ТЭПС-методичка

20 Февраль 2014 →

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Беловский техникум железнодорожного транспорта».

Железные дороги

Методические указания и контрольные задания

для обучающихся по заочной форме

по специальности «ТЭПС»

Шрифт Times New Roman кегль14

Белово

2013

Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям техникума на основе рабочей программы, рассмотренной на предметно цикловой комиссии техникума и утвержденной заместителем директора по учебно-производственной работе.

Рассмотрено ПЦК

Протокол №

От «____»_______20___г

Председатель ПЦК

______________Кальянова Е.В.

Утверждено Зам.директора по УПР

от «____»_____20____г.

Зам.директора по УПР

__________Пономаренко М.М

Составитель:

Преподаватель специальных дисциплин

Беловского техникума железнодорожного транспорта

Цаан Ирина Викторовна

Рецензент:

Преподаватель специальных дисциплин

Беловского техникума железнодорожного транспорта

Кальянова Елена Васильевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Пояснительная записка

Содержание дисциплины

Методические указания по выполнению контрольной работы

Требования по выбору варианта контрольной работы

Вопросы и задания к контрольной работе

Вопросы зачета по дисциплине

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие предназначено к использованию обучающимися заочного обучения специальности 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» техникума для подготовки к зачетам и экзаменам.

Обязательным элементом изучения учебной дисциплины «Железные дороги» является выполнение контрольной работы. В данном пособии содержатся методические указания по выполнению контрольной работы, вопросы к контрольной работе, контрольные вопросы для самопроверки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине «Железные дороги» предусматривает изучение основных видов транспорта и их роли в народном хозяйстве, сооружений и технических средств путевого хозяйства, электроснабжения подвижного состава железных дорог, устройств автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте, вопросов организации железнодорожных перевозок и основ организации движения, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Методические указания по учебной дисциплине «Железные дороги» могут быть использованы в профессиональном обучении по программам профессиональной подготовки рабочих и служащих для железнодорожного транспорта.

Цели и задачи учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– классифицировать подвижной состав, основные сооружения и устройства железных дорог;

– схематически изображать габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– общие сведения о железнодорожном транспорте и системе управления им;

– подвижной состав железных дорог;

– путь и путевое хозяйство;

– раздельные пункты;

– сооружения и устройства сигнализации и связи;

– устройства электроснабжения железных дорог;

– организацию движения поездов.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Дисциплина «Железные дороги» предназначена, для того чтобы по окончании учебы обучающийся знал не только свою специальность, но и имел представление о смежных отраслях железнодорожного транспорта и их роли в обеспечении перевозок. «Железные дороги» - входит в базовые дисциплины специального образования.

Изучение дисциплины «Железные дороги» включает в себя лекции, самостоятельную работы обучающихся с учебной литературой, выполнение контрольных работ. Все виды занятий взаимосвязаны.

Раздел 1 Общие сведения о железнодорожном транспорте.

Тема 1.1. Характеристика железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе.

Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы. Виды транспорта и их особенности, роль железных дорог в единой транспортной системе. Краткая характеристика элементов единой транспортной системы: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного видов транспорта. Общие сведения о метрополитенах и городском электротранспорте.

Тема 1.2. Основы возникновения и развития железнодорожного транспорта России и его место в единой транспортной системе.

Дороги дореволюционной России. Железнодорожный транспорт послереволюционной России и СССР. Железнодорожный транспорт Российской Федерации: инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта. Климатическое и сейсмическое районирование территории России. Краткие сведения о зарубежных железных дорогах.

Тема 1.3. Организация управления на железнодорожном транспорте.

Понятие о комплексе сооружений и структуре управления на железнодорожном транспорте. Габариты на железных дорогах. Основные руководящие документы по обеспечению четкой работы железных дорог и безопасности движения.

Раздел 2 Сооружения и устройства инфраструктуры. Железнодорожный подвижной состав.

Тема 2.1. Элементы железнодорожного пути.

