятия; во-вторых, внутрифирменная цена, отличаясь от цены предприятия, более объективна, поскольку не является результатом взаимодействия интересов производителя и конечного потребителя, т. е. не подвержена субъективной оценке. Наряду с внутренними ценами предприятия и оптовыми ценами в зависимости от характера оборота выделяются также закупочные цены, по которым реализуют сельскохозяйственная продукция государственным и коммерческим организациям.

По розничным ценам товары реализуются в розничную торговую сеть. По этим ценам обычно продают товары народного потребления прежде всего населению, в меньшей степени предприятиям, организациям и предпринимателям. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

По степени и способу регулирования различаются:

Регулируемые цены — устанавливаются под контролем государства. Выделяются прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены посредством изменения налогов и процентных ставок.

Договорно-контрактные цены определяются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.

Фиксированные твердые цены — устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров.

Свободные цены — освобождены от ценового вмешательства государства. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Наряду с перечисленными основными видами цен в практике хозяйствования применяется ряд других видов цен, которые выделяются по самым разнообразным признакам.

По степени обоснованности различают:

Базисные цены — применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, с процессами инфляции.

2. Прейскурантные цены — фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т. е. указателей цен.

3. Фактические цены сделок — в них учитывается применение различных надбавок, скидок к базисной цене.

С учетом фактора времени выделяют:

Постоянные цены, срок действия которых заранее не оговорен.

Сезонные цены вид закупочных или розничных цен на товары. Носят сезонный характер. Такая цена определяется путем применения скидок (надбавок) с первоначальной продажной цены и действует в течение определенного периода времени (сезона).3. Ступенчатые цены — ряд последовательно снижающихся цен, которые уменьшаются в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.По способу получения информации об уровне цен среди них обособляют:

Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и другой специальной литературе. Они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен.

2. Прейскурантные цены — особый вид справочных цен, которые публикуются в прейскурантах фирм-продавцов.

3. Расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, которое изготовляется по индивидуальным заказам. Такие цены рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий.

В зависимости от вида рынка различают:

Аукционные цены от публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот). Они устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.

2. Биржевые котировки — цена стандартизированного одно-родного товара (в том числе ценных бумаг), который реализуется через биржу.

3. Цены торгов — цены особой формы специализированной торговли. Эта форма торговли основана на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

В зависимости от территории продаж бывают:

1. Единые цены — действуют на всей территории страны; устанавливаются и регулируются государством.

2. Региональные цены — формируются на отдельных территориях страны. К ним относятся иены на сельскохозяйственную продукцию и сырье, газ, электроэнергию.

3. Местные цены — устанавливаются на продукцию, которая как производится, так и потребляется в данном регионе.

По условиям поставки и продажи выделяют:

Цены-нетто — цены на месте купли-продажи.

Цены-брутто (фактурные) — цены, которые определяются с условием купли-продажи (т. е. с учетом вида и размера налогов, наличия и уровня скидок, условий страхования).Классификация цен позволяет выработать эффективные методы ценообразования, которые реально отвечают требованиям как производителя, так и потребителя.В системе цен можно выделить три основных вида: договорные, государственные и мировые цены.

Договорные цены устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов, базовые ресурсы для экономики данной страны, социально-значимые товары.

Мировые цены применяются в международной торговле. Их уровень отражает цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте.

Для уточнения цены необходимо учесть реакцию потребителей на ее изменение (ценовую эластичность спроса).

Если колебания цены на 1% вызывает большие процентные изменения количества продаваемой продукции, то предприятие реализует изделия, спрос на которые по ценам эластичен. Этот факт позволяет сделать следующий вывод: увеличение выручки предприятия в условиях эластичного спроса возможно только за счет снижения цен или такой модернизации продукции, которая приведет к уменьшению эластичности спроса.

Если заданное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества продаваемой продукции, то предприятие реализует продукцию, спрос на которую неэластичен. Такой характер спроса заставляет руководство предприятия наращивать цены в целях увеличения общей выручки.

Некоторые цели могут достигаться противоположными путями. Так, рост прибыли АТП будет обеспечен за счет введения более высоких тарифов на перевозки, но прибыль может возрастать и при увеличении объема перевозок при пониженных тарифах. Устанавливая цены, предприятие должно стремиться получить максимум прибыли по всем видам перевозок. Для этого необходимо разработать систему тарифов для различных условий перевозок.

