СОДЕРЖАНИЕ учебного материала

20 Февраль 2014 →

СОДЕРЖАНИЕ учебного материала

Раздел 1 Введение

Тема 1 Предмет и задачи исторического краеведения

Комплексное краеведение, его методологические основы и предмет изучения. Место исторического краеведения в комплексе краеведческих дисциплин – литературном, географическом, этнографическом, топонимическом и др. Место исторического краеведения в системе специальных (археология, этнография) и вспомогательных исторических дисциплин (геральдика, топонимика, сфрагистика, нумизматика и др.). Связь исторического краеведения с охраной памятников истории и культуры. Задачи исторического краеведения: поиск, выявление памятников прошлого, сбор, систематизация, исследование письменных документов по истории края, а также предметов материальной культуры. Методы краеведческих исследований: метод исторического исследования, метод непосредственного наблюдения, экспедиционный метод и др. Государственное, общественное и школьное краеведение – общее и специфичное. Роль и место школьного краеведения в решении дидактических и воспитательных задач. Историография исторического краеведения Беларуси. Работа Н.Касперовича “Краязнаўства (Нарысы). – Мн., 1929”.

Раздел 2 История развития исторического краеведения

Тема 1 Историческое краеведение от средневековья до начала ХХ в.

Периодизация развития исторического краеведения (Л.В.Алексеев). Первые упоминания об истории Беларуси в летописях, воспоминаниях путешественников и других письменных памятниках. Частные сборы магнатов (Радзивиллы). Первые исследовательские экспедиции в Беларуси (И.Лепехин, В.Севергин). Деятельность П.Кеппена. А.Меер. Белорусское вольное экономическое общество. Польская, российская и местная (“краевая”) школы краеведения. Н.П.Румянцев. Румянцевский кружок. И.И.Григорович. “Белорусский архив древних грамот”. Виленский кружок. Виленский музей древностей, Археологическая комиссия. Исследования Я.Чачота, В.Сыракомли, З.Даленга-Ходаковского. А.Киркор, К.и Е.Тышкевичи, Т.Нарбут. Русское географическое общество, его деятельность по изучению Беларуси. Работы П.Шпилевского, М.Без-Корниловича. Формирование краеведения Беларуси как отдельной гуманитарной дисциплины. Историческое краеведение Беларуси во II половине XIX – начале ХХ в. Усиление идеологической, политической роли краеведения. “Западноруссизм”. Закрытие Виленского музея древностей и Археологической комиссии. Изучение Беларуси государственными учреждениями. “Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба”. Роль периодической печати в популяризации краеведческих знаний. “Памятные книжки губерний”, “Губернские ведомости”. Виленская археографическая комиссия. Северо-Западный отдел РГО. Деятельность А.Сементовский, Ю.Крачковский. Проведение этнографических, археологических и других выставок. Расширение сети музеев краеведческого профиля. А.Сапунов, Е.Р.Романов, М.Довнар-Запольский, Е.Карский, Н.Никифоровский, П.Шейн. IX Археологический съезд в Вильно (1893 г.). Создание местных центров для проведения краеведческой работы: Могилевское общество изучения Белорусского края (1902 г.), Минский церковный историко-археологический комитет и др. 1910 г. – возобновление деятельности Северо-Западного отдела РГО. И.Сербов. Журнал “Записки Северо-Западного отдела РГО”. А.Сержпутовский, А.Харузин, М.Федоровский. Совершенствование методики сбора и обработки краеведческих материалов. Массовый характер краеведения. Газета “Наша ніва” (1906-1915 гг.), ее роль в распространении краеведческих знаний.