Общие сведения о железнодорожном пути. Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные устройства. Составные элементы и типы верхнего строения пути, их назначение. Виды и назначение искусственных сооружений. Задачи путевого хозяйства.

Тема 2.2. Устройства электроснабжения.

Схемы электроснабжения железных дорог. Комплекс устройств. Системы тока и величина напряжения в контактной сети. Тяговая сеть. Назначение устройств электроснабжения железных дорог.

Тема 2.3. Общие сведения о железнодорожном подвижном составе.

Классификация и обозначение подвижного состава. Электровозы и электропоезда, особенности устройства. Принципиальная схема тепловоза. Основные устройства дизеля. Принцип работы и основные части паровоза. Классификация и основные типы вагонов, их маркировка

Тема 2.4. Техническая эксплуатация и ремонт железнодорожного подвижного состава.

Обслуживание локомотивов и организация их работы. Экипировка локомотивов. Техническое обслуживание и ремонт локомотивов. Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства технического обслуживания и текущего содержания вагонов. Восстановительные и пожарные поезда.

Тема 2.5 Системы и устройства автоматики, телемеханики и связи.

Общие сведения об автоматике, телемеханике и основах сигнализации на железных дорогах. Устройства сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях. Виды технологической электросвязи на железнодорожном транспорте. Обслуживание линий сигнализации и связи.

Тема 2.6. Раздельные пункты и железнодорожные узлы.

Назначение и классификация раздельных пунктов. Станционные пути и их назначение. Продольный профиль и план путей на станциях. Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции. Техническо-распорядительный акт. Устройства и работа раздельных пунктов.

Раздел 3. Организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов.

Тема 3.1. Планирование и организация перевозок и коммерческой работы.

Общие сведения. Основы планирования грузовых перевозок. Организация грузовой и коммерческой работы. Понятие о маркетинге, менеджменте и транспортной логистике. Основы организации пассажирских перевозок. График движения поездов и пропускная способность железных дорог.

Тема 3.2. Информационные технологии и системы автоматизированного управления.

Становление современных информационных технологий на железнодорожном транспорте. Обеспечение работы автоматизированных систем управления (АСУ). Основные виды АСУ на железнодорожном транспорте.

Тема 3.3. Понятие о логистики, маркетинге и менеджменте на железнодорожном транспорте.

Маркетинговая деятельность на предприятиях железнодорожного транспорта в условиях реформирования отрасли и создания ОАО «РЖД». Транспортная логистика. Менеджмент, методы управления.

Тема 3.4. Перспективы повышения качества и эффективности

перевозочного процесса.

Понятие о структурной реформе на железнодорожном транспорте. Реформирование системы управления перевозками. Система сбыта транспортных услуг. Перспективы развития скоростного и высокоскоростного движения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Первым этапом выполнения контрольной работы является изучение по учебникам и учебным пособиям теоретического материала тех разделов программы, которые включены в данное задание. Успешное выполнение домашней контрольной работы может быть достигнуто в том случае, если обучаемый представляет себе цель выполнения данной работы, поэтому важным условием является тщательная подготовка к выполнению контрольной работы.

Контрольная работа выполняется в тетради, страницы которой нумеруются. На каждой странице тетради следует оставлять поля шириной 4 см, а в конце тетради  - 2-3 свободные страницы для написания рецензии (заключения) преподавателя.  Все дополнительные страницы должны быть в тетради приклеены или вшиты.  Работа выполняется в ученической тетради в клетку темными чернилами (синими, черными, фиолетовыми) через строчку.

В связи с достаточно активным использованием студентами персональных  компьютеров разрешается выполнять контрольную работу в печатном виде, однако ее оформление также должно соответствовать существующим стандартам.

Работа выполняется аккуратно на листе формата А4 стандартным шрифтом полуторным интервалом. Используется  Шрифт Time New Roman кегль14.Заголовки и вопросы желательно выделять курсивом и жирным шрифтом, заглавными буквами. Границы полей: левое3 см, правое – 1 см, нижнее и верхнее – 2 см.  Текст печатается черным или синим цветом. В записке не должно быть помарок, перечеркивании. Опечатки, описки и графические неточности исправляются подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом, либо от руки чернилами или тушью того же цвета, что и исправляемый оригинал.

