Содержание практических занятий

20 Февраль 2014 →

Содержание практических занятий

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям:

1.При подготовке к занятиям внимательно ознакомьтесь с рабочей программой дисциплины, вопросами к зачету и рекомендованной учебной литературой.

2.Ознакомьтесь с планом семинарского занятия.

3.Изучите учебный материал по рекомендованным учебным пособиям.

4.Изучив учебный материал, выпишите встретившиеся Вам новые понятия и термины. Используя учебники, энцеклопедические словари, INTERNET, и другие информационные источники раскройте их смысл.

5.Вычлените концептуальные идеи, заложенные в учебном материале, раскройте их смысл и обоснуйте.

6.Ответьте на контрольные вопросы семинарского занятия. В случае затруднений вернитесь к дополнительной литературе.

7.Обдумайте ответы на вопросы, выносимые на семинар. Используя дополнительную литературу, а также другие информационные источники, найдите примеры, подтверждающие варианты Ваших ответов.

8.Составьте опорный конспект к каждому вопросу семинара.

Семинар 1

Тема: Исторические этапы познания природы

ПЛАН

1.Естествознание в эпоху античности.

2.Естествознание в Средние века.

3.Естествознание в эпоху Возрождения.

4.Естествознание в XVII-XVIIIвв..

5.Естествознание XIX и XX века.

Темы докладов и рефератов

1.Основные особенности научно-технической революции.

2.Специфика научных революций и научные революции в XX в.

3.Роль математики в развитии естествознания.

4.Взаимосвязь естествознания и морали.

Контрольные вопросы и темы для размышления

1.Что характерно для натурфилософского понимания природы?

2.Когда возникла наука?

3.Назовите основные принципы атомистического учения о природе Демокрита.

4.Каковы особенности развития науки в эпоху античности?

5.Каковы особенности развития науки в Средние века?

6.Каковы особенности развития науки в Новое время?

7.Что такое научная революция? Приведите примеры.

8.Какие научные революции в истории общества вам известны?

9.Каковы особенности развития науки в ХХ веке?

10.Какие важнейшие открытия были сделаны в астрономии и в биологии ХХ века?

11.*Приведите примеры влияния естественнонаучных идей и открытий ХХ века на любую сферу человеческой деятельности. Проанализируйте положительное и отрицательное влияние данных идей и открытий на развитие цивилизации.

12. Выпишите, в какой период развития естествознания и в каких областях работали какие ученые. Заполните таблицу

Этап

Астрономия

Физика

Химия Геология

БиологияСмежные области

В эпоху античности

В Средние века

В эпоху Возрождения

В XVII-XVIII вв.

В XIX веке

В XX веке

Литература:

1.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гадарики, 2002. – 476с.

2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 512с.

3.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Юнити, 2001. – 287с.

4.Дягилев Ф.М., Дягилев В.Ф. Основные концепции и принципы естествознания. – Нижневартовск: изд-во НПИ, 2002, 255с.

5.Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI – XIX в. в. М., 1984.

6.Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

7.Фигуровский Н.А. История химии. М., 1979

Семинар 2

Тема: Методология науки

ПЛАН

1.Общее понятие о методе.

2.Уровни и формы научного познания.

3.Общенаучные методы эмпирического уровня познания.

4.Общенаучные методы теоретического уровня познания.

5.Общенаучные методы применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.

6.Критерий научности.

Темы докладов и рефератов

1.Структура естественнонаучного познания.

2.Всеобщие, общенаучные и конкретнонаучные методы познания.

3.Моделирование: мысленное, физическое, знаковое, численное.

4.Моделирование на ЭВМ.

Контрольные вопросы и темы для размышления

1.Расположите последовательно этапы процесса научного познания: описание эмпирических фактов, получение информации, проверка гипотез, выдвижение законов, выдвижение гипотез, моделирование теории.

