Практическое по теме 24 ПОНБ

20 Февраль 2014 →

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новороссийский филиал

кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин

«Утверждаю»

Начальник кафедры государственных и

гражданско-правовых дисциплин

Новороссийского филиала

Краснодарского университета МВД России

майор полиции

Н.В. Савосина

« » ______________ 2013 г

Дисциплина: Гражданское право

Специальность: 030901.65 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Практическое занятие

(методическая разработка)

Тема № 24: «Жилищные правоотношения»

Обсуждена и одобрена

на заседании ПМС кафедры

Г и ГПД протокол №

от « » _________ 2013г.

Обсуждена и одобренаПодготовил:

на заседании кафедры Г и ГПДпреподаватель кафедры Г и ГПД

протокол №капитан полиции

от « » _________ 2013 г. Н.В. Жукова

Новороссийск

2013

Объем времени, отводимый на практическое занятие: 4 часа

Место проведения: учебная аудитория

Методика проведения: практическое занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, семинарском занятии и в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам, а также в форме решения практических задач.

Основное содержание темы:

Понятие жилищных правоотношений. Правовые формы удовлетворения жилищных потребностей граждан. Понятие и виды жилищного фонда. Жилищное законодательство.

Виды договоров, регулирующих жилищные правоотношения.

Учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Порядок предоставления жилых помещений.

Договор социального найма жилого помещения: понятие, значение, стороны и содержание. Соотношение гражданского и жилищного законодательства при заключении, исполнении и прекращении договора социального найма жилых помещений.

Договор найма жилого помещения: понятие и значение. Стороны договора найма жилого помещения, их права и обязанности. Объект договора найма жилого помещения. Срок в договоре найма жилого помещения. Плата за жилое помещение. Изменение и прекращение договора найма жилого помещения. Основание и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения.

Особенности предоставления и использования служебных жилых помещений.

Получение жилых помещений в жилищных кооперативах. Регулирование жилищных правоотношений на основании договора аренды.

Приватизация жилых помещений: понятие и значение. Участники приватизации жилых помещений. Порядок приватизации жилых помещений.

Собственность на жилое помещение. Товарищество собственников жилья. Права членов семьи собственников жилого помещения.

Основные термины и понятия

Жилой фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, специализированные дома для одиноких престарелых, инвалидов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, пригодные для проживания.

Договор найма жилого помещения — договор, по которому собственник или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (либо действующий от его имени уполномоченный государственный или местного самоуправления орган), либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем.

По договору коммерческого найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) за плату жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем.

Дидактические (педагогические) цели и задачи:

формирование практических навыков у курсантов (слушателей) по вопросам жилищных правоотношений с помощью решения задач;

привить курсантам (слушателям) навыки индивидуальной работы с научной и нормативной литературой, самостоятельного юридического мышления, умения правильно толковать и реализовывать нормы гражданского права.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1:

Задача 1. Члены дачно-строительного кооператива «Прометей» на общем собрании решили нанять сторожа с целью охраны недостроенных дачных домиков и завозимых кооперативом строительных материалов от расхищения и предоставить ему в пользование щитовой домик, находящийся на территории ДСК, который прежде планировалось использовать для проведения заседаний правления кооператива. Позднее было принято решение об утеплении дома за счет средств ДСК с тем, чтобы сторож мог проживать в нем и зимой.

Через несколько лет сторож заболел и уволился, так как не мог выполнять свои обязанности. Правление кооператива предложило ему освободить предоставленное помещение. Сторож отказался, ссылаясь на то, что другого жилья для проживания не имеет и является инвалидом Великой Отечественной войны. Сторож считал, что ДСК должен обеспечить его другим жильем, пригодным для постоянного проживания. Правление указывало на то, что никакой жилой площадью кооператив не располагает, а строить для сторожа дом за счет средств кооператива не собирается, так как ДСК является потребительским кооперативом и строит дачи только для своих членов.