Все структурные элементы работы и главы ее основной части начинаются с новой страницы. Расстояние между разделами, подразделами и пунктами должно быть 4,5 интервала.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным пяти печатным знакам.

После знаков препинания делается пробел, перед знаками препинания пробелов не делается. Перед знаком "тире" и после него делается пробел.

Знаки "дефис" и "перенос" пишутся без пробелов. Знаки "номер" (№) и "параграф" (§), а также единицы измерения от цифры отделяются пробелом. Знак градус (°) пишется с цифрой слитно, а градус Цельсия (°С) - отдельно. Знаки "номер", "параграф", "процент", "градус" во множественном числе не удваиваются и кавычками не заменяются.

Все страницы, формулы и таблицы нумеруются. Нумерация – сквозная (т.е. номер – один, два и т.д.). Нумерация  страниц указывается без черточек в правом нижнем углу.

Работа должна быть выполнена аккуратно, четким, разборчивым почерком, в той же последовательности, в какой приведены вопросы домашнего задания. Перед каждым ответом на вопрос следует писать номер задания и его полную формулировку. Сокращения слов и подчеркивания в тексте не допускаются. Общий объем работы не должно превышать 24 страниц рукописного или 12 страниц машинописного текста.

Сокращение наименований и таблицы в задачах должны выполняться с учетом требований  ЕСКД. При переносе таблиц следует повторить заголовок таблицы, указывая над ней «Продолжение таблицы» и ее номер. Единицы измерения указывать только в результирующих значениях.

В контрольной работе должны быть приведены условия задач, исходные данные и решения. Решение должно сопровождаться четкой постановкой вопроса (например, «Определяю …»); указываться используемые в расчетах формулы с пояснением буквенных обозначений; выполненные расчеты и полученные результаты должны быть пояснены.

В конце работы приводится список использованной литературы, где сначала указываются нормативные документы (законы, указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.), затем в алфавитном порядке – учебная литература и справочные пособия с указанием фамилии и инициалов автора, наименование источника, места и года его издания; затем ставится дата выполнения работы и подпись студента.

Титульный лист работы должен быть оформлен в соответствии с утвержденной формой, подписан, с указанием даты сдачи работы (см. образец)

На каждую контрольную работу преподаватель дает письменное заключение (рецензию) и выставляет оценки «зачтено» или «не зачтено». Не зачтенная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению недостатков.

По получении проверенной контрольной работы студент должен внимательно ознакомиться с исправлениями на полях, прочитать заключение преподавателя, сделать работу над ошибками и повторить недостаточно усвоенный материал в соответствии с рекомендациями преподавателя. После этого студент выполняет работу повторно и отсылает вместе с первой на проверку.

Обучающие обязательно должны сдать контрольную работу на проверку не позднее, чем за 10 дней до экзамена или зачета. Без выполнения контрольной работы обучающийся не допускается до экзамена или зачета.

Вопросы и задания контрольной работы составлены в 10 вариантах. Номер варианта определяется по предложенной таблице (табл.1) согласно присвоенного номера в списочном составе группы по последней цифре.

Таблица выбора варианта

Порядковый номер в списочном составе группы

Номер варианта

Номера вопросов

01-11-21

1

1,11,21,31,41

02-12-22

2

2,12,22,32,42

03-13-23

3

3,13,23,33,43

04-14-24

4

4,14,24,34,44

05-15-25

5

5,15,25,35,45

06-16-26

6

6,16,26,36,46

07-17-27

7

7,17,27,37,47

08-18-28

8

8,18,28,38,48

09-19-29

9

9,19,29,39,49

10-20-30

10

10,20,30,40,50

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.

Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы.

В чем заключается преимущество железных дорог перед другими видами транспорта. Какое место занимает железнодорожный транспорт в транспортной системе страны.

Виды транспорта и их особенности. Технико-экономическая характеристика видов транспорта.

Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.

Габариты на железных дорогах.

Основные экономические показатели работы железнодорожного транспорта.

Основные сведения о категориях железнодорожных линий, их трассе, плане и продольном профиле.

Общие сведения о железнодорожном пути.

Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные сооружения.

Назначение, составные элементы и типы верхнего строения пути. Балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны. Бесстыковой путь и его преимущества.

Устройство рельсовой колеи. Общие сведения. Особенность устройства пути в кривых, на мостах и в тоннелях, на электрифицированных линиях.

Стрелочные переводы, назначение, типы, устройство.

Съезды, глухие пересечения, стрелочные улицы, конечные соединения.

Сооружения и устройства электроснабжения. Схема электроснабжения железных дорог. Системы тока и напряжение в контактной сети.

Тяговая электрическая сеть. Эксплуатация устройств электроснабжения железных дорог.

Общие сведения о тяговом подвижном составе. Сравнение различных видов тяги. Классификация тягового подвижного состава.

Электрический подвижной состав. Общие сведения. Механическая часть электровоза.

Электрическое оборудование электровозов постоянного и переменного тока. Электропоезда.

Тепловозы. Принципиальная схема тепловоза (описание).

Понятие об электрической, механической и гидравлической передачах тепловоза и его вспомогательное электрическое оборудование.

Экипировка, техническое обслуживание и ремонт локомотивов.

Основные понятия о взаимодействии пути и локомотива.

Локомотивное хозяйство. Общие сведения. Обслуживание локомотивов и организация их работы.

Классификация и основные типы вагонов. Перевозка грузов в контейнерах и их эффективность.

Технико-экономические показатели вагонов. Понятие о силах, действующих на вагон.

Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства вагонного хозяйства. Текущее содержание вагонов.

Устройство светофоров. Места установки и сигнальные показания входных и выходных светофоров. Общие сведения о переносных, ручных, маневровых и поездных сигналах.

Назначение устройств автоматики и телемеханики. Классификация сигналов.

Системы интервального регулирования движения поездов. Автоматическая блокировка.

Автоматическая локомотивная сигнализация. Устройства диспетчерского контроля за движением поездов.

Автоматическая переездная сигнализация. Релейная полуавтоматическая блокировка.

Устройства автоматики и телемеханики. Общие сведения. Электрическая централизация стрелок и сигналов.

Диспетчерская централизация. Горочная автоматическая централизация.

Связь на железнодорожном транспорте. Проводная связь.

Радиосвязь. Линии сигнализации и связи, их обслуживание.

Назначение и классификация раздельных пунктов. Основные устройства на железнодорожных станциях. Станционные пути и их назначение, план и профиль путей.

Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции и техническо-распорядительный акт.

Понятие о разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях.

Участковые станции. Назначение, устройство, организация работы.

Сортировочные станции. Назначение, устройство, организация работы.

Пассажирские станции. Назначение, устройство, организация работы.

Грузовые станции. Назначение, устройство, организация работы.

Железнодорожные узлы. Виды узлов. Организация работы.

Планирование и организация перевозок. Общие сведения. Планирование грузовых перевозок.

Организация грузовой и коммерческой работы. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Основы планирования и организации пассажирских перевозок. Пассажирское хозяйство.

Организация вагонопотоков. План формирования поездов. Порядок формирования поездов.

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация графиков. Элементы графика.

Понятие о логистики, маркетинге и менеджменте на железнодорожном транспорте.

Системы управления движением поездов. Основные показатели эксплуатационной работы. Автоматизация процессов управления перевозками. Что такое АСУЖТ?

Рекомендации по подготовки ответов на контрольные вопросы

Указания к ответам на вопросы теоретического курса

Отвечая на вопросы следует указать, как и за счет чего те или иные технические средства или передовая технология способствуют повышению безопасности движения поездов, снижению затрат на перевозки, увеличению пропускной, провозной и перерабатывающей способности железных дорог.



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ* Большинство исследователей...

Комментарии закрыты.