ТАРИФЫ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕТОДИКА РАСЧЕТА

Цены на услуги транспорта принято называть тарифами.Тарифы, как цены, могут устанавливаться с учетом ряда стратегий ценообразования, основными из которых являются:1) стратегия высоких цен;2) стратегия низких цен;3) стратегия дифференцированных цен;4) стратегия льготных цен;5) стратегия гибких, эластичных цен.Расчет цен (тарифов) может осуществляться следующими методами:1) «средние издержки плюс прибыль»;2) на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;3) на основе уникальности выпускаемого товара (услуги).

Установлены основные требования к формированию свободных тарифов на перевозки грузов. Цель: повысить ответственность предприятий транспорта за экономическую обоснованность этих тарифов; предупредить негативные проявления монополизма на рынке транспортных услуг со стороны перевозчиков.Автотранспортные предприятия и хозяйственные организации (перевозчики) определяют тарифы исходя из конъюнктуры рынка с учетом себестоимости перевозок и предельного уровня рентабельности 35%. Потребитель транспортных услуг вправе запросить от автотранспортного предприятия экономическое обоснование установленных им тарифов.

Главными измерителями для установления тарифных ставок как правило являются 1 т перевозимого груза; 1 отправка груза; 1 км пробега автомобиля; 1 час работы автомобиля; 1 автотонночас или комбинации этих единиц в зависимости от конкретных условий перевозок.

Изменять тарифы рекомендуется не чаще одного раза в квартал.

Уровень фактической рентабельности по всем видам перевозок грузов по АТП за отчетный период (квартал) не должен превышать 35% от себестоимости. При превышении этого уровня полученная прибыль должна быть пересчитана в бюджет в установленном порядке. Выбор расчетной базы и вида тарифов определяется конкретными условиями доставки грузов, объемами перевозок, их регулярностью, постоянством технологических нормативов, возможностями стандартизации количественных и качественных характеристик транспортного процесса.

Сдельный тариф применяется при перевозке массовых однородных грузов в том случае, если имеются постоянно действующие стимулы получения выгоды при повышении производительности труда и снижении издержек по сравнению с учтенными в расчете тарифами.

Покилометровые тарифы используются при перемещении самих транспортных средств (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т. п.).

Применение повременных тарифов обусловливается как правило неопределенностью количественных характеристик перевозок и прежде всего нестабильностью временных интервалов, в течение которых по условиям заказчика возможно производительное использование подвижного состава.

В городских и пригородных перевозках целесообразно выделять те из них, которые имеют большое социальное значение (перевозки хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц и т. п.), на которые должны быть установлены по возможности низкие цены. В этом случае для обеспечения полного хозрасчета предприятий автомобильного транспорта могут выделяться средства из местных бюджетов.

Тарифы определяются для каждой конкретной марки подвижного состава исходя из условий его эффективного использования и экономически просчитанных затрат на перевозки.

Рекомендуемые схемы построения тарифов приводятся ниже.

В теории тарифные ставки принято связывать с различными группами издержек предприятия. Разделяют, например, ставку за движенческую операцию (она соответствует издержкам, которые могут быть прямо отнесены на один километр пробега автомобиля); ставку за начально-конечную операцию (соответствует издержкам, условно относимым на один час простоя автомобиля под погрузкой или разгрузкой), и т. д.

В практике тарифной ставкой обычно называется стоимость условной «единичной услуги», установленная предприятием для удобства расчетов с потребителем.

Например, говорят о тарифной ставке за выполнение одного тонно-километра перевозки груза (руб/т-км), за погрузку или выгрузку одной тонны груза (руб/т); за один автомобиле-час нахождения автомобиля у потребителя (руб/а-час) и т. д.

Общая стоимость обслуживания потребителя (тарифная плата) определяется в результате применения той или иной тарифной схемы.

Тарифная схема — установленный для определенной ситуации порядок расчета тарифной платы.

Тарифные схемы разрабатываются в соответствии с характером оказываемых услуг и учитывают конкретные коммерческие и технологические условия их предоставления.

