Приложение 1 к теме контент-анализ

20 Февраль 2014 →

Приложение 1. Самостоятельная работа. Задание 1.

Кодировочная инструкция

Качественные категории. В содержание восприятия эмоциональных явлений входят элементы психической реальности и ее проявлений в поведении; физиологические реакции и объекты, события, ситуации предметной действительности, осознаваемые субъектом в процессе восприятия.

Категории, отражающие феноменологию восприятия эмоциональных явлений на категориальном уровне с позиции внешнего наблюдателя (А):

осознание эмоций через мимические средства экспрессии (А 1)

осознание эмоций через звуковые и речевые средства экспрессии (А 2)

осознание эмоций через психомоторные средства экспрессии (А 3)

осознание эмоций как целостного эмоционального поведения (А 4)

осознание вегетативных изменений, сопровождающих эмоции (А 5)

Категории, отражающие феноменологию восприятия эмоциональных явлений на категориальном уровне с позиции внутреннего наблюдателя (Б):

Осознание способа восприятия (Б 1)

осознание интенсивности эмоций (Б 2)

осознание длительности, динамичности эмоций (Б 3)

осознание типичности, повторяемости эмоций в опыте переживаний (Б 4)

осознание амбивалентности эмоций (Б 5)

осознание причин эмоций (Б 6)

Категории, отражающие феноменологию восприятия эмоциональных явлений на непосредственном уровне с позиции внешнего наблюдателя (В):

осознание эмоции как переживания отношения к объекту, событиям, ситуациям (В 1)

осознание эмоций через явления природы, живые и неживые предметы окружающего мира (В 2)

осознание эмоций через ощущения определенной модальности, возникающих на внешний стимул (зрительные, слуховые, тактильные ощущения) (В 3)

Категории, отражающие феноменологию восприятия эмоциональных явлений на непосредственном уровне с позиции внутреннего наблюдателя (Г):

осознание изменений в протекании других психических процессов (Г 1)

осознание локализации эмоций в каком-либо органе (Г 2)

осознание эмоций через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения (Г 3)

осознание эмоции как переживания отношения к потребностям (Г 4)

Матрица категорий восприятия эмоций и их формальных признаков

Категории

Формальные признаки

Стратегия внешнего наблюдателя на уровне категориального восприятия

Осознание эмоций через мимические средства экспрессии

Лексика, используемая для описания экспрессивности собственного поведения и поведения других людей, в частности мимики.

Осознание эмоций через звуковые и речевые средства экспрессии

Лексика, используемая для описания экспрессивности собственного поведения и поведения других людей, в частности речи.

Осознание эмоций через психомоторные средства экспрессии

Лексика, используемая для описания экспрессивности собственного поведения и поведения других людей ( походки, позы, осанки, жестикуляции, действия с предметами)

Осознание целостного акта эмоционального поведения

Лексика, используемая для описания экспрессивности собственного поведения и поведения других людей (общей манеры поведения).

Осознание субъектом вегетативных изменений

Лексика, используемая для обозначения вегетативных проявлений, сопровождающих эмоции.

Стратегия внутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия

Осознание способа восприятия

Высказывания, в которых есть указание на то, как человек получает представление об актуально переживаемых эмоциях

Осознание динамичности, изменчивости, длительности протекания эмоций

Лексика, используемая для описания динамики переживаемых эмоций, а также указывающая на временную продолжительность эмоциональных переживаний.

Осознание амбивалентности эмоций

Высказывания, в которых есть указание одновременно на положительные и отрицательные эмоции. Либо те высказывания, в которых испытуемый называет переживаемые эмоции как «противоречивые», «смешанные», «амбивалентные» и т.п.

Осознание интенсивности или силы эмоциональных переживаний

Лексика, используемая для описания интенсивности, силы эмоциональных переживаний, в частности наречия, включающие слова, которые обозначают признак действия, например, «сильно люблю», «ужасно нравится», «жутко боюсь» и т.п.

Осознание причин эмоции

Высказывания, в которых имеется указание на объекты, ситуации, события, действия, повлекшие за собой возникновение тех или иных эмоций.

Осознание типичности эмоций, повторяемости их в опыте его переживаний

Высказывания, в которых имеется указание на типичность, привычность, повторяемость эмоциональных переживаний. Типичность переживаний передается при помощи таких слов, как: «обычно», «привычно», «постоянно» и т.п.