Тема 2 Развитие исторического краеведения в советский период

Роль исторического краеведения в формировании советской политико-идеологической системы, развитии культуры. Восстановление деятельности краеведческих организаций. “Папараць-кветка” в Слуцке. Проведение краеведческих исследований: записи, зарисовки, первые фонозаписи. Расширение музейного дела (музеи в Минске, Гомеле, Могилеве). Научно-терминологическая комиссия, создание на ее базе Института белорусской культуры (1922 г.). Центральное бюро краеведения. Экспедиционная деятельность. I Всебелорусская краеведческая конференция (1924 г.). Издание журнала “Наш край” (1925 г.). Краеведческий материал на страницах газеты “Савецкая Беларусь”, журналов “Полымя”, “Маладняк”. I и II Всебелорусские краеведческие съезды (1926-1927 гг.), их решения и значение для усиления краеведческой работы. Окружные и районные общества краеведения. Работа краеведческих кружков при ВУЗах, школах. Значение школьного краеведения. В.И.Пичета, В.М.Игнатовский, К.Поликарпович, А.Лявданский, И.Сербов, П.Харлампович и др. II и III Всебелорусские краеведческие конференции (1929-1930 гг). Спад краеведческой работы в 30-е годы. Борьба с “нацдемами”. Политические репрессии. Журнал “Савецкая краіна”. Краеведческая работа после Великой Отечественной войны. Формы краеведческой работы: путешествия, экскурсии, кружковая работа и др. Расширение сети историко-краеведческих музеев. Создание Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры (1965 г.). Съезды общества в 1966, 1971, 1976 гг. “Помнікі гісторыі і культуры Беларусі”.

Тема 3 Историческое краеведение на современном этапе

Развитие информационно-справочного обеспечения краеведческого процесса. Краеведческие материалы на страніцах журналов “Спадчына”, “Беларуская мінуўшчына”, газеты “Культура” и др. Общество “Знания”. Усиление междисциплинарного характера краеведения. Сохранение культурного наследия местностей, потерпевших от аварии на ЧАЭС. Белорусский фонд культуры. Конгрессы белорусистов. Создание культурных обществ национальных меньшинств. Научные коллективы для сбора материалов и написания серии историко-документальной хроники “Памяць”. Складывание устойчивой традиции научных конференций. Расширение направлений и школ в краеведении. Усиление регионального подхода. Развитие инициатив школьного и общественного краеведения.

Раздел 3. Памятники истории и культуры

Тема 1 Письменные памятники по истории края

Основные группы письменных памятников. Летописи: древнерусские (“Повесть временных лет”, Лаврентьевская, Ипатьевская летописи), местное летописание (“Баркулабовская летопись”, Могилевская и Витебская “Хроники”, “Хроника Быховца”).

Привилеи. “Метрика” ВКЛ. Дневники и мемуары. Диариуши. Литература путешествий. Инвентари и их значение для изучения социально-экономической истории края. Переписи. Периодическая печать. Археографическая деятельность. Вклад Виленской археографической комиссии в сохранение и популяризацию письменных памятников. “Акты, изданные Виленской археографической комиссией”. Издания Витебского археографического центра – “Историко-юридические материалы”. Издательская деятельность в годы советской власти и в последнее время.

Тема 2 Памятники и памятные места героического прошлого

Памятники и памятные места, связанные с борьбой белорусского народа за независимость и социальную свободу. Городища раннего железного века. Оборонительные сооружения городов. Укрепленные замки. Битва под Оршей. Память о русско-ливонской, Северной войнах. Памятные места войны 1812 г., Первой мировой войны. Общественно-политическое, революционное движение в памятниках и памятных местах: декабристы, революционеры-демократы. События восстания 1863 г. События 1905-1907 гг., 1917 г., гражданской войны в памятниках. Памятники В.И.Ленину. Памятники, связанные с Великой Отечественной войной.

Тема 3 Памятники и памятные места производственной деятельности, культуры, науки, искусства

Отражение в памятниках трудовой деятельности человека в различные эпохи. Красносельские шахты по добыче кремня. Водяные и ветряные мельницы. Памятники гидротехнического и дорожного строительства. Здания мануфактур, фабрик, заводов. Мемориальные памятники культуры, науки, искусства. Здания, связанные с деятельностью культурно-просветительских учреждений, здания частного и общественного характера. Усадьбы (Залесье М.Огинского). Кладбища.