Правление предъявило к сторожу иск о выселении. Решите дело.

Задача 2. Смирнов подал в орган местного самоуправления заявление о принятии его на учет нуждающихся в жилье, представив требуемые документы, в том числе и справку о доходах каждого члена семьи. Перед тем как вынести вопрос на рассмотрение органа местного самоуправления, к Смирнову был направлен инспектор для проверки на месте материального положения семьи. В квартире Смирнова инспектор обратил внимание на большое количество картин. Будучи сам любителем живописи, он высоко оценил стоимость картин и рекомендовал Смирнову продать одну из них, что с лихвой перекроет затраты на покупку квартиры по рыночной стоимости. Смирнов сделать это отказался, после чего инспектор составил заключение о том, что семья Смирновых к малоимущим не относится.

Основываясь на этом заключении, орган местного самоуправления отказал семье Смирновых в принятии на учет.

Правомерны ли действия инспектора? Может ли коллекция картин учитываться при определении доходов семьи для принятия ее как малоимущей на учет нуждающихся в предоставлении муниципального жилья?

Задача 3. Семья Кирилловых длительное время состояла на учете нуждающихся в жилье. Когда подошла ее очередь, семье Кирилловых вместо отдельной квартиры предложили две комнаты в трехкомнатной квартире, которые по метражу комнат и мест общего пользования соответствовали норме предоставления жилой площади на каждого из членов семьи Кирилловых. Семья состояла из мужа, жены, их ребенка и родителей жены — тещи и тестя.

Кириллов настаивал на предоставления ему всей квартиры, ссылаясь на то, что в двух комнатах кроме супругов неизбежным окажется поселение ребенка, разнополого по отношению к одному из супругов. В ответ ему было заявлено, что вследствие острой нехватки жилья его требование не может быть удовлетворено. После этого Кириллов и другие совершеннолетние члены семьи дали согласие на получение лишь двух комнат. Согласие супруги Кирилловы дали и за своего ребенка, которому на момент предоставления жилья исполнилось четырнадцать лет.

Получив две комнаты и оформив финансово-лицевой счет для их оплаты, Кирилловы предъявили к органу местного самоуправления иск о предоставлении взамен двух комнат трехкомнатной квартиры. В обоснование исковых требований они сослались на то, что согласие на получение двух комнат с их стороны было вынужденным, а также на то, что согласие их ребенка, хотя он и достиг четырнадцати лет, получено не было.

Представитель органа местного самоуправления, возражая против иска, ссылался на то, что если бы Кирилловы не дали согласия на получение двух комнат, они вообще ничего бы не получили и продолжали состоять на учете, поскольку никакой жилой площадью, которая устраивала бы Кирилловых, муниципалитет не располагает.

Решите дело.

Задача 4. В бесплатную студенческую консультацию юридического факультета обратилась Попова с просьбой разъяснить порядок, условия и правовые последствия приватизации жилья в соответствии с действующим законодательством. Ее также интересовал вопрос о целесообразности приватизации с учетом того, что она проживает в отдельной двухкомнатной квартире вместе с совершеннолетним сыном.

Ответьте на поставленные вопросы, а также назовите отличия прав и обязанностей собственника жилого помещения и нанимателя по договору социального найма.

Задача 5. В двух смежных комнатах в общежитии квартирного типа проживали Серова и Образцова. Администрация учреждения, предоставившая эти жилые помещения, сообщила всем проживающим о своем намерении заключить с ними договоры социального найма при условии, что жильцы за свой счет переоборудуют жилые помещения. Серова написала заявление работодателю о своем согласии получить занимаемую комнату по договору социального найма. Однако, не имея достаточных средств ни для оформления разрешительной документации на реконструкцию помещения, ни для оплаты работ по реконструкции, Серова обратилась к соседке с просьбой оплатить половину будущих расходов. Образцова отказалась.