В некоторых случаях тарифная схема вырабатывается по соглашению сторон при заключении договора. Однако большинство предприятий — и это следует считать хорошей практикой — имеет несколько стандартных тарифных схем для различных ситуаций.

В тарифных схемах как правило определяются порядок расчета цен отдельных «элементарных» услуг, которые включаются в состав той или иной реальной услуги, предоставляемой потребителю. В зависимости от количества «элементарных» услуг, которые учитываются в схеме, выделяют двухставочные, трехставочные и тарифные схемы.

Рассмотрим три тарифные схемы, которые достаточно часто используются на практике.

Схема с оплатой перевозки груза (она носит также название сдельного тарифа). Данная схема применяется перевозчиком обычно в том случае, если эксплуатационные условия обеспечивают необходимую для рентабельной эксплуатации степень загрузки подвижного состава.В наиболее общем случае при использовании данной схемы с потребителя берется отдельная плата за заказ подвижного состава; плата за время пребывания автотранспортного средства под погрузкой и разгрузкой у потребителя; плата за собственно перевозку определенного количества груза. Роль платы за заказ (которая взимается в момент его оформления) заключается в гарантированном возмещении прямых затрат АТГТ на подачу автомобиля под погрузку в том случае, если отправитель по тем или иным причинам откажется от его использования. Оплата пребывания под погрузкой или разгрузкой компенсирует потери, связанные с простоями автомобиля у отправителя. Наконец, плата за перевозку покрывает издержки, связанные с выполнением необходимой клиенту транспортной работы. Таким образом, данная тарифная схема является трехставочной. Если предприятие работает с надежным потребителем и руководство АТП уверено в том, что загрузка поданного под погрузку автомобиля не будет остановлена, то отдельная оплата заказа из тарифной платы может быть исключена. Точно так же, если нет сомнений в выполнении заказчиком согласованных норм времени простоя под погрузкой и разгрузкой, то отдельная оплата времени пребывания под погрузкой может не взиматься. Схема, таким образом, превращается в двухставочную или даже в одноставочную, а применяемая в данном случае тарифная ставка за один тонно-километр должна обеспечивать покрытие всех видов затрат предприятия и получение расчетной прибыли.Схема с оплатой использования подвижного состава. Фактически предполагает оплату автомобиле-часов работы у потребителя и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной коммерческой загрузки подвижного состава.

В зависимости от эксплуатационных условий тарифная плата может предусматривать также отдельную оплату заказа и оплату подвижного состава, превышающего расчетный пробег.

Данную схему еще называют повременным тарифом.

Как и в случае сдельного тарифа, плата за заказ может не взиматься.

Схема с оплатой условных расчетных единиц транспортной работы. Предусматривает использование по согласованию с заказчиком укрупненных и упрощенных характерных измерителей транспортных услуг (поездки, заезды, доставленные контейнеры и т. д.), по которым и производится расчет тарифной платы. В основе применения данной схемы лежит учет средних сложившихся издержек перевозчика.

К схеме прибегают в тех случаях, когда АТП постоянно обслуживает данного грузоотправителя и автомобили используются при этом на постоянных маршрутах в стабильных эксплуатационных условиях. Названая схема оказывается весьма удобной и тогда, когда помимо перевозочных, потребителю постоянно представляются одни и те же дополнительные услуги (технологические, информационные и т. д.).

Если, например, данная схема применяется при вывозе и завозе с крупного грузообразующего объекта контейнеров, то условной расчетной единицей может служить один вывезенный или завезенный контейнер. Ставка «за один контейнер» учитывает при этом все затраты перевозчика (и его расчетную прибыль), сопряженные с обслуживанием данного потребителя.Перевозчик вправе варьировать тарифные схемы и тарифные ставки по потребителям, по видам грузов, по видам перевозок, по типам и маркам применяемого подвижного состава.В любом случае при необходимости в тарифную схему дополнительно может включаться оплата предоставляемых потребителю не перевозочных услуг (погрузка и разгрузка, хранение, упаковка грузов и т. д.).

