Программа ФИЛОСОФИЯ 2013-2014 уч.г.

20 Февраль 2014 →

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский юридическИй институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

Санкт-Петербургского

юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

______________ Сальников А.В.

______________________ 2013 г.

философия

Рабочая программа учебной дисциплины

Направление подготовки: 030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Рабочая программа учебной дисциплины

утверждена на заседании кафедры

общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № 8 от «29» мая 2013 г.

Заведующий кафедрой В.В. Колесников

Санкт-Петербург

2013

1. Цель освоения

учебной дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины «Философия» — формирование у студента гуманистического научного мировоззрения, системного и критического мышления, активной и ответственной жизненной позиции.

Освоение дисциплины должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- пониманию идеальной природы мышления, формированию представлений о содержании основных философских учений;

- развитию умения логично формулировать, аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Планируемые результаты освоения

учебной дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих компетенций и их структурных элементов:

Код компетенции

Наименование

компетенции

Функциональные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины студент должен знать, уметь, владеть)

ОК-1

Осознает значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

Знать: предмет философии, смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий

Уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума

Владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, культурой мышления, быть способным к обобщению и анализу

К-2

Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

Знать: условия формирования личности, ее свободы и ответственности; понимать роль ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе

Уметь: понимать характерные особенности современного этапа развития философии

Владеть: использовать различные философские методы для анализа тенденций развития современного общества

ОК-3

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знать: философские принципы, законы, категории, их содержание и взаимосвязи. Роль науки в развитии цивилизации, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию

Уметь: творчески осмысливать и переосмысливать сложные вопросы теоретической, в том числе юридической науки

Владеть: навыками публичного выступления и умением аргументировано обосновывать свою позицию

ОК-4

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Знать: содержание законов диалектической и формальной логик как необходимых условий правильного рассуждения

Уметь: эффективно вести судебную полемику с помощью приемов аргументации убеждающего воздействия

Владеть: постановкой цели и выбору путей ее достижения; навыками философско-правового анализа

ОК-7

Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Знать: особенности функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в жизни общества

Уметь: применять философские принципы и законы

Владеть: способностью не просто отражать правовые явления в особенной форме, но и конструировать своеобразную картину социального мира и правового поля

ОК-8

Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Знать: место философии в культуре, научные, философские и религиозные картины мироздания, сущность, назначение и смысл жизни человека

Уметь: творчески осмысливать и переосмысливать сложные вопросы теоретической, в том числе юридической, науки

Владеть: средствами теоретического познания и прогнозирования юридической практики

ОК-9

Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы

Знать: многообразие форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения в человеческой жизнедеятельности

Уметь: применять формы и методы познания в юридической деятельности

Владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения

ПК-19

Способен эффективно осуществлять правовое воспитание

Знать: роль философии в формировании ценностных ориентаций профессиональной деятельности, философские принципы системы права и механизм реализации права

Уметь: осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правового мышления и правовой культуры, принципов гуманизма и человеколюбия

Владеть: навыками философско-правового анализа

3. Место учебной дисциплины в структуре

основной образовательной программы

«Философия» входит в систему общегуманитарных дисциплин. Она ориентирована на развитие у студентов интереса к фундаментальным и целостным знаниям, стимулирование потребности в философском осмыслении действительности, постижении сущности и смысла бытия, предназначения человека, понимании всеобщей природы мышления, усвоении идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм, вне которой невозможно становление профессионального мастерства в сфере правоохранительной и правоприменительной деятельности. Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая (обязательная часть)».

4. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Предмет философии и ее роль в культуре

Специфика гуманитарного знания. Историческая эволюция предмета философии. Философия как преднаука. Современное понятие философии и структура философского знания. Роль философии в культуре. Значение философии в деятельности сотрудников прокуратуры.

Тема 2. Философия Древнего мира

Социокультурные предпосылки возникновения античной философии. Первые философские школы: милетская, пифагорейская, элейская. Космоцентрический характер досократической философии. Софисты и Сократ. Объективный идеализм Платона. Античный атомизм. Философское учение Аристотеля.

Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.

Этапы и основные черты средневековой философии. Патристика и схоластика. Проблематика средневековой философии (обоснование бытия бога, вера и знание, проблема «универсалий»). Основные черты философии Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм как завершение индивидуализма. Пантеизм и диалектика в учении Н. Кузанского и Д. Бруно. Скептицизм М.Монтеня. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

Возрождение и Реформация как предпосылки новоевропейской философии.

Тема 4. Философия Нового времени.

Научная революция XVI—XVII вв. и ее значение в становлении философии Нового времени. Основные черты философии Нового времени. Проблема метода в философии Нового времени. Полемика рационализма и эмпиризма. Теория экспериментирующего знания Ф. Бэкона. Учение об «идолах». Рационализм Р. Декарта. Проблема субстанции в философии Нового времени (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Р. Декарт).

Тема 5. Немецкая классическая философия

Общая характеристика немецкой классической философии: основные представители и характерные черты. Общий замысел «критического идеализма» И. Канта. Учение о чувственности, рассудке и разуме. Априоризм. «Категорический императив» И. Канта. Учение о морали. Система абсолютного идеализма Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Учение Л. Фейербаха о религии.

Тема 6. Западная и русская философия XIX—XX вв.

Теоретические предпосылки и основные положения философии марксизма. К. Маркс об отчужденном труде. Становление европейского иррационализма: волюнтаризм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и экзистенциализм (С. Кьеркегор, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.). Психоанализ: фрейдизм и неофрейдизм. Основные черты и направления русской философской мысли XIX—XX вв.

Тема 7. Онтология, учение о бытии

Специфика философского понимания бытия. Понятие субстанции. Проблема материи в истории философии (субъективный и объективный идеализм). Развитие материалистических представлений о материи. Научные картины мира и научные революции. Теоретический фундамент современных научных представлений о мире. Современные научные представления о происхождении и строении Вселенной.

Тема 8. Гносеология, учение о познании

Содержание гносеологической проблематики. Проблема источника познания. Проблема познаваемости мира. Исторические формы агностицизма. Критерии научности знания. Проблема истины в истории философии. Понятие объективной истины. Проблема абсолютной и относительной истины. Проблема критериев истины. Понятие практики. Истина и заблуждение. Чувственная и логическая ступени познания. Исторический характер форм познания. Формы познания и язык. Основные теоретические подходы к проблеме сознания. Материализм и натурализм о природе сознания. Современный материализм о природных и социокультурных предпосылках формирования человеческого сознания. Сознание и самосознание

Тема 9. Аксиология и деонтология. Философия права

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма. Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей. Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Деонтология как философское учение о норме. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей и норм. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества. Ценностные и нормативные ориентации и смысл человеческого бытия.

Право и государство как объекты философского исследования. Специфика философского учения о праве (в его различении с законом) и правовых свойствах государства и закона (позитивного права). Многообразие концепций философии права: история и современность. Процесс формирования и развития основных школ, идей и концепций философии права в истории философии и юриспруденции. Философские проблемы сущности и явления в праве и государстве. Многообразие определений права и единство понятия права. Содержание и смысл правового принципа формального равенства. Абстрактно-всеобщий и формальный характер правового равенства. Право как всеобщая и необходимая форма и равная мера свободы. Справедливость как правовая категория и абстрактное выражение права. Момент единства равенства, свободы и справедливости в праве. Правовое равенство как выражение свободы и справедливости. Различение и соотношение (совпадение или несовпадение) права и закона как исходная и основополагающая