Стратегия внешнего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия

Осознание эмоции как переживания отношений к объекту, событиям и ситуациям

Высказывания, в которых есть указание на объект, на который направлены переживаемые эмоции, имеется указание на событие, ситуацию, по поводы которых возникли эмоции.

Осознание эмоций через явления природы, живые и неживые объекты окружающего мира

Высказывания, в которых присутствует эмоциональная оценка явлений природы, предметов окружающего мира, например: «пасмурная погода», «пушистый котенок» и т.п.

Осознание эмоций через ощущения определенной модальности, возникающих на внешний стимул

Словосочетания, обозначающие ощущения различной модальности (зрительные, слуховые, тактильные и т.п.)

Стратегия внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия

Осознание эмоций через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения

Лексика, используемая для описания физического состояния, использование слов, словосочетаний, обозначающих различные ощущения, а также эмоционально окрашенная лексика, отражающая реагирование человека на отдельные свойства объектов или явлений.

Осознание локализации эмоций в каком-либо органе

Существительные, обозначающие, называющие какой-то конкретный внутренний или абстрактный орган (например, «сердце»).

Осознание эмоций через изменения в протекании других психических процессов

Лексика, используемая для описания характера функционирования познавательных процессов. В высказываниях чаще всего присутствуют глаголы, обозначающие изменения в познавательной сфере субъекта, например, «трудно сосредоточиться», «забыл» и т.д. Присутствие в высказываниях существительных, называющих конкретный психический процесс, а также прилагательных, выражающих признак, характер изменения психического процесса, например, «пониженная восприимчивость», «рассеянное внимание» и т.п.

Осознание эмоций как переживания отношения к потребностям

Слова, словосочетания, обозначающие психические явления мотивационной природы, например, «желание», «ожидание» и т.п.

Приведем матрицу категорий с указанием эмпирических индикаторов, через которую и были описаны особенности восприятия субъектом собственных эмоций. Поскольку исследование проблемы восприятия эмоциональных явлений не ограничивалось применением метода свободного самоотчета об актуально переживаемых эмоциях в качестве эмпирических индикаторов в таблице также приводятся выражения и высказывания, полученные на основе контент-анализа текстов ретроспективных самоотчетов.

Матрица категорий самовосприятия эмоций и их эмпирических индикаторов

Категории

Эмпирические индикаторы

Стратегия внешнего наблюдателя на уровне категориального восприятия

Мимические средства экспрессии

«По улыбке на лице», «Нередко обнаруживала улыбку на лице», «Я сижу, поджав губы»

Звуковые и речевые средства экспрессии

«Мой смех», «Смех без причины», « Я плачу» , «Под влиянием страха я разревелась»

Психомоторные средства экспрессии

«Я ерзаю на стуле», «Мои эмоции выражаются в позе», «Я легла на парту, опустила голову на руки, закрыла глаза», «Сижу наперекосяк, чтобы только забыть о страхе», «А я ногами шлепаю, шлепаю!»

Целостный акт эмоционального поведения

«У меня просто была истерика», «Я это определила по поведению: постоянные колебания, замкнутость, с одной стороны, смех без причины, с другой», «Я возмущаюсь»

Осознание субъектом вегетативных изменений

«Головная боль, мучающая меня, проходит», «Пульс ровный», « Когда я раздражена или начинаю злиться, испытываю легкую дрожь», «Волнение и беспокойство определила по учащенному сердцебиению», «У меня дрожат руки», «Сухость во рту», «Я еле сдерживаю слезы»

Стратегия внутреннего наблюдателя на уровне категориального восприятия

Осознание динамичности, изменчивости, длительности протекания эмоций

«Сначала была небольшая тревожность, затем спокойствие», «Настроение скачет», «Некоторое напряжение было в начале выполнения работы» «Сначала был страх и боль, и неуверенность в том, правильно ли я поступила, но потом только чувство удовлетворенности и радости» , «Меня начал одолевать страх, я еле сдерживала слезы, был просто испуг. Через некоторое время страх перед новой обстановкой прошел, и началось любопытство», «Первое впечатление и интерес отошли на второй план, и в том, что было мне интересно, я начала разочаровываться или просто потеряла интерес. Это состояние сменилось радостной встречей с мамой».

