Содержание категории цивилизация

20 Февраль 2014 →

Содержание категории «цивилизация». Интерпретации его значения.

Утверждение в европейской науке понятия «цивилизация» относится к середине XVIII в. Связано с именем шотландского историка и экономиста Адама Фергюсона Образован термин от латинского «civilis», что означает «гражданский», «государственный». В просветительской традиции значение слов «культура» и «цивилизация» не совпадало по смыслу, хотя эти понятия довольно близки.

Основные позиции в понимании цивилизации:

Цивилизация родственна культуре. Характерно для культурологической концепции Н.Я.Данилевского.

Цивилизация рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования. Культура при этом связывается с гуманитарными ценностями (искусство, религии, мораль, наука о человеке и т.д.) и не противопоставляется цивилизации. Цивилизация выступает в качестве условия, обеспечивающего cyществование культуры.

Этот подход сложился в европейской науке во второй половине XIX в., и связан он с учением английского философа и социолога Г.Спенсера. Такая же позиция была характерна для немецкого социолога, философа и историка М.Вебера.

Цивилизация есть определенный уровень развития общества. В таком значении использует это понятие один из основоположников марксизма Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Обозначение той фазы и истории общества, которая следует за варварством. Основополагающего начала цивилизации – товарное производство. Другие ее черты: разделение труда и отделение труда умственного от физического, возникновение городов и появление классов и государства.

Ц. – социальный феномен, противостоящий культуре.

Восходит к учению И.Канта, в котором он пытался обосновать различие между культурным и цивилизованным человеком. Конечной целью культурного развития человечества является его моральное совершенство.

Культурологической концепции О.Шпенглера: его задача, не сводилась к тому, чтобы развести понятия «культура» и «цивилизация» и определить их значение. В этих категориях он пытался осмыслить динамику историко-культурного процесса и выявить его законы. Исходя из принципа циклического развития общества, положенного в основу его труда «Закат Европы», О.Шпенглер настаивал на идее неизбежности гибели культуры. Культура, достигнув вершины своего развития в средней стадии цикла, в заключительной фазе приходит к упадку. Этот декаданс культуры и есть, по его мнению, цивилизация, которая по своему содержанию противостоит культуре.

Бердяев рассматривал Ц. и К. как взаимоисключающие начала. Культура – от слова культ, она религиозного происхождения, значит, имеет духовную направленность, т.е. она благородного происхождения и содержания. Она движется сверху вниз.

Цивилизация – унивирсуализирует все культуры, то, что делает различные общества похожими. А К-ра отличает одно общество от другого.

Следовательно, Ц. и К. нельзя разделять, они не существуют друг без друга.

Цивилизация – это социальная организация общественной жизни, охватывающая длительный период существования и основанная на единой культуре.




See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.