Тема 1-раздатка

20 Февраль 2014 →

Тема 1. Теоретические основы планирования

ПЛАНИРОВАНИЕ

Определение условий достижения цели

Целевая функция

Оценка состояния предприятия и его потенциала

Удовлетворение спроса потребителей

в соответствующих товарах и получение

на этой основе максимальной прибыли

Разработка альтернативных вариантов плана

• сознательно-обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития фирмы для достижения поставленных целей

• приведение в относительное соответствие намерений фирмы и ее возможностей в обеспечении рынка товарами

Виды планирования

Долгосрочное

стратегическое

(прогнозирование)

Среднесрочное перспективное (пятилетнее)

Краткосрочное (оперативное)

Разработка альтернативных вариантов развития

Выбор стратегических целей и определение важнейших направлений экономического развития

Разработка и принятие направления экономического, технического и социального развития

Установление важнейших производственно-экономических пропорций

Определение и обоснование предполагаемой экономической эффективности

Система конкретных расчетов предпринимательской деятельности

Разработка мер по обеспечению достижения намеченных параметров

Обоснование программ производственных подразделений

Организация реализации плана

Рисунок 1.1. - Планирование в системе предпринимательства

Таблица 1.1– Основные принципы планирования

Принципы планирования

Содержание

1.Необходимость

1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей

2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что он хочет и может

2.Непрерывность

Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:

а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов

б) скользящего планирования — по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается «горизонт» планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением не предусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации предприятия

3.Эластичность и гибкость

Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:

а) введения плановых резервов по основным показателям

б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных

в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды

г) использования альтернативных планов

4.Единство и полнота (системность)

Системность достигается тремя основными способами:

а) наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования

б) взаимосвязью всех сопряженных частичных планов структурных единиц предприятия и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.), которые должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития

в) включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений

5.Точность и детализация

1. Любой план должен быть составлен

с достаточно высокой степенью точности и детализации для достижения поставленной цели

2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно могут уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития предприятия

6.Экономичность

1.Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами

2. Вклад планирования в улучшение качества принимаемых решений

7.Оптимальность

1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений

2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей предприятия и минимизации затрат, при прогнозируемых ограничениях

8.Связь уровней управления

Достигается четырьмя способами:

а) детализацией планов «сверху вниз»

б) укрупнением планов «снизу вверх»

в) частичным делегированием полномочий

г) корректировкой планов

9.Участие

1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает мотивацию его поведения

2. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других

10.Холизм (сочетание концентрации и интеграции)

1. Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) осуществлять планирование в них одновременно и во взаимозависимости

2. Планирование на каждом структурном уровне предприятия не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях

3. Все действия должны быть взаимоувязаны и взаимозависимы в единой системе

11.Ранжирование объектов планирования

Осуществляется путем рационального распределения ресурсов:

а) при одинаковой конкурентоспособности товаров в первую очередь на те из них, которые имеют наибольший объем продаж

б) в наиболее доходные товары (отрасли)

12.Адекватность

Соответствие плановых показателей реальной обстановке достигается:

а) увеличением числа учитываемых факторов

б) повышением точности прогнозирования и самооценки в процессе планирования

в) достаточно точным моделированием реальных процессов

13.Согласованность с внешней средой

Достигается с помощью:

а) анализа динамики факторов внешней среды предприятия

б) выявления степени влияния внешних факторов на плановые показатели

в) корректировки планов

14.Социальная ориентация

Предусматривает:

а) обеспечение требования экономичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции

б) социальное развитие коллектива, повышение доходов персонала предприятия

15.Сбалансированность

Объемы инвестиций должны быть увязаны и сбалансированы с финансовыми и материальными ресурсами с учетом норм продолжительности создания (строительства) объектов

16.Стабильность

Утвержденные обоснованные планы капитального строительства в общем должны быть неизменными на весь период строительства, иначе возникают потери и дополнительные затраты

17.Итеративность

Предусматривает неоднократную проработку (итерацию) уже составленных разделов плана и творческий характер самого процесса планирования

18.Вариативность

Разработка нескольких альтернативных вариантов достижения поставленных целей (оптимистического, пессимистического, средневзвешенного)

19.Эффективность

Обеспечение приемлемой нормы доходности

20.Инновационность

Учет достижений НТП

21.Научность

Учет действия экономических законов и теории

22.Приоритетность

Выбор приоритетных форм и направлений развития экономики организации

23.Ответственность

Предусматривает: повышение требований к обоснованности плановых показателей; экономическое стимулирование разработчиков плана

Фиксируются отчетные данные предыдущего периода

Рассчитывается плановый показатель

Проводится экспертная оценка динамики планового показателя, определяются коэффициенты

Выделяются факторы, влияющие

на изменение планового показателя, определяется модель

Рисунок. 1.2. - Алгоритм реализации расчетно-аналитического метода




See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.