Осознание амбивалентности эмоций

«Некое чувство потерянности, с другой стороны сосредоточенности», «Противоположные, противоречащие друг другу эмоции», «Анкета меня слегка отталкивает и напрягает, хотя мне интересно», «Я сейчас испытываю тоску по дому, в то же время радость от предшествующей встречи», «У меня всегда противоречивые эмоции», «Мне было одновременно страшновато и интересно», «Я растерялась. У меня были смешанные чувства», «Я была и рада, но одновременно с радостью я испытывала тревогу и страх», «Этот страх перемешан с чувством радости, с чем-то светлым, что было в моей жизни»

Осознание интенсивности или силы эмоционального переживания

«Чувство легкого волнения», «Мое эмоциональное состояние в данный момент времени не ярко выражено, оно очень ровное», «На данный момент у меня нет каких- либо крайне выраженных эмоций», «Сильных переживаний я не испытываю, поскольку это мое обычное состояние во время работы», «Мне жутко не нравится отвечать на всякие социологические опросы и психологические тесты», «Огромное чувство вины», «Я так виновата перед ним», «Я ужасно боялась и боюсь, что она меня перестанет замечать»

Осознание типичности эмоций, повторяемости их в опыте переживаний

«Они у меня в последнее время одни и те же, эти эмоциональные переживания», «Сейчас я испытываю практически свое обычное состояние», «Сейчас я не испытываю каких-то особых эмоций, просто хорошее обычное настроение», «Тревога же - обычное мое состояние», «Это мое обычное рабочее состояние», «Это были эмоции, часто повторяющиеся в моей жизни», «Я никогда не боялась ходить одна в лес», «У нас с братом всегда было отличное настроение»

Осознание причин эмоций

«Я немного неловко себя чувствую, т.к. то, что я пишу - это частица меня, это мое пережитое, наболевшее, и кто-то будет это читать, анализировать», «Я считаю свои ответы, значимыми для исследования, и меня это радует», «Плохо выучила лекцию и поэтому боюсь», «Мне сейчас не очень спокойно, т.к. я не могу найти выход из некоторых ситуаций. Нет, скорее мне сейчас очень неспокойно», «Особенно радостные яркие эмоции у меня вызывает игра с моими друзьями», «Был просто испуг, т.к. это была вообще первая поездка в другой город в моей жизни», «У подружки Кати мне было очень интересно, т.к. у нее дома были гимнастические кольца, перекладина, велотренажер, беговая дорожка»

Осознание способа восприятия

«Я привыкла прислушиваться к себе. Часто я анализирую свои чувства, пытаюсь дать им определение», «Методом ассоциаций, т.е. сравниваю данную ситуацию с подобной в прошлом», «Я проанализировала внутренне состояние и осознанно дала им название», «Я прислушалась к себе, осознала и отрефлексировала свои эмоции и как можно точнее постаралась передать их», «Обратила внимание (возможно зафиксировала) свое эмоциональное состояние, осознала его», «Просто чувствую и все»

Стратегия внешнего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия

Осознание эмоций через ощущения определенной модальности

«Помню заправленную зеленым покрывалом постель. Отец был одет в розовую рубашку», «На мне курточка сине - красно-белого цвета, синие сапожки», «Бабушка достает из шкафа свой халат. Он мягкий, плюшевый. Синего цвета, очень насыщенного. На синем фоне – крупные ярко-желтые цветы с коричневой серединкой», «Ночь, но на вокзале столько огней и так шумно, будто днем», «Помню, что ползаю, что привлекает мое внимание пушистая бело-черная кошка, которая пытается от меня убежать. В комнате тихо, только ритмично тикают настенные часы», «Я четко помню стук забиваемых свай», «Я до сих пор помню как выглядел замок и ключ», «В тот день, когда я зашла за Юрой, у него дома был ремонт, кругом валялись обои и пахло краской», «А далее вперемешку: светло-коричневые мостки в огороде, низенькая лавочка у колодца, пахучие тюльпаны на грядке», «Хорошо с детства запомнила вкус кваса с другими продуктами и вкус молока с малиной, а еще вкус хлеба с хрустящей корочкой», «Из запахов помню запах липы, когда она цветет в конце лета»

Осознание эмоции как переживания отношения к объекту, событиям и ситуациям

«Сейчас появляется интерес к выполняемой работе», «Сейчас я злюсь на себя за то, что не могу понять, что я чувствую», «Я заскучала по детству», «Я боюсь результатов этой анкеты», «Мне не нравится этот тест. Хотя результаты иногда очень интересно послушать», «Мальчик, с которым мы сидели за партой с первых дней учебы, мне очень нравился, да и не без взаимности», «Воспитательница была очень злая, жестокая, мне ужасно не нравилась, но все ее боялись», «Помню, я очень боялась этих кроликов», «Я уважаю своего дядю за многое, особенно за острый ум», «Юрин друг мне почему-то не понравился», «Я очень люблю свою собаку», «Сейчас я испытываю к этому человеку отвращение, ненависть».