Осознавая безвыходность ситуации, Серова обратилась к знакомому студенту юридического факультета с просьбой помочь ей составить исковое заявление.

Какую консультацию получит Серова? К кому может быть предъявлен иск? Каковы особенности правового режима общежитий?

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Задача 6. Титов, будучи индивидуальным предпринимателем, приобрел приватизированную комнату размером 14 кв. м в коммунальной пятикомнатной квартире с целью расселения квартиры и последующего перевода ее в нежилое помещение. Квартира могла стать привлекательным офисом, так как находится в центре города, расположена на первом этаже дома, имеет два входа. Соседи Титова по квартире Киселевы отказались от предложения переехать в двухкомнатную квартиру или получить деньги за продажу четырех комнат. Поскольку попытка расселить квартиру не удалась, Титов вселил в принадлежащую ему комнату своего знакомого Самойлова.

Киселевы заменили замки в квартире, чтобы воспрепятствовать проживанию Самойлова, так как считали его вселение незаконным. Самойлов же неоднократно ломал замки входной двери, портил имущество соседей, угрожал побоями, создавал невозможные условия для проживания в квартире.

Обращения в органы милиции результата не давали, так как Самойлов предъявил справку о регистрации в комнате Титова в качестве знакомого. Желая выселить Самойлова, Киселевы обратились к юристу за разъяснением по следующим вопросам:

—в каких случаях и при каких условиях возникает право проживания на жилой площади у лиц, вселенных собственником в принадлежащую ему комнату в коммунальной квартире:

—приобретают ли право проживания лица, зарегистрированные на жилой площади, если собственник не заключал с ними какого-либо договора;

—каким образом можно выселить Самойлова;

—как осуществить перевод жилого помещения в нежилое?

Задача 7. В процессе строительства дома ЖСК один из членов ЖСК, Борисов, умер. На момент смерти им была выплачена половина пая. Жена умершего Борисова обратилась в кооператив с требованием о приеме ее в члены ЖСК на том основании, что она является наследницей умершего и обладает преимущественным правом на вступление в ЖСК. В кооператив также обратилась престарелая мать умершего, которая также считала, что имеет преимущественное право на вступление в кооператив в связи с тем, что она и сын были зарегистрированы по месту жительства в однокомнатной квартире.

ЖСК отказался принять вдову Борисова в члены кооператива, так как она проживает в 3-комнатной квартире жилой площадью 41 кв. м с родителями и сестрой, поэтому не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. На том же основании было отказано в приеме в члены кооператива и матери умершего. Вдова и мать Борисова обратились в суд.

Суд вынес решение в пользу вдовы Борисова, ссылаясь на то, что у нее еще при жизни мужа возникло право собственности на паенакопление, а следовательно, и преимущественное право на вступление в кооператив. ЖСК и мать Борисова обратились с кассационными жалобами в городской суд.

Какое решение должен вынести городской суд? Каковы отпичия в правовом положении ЖСК, а также его членов до и после полной выплаты паевых взносов?

Задача 8. Панфилову принадлежала на праве собственности двухкомнатная квартира, которая была приобретена по договору купли-продажи в период брака. Так как Панфилов проживал в квартире своей жены, супруги решили сдать квартиру по договору найма с целью получения дополнительного дохода.

Для поиска потенциальных нанимателей Панфилов обратился в агентство недвижимости, которое предложило ему оказать услуги и по оформлению данного договора. Проект договора понравился Панфилову, однако он усомнился в правильности указания на то, что договор подлежит государственной регистрации. Кроме того, Панфилов не согласился с тем, что он как наймодатель должен пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, так как занимаемая им должность не позволяла ему сочетать избранный род занятий с предпринимательством. Сомневаясь в правильности позиции агентства, Панфилов обратился за консультацией к юристу.

Какой ответ должен дать юрист?