2.Приведите пример естественнонаучной теории и проанализируйте:

–Какие опытные факты и гипотезы лежат в основе этой теории?

–Какие научные модели использует эта теория?

–Назовите законы частных естественных наук, составляющие основу этой теории, и покажите, как они вытекают из общих фундаментальных законов природы.

–Каковы познавательные возможности этой теории?

3.Обозначьте основные типы научных теорий.

4.Охарактеризуйте основные компоненты теории.

5.Охарактеризуйте научный метод познания.

6.В чем отличие всеобщих методов от общенаучных?

7.Какие условия необходимы для проведения научных экспериментов?

8.Приведите примеры роли мысленного эксперимента в научно-технических исследованиях.

9.Что понимается под формализацией в научном познании?

Литература:

1.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гадарики, 2002. – 476с.

2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 512с.

3.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Юнити, 2001. – 287с.

4.Дягилев Ф.М., Дягилев В.Ф. Основные концепции и принципы естествознания. – Нижневартовск: изд-во НПИ, 2002, 255с.

5.Современная философия науки. М., 1996.

6.Философия и методология науки. М., 1996

Семинар 3

Тема: Физические картины мира

ПЛАН

1.Понятие естественнонаучной картины мира.

2.Механическая картина мира, ее основные понятия, положения, законы и принципы.

3.Электродинамическая картина мира и ее основные понятия, положения, законы и принципы.

4.Квантово-полевая картина мира и ее основные понятия, положения, законы и принципы.

5.Основные положения специальной и общей теорий относительности и их роль в современном естествознании.

Темы докладов и рефератов

1.Физическая карта мира.

2.Происхождение, развитие и виды материи.

3.Развитие представлений о пространстве и времени.

4.Основные положения СТО и ее роль в современном естествознании.

5.Основные положения ОТО и ее роль в современном естествознании.

Контрольные вопросы и темы для размышления

1.Что такое «естественнонаучная картина мира»?

2.Какая теория лежит в основе механической картины мира?

3.Каковы причины крушения МКМ?

4.Какой новый вклад в картину мира вносит электромагнитная теория?

5.Кто и когда создал электромагнитную теорию поля?

6.Как рассматриваются понятия времени и пространства в МКМ? Каково содержание концепции абсолютности физического пространства и времени?

7.Почему теория относительности так называется?

8.Почему СТО постулирует постоянство скорости света?

9.*Как изменяется характер времени в движущейся и покоящейся инерциальных системах отсчета? Объясните, исходя из этого, парадокс близнецов.

10. Каковы свойства времени, пространства? Почему мы утверждаем, что время необратимо?

11.Каково содержание главного принципа ОТО.

12.Охарактеризуйте фундаментальные естественнонаучные понятия: материя, пространство, время, взаимодействие.

13.* Какие виды материи различают в современном представлении? Составьте схему, в которую бы логично укладывались все формы существования материи.

14.* Все прекрасно знают, как важно знать точное время. Изучите способы измерения времени. Какие природные процессы использовал для этого древний человек? Как возникли часы и календари? Кто были те гениальные люди, которые их придумали?

15.Основываясь на положениях, изложенных в теме 4 учебника, заполните таблицу.

№ПоложенияМКМЭДКМКПКМ

1Век

2Основа ФКМ

3Ученые

4Понятие материи

5Понятие пространства

6Понятие времени

7Понятие движения

8Взаимодействие объектов

9Причины смен картин мира

В рамках КМ возникают трудности с объяснением…

Литература:

1.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гадарики, 2002. – 476с.

2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 512с.

3.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Юнити, 2001. – 287с.

4.Дягилев Ф.М., Дягилев В.Ф. Основные концепции и принципы естествознания. – Нижневартовск: изд-во НПИ, 2002, 255с.

5.Пахомов Б.Я. Становление физической картины мира. М., 1985

6.Линднер Г. Картины современной физики. М., 1977

7.Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

Семинар 4

Тема: Эволюция Вселенной (космологические концепции)

ПЛАН

1.Космологические модели Вселенной (стационарная модель Вселенной Эйнштейна, модель расширяющейся Вселенной Фридмана).

