Тема 11

20 Февраль 2014 →

ТЕМА: ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА – 4 часа.

Ключевые определения по теме

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - это предусмотренные статьями гл. 28 УК общественно опасные, виновные деяния, которые посягают на безопасное функционирование различных видов транспорта.

Безопасность движения - это установленный нормативными правовыми актами порядок движения транспортных средств, при соблюдении которых отсутствуют угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека, собственности или окружающей природной среде.

Эксплуатация транспорта - это установленный техническими нормативными правовыми актами порядок использования транспортных средств.

Транспорт - это совокупность транспортных средств и коммуникаций, обеспечивающих их эксплуатацию.

Занятие 1. Преступления против безопасности движения – 2ч.

План

Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 314 УК).

Самовольная без необходимости остановка поезда (ст. 312 УК).

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов (ст. 316 УК).

Нарушение правил дорожного движе6ния или эксплуатации автодорожных транспортных средств (ст. 317 УК).

Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 3171 УК).

Литература

Основные нормативные источники

О борьбе с незаконным захватом воздушных судов : Ковенция ООН, 16 декабря 1970 г. // Эталон – Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Воздушный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 3 апреля 2006 г. : одобр. Советом Респ. 24 апреля 2006 г. // Эталон – Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

О железнодорожном транспорте : Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г. : с изм и доп. // Эталон – Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

О дорожном движении : Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 313-З. // Эталон – Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Об автомобильных дорогах : Закон Респ. Беларусь, 2 дек. 1994 г. : с изм. и доп. // Эталон – Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Правила дорожного движения : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28.11.2005 г., №551 : с изм. и доп. : текст по состоянию на 17.12.2009 г. // Эталон – Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.

Дополнительная литература

Волошиненко, Ю. Расследование дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов; проблемы унификации / Ю. Волошиненко // Юстыцыя Беларусь - 2012. - № 4. - С. 14-16.

Листратенко, П. Особенности ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. 317 УК). Отдельные вопросы / П. Листратенко // Судовы Веснік. - 2007. - № 4. - С. 30 -37.

Саркисова, Э.А. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств уголовно-правовой аспект / Э.А. Саркисова // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

Сахарчук, А.И. Уголовно-правовая охрана безопасности дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств в Республике Беларусь : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А.И. Сахарчук. - Минск : Белоруский государственный университет, 2010. - 24 с..

Сахарчук, А. Вопросы применения ст. 317-318 УК Республики Беларусь / А. Сахарчук / А. Сахарчук // Юстыцыя Беларусі - 2009. - № 11. - С. 36-39.

Сахарчук, А. И. Деяния, связанные с управлением транспортным средством лицом в состоянии опьянения (ст. 3171 УК) / А. И. Сахарчук // Судовы веснік. - 2007. - № 1. - С. 61-63.

Сахарчук, А. И. Проблемные аспекты законодательной характеристики субъекта преступления в ст. 3171 Уголовного кодекса Республики Беларусь / А. И. Сахарчук // Юстыцыя Беларусь -2008. -№ 7. - С. 34-37

Федоров, Г. Возбуждение уголовных дел по ст. 317 УК : проблемы правоприменения / Г. Федоров // Юстыцыя Беларусі - 2011. - № 10. - С. 39

Судебные постановления и практика.

О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. 317-318, 321 УК) : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 1 окт. 2008 г. №7 : в ред. от 31.03.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2012.

Письменно решить следующие задачи:

№1

Машинист Кузнецов и его помощник Ивочкин вели тепловоз с превышением скорости, установленной на данном перегоне. Приближаясь к железнодорожному переезду со шлагбаумом, они не подали звукового сигнала. Кузнецов, увидев на переезде внезапно появившийся автобус, применил экстренное торможение, но предотвратить столкновение уже не смог. Автобус был разбит, три пассажира погибли, остальные получили телесные повреждения различной степени тяжести.

