ГИА Тема 8 Религия. Искусство.

20 Февраль 2014 →

ТЕМА 8. РЕЛИГИЯ. ИСКУССТВО

РЕЛИГИЯ

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования, организует повседневную жизнь.

Религия в буквальном переводе с латинского означает «связь». Верующие считают связь повседневной жизни, решающих поступков, своих помыслов с главной святыней, т.е. с Богом, превосходящим по своим возможностям обычных людей.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхествественной сферы.

Особенности религиозного сознания:

-убежденность в существовании объектов, обладающих сверхъестественными свойствами

-убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения

-культовые действия (молитвы, жертвоприношения и др.)

-убежденность в зависимости человеческой судьбы от божественной воли, предъявляющей определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное.

Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой иерархическую организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных убеждений. Секты – это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, расходящиеся по убеждениям с господствующей церковью.

Функции религии:

-регулирование поведения индивидов и социальных групп

-воспитательная функция: религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению позитивных нравственных ценностей, достойному поведению

-мировоззренческая функция реализуется благодаря наличию в религии системы взглядов, отражающих картину мира

-компенсирующая функция снимает душевное напряжение, дает успокоение, прилив сил

-коммуникативная функция проявляется в средствах общения верующих

-интегрирующая функция проявляется в том, что церковь выступать фактором объединения общества (например, патриарх Гермоген, который первым призвал русский народ к освобождению земли от польских интервентов в 1611 г.), но религия может выполнять разъединяющую роль. Примером являются религиозные войны.

- культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества

Основные типы религий:

-архаичные - ранние религиозные верования: вера в духов, поклонение неодушевленным предметам, поклонение животному или растению, вера в магию

-мировые религии – распространены во всем мире: буддизм, ислам, христианство

-национальные религии – распространены в пределах одного государства, например, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, иудаизм в Израиле

Мировые религии

буддизм

ислам

– самая молодая

христианство

– самая распространенная

Мировые религии охватывают огромное количество верующих.

Буддизм – старейшая мировая религия, наиболее распространенная в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. В России буддизм распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува. Священная книга называется Трипитака. В основе буддизма лежит учение о четырех благородных истинах:

-все в жизни человека есть страдание – рождение, жизнь, старость, смерть и т. д.

-причина страдания заключается в наличии у человека желаний, в том числе желания жить

-прекращение страдания связано с освобождением от желаний

-чтобы достичь этой цели, необходимо придерживаться восьмеричного пути спасения, включающего усвоение четырех благородных истин, принятие их как жизненной программы, воздержание от не относящихся к нравственной цели слов, не причинение вреда живому, превращение истинных действий в образ жизни, постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение. Следование этим путем ведет человека к нирване – состоянию отсутствия, преодолению страданий. Буддизм легко сочетается с национальными религиями. Национально-государственные религии составляют основу религиозной жизни отдельных наций: например, конфуцианством и даосизмом в Китае или синтоизмом в Японии.

Христианство – является второй по времени возникновения мировых религий. Выделяется три главных течения христианства: католицизм, православие, протестантизм. Библия - основной источник христианской веры. Христианство - это религия искупления и спасения. Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который принял смерть на кресте. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы приобщиться к спасению.

Ислам – самая поздняя по времени возникновения (самая молодая), распространен преимущественно в арабских государствах (Ближний Восток, Северная Африка), в Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индонезии. Значительная часть мусульман проживает и в России. Мусульмане верят, что единый и всемогущий Бог – Аллах – передал людям священную книгу Коран, являющуюся непререкаемым авторитетом в духовной жизни, праве, политике, хозяйственной деятельности. Пять важнейших предписаний Корана: знание символа веры, пятикратная молитва, соблюдение поста Ураза весь месяц Рамадан, раздача милостыни, совершение паломничества в Мекку

Принцип свободы совести

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно важное место занимает межконфессиональное взаимодействие. Конфессия – религиозное объединение.

Действующая Конституция определяет Российскую Федерацию как светское государство.

Конституция гарантирует соблюдение принципа свободы совести, который имеет следующие аспекты:

-принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает, с одной стороны, невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие государственного финансирования и пропаганды отдельных организаций, с другой – невмешательство религиозных организаций в вопросы государственного управления. Государство нейтрально в вопросах религиозно веры.

-светский характер государства – во-первых, предполагает равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования, во – вторых, запрещает любые формы религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях

-возможность всем верующим свободно отправлять свой культ, а военнообязанным верующим предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

ИСКУССТВО

В рамках культуры человек формирует разностороннюю картину окружающего мира: наука познает мир посредством достижения истины, мораль отражает его в категориях добра и зла, а искусство представляет объекты в художественно-образной форме. Искусство не ставит своей целью выявить закономерности развития природы и общества. Как и наука, искусство стремиться выявить значимые свойства предметов и явлений, но в отличие от науки, представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образов.

Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество.Понятие искусство многозначно:

искусство как мастерство, умение (образы русского художника Андрея Рублева)

искусство понимается как специфический вид духовно-практического освоения действительности и эстетического отношения к ней.

Особенности искусства:

-искусство связано с чувствами и эмоциями, для него характерно чувственное восприятие окружающего мира

-искусство субъективно, лишь пропустив через призму своих чувств, человек может претендовать на звание творца, художника. Искусство, в отличие от науки, не стремится к объективному отражению действительности

-образность искусства. Именно создание художественного образа более всего отличает искусство от других видов человеческой деятельности. Создание художественного образа – это рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности

- в отличие от науки, религии и морали искусство проявляет себя в законченных авторских произведениях

-индивидуальность восприятия у каждого человека существует свой собственный эстетический опыт, на основе которого и формируется восприятие.

Функции искусства:

-познавательная функция тесно связана с информационной. Искусство весьма информативно. В произведениях искусства отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и др. черты эпохи.

-информационная

-коммуникативная функция связана с общением людей по поводу конкретного художественного образа

-ценностно-ориентационная, с одной стороны, связана с тем, что произведения искусства являются культурными ценностями, т.е. приобретают общественную значимость, с другой стороны, произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей

-воспитательная функция очень близка к ценностно-ориентирующей, так как искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и деятельность людей

-компенсаторная функция связана с тем что, соприкосновение с произведениями искусства связано позитивно влияет на негативные переживания человека

-эстетическая функция играет огромное значение. Искусство очищает душу, просветляет ум, влияет на эмоции человека, побуждает творить прекрасное

-гедонистическая показывает особый, духовный характер искусства, признанного доставлять людям удовольствие

Виды искусства:

живопись

архитектура

литература

скульптура

кино

театр

графика

цирк

фотоискусство

декоративно-прикладное искусство

музыка

Тестирование:

Верующий человек оказался в трудном психологическом состоянии и обратился за помощью в церковь. Какую функцию религии иллюстрирует данный факт?

воспитательная

компенсаторская

функция общения

регулирующая

Прочитайте текст, вставьте слова.

______ (А) - это основной компонент духовной культуры. Это термин происходит от слова ______ (Б) с Богом или богами, со священным, сверхъестественным. В развитых ее формах Бог понимается как источник и носитель абсолютной _______ (В). Она передается людям в Священных книгах в буддизме _______ (Г), в христианстве - ______ (Д), в исламе - ______ (Е).

Слова:

искусство

Библия

религия

Трипитака

связь

истина

иудаизм

Коран

Верны ли суждения?

А. Для буддизма характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение ее как сплошной череды страданий.

Б. Христианство, буддизм и ислам относятся к мировым монотеистическим религиям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Какая черта отличает религию как феномен культуры?

описание и объяснение природных и социальных явлений

утверждение идеи сотворения мира

достоверное долгосрочное прогнозирование развития

эстетическое освоение окружающего мира

Творчество является необходимым условием для успешной деятельности художника и математика. Что является общим для художественного и научного творчества?

отказ от стандартных способов деятельности

обоснованность предположений

стремление к достоверности

формирование чувств прекрасного

Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир.

Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ниже приведен ряд признаков, все они, за исключением двух, относятся к искусству. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда.

творчество, 2) образность, 3) доказательность, 4) яркость, 5)эмоциональность, 6) формализованность

Одним из обязательных элементов религии является

научные доказательства истинности религиозных учений

развитие законодательства о религиозных объединениях

активное участие религиозных деятелей в политической жизни страны

культовые действия

Ниже приведен ряд терминов, все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда,

архитектура, 2) живопись, 3) скульптура, 4) театр, 5) религия, 6) кино, 7) традиция

установите соответствие между признаками и формами духовной культуры.

Признаки

Формы духовной культуры

А) опора на факты

1) наука

Б) проверка практикой

2) религия

В) вера в сверхъестественное

Г) наличие обрядов

Д) использование приборов

Верны ли следующие суждения о свободе совести?

А. Каждый может исповедовать любую религию.

Б. Каждый может не исповедовать никакой религии.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны




See also:
Разное
Похожие записи
  • Эссе на тему
    Эссе на тему: «Вред алкоголя на организм» Ученицы 52 группы Платоновой Марии...
  • Я выбрала эту тему
     Я выбрала эту тему потому, что считаю её очень интересной и полезной: хочу...
  • Финансовое тема 1
    Банковский кредит в системе кредитных отношений: понятие и принципы Деньги, как и...

Комментарии закрыты.