Тема.4.1

20 Февраль 2014 →

Тема. Основы внутрифирменного планирования

Сущность, принципы, методы и классификация планирования

Стратегическое планирование

Бизнес план и его структура

1.Сущность, принципы, методы и классификация планирования

Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения. Планирование – это центральное звено управления, процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта.

Планированию деятельности предприятия предшествует разработка его стратегии развития и существования.

Планирование деятельности предприятия в зависимости от принятой в государстве политики регулирования экономических процессов может быть централизованным или децентрализованным. При административно-командной модели планирование осуществляется сверху вниз в виде директивных плановых заданий по выпуску продукции и поставке её потребителям, которые заранее указаны вышестоящими ведомствами. При рыночной модели экономики производитель самостоятельно ищет покупателя своей продукции. Результат хозяйственной деятельности – прибыль или убыток – в административной системе является предметом перераспределения, а в рыночной экономике отражается в приросте или потере капитала.

Планирование на автомобильном транспорте является важнейшей функцией процесса управления. Планирование позволяет:

• предвидеть перспективу развития транспортного предприятия;

• рационально распределять и использовать ресурсы;

• обеспечивать устойчивое развитие предприятия и избегать риска банкротства;

• эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

• повышать качество транспортных услуг в соответствии с требованиями рынка;

• повышать эффективность производства и стабилизировать финансовое состояние предприятия;

• эффективно осуществлять контроль за производственно-хозяйственной деятельностью.

Для достижения высокого качества планирование должно быть построено на научных принципах и методах.

Принципы планирования – это основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относят: непрерывность; научность; рациональное использование всех ресурсов; ведущих звеньев; координации.

Принцип непрерывности планирования означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учётом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии.

Принцип научности основан на достоверной информации и научно проверенных, современных методах.

Принцип нацеленности планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия основан на повышении эффективности производства, достижении максимальной прибыли.

Принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех бизнеса, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии.

Принцип координации основан на взаимной увязке всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

В отечественной практике применяют следующие методы планирования: балансовый; нормативный; программно-целевой; по технико-экономическим факторам; графический.

Балансовый метод наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов: материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.); трудовые (баланс рабочей силы);

финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс,

кассовый план и др.).

Сущность нормативный метода – при планировании применяется система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоёмкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершённого производства).

Программно-целевой метод в основном используется при планировании НТП и позволяет: сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование – от идеи до внедрения в производство; согласовать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия.

Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия (внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства и труда, изменение объёма производства и др.).

Графические методы планирования могут иметь различные формы, например в виде сетевого и линейного графика. Сетевой метод применяется при планировании подготовки производства новой продукции. При линейном методе строится график в осях координат XY (X – время работы, Y – вид работы).

Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс. В целом, система планирования деятельности предприятия представляет собой совокупность планов, в которых реализуются основные задачи фирмы и принципы планирования.

Классификация планирования.

Планирование классифицируют по следующим признакам:

• по видам:

- стратегическое;

- текущее (технико-экономическое и оперативно-производственное);

- оперативное (на месяц, неделю, день);

• по времени:

- долгосрочное;

- среднесрочное;

- краткосрочное;

• по объекту планирования:

- план предприятия;

- цеха;

- отдела;

- бригады;

- участка;

- рабочего места;

• по видам документов:

- бизнес-план;

- программа;

- проект;

- прогноз;

- задание;

заказ-наряд;

• по методам планирования:

- балансовый;

- нормативный;

- сетевой;

- графический;

- программно-целевой;

- экономико-математический;

• по предмету планирования:

- план объёма продаж в натуральном и стоимостном выражении;

- численности работающих и оплаты труда;

- доходов – расходов и прибыли;

- финансирования инвестиций;

- кредитования;

- финансовых издержек;

- научных исследований;

- эффективности предприятия.

Долгосрочные планы разрабатываются на несколько лет. Они могут быть детерминированными, т.е. установленными на определённый срок (5…7 лет), или скользящими. Планы ежегодно пересматриваются, уточняются показатели планируемого года в зависимости от отчётного, что оправданно в условиях динамичной рыночной ситуации.

2.Стратегическое планирование

Научно обоснованная система планирования производственной и сбытовой деятельности любой фирмы должна включать три тесно взаимоувязанные системы: систему стратегического планирования, систему прогнозирования и систему внутрифирменного планирования производства и сбыта. Их последовательная разработка при одновременной тесной и взаимной связи обеспечит получение высокоинтегрированной системы планирования на фирме. Термин «стратегия» происходит от греческого слова strategos, которое переводится на русский язык как «искусство развёртывания войск в бою» или «искусство генерала».

Целью разработки стратегии развития фирмы является выявление главных направлений дальнейшего её функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и с наиболее полным учётом влияния микро- и макро- среды.