При проведении расследования водитель автобуса Марюткин пояснил, что на переезд он выехал при открытом шлагбауме, световая и звуковая сигнализация на переезде в этот момент не работала. Увидев движущийся тепловоз, он резко нажал на акселератор и двигатель автобуса заглох.

Выяснено, что дежурная по переезду Богданова за 10 минут до катастрофы позвонила по телефону бригадиру монтеров пути Кашиной и, обсуждая с приятельницей размер заработной платы, забыла закрыть шлагбаум.

Дайте оценку содеянному.

№2

Водитель автоколонны Рябченко, желая отомстить ушедшей от него и подавшей на развод жене, утром подкараулил ее на автомобиле и сбил, причинив тяжкие телесные повреждения. Пытаясь скрыться, Рябченко превысил скорость и столкнулся с другим автомобилем, водителю которого было причинено менее тяжкое телесное повреждение.

Квалифицируйте действия Рябченко.

№ 3

Водитель Оводков во время движения задним ходом на грузовом автомобиле не предпринял мер предосторожности и совершил наезд на Матюшевскую, причинив ей легкое телесное повреждение. С места происшествия Оводков скрылся.

Через неделю у Матюшевской возникло воспаление, некроз тканей правого бедра, поврежденного в результате наезда, и сепсис, от которого Матюшевская умерла, находясь в больнице.

Есть ли основания для уголовной ответственности Оводкова?

№4

Леонов (16 лет), управляя мопедом (объем двигателя 50 куб.см.), не справился с управлением, наехав не пешехода, причинив ему тяжкие телесные повреждения.

Квалифицируйте действия Леонова.

№ 5

Подъезжая на автомобиле к перекрестку, водитель Грамович увидел, что велосипедист, двигавшийся навстречу, внезапно стал совершать левый поворот, пересекая путь следования автомобиля. Чтобы избежать наезда на велосипедиста, Грамович резко повернул вправо, автомобиль занесло, и он врезался в столб дорожного ограждения. Грамович ударился головой о лобовое стекло и получил менее тяжкое телесное повреждение.

В суде адвокат Петровский, защищая интересы Мироненко (велосипедиста), заявил о том, что Грамович нарушил правила дорожного движения: во время движения он не был пристегнут ремнем безопасности, что могло предотвратить получение травмы головы.

Обоснованы ли доводы адвоката Петровского?

Дайте оценку содеянному.

Занятие 2. Преступления против безопасного состояния транспортных средств и транспортных коммуникаций – 2ч.

План

Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309 УК).

Умышленное блокирование транспортных коммуникаций (ст. 310 УК).

Недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения (ст. 313 УК).

Выпуск в эксплуатацию технически неисправного автодорожного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им (ст. 318 УК).

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 321 УК).

Литература

Основные нормативные источники

О железнодорожном транспорте : Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г. : с изм и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2012.

О дорожном движении : Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 313-З. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2012.

Об автомобильных дорогах : Закон Респ. Беларусь, 2 дек. 1994 г. : с изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2012.

Правила дорожного движения : утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28.11.2005 г., №551 : с изм. и доп. : текст по состоянию на 17.12.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2012.

Дополнительная литература

Сахарчук, А. И. Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им: совершенствование уголовно-правового запрета / А. И. Сахарчук // Законность и правопорядок. - 2008. - № 7. - С. 60-64.

Судебные постановления и практика.

О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств (ст. 317-318, 321 УК) : постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 1 окт. 2008 г. №7 : в ред. от 31.03.2010 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». -Минск, 2012.

См. также литературу к предыдущему занятию.

Письменно решить следующие задачи

№ 1

Каданов, Пянихин и Новиков вдоль железнодорожного полотна возвращались с неудачной охоты домой. Желая разрядить ружье, Новиков произвел выстрел в дверцу релейного шкафа. Пуля пробив дверцу, повредила реле путевой автоблокировки (размер ущерба 25 500 рублей), в результате чего на светофоре вместо красного загорелся зеленый свет.