Задача 9. В доме муниципального фонда в 2-комнатной квартире проживала семья из четырех человек: наниматель Журавлев, его жена, несовершеннолетний ребенок, а также престарелая тетя нанимателя — Сироткина. Журавлевы решили приватизировать квартиру. Учитывая, однако, преклонный возраст тети, они договорились о том, что Сироткина не будет участвовать в приватизации.

Через два года после заключения договора передачи квартиры в собственность супруги Журавлевы решили улучшить свои жилищные условия путем обмена занимаемой жилой площади на квартиру большей площади с доплатой.

Агентство недвижимости, выполнявшее поручение Журавлевых, не смогло найти подходящего варианта обмена и предложило Журавлевым продать принадлежащую им 2-комнатную квартиру, а на полученные от продажи деньги с доплатой купить 3-комнатную квартиру. Один из потенциальных покупателей квартиры Журавлевых Анисимов, узнав, что в квартире, кроме собственников, зарегистрирована также Сироткина, был обеспокоен возможными проблемами, связанными как с освобождением квартиры, так и со снятием с регистрационного учета проживающих в ней лиц.

В целях экономии средств клиента агент предложил сторонам заключить договор в простой письменной форме и ознакомил Анисимова с проектом договора купли-продажи квартиры, в котором хотя и были названы зарегистрированные в квартире лица, но при этом указывалось, что их права не являются обременением.

Анисимов решил обратиться за консультацией к адвокату, чтобы выяснить следующие вопросы:

какие права имеют члены семьи собственника, не участвовавшие в приватизации квартиры;

какие требования после покупки квартиры можно предъявить к Сирот- киной и к Журавлевым, если они не освободят проданную квартиру и откажутся подать заявление о снятии с регистрационного учета;

существует ли безопасная схема приобретения данной квартиры, учитывая названные выше обстоятельства, а также проживание в квартире несовершеннолетнего ребенка?

Задача 10. Денисов обратился в районное агентство по приватизации для получения в собственность занимаемой комнаты 16 кв. м в двухкомнатной коммунальной квартире, предварительно собрав все необходимые для этого документы. Местная администрация издала распоряжение о приватизации данной комнаты, договор приватизации был подписан сторонами. Однако Денисов умер до регистрации права собственности.

Дочь Денисова обратилась в суд с требованием о признании права собственности за ней как единственной наследницей по закону. В то же время сосед по квартире Колобов обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения местной администрации о передаче комнаты Денисову, ссылаясь на то, что комната умершего является смежно-изолированной с комнатой, занимаемой Колобовым по договору социального найма. В техническом паспорте квартиры, представленном в суд, действительно, обозначен проход, соединяющий соседние комнаты, но в то же время в каждой комнате имеется самостоятельный вход. Стороны процесса не отрицали того, что между комнатами имеется дверь, которая с двух сторон забита фанерой.

Какое решение вынесет суд?

Методическая разработка для преподавателя

Этапы проведения (структурно-логическая схема) семинарского занятия

Время: 2 часа

Дата

проведения:

согласно

расписания

Место

проведения:

учебная

аудитория

Форма занятия: практическое занятие

Схема

Время

Методика проведения

Вступление

10 мин

Принятие рапорта, приветствие, проверка наличия личного состава и подготовленности к учебному занятию, наличия учебно-методического материала, демонстрация актуальности темы занятия, обозначение его дидактических целей и задач

Основная часть

70 мин

В процессе опроса обучаемых следует применять методические приемы и средства для поддержания их активности, развития интереса к теме. Следует обеспечить высокий уровень выступлений, добиваться практической направленности семинара на профессиональную подготовку специалистов ОВД, равномерно распределять групповые и индивидуальные задания. Необходимо соблюдать такт и уставные взаимоотношения в общении с обучаемыми, активно использовать технические средства обучения.