Основными задачами, решаемыми на этапе формулирования стратегии развития фирмы, являются:

- выявление перспективных и экономически наиболее эффективных видов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности;

- определение объёма инвестиций и других ресурсов, необходимых для реализации выбранных направлений своей деятельности;

- оценка конечных производственных, экономических, финансовых, трудовых, социальных и экологических результатов;

- определение допустимого уровня риска.

Стратегия представляет собой набор основных правил, которыми должна руководствоваться фирма при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение производственных, сбытовых, инвестиционных и иных целей с учётом имеющихся реальных возможностей.

Стратегия – это система основополагающих правил, приёмов, необходимых для выработки и принятия научно обоснованных, долгосрочных, принципиально важных управленческих решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей производственно-хозяйственной, сбытовой, финансовой, инвестиционной и других видах деятельности, с целью получения в перспективе устойчивых и доминирующих конкурентных преимуществ на целевом рынке.

В процессе реализации стратегия должна корректироваться в соответствии с происходящими изменениями в макро- и микросреде, а также внутри самой фирмы.

В зависимости от уровня управления различают стратегии: корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Корпоративная (базовая) стратегия – это стратегия фирмы в целом.

Базовая стратегия может быть стратегией:

- роста (увеличение объёма услуг; усиление позиций; расширение границ рынка);

- стабилизации (ограниченного роста – реализуется в устойчивых условиях деятельности);

- сокращения (реализуется в условиях стагнации, экономического спада);

- сочетания (комбинация различных стратегий).

Деловая стратегия имеет своей целью установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособности фирмы на целевом рынке.

Функциональная стратегия осуществляется в масштабе фирмы по выбранным функциональным направлениям и может быть: инновационной (оказание новых услуг посредством инноваций); производственной (обновление подвижного состава, контроль издержек); маркетинговой (увеличение объёма и видов оказываемых услуг, ориентация на новые рынки); финансовой (улучшение финансовых показателей, контроль); трудовых отношений (эффективность кадрового менеджмента, оплаты труда).

Операционная стратегия реализуется в масштабе отдельных под-

разделений фирмы: отдела сбыта, отдела рекламы, центров возникновения затрат и т.д.

Процесс выработки стратегии на фирме или предприятии зависит от занимаемой ими позиции на целевом рынке, сложившейся динамики собственного развития, реального кадрового и производственного потенциала, особенностей поведения конкурентов, специфики производимого товара или оказываемых услуг, достигнутого уровня развития национальной экономики, культурной и социальной среды и т.д.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для выработки экономически целесообразных проектов управленческих решений, реализацию основных функций на фирме (учёт, контроль, анализ, регулирование, организация, маркетинг) и мотивацию. Назначение стратегического планирования – выработка научно обоснованного стратегического плана фирмы.

Стратегическое планирование – одна из основных компонент системы внутрифирменного планирования и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности.

Стратегический план предприятия разрабатывается на 8…10 лет исходя из анализа, который предусматривает исследование внутренней среды предприятия с точки зрения сильных и слабых сторон, а также внешней среды – с точки зрения возможностей и угроз.

3.Бизнес план и его структура

Бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях, инструмент планирования производственно-хозяйственной

и финансовой деятельности. Он составляется как для действующей, так и для вновь создаваемой фирмы.

Содержание и объём бизнес-плана зависят от различных факторов:

размеров предприятия (для малого бизнеса – 10…20 страниц, для крупной фирмы – 40…50); полноты составных частей (укрупнённый или детализированный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на один год или несколько лет); квалификации составителей и практического опыта подготовки технико-экономического обоснования. Процесс составления плана и детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководителя оценить своё предприятие с новых позиций. Сравнение с аналогичными фирмами поможет выявить слабые и сильные стороны, заранее предвидеть возможные технические проблемы и финансовые затруднения, которые могут привести к неплатёжеспособности.

Если предприятие находится на грани банкротства, бизнес-план покажет, почему дешевле отказаться от сомнительных коммерческих операций и как найти способы повышения платёжеспособности и рентабельности. Тщательно составленный бизнес-план даёт возможность довести идеи до других людей – сотрудников, инвесторов, кредиторов, общественности.

Структура бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия может включать следующие разделы:

Титульный лист (обложка бизнес-плана);

Резюме;

Содержание:

1) описание бизнеса. Цель деятельности предприятия;

2) план маркетинга и реализации товара (услуги);

3) план инноваций;

4) производство продукции, оказание услуг;

5) управление;

6) персонал;

7) оценка и страхование рисков;

8) юридический план;

9) издержки предприятия;

10)финансовый план;

11)сопроводительные документы.

Для малого предприятия бизнес-план значительно меньше по объё-

му, но в нём обязательно должны быть следующие разделы:

• резюме;

• описание бизнеса;

• план маркетинга;

• производство продукции, оказание услуг;

• финансовый план.

Бизнес-план выступает как эффективный инструмент управления предприятием посредством контроля текущей ситуации и определения перспектив развития.


See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.