Осознание эмоций через явления природы, живые и неживые предметы окружающего мира

«Погода так себе, поэтому настроение ровное, спокойное», «У меня даже ручка сама пишет, летит куда-то», «День сегодня пасмурный, хоть бы солнце выглянуло», «Во мне легкое облако воздуха (прохладного). Я его описала», «Было очень тепло, даже жарко, и солнце ярко светило», «Мы оба светились как солнышко в летнее утро», «Солнечные лучи проникали сквозь окна и среди пыли казались ощутимыми, ласковыми, как руки родной мамы», «Солнце ассоциируется со счастливой детской непосредственностью», «Зелень необычайно яркая, даже вода в лужах голубая», «Мама такая красивая на фоне такого красивого неба!», «Хорошая погода, светит солнце, небо голубое с облаками. Кажется, что все радуется вокруг», «В комнате тихо, только ритмично тикают часы», «Погода, тепло, светлые деньки - все отражало состояние моей души», «Запах костра, печеной картошки, языки пламени в темноте - все это поднимало настроение», «Он для меня все: воздух, небо, земля, это мое солнце»

Стратегия внутреннего наблюдателя на уровне непосредственного восприятия

Осознание эмоций через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения

«Воспоминания детства вызвали неприятные ощущения», «Приятное ощущение от раздумывания над некоторыми вопросами», «В целом ощущаю себя достаточно спокойной и удовлетворенной», «Настроение серое, как свет за окном, серый свет», «Вода была с марганцем красивого цвета», «Мама такая высокая, красивая, рука теплая, голос у нее ровный, спокойный, такой ласковый!», «Пахнет дымом, кто-то жжет мусор, и еще пахнет как всегда после дождя. Я не знаю, остро, пряно, легко-прелегко», «Бабушка курила, но сигаретный дым меня не раздражал», «Мы садимся на скамейку, и хлеб с молоком сейчас самая вкусная еда на свете», «Мама рядом; она говорит мне что-то и голос у нее такой ласковый, нежный, добрый - такого нет ни у кого», «Мне было физически тепло и душевно», «Это было так здорово, когда мне разрешили потрогать медузу за шляпку, наверное это ощущение я никогда не забуду!»

Локализация эмоций в каком-либо органе

«Определила по внутреннему состоянию души», «Где-то в груди, словно заноза в сердце и пусто в голове», «Сейчас на душе легко», «Тяжесть в руках, что-то щемящее в сердце», «Расслабленность внутри моего тела, в животе, груди», «Трепыхание в груди», «Душа ноет», «Давит в груди», «Ноги как будто не мои», «Мне тепло и мягко... где-то в груди, в душе», «Это состояние моей души», «И на душе у меня стало спокойно и светло», «На душе было грустно», «В душе у меня был стыд»

Осознание изменений в протекании других психических процессов

«Мысли сами приходят», «Я не могу до конца сосредоточиться», «Но когда я читаю вопрос я забываю об этом», «Ясность мыслей, их четкость. Улучшение памяти, легкость возникновения образов», «Когда я сильно волнуюсь не могу сосредоточиться, постоянно отвлекаюсь», «Пониженная восприимчивость», «Рассеянное внимание», «Наверное, я отвлекалась на какое-то другое дело», «Он блестит и тем привлекает мое внимание», «Я уже и забыла, что надо было быть нарядной, и не обращала внимания на других детей»

Осознание эмоции как выражения отношения к потребностям

«Хочется уйти к друзьям, отдохнуть, расслабиться», «Ужасное желание разобраться в себе», «Не терпится узнать результат», « Желание побыстрее закончить данную анкету», «Если не разговаривать, то можно случайно уснуть, а спать то как раз и не хотелось», «Хотелось очень сильно спать», «Я с нетерпением ждала, когда он меня поцелует еще раз», «Моя бы воля, ни за что бы сюда не пошла. Я устала и хочется есть», «Мне хотелось к ней подбежать и сказать: «Мама все очень хорошо, не волнуйся!»», «Ожидание чего-то особенного», «Я хочу, чтобы меня кто-то понял и даже простил», «Но больше всего нам захотелось взять этот проклятый топор», «Мне очень хотелось на улицу, где так много интересного и большого»




See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.