2.Расширение Вселенной (красное смещение).

3.Концепция Большого взрыва (модель горячей Вселенной, теория инфляции).

4.Структура Вселенной. Крупномасштабная однородность Вселенной. Реликтовое излучение.

5.Наша галактика.

6.Основные концепции происхождения звездных систем. Современные представления об эволюции звезд.

7.Солнечная система. Основные понятия и характеристики

Темы докладов и рефератов

1.Гипотезы происхождения Вселенной.

2.Самоорганизация и эволюция Вселенной.

3.Рождение и эволюция галактики.

4.Млечный путь. Его состав и строение.

5.Жизнь звезд во Вселенной.

6.Солнечная система и ее происхождение.

7.Строение Солнечной системы.

Контрольные вопросы и темы для размышления

1.Дайте определения понятиям «Вселенная», «Метагалактика», «галактика», «звезда», «планета».

2.Какие модели Вселенной разработаны в современной космологии?

3.Что такое «красное смещение»? Каково содержание формулы Хаббла?

4.Что такое нестационарность Вселенной?

5.Какие выводы следуют из анализа факта наличия реликтового излучения?

6.Обладает ли Вселенная центром? Почему единообразно расширяются различные области Вселенной?

7.Поясните понятие «сингулярность» В чем сущность концепции Большого взрыва (в модели горячей Вселенной)?

8.Существуют ли физические явления, которые никак себя не проявляют?

9.Поясните понятие «физический вакуум». Что такое виртуальные частицы?

10. Объясните роль вакуума в процессе рождения Вселенной. Опишите инфляционный сценарий эволюции Вселенной.

11. Каково значение антропного принципа в современной науке?

12. Какова структура нашей галактики?

13. Какие процессы происходят в недрах звезд? Каковы источники энергии звезды на разных этапах ее эволюции?

14. Почему черные дыры называют «гравитационной могилой»?

15. Опишите современные представления о структуре Солнца.

16. Какие революции в развитии космологического знания вам известны?

17.* Прочитайте из книги «Мифы народов мира» мифы разных народов, повествующие о сотворении мира, найдите в них общие идеи. Подумайте над вопросами: 1) с чем, по-вашему, такая общность связана; 2) как эти идеи трансформировались в религии и современных научных представлениях о мире?

18.* Прочитайте оду М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого Северного сияния». Как представляет себе ученый и поэт XVIII века Вселенную и физические законы, царящие в мире природы? Насколько сопоставимы представления М.В.Ломоносова с современными представлениями о мире?

Литература:

1.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Гадарики, 2002. – 476с.

2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 512с.

3.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: Юнити, 2001. – 287с.

4.Дягилев Ф.М., Дягилев В.Ф. Основные концепции и принципы естествознания. – Нижневартовск: изд-во НПИ, 2002, 255с.

5.Вайнберг С. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1991.

6.Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., 1984.

Семинар 5

Тема: Химические процессы (химические концепции)

ПЛАН

1.Специфика химического знания. Эволюция химических знаний.

2.Строение и взаимодействие химических веществ.

3.Учение о составе вещества. Учение о химических процессах. Катализ.

4.Эволюционная химия. Связь химии и биологии.

5.Место и роль химии в системе «общество – природа».

Темы докладов и рефератов

1.Периодический закон Д.И.Менделеева и его значение в науке.

2.Химия и ее роль в обществе.

3.Химические элементы и их распределение в природе.

4.Теория химической эволюции А.П.Руденко.

Контрольные вопросы и темы для размышления

1.Что изучает химия и какие основные методы она использует?

2.Каков главный критерий научности химического знания?

3.Какая связь существует между атомным весом и зарядом ядра атома?

4.Кто и когда предложил теорию химического строения вещества?



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.