Тема 1 для ТО_301С

20 Февраль 2014 →

Тема 1: Общие сведения о науке

Основные понятия и определения

Разновидности науки

Методы научного познания

Уровни научного познания

1.1. Основные понятия и определения

НАУКА – сфера человеческой познавательной деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности.

Науковедение –наука, которая изучает

закономерности функционирования и развития науки,

структуру и динамику научной деятельности,

взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.

Науковедение зародилось в 30-х гг. ХХ в.; в 60-х гг. ХХ века оформилось в самостоятельную отрасль исследований (Томас Самюэль Кун (США), Г.М.Добров).

Исторически наука зародилась в древности. С XVI-XVII вв наука - важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества .

Причины возникновения науки:

формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой,

усложнение познавательной деятельности человека.

Предпосылки возникновения науки:

Формирование речи

Появление счета

Формирование мировоззрения (мифы, религия, философия)

Появление искусства

Появление письменности

Периодизация науки

Преднаука - зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока.

Античная наука - формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности.

Средневековая магическая наука - формирование экспериментальной науки на примере алхимии.

Научная революция и классическая наука - формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.

Неоклассическая наука - наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна,, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Основные аспекты понятия «Наука»

Содержательный

Деятельностный

Организационный

Цели науки:

Описание, объяснение, истолкование, предсказание процессов и явлений.

Систематизация знаний.

Реализация полученных результатов во всех сферах жизни человека с целью улучшения качества его жизни.

Научная деятельность - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру.

Элементы научной деятельности:

Цель – некое новое научное знание, которое должно быть:

Объективным и целостным,

Систематизированным,

Логически обоснованным,

Полным и открытым.

Объект – явления, процессы, законы окружающего мира.

Субъект - человек, группа людей, сообщество, человечество.

Средства – способы, действия, методы и орудия исследования.

Процесс - совокупность последовательных действий для достижения цели.

Результат – достигнутая (или недостигнутая) цель.

Условия – организация науки в обществе.

Формы научного знания:

Научные факты

Гипотезы

Проблемы

Законы

Теории, концепции, научные картины мира

Технические и методические новации в производстве

Нравственные ценности

1.2. Разновидности науки

Естествознание – совокупность наук о природе (физика, химия, биология и т.д.)

Обществознание – совокупность наук о человеческом бществе (экономика, социология, педагогика, медицина, технические науки, информатика и т.д.)

Отличия науки от:

Искусства – наука рациональна (вместо эмоциональных образов – рациональные теории).

Техники – наука нацелена на познание мира, а не на преобразование).

Идеологии – научные истины не зависят от субъективных интересов.

Мифология – наука стремиться найти объективные законы, а не субъективные пояснения.

Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Основные методы научного познания:

Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, событий и явлений без возможности управлять ими.

Эксперимент – активное воздействие на предмет исследования.

Измерение – процесс сравнения изучаемой величины с эталоном.

Аналогия – сходство исследуемых объектов в одних признаках переносится на другие признаки.

Моделирование – замена исследуемого объекта копией и её исследование.

Идеализация – создание понятий о несуществующих в реальности объектах.

1.4. Уровни научного познания

Уровни научного познания

Эмпирический (эмпирио – опыт) – опытное познание мира.

Теоретический (теория – рассматриваю, исследую) – установление объективных законов на основе логики.

Модель развития научного знания

Этап 1 - установление наблюдением (экспериментом) некоторых фактов об исследуемом объекте.

Этап 2 - первичное эмпирическое обобщение (схема).

Этап 3 – появление фактов, противоречащих первичной схеме.

Этап 4 – создание новой теоретической схемы, где есть место всем фактам.

Этап 5 – проверка новой теоретической схемы, предсказание новых фактов.

Этап 6 – получение (или неполучение) подтверждающих теорию фактов.

Этап 7 – развитие (или опровержение) теории.




See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.