Через 15 минут по перегону на зеленый свет светофора проследовал скорый пассажирский поезд. Аварию удалось предотвратить, благодаря своевременным действиям машиниста.

Пока неисправность была выявлена и устранена, произошла задержка в графике движения поездов на 4 часа.

Подлежит ли Новиков уголовной ответственности.

№ 2

Водитель автобуса Демич во время движения внезапно обнаружил, что ножной тормоз у него не работает. В целях остановки автобуса Демич взял вправо и направил автобус в кустарник, росший вдоль дороги. Автобус, наскочив в кустарнике на неприметный валун, был значительно поврежден. Два пассажира получили менее тяжкие телесные повреждения.

Установлено, что дефект тормозной системы должен был обнаружить механик автопарка во время технического осмотра автобуса.

Есть ли основания для уголовной ответственности водителя и механика?

№ 3

Бригада рабочих под руководством дорожного мастера Сажина выполняла работы по текущему ремонту дороги. Сажин перед местом работ выставил предупреждающий знак «Дорожные работы», но не обозначил фронт работ ограждающими устройствами. Работник ЖЭУ Никитенко, проверявший систему городского водопровода, открыл люк на ремонтируемом участке дороги и спустился в шахту. Ехавший по данному участку дороги на своем автомобиле пенсионер Шубин не заметил открытый люк, правое колесо автомобиля провалилось, и произошла авария, в результате которой Шубин получил менее тяжкое телесное повреждение.

Есть ли основание уголовной ответственности в данном случае?

№ 4

Председатель сельскохозяйственного производственного кооператива Макорецкий ехал на служебном автомобиле с установленной скоростью - 60 км/ч. На заднем сидении в машине сидел пьяный пастух Жевник, которого Макорецкий вез для медицинского освидетельствования. Жевник ругался, высказывал угрозы, утверждал, что он не пьян.

Вдруг Макорецкий в зеркале заднего вида увидел, что Жевник замахивается на него ножом. Резко затормозив, Макорецкий бросил руль и схватил Жевника за руку. Неуправляемый автомобиль выкатился на полосу встречного движения и столкнулся с ехавшим мотоциклистом, который получил тяжкое телесное повреждение.

Решите вопрос об уголовной ответственности.

Контрольные вопросы для самопроверки

Что такое транспортная безопасность?

Какие виды транспорта вы знаете?

Как соотносятся понятия «транспорт» и «транспортное средство»?

Назовите виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

5. Определите вид состава умышленного приведения в негодность транспортного средства или путей сообщения (ч. 1 ст. 309 УК) по законодательному описанию его объективной стороны.

6. Чем авария отличается от крушения?

7. Как соотносятся понятия «захват» и «угон» транспортного средства.

8. Если угон воздушного судна осуществляется в полете лицом, управляющим воздушным судном, то с какого момента преступление следует признавать юридически оконченным?

9. Охарактеризуйте субъективные признаки нарушения правил международных полетов (ст. 315 УК).

10. Имеет ли уголовно-правовое значение деление автодорожных транспортных средств на механические и немеханические?

11. Относится ли мопед к транспортному средству?

12. Как должен решаться вопрос об ответственности в отношении лиц, совершивших нарушение правил дорожного движения в возрасте от 14 до 16 лет?

13. Может ли собственник автомобиля быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 318 УК?

14. В чем выражается объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 3171 УК?

15. Если при привлечении к ответственности по ст. 317 УК нарушение правил дорожного движения выразилось в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, то требует ли содеянное дополнительной квалификации по ст. 317'УК?

16. В чем может быть выражено нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 321 УК)?

17. Разграничьте преступления, ответственность за которые' предусмотрена ст. 317 и 3171 УК.


See also:
Разное
Похожие записи
  • Я выбрала эту тему
     Я выбрала эту тему потому, что считаю её очень интересной и полезной: хочу...
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...

Комментарии закрыты.