Содержание семинарских ИСТОРИОГРАФИЯ

20 Февраль 2014 →

Содержание семинарских (практических) занятий

ИСТОРИОГРАФИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО –КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА 1. Педагогическая парадигма.

Концепты «познание» и «образование» в работах Френсиса Бэкона.

Основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. Концепция классно-урочной системы.

Педагогические идеи Джона Локка. Человек как «чистая доска».

Концепция И.Г. Песталоцци. Наглядность обучения.

Педагогические теории А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, Л.С. Выгодского.

Теория внешкольного образования (1920-1930-е г.) в работах Н.К. Крупской, А.Г. Кравченко, Е.Н. Медынского, В.А. Зеленко.

Формирование политико-просветительской парадигмы социально-культурной деятельности в России.

Гуманизация содержания и воспитательного потенциала социально-культурной деятельности, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности.

ТЕМА 2. Социально-психологическая парадигма.

Концепция З. Фрейда: либидо, психическое развитие человека. Творчество как сублимация внутренней энергии.

Концепция К.Юнга: «коллективное бессознательное», архетипы.

Психология деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна (1920-1930 гг.).

Концепция А.Маслоу в труде «Психология бытия»: самоактуализирующаяся личность, функции самозащиты и развития для личности, самореализация, ценности развития.

Концепция В. Франкла в работе «Человек в поисках смысла»: критика принципов наслаждения, господства, самоактуализации; «калейдоскопизм»; «самотрансценденция», свобода, духовность, ответственность.

Теории раннего развития личности: методики Зайцева, Домана, М.Монтессори.

ТЕМА 3. Парадигма социальной работы.

Первооткрыватели теоритического осмысления социальной работы: Алиса Соломон (Германия), Мария Гахери (Франция), Елизавета Фрай (Англия), Джейн Адамс, Мэри Ричмонд (США).

М. Ричмонд «Дружеский визит к беднякам»: руководство для работающих в благотворительных организациях»; «Социальные диагнозы».

Социальная работа в системе современной социально-культурной деятельности. Социальная работа как исскуство помощи, «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации» (М.Ричмонд).

Принципы социальной индивидуальной работы по М.Ричмонд: принцип индивидуального развития, принцип «регулирования человеческих отношений»; принцип «ментальной гигиены» (положены в основу этического кодекса социального работника).

Теория социально-культурной реабилитации.

Основные принципы социально-педагогической работы А.С. Макаренко. Коммуна им. Ф. Дзержинского: образовательная система в колонии, организация коллективной трудовой деятельности. Современное применение технологии коллективного воспитания А.С. Макаренко.

Социализация как освоение людьми знаний, навыков, стереотипов, обеспечивающих их полноправное участие в общепринятых видах социокультурной деятельности.

ТЕМА 4. Социокультурная парадигма.

Социокультурный подход, позволяющий рассматривать функционирование общества как выражение единства культуры и социальности, которые возникают и преобразуются благодаря деятельности человека.

Культура как средство социального контроля.

Концепции организации общества в концепциях М. Вебера, П. Сорокина, К. Поппера, Моля и др.

Концепт «общество потребления» в работах Э.Фромма, Ж. Бодрийяра, П. Бурдье.

Теория праздного класса Торстена Веблена.

Концепция Х.Ортега-и-Гассета в работах «В поисках Гете»: жизнь и свобода, творчество, «жизненный проект». «Восстание масс»: массовое общество, условия возникновения масс, элитарность.

Духовные интересы и потребности человека как основа развития социально-культурной сферы, ее добровольный, инициативный, самодеятельный характер.

Концепция К.Лоренца: природные системы и человеческое общество, перенаселение, опустошение жизненного пространства, «правое чувство», проблема отцов и детей, индокриминируемость (См. по: «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества)

ТЕМА 5. Культурологическая парадигма.

Соотношение культуры и цивилизации в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби, Э. Тайлора, Н.А. Бердяева, Э. Тоффлера.

Знаково-символический универсум, создаваемый человеком. Концепция Э. Кассирера, Л. Стросс.

Значение и роль религии в жизни человека.

Игровая концепция культуры (И. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе, С. Лем, Э. Финк и др.)

Концепции кризиса западноевропейской культуры (Ф.Ницше, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет, В. Беньямин, Т. Адорно, Г. Маркузе и др.)

Концепция Э. Фромма «Человек для самого себя»: авторитарная, гуманистическая этика, «избыточность» и «продуктивность», добродетели гуманистической этики.

Постмодернистские концепции культуры (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Ж-Ф.Лиотар).

Футурологические концепции развития культуры («Римский клуб», А. Печчеи, Дж. Форрестер, Я. Тинберген, Э. Тоффлер и др.).

Концепция диалога культур (Ф. Розенцвейг, В.С. Библер, М. Бубер, М.М. Бахтин, О. Розеншток-Хюсси).

Арт-терапия как современное направление в социально-культурной деятельности. Виды, формы проведения арт-терапии.

ТЕМА 6.   Культурно-досуговая парадигма

Теории досуговой деятельности.

Основные концепции рекреационной, анимационной деятельности.

Клубоведение как специализированная область знания.

Становление и развитие социально-культурной деятельности из культурно-досуговой отрасли.

Анализ социально-культурной деятельности в трудах современных отечественных исследователей (См. работы М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, В.И. Кислицкого, Ю.Д. Красильникова, О.Ю. Мацукевич, А.А. Сукало, В.В. Туева, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко и др.)




See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.