СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

20 Февраль 2014 →

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для осуществления этих целей необходимо применять соответствующие методы индивидуальной и групповой психологической работы с женщиной и ее семьей.

Для проектирования диагностики и психологической работы с женщиной и ее семьей в период ожидания, рождения и воспитания ребенка можно выделить пять основных блоков:

Содержание всех пяти блоков готовности к материнству взаимосвязано, как в плане их онтогенетического формирования, так и в плане психологической профилактической и коррекционной работы. В каждом случае будет наблюдаться индивидуальная картина содержания всех блоков.

Одно из направлений в работе такой школы – арт-терапия. Необходимость включения в работу с будущими родителями занятий арт-терапией следует из понимания творческой природы самого родительства, взаимоотношений родителя и ребенка и возможности эффективно работать с эмоциональным состоянием участников группы.

Арт-терапия - это метод терапии посредством художественного творчества, один из самых мягких и глубоких методов. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Теоретические и методологические основы метода арт-терапии

В дословном переводе с английского языка арт-терапия — (Art-therapy), означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством», или «использование искусства как терапевтического фактора». В англоязычных странах арт-терпию «относят прежде всего к так называемым визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну), либо к таким формам творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (кинематограф, видеоарт, компьютерное творчество, перфоманс и др.).

Термином арт-терапия обозначают как совокупность видов искусства, используемых при психокоррекции, так и собственно метод или комплекс методик. Арт-терапия как метод предполагает использование тех или иных приемов, направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции некоего смысла и осознание ее связей с содержанием своего внутреннего мира и опыта, а также на развитие способности к ведению «внутреннего диалога», к интроспекции и рефлексии.

В зависимости от целей воздействия выделяют следующие четыре направления в арт-терапии: психофизиологическое, психотерапевтическое, социально-педагогическое, психологическое:

психофизиологическое направление связано с коррекцией психосоматических нарушений;

психотерапевтическое направление связано с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы личности человека, при этом преследуется цель раскрытие переживаний человека, осознание им собственных желаний, потребностей, отношений и помощь в отреагировании переживаемых эмоций.

социально-педагогическое направление ориентировано на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизацию возможностей в практической, художественной деятельности и творчестве;

психологическое направление призвано способствовать интеграции личности.

Организационные процедуры в процессе арт-терапевтической программы

К методам арт-терапии относятся следующие направления:

- изотерапия (выражение чувств и эмоций через рисунок);

- фототерапия;

- сказкотерапия;

- библиотерапия;

- песочная терапия;

- музыкотерапия;

- лепка (пластилин и глина).

Особенности арт-терапевтической сессии

Сессия. Участники получают инструкцию полностью отдаться своим чувствам и не заботиться о художественности своих творений. Обычно во время рисования не рекомендуется разговаривать, это помогает создать особую, новую обстановку и внимательнее относиться к чувствам и телесным ощущениям.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна — невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность (рисунок, живопись). Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации.

Другая часть — вербальная, предполагает словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы.

Арт-терапевтическая сессия включает в себя этапы:

1. Настрой (разминка, включение в работу, граница, оформляющая её начало);

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущении; формирование запроса или темы работы.

3. Индивидуальная изобразительная или творческая деятельность;

4. Вербализация (коммуникация);

5. Рефлексивный анализ. Выводы.

На последних этапах клиенты не описывают то, что родилось в процессе творчества, они рассказывают о том, как это происходило с точки зрения переживания процесса и описание своего состояния по окончанию работы. Комментируя, другие участники, не оценивают автора, они могут задавать вопросы уточняющего характера или делится своими переживаниями по поводу процесса или результата работы автора.

Методы, используемые в арт-терапевтическом тренинге

Метод

Описание

Направленность, цель

Групповая дискуссия

Совместное обсуждение вопроса, позволяющее прояснить (изменить) мнения, позиции и установки участников группы. Взгляд на проблемы с разных сторон

Тематической дискуссии — обсуждение тем, значимых для всей группы

Биографической дискуссии — ориентация на прошлый опыт участников

Интеракционной дискуссииориентация на улучшение взаимоотношений между участниками группы

Обсуждение в группе

Групповая рефлексия через анализ индивидуальных переживаний

Облегчение самораскрытия участников. Усиление сплоченности группы

Мини-лекция

Устное представление конкретной темы

Получение новой информации

Психогимнастика

Упражнения, направленные на коррекцию состояния группы

Повышение работоспособности группы.

Получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга

Арт-терапевтическое упражнение

Упражнения, основанные на изобразительной деятельности и художественных приемах

Достижение целей и задач тренинга

Метафорическая игра

Игра с использованием сказок, притч, легенд

Активизация творческих способностей, снятие стереотипов, препятствующих решению проблем на практике

Медитативная техника

Релаксация

Снятие напряжения, стрессовых состояний. Развитие и закрепление навыков саморегуляции

Рабочая тетрадь

Работа с раздаточными методическими материалами

Посттренинговая поддержка. Запись индивидуальных переживаний, закрепление знаний и опыта, полученных в ходе тренинга

Задачи арт-терапевтической помощи

Выражение чувств и искусство как безопасный способ разрядки напряжения;

Помогает работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми;

Возникновение чувства внутреннего контроля и порядка;

Развитие и усиление внимания к чувствам;

Приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функциональнго состояния организма и душевного состояния личности.

Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.

Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

Когнитивный уровень: передача знаний.

Требования к подготовке арт-терапевтических занятий

Для проведения арт-терапии требуется специально оборудованное помещение, отвечающее ряду условий и требований. Основная задача кабинета — создание атмосферы безопасности и терпимости, необходимой участникам арт-терапии для свободного творческого самовыражения; взаимодействия с художественными материалами и формами; проявления ими своих чувств, мыслей и потребностей в изобразительной и иных видах деятельности (движение, драматическая импровизация, речевая экспрессия).

В составе арт-терапевтического кабинета следует предусмотреть три зоны:

Первая зона — рабочая, в которой происходит взаимодействие с художественными материалами и создание продуктов изобразительной деятельности. Вторая зона — для отдыха и релаксации, интерактивных и подвижных игр. Третья зона — аппаратная. Современные кабинеты для групповой интерактивной арт-терапевтической работы могут быть оборудованы компьютерной техникой, аудио- и видеокамерами.

Стандартный набор художественных материалов: акварель, восковые мелки, гуашь, фломастеры, карандаши, бумага, глина, камни, музыка, фотографии и картинки, открытки, пластилин, песок, сыпучие материалы и др.




See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.