Содержание и виды воспитания

20 Февраль 2014 →

Содержание и виды воспитания

Важным элементом процесса воспитания является его содержание , включающее идеи, теории, концепции, научные положения, точки зрения, факты по различным аспектам жизни личности, общества, государства−в целом всё то, на чем формируется и развивается личность.

Вопрос о содержании воспитания в современных условиях является одним из сложных в теории практике воспитательной деятельности в связи с тем, что российское государство отказалось от прежней коммунистической идеологии, а новая совокупность идей в области воспитания находится в стадии разработки и формирования. В последние годы и на государственном уровне сделаны существенные шаги в этом направлении. Определение содержания воспитания зависит от состояния развития всех наук и прежде всего общественных, гуманитарных, социально-экономических, психолого-педагогических.

Содержание воспитания находит отражение в планах, программах, во всех воспитательных мероприятиях и действиях субъектов воспитания.

Содержание воспитания раскрывается через совокупность основных видов воспитания: гражданское, патриотическое, нравственное, правовое, трудовое, умственное, физическое, экономическое, эстетическое, этическое, экологическое, половое. Выделяют и другие виды воспитания.

Гражданское и патриотическое воспитание – формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании государства и общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства.

Главная цель этих видов воспитания состоит в формировании гражданственности и патриотизма как интегративного качества личности, включающего уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Основными направлениями гражданского и патриотического воспитания являются: формирование активной гражданской позиции личности; воспитание на основе героических традиций народов России; использование воспитательного потенциала религиозных конфессий; интернациональное воспитание в духе дружбы народов.

Нравственное воспитание – формирование нравственности личности, заключающейся в соблюдении норм морали. Нравственность как личностная характеристика объединяет следующие качества и свойства: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Нормы морали – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступать в той или иной ситуации.

Основными направлениями нравственного воспитания являются:

Формирование знаний о предъявляемых требованиях со стороны общества к нравственному облику личности;

Разъяснение социальной значимости соблюдения норм морали;

Стимулирование потребности в соблюдении моральных, нравственных норм;

Применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости;

Целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные качества;

Использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей личности, общественного мнения, психологического климата в коллективе;

Использование духовно-нравственного потенциала государственных организаций, общественных объединений в интересах воспитания.

Правовое воспитание – формирование устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, правовой культуры, навыков и привычек законопослушного поведения. Направлениями правового воспитания являются : организация правовой пропаганд; повышение теоретической и методической подготовки воспитателей по правовым вопросам; контроль над соблюдением законности, правопорядка, дисциплины; организация правовой дисциплины; организация правовой защиты интересов защитников.

Трудовое воспитание – формирование потребности в труде, ответственного отношения к нему, профессиональной культуры.

Основными направлениями трудового воспитания являются:

Формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, социальных мотивов трудовой деятельности;

Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

Вооружение воспитанников разнообразными трудовыми умениями навыками, формирование культуры труда;

Обеспечение безопасности труда ;

Обеспечение личной примерности педагогов в труде;

Использование в воспитательных целях традиций и ритуалов.

Умственное воспитание – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных способностей, интеллекта, мышления, мировоззрения личности.

Физическое воспитание – формирование физической культуры посредством целенаправленных занятий, организации активного досуга, укрепление здоровья и закаливание, формирование физических и волевых качеств.

Основными направлениями физического воспитания являются:

Организация занятий физической культурой в образовательных учреждениях, представление необходимых занятий а области гигиены и медицины, физической культуры и спорта;

Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культуры;

Обеспечение рационального режима дня, отдыха, питания, сна;

Проведение спортивно-массовых мероприятий;

Организация активного досуга;

Пропаганда здорового образа жизни;

Популяризация спортивных достижений.

Экономическое воспитание – формирование экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, соответствующих принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределение и потребление.

Основными направлениями экономического воспитания являются:

Создание условий для участия воспитанников в экономических отношениях;

Формирование бережного отношения к имуществу, рациональному использованию материально-технических и учебно-методических средств;

Использование в воспитательной работе экономических стимулов;

Распространение экономических знаний;

Обучение умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности.

Эстетическое воспитание − развитие эмоционально-чувственной сферы личности, духовного мира; воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном.

Основными направлениями экономического воспитания являются:

Формирование эстетического отношения к жизни, в среде проживания, учебе, профессиональной деятельности;

Привитие эстетического отношения к внешнему виду, одеже;

Повышение эстетического содержания ритуалов и традиций;

Формирование способностей человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному;

Знакомство с художественно-творческой жизнью, творчеством художников, писателей, композиторов, поэтов, других деятелей культуры и искусства;

Приобщение к театру, кино, литературе, живописи.

Этическое воспитание деятельность, направленная на освоение правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

Экологическое воспитание – формирование экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основными направлениями экологического воспитания являются:

Разъяснение причин негативных экологических последствий деятельности и возможностей их предотвращения;

Вовлечение воспитанников в мероприятия по охране природы;

Экологическое просвещение.

Половое воспитание – целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленное на формирование здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно оценивать и переживать свои физиологические и психологические особенности, на подготовку их к семейной жизни.

Основными направлениями полового воспитания:

Полоролевое воспитание;

Воспитание мужественности и женственности;

Сексуальное воспитание;

Подготовка к супружеству;

Подготовка к родительству;

Формирование здорового образа жизни.

В целом основные виды и направления воспитания взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.




See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.