В процессе организации выступлений обучаемых по вопросам, вынесенных на семинарское занятие и их дальнейшего обсуждения следует добиваться логичного и точного выражения мыслей, чистоты речи в выступлениях и докладах.

Необходимо учить обучаемых ведению дискуссии, в которой каждый должен уметь слушать других; активно и научно обоснованно отстаивать свою точку зрения или теоретическую концепцию; деликатно, но достаточно принципиально опровергать ошибочную позицию или неграмотное решение собеседника.

Решение задач

70 мин

Заключение

10 мин

Завершая занятие, преподаватель подводит итог семинара, определяет в какой степени достигнуты поставленные цели и задачи, анализирует выступления, объявляет оценки, определяет знания взвода (группы) по данной теме, дает задания для доработки слабо усвоенных вопросов. Определяет задание к следующему занятию и методические рекомендации по самостоятельной подготовке к нему.

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы обучающихся

При решении задач, прежде всего, нужно помнить, что они относятся к определенной теме – жилищные правоотношения. Чтобы найти ответ или решить задачу необходимо пользоваться не только гражданским, но и жилищным кодексом. Жилищный кодекс имеется в учебно-методическом кабинете кафедры ГиГПД, а также в режиме свободного доступа в Интернете на сайтах поисковых систем Гарант и КонсультантПлюс. Следует помнить, что каждая задача представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, поэтому требует неоднозначного подхода к ее решению. Это значит, что прежде чем решать задачу, необходимо выделить следующие ее составляющие:

определить, к какой отрасли права относятся спорные правоотношения, представленные в задаче (например, гражданско-правовые, жилищные);

с помощью ГК РФ и ЖК РФ установить соответствующие разделы в них, регулирующие спорные правоотношения;

следуя логическим умозаключениям, то есть сопоставляя правовые нормы с содержанием задачи попытаться найти верное решение, описав ход решения задачи в письменном виде.

Литература:

Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. М., 1997.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: принята 21 октября 1994г.: Введена в действие с 1 января 1995г. (ред. от 13 мая 2008г.)// СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 2008. 16 мая.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Принята 22 декабря 1995г.: Введена в действие 1 марта 1996 г. (ред. от 6 декабря 2007г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.410; 2007. № 50. Ст.6247.

Гражданский кодекс Российской Федерации Часть третья: Принята 26 ноября 2001г.: Введена в действие 1 марта 2002 г. (ред. от 30 июня 2008г.) // Российская газета. 2001. 28 ноября; Российская газета. 2008. 3 июля.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: Принята 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ: Введена в действие с 1 января 2008 г. (ред. от 30 августа 2008 г.)// Российская газета. 2006. 22 декабря; 2008. 3 июля.

Гражданское право: Учебник. В 2 т., перераб. и доп. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханова. - 3-е изд., перераб. и доп. М.,2005.

Гражданское право: Учебник. В 2-х ч./ Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев.- М.: Юристъ, 2005.

Гражданское право: Учебник. В 3-х ч., 5-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.,2006.

Гражданское право: В 2т.:Учеб. для вузов/ Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2007.

Гражданское право: Учебник. / Под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия, А.Н. Кузбагарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - 4-е изд., испр. и доп./ Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2005.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный). - 4-е изд., испр. и доп./ Отв. ред. О.Н. Садиков. М, 2005.

: в Зт./ Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова.- М: Юрайт- Издат, 2007.

Практикум по гражданскому праву. 4.1-2 / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М., 2005.

Шершеневич Г.Ф. Курс русского гражданского права. В 2 т.-М.: Статут, 2005.


See also:
Разное
Похожие записи
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...
  • Фінанси акціонерних товариств тема 1
    Тема 1 Сутність та призначення корпоративних фінансів Поняття корпоративних фінансів  Корпоративні фінанси (Corporate Finance)...
  • фінанси тема 1-2
    Тема 1 Фінанси це система відносин з приводу розподілу та перерозподілу створеного...

Комментарии закрыты.