Тарифный классификатор грузов представляет собой таблицу коэффициентов, на основании которых определяется, насколько дороже (или дешевле) стоит перевозка указанного в таблице конкретного груза в сравнении с условно выбранным грузом первого тарифного класса. Тарифные классификаторы грузов могут разрабатываться органами государственного управления автомобильным транспортом, ассоциациями перевозчиков, отдельными предприятиями.Тарифный класс груза, не указанного в классификаторе, устанавливается по соглашению перевозчика и грузоотправителя путем поиска в классификаторе аналогичного груза либо на основе расчета реального коэффициента использования грузоподъемности автомобиля. Подход, применяемый при тарифной классификации грузов в практике ряда зарубежных стран, в принципе сходен с тем, который описан выше.Важное отличие заключается, однако, в том, что класс груза помимо степени использования грузоподъемности автомобиля — а это, действительно, важнейший фактор тарифной классификации — может учитывать и ряд других факторов, определяющих не только повышение или снижение издержек АТП при перевозке данного вида груза, но и чисто коммерческие факторы, которые повышают или снижают реальную платежеспособность самих потребителей.

НАДБАВКИ И СКИДКИ

Важной составной частью тарифной системы АТП являются надбавки и скидки к тарифной плате.Надбавки и скидки определяются обычно в процентах к рассчитанной по установленной схеме тарифной плате (или к отдельным тарифным ставкам) и используются как средство:1) учета в цене условий предоставления услуг, существенно отличающихся от средних расчетных, «заложенных» в применяемые тарифные ставки;2) поощрения (имеются в виду скидки) потребителей к приобретению конкретных услуг предприятия, к постоянной совместной работе с данным АТП и т. д.В практике работы АТП наиболее распространенными являются надбавки, которые учитывают:1) особенности перевозимых грузов — за применение специализированного подвижного состава; за перевозку опасных грузов; за перевозку грузов, требующих специального оборудования и приспособлений для раскрепления при перевозке и пр.;2) особые условия обслуживания — за срочность подачи автомобиля под погрузку; за срочность доставки; за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и др.Во многих случаях согласованные с потребителем надбавкиявляются «цивилизованной» формой компенсации АТП нарушения потребителем требований транспортного законодательства (сверхнормативные простои и т. д.).В гражданском законодательстве, Уставе автомобильного транспорта предусматриваются для таких случаев определенные штрафные санкции. Однако предъявление претензии или иска в такой ситуации следует рассматривать как коммерческую неудачу автотранспортного предприятия.Как бы ни завершилось рассмотрение соответствующего дела в арбитраже, потребитель, как правило, оказывается для предприятия потерянным, а репутация АТП в глазах других грузоотправителей при этом отнюдь не улучшается. Разумнее предвидеть возможные отклонения от расчетных условий обслуживания по вине потребителя и заранее оговорить соответствующие надбавки к тарифу.Наиболее распространенными видами скидок являются:1) скидка потребителю, который обеспечивает обратную загрузку автомобиля (при перевозке в междугороднем сообщении);2) скидка за заключение с предприятием долгосрочного контракта или за значительный объем заказа;3) скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъемности автомобиля (при работе по сдельному тарифу);4) скидка за заказ «не в сезон» (т. е. в период общего спада перевозок в данном сегменте рынка) и пр.

ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Ценовая эластичность — это степень изменения спроса в зависимости от изменения цены. Она определяется как отношение изменения спроса (в процентах) к трансформации цены (в процентах). Спрос эластичен в том случае, если показатель эластичности превышает единицу, т. е. небольшое изменение цены влечет за собой существенное изменение спроса. Неэластичный спрос имеет место, если колебание цены не сказывается заметно на спросе (эластичность меньше единицы). Унитарный спрос наблюдается тогда, когда степень его изменения соответствует степени изменения цены (эластичность равна единице). На эластичность спроса влияют взаимозаменяемость товаров и важность потребности. Так, если повышается стоимость проезда на отдельном виде транспорта, то пассажиры будут пользоваться другим видом транспорта.

Конкретная цена товара (перевозок) устанавливается в зависимости от целей предприятия. Важнейшие цели, которые могут преследоваться в процессе ценообразования, — это прибыльность предприятия; завоевание или сохранение рынка, обеспечение единообразия ценовой политики; влияние на покупательную способность, соответствие законодательным требованиям. При этом цены:1) дают информацию, определяющую действия покупателей и продавцов;

2) стимулируют наиболее экономичные способы производства, через цену происходит распределение доходов между субъектами рыночной экономики.


See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.