Тема 4 Памятники архитектуры и градостроительства

Памятники градостроительного искусства (участки древней планировки, архитектурные ансамбли, комплексы): Полоцк, Новогрудок, Гродно, Витебск. Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, дворцы, особняки, усадьбы. Дворцово-замковые усадьбы: Несвиж, дворец Сапегов в Ружанах, Архитектурные стили. Памятники гражданской общественной архитектуры. Ратуши, гимназии, здания театров и др. Памятники культовой архитектуры. Памятники оборонительного зодчества. Памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства. Архитектурные монументы.

Раздел 4 Специальные и вспомогательные исторические дисциплины в историческом краеведении

Тема 1 Роль и значение археологии и этнографии в изучении края

Основные типы археологических памятников. Значение археологического источника. Археология и охрана памятников. Проведение археологических разведок, раскопок. Обобщающие издания по археологии в краеведческой работе: “Археалогія Беларусі”, археологические карты, энциклопедия “Археалогія і нумізматыка Беларусі”. Этнография в краеведении. Традиционная народная культура: материальная и духовная. Методика этнографических исследований. Экспедиционная и камеральная работа. Основные этнографические публикации: серия “Беларуская народная творчасць”, энциклопедия “Этнаграфія Беларусі” и др.

Тема 2 Вспомогательные исторические дисциплины в краеведении

Палеография. Печати с надписями. “Борисовы камни”. Берестяные грамоты. Туровское евангелие XI в.- древнейший памятник письменности на территории Беларуси. 3 основных типа письма в истории белорусской кириллической графики. Ф.Скорина и книгопечатная традиция в Беларуси. Топонимика. Гидронимика, микротопонимика, урбонимика. Нумизматика, геральдика, сфрагистика. Специалисты в области вспомогательных исторических дисциплин: В.Рябцевич, А.Цитов.

Раздел 5. Организационные формы краеведческой работы. Охрана памятников истории и культуры

Тема 1 Роль и значение архивов и музеев в историческом краеведении

Роль архивов в сборе, хранении, публикации документальных материалов. При канцелярии ВКЛ – “Метрика” ВКЛ (“Литовская Метрика”). Архивы магнатов, шляхты, городской администрации, организаций и учреждений. II половина XIX-начало ХХ в. – Виленский центральный архив древних актов. Государственные архивы (Национальный архив Республики Беларусь, Национальный исторический архив Беларуси, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов РБ, Государственный архив Гомельской области, Государственный архив общественных объединений Гомельской области, Государственный зональный архив в г. Мозыре и др.). Ведомственные архивы (архив НАН РБ, архив КГБ, архив Управления внутренних дел Гомельской области и др.). Частные архивы. Материалы по истории Беларуси в зарубежных архивах: Россия (Российский государственный архив древних актов, Государственный архив Российской Федерации), Литва (Центральный государственный архив Литвы). Крупные комплексы документов по истории Беларуси в архивохранилищах Польши, Германии, США. Музеи как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения по комплектованию, учету, хранению, изучению и популяризации памятников истории и культуры. Роль музеев в пропаганде исторического и духовного наследия Беларуси. Типы музеев: по форме собственности (государственные, общественные, частные), по профилю (исторические, состоящие из археологических, этнографических, военно-исторических, народной славы и т.д.; литературных, художественных и др.). Комплексный профиль краеведческих музеев. Национальный музей истории и культуры Беларуси, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, музей Брестская крепость-герой. Археологические музеи и др.

Тема 2 Организация школьного краеведения

Историческое краеведение в учебном процессе, дидактическая функция. Использование краеведческого материала на уроках истории. Историческое краеведение в воспитательной работе. Краеведческий кружок. Историко-краеведческие экскурсии. Создание и работа школьного краеведческого музея. Историческое краеведение в высшей школе. Краеведческая направленность курсовых работ, НИРСа. Организация и проведение студенческих краеведческих научных конференций. Организация работы студенческих научных обществ краеведческого профиля.

Тема 3 Формирование опыта краеведческой работы у студента

Школьный опыт краеведческой работы. Роль школьных учителей в приобщении школьника к краеведению. Историко-краеведческий ландшафт в месте проживания и учебы. Мотивация занятия краеведением в Вузе. Значение учебных дисциплин и учебных практик для формирования историко-краеведческой культуры студента. Участие в конкретных формах краеведческой работы и мероприятиях краеведческой направленности. Научно-исследовательская работа студента и историческое краеведение.

Тема 4 Информационное обеспечение краеведческого процесса

Опубликованные материалы (Описательно-этнографические материалы. Нормативно-законодательные материалы. Документы органов власти. Статистические материалы. Справочно-энциклопедические издания. Материалы периодической печати. Картографический материал. Синтезные документальные материалы. Историко-краеведческие публикации. Кино-фото-видео материалы). Архивные материалы. Устная история (Составление анкет. Анкетирование). Информационные возможности Интернета.

Тема 5 Охрана историко-культурного наследия

Законодательно-нормативная база охраны памятников истории и культуры. Постановление СНК БССР от 5 июля 1926 г. “О порядке охраны памятников старины, искусства, быта и природы, которые объявлены государственным достоянием”. Закон БССР “Об охране и использовании памятников истории и культуры” (1978 г.). Закон об охране историко-культурного наследия (1992 г.). Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь. “Збор помнікаў гісторыі і культуры Беларусі”. Деятельность по охране памятников на современном этапе: направления работы, организационная структура. Государственная инспекция по охране историко-культурного наследия. Комитет по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь. Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры. Проблема реституции историко-культурных ценностей.

Раздел 6 Гомельщина в историческом краеведении

Тема 1 Историко-культурное наследие Гомельщины

Памятники и памятные места истории и культуры Гомельщины: археологические памятники, памятники культового зодчества, жилой и промышленной архитектуры, памятники деятелям культуры и искусства, памятники Великой Отечественной войны. Реализация программы по сохранению памятников истории и культуры белорусского народа, находящихся в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Музеи Гомельщины: Гомельский дворцово-парковый ансамбль, Гомельский областной музей военной славы, Музей истории города Гомеля, Ветковский музей народного творчества и др. Реализация потенциала музеев по изучению истории Гомельского региона и их роль в сохранении историко-культурного наследия белорусского народа.

Тема 2 Краеведение Гомельщины

Историческое краеведение Гомельщины в досоветский период. Гомельщина в работах П.Шпилевского, М.Без-Кониловича, в серийных изданиях «Живописная Россия», «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Значение издания «Опыт описания Могилевской губернии» для краеведения Гомельщины. Выдающиеся краеведы Гомельщины З.Радченко, Е.Романов, А.Сержпутовский. Краеведческая значимость работ Л.Виноградова «Гомель. Его прошлое и настоящее», И.Сербова, Д.Довгялло, Ф.Жудро «Город Гомель. Географическо-статистический очерк». Изучение истории и культуры Гомельщины в 20 – 30-е гг. ХХ в. Гомельское окружное краеведческое общество. Краеведение на Мозырщине. Школьное краеведение. Краеведческие материалы по региону в республиканской и местной периодической печати: журналы «Наш край», «Известия Гомельского губкома РКП(б)», газеты «Савецкая вёска», «Полесская правда». Сворачивание краеведческой работы в начале 30-х гг. Историческое краеведение Гомельщины в 40 – 80-е гг. ХХ в. Военно-патриотическая направленность краеведческой работы. Школьное краеведение. Краеведческое изучение Гомельщины силами Гомельского пединститута, Государственного областного краеведческого музея, Областного архива. Изучение истории и культуры Гомельщины в конце 80-х гг. ХХ в. – начале ХХІ в. Увеличение количичества монографических обобщающих работ по отдельным населенным пунктам и микрорегионам Гомельщины. Повышение роли музеев, библиотек и архивов в краеведческом изучении Гомельщины. Развитие музейной инфраструктуры. Расширение направлений и школ в краеведении. Усиление регионального подхода. Развитие инициатив школьного и общественного краеведения. Краеведческая работа на историческом факультете ГГУ им. Ф.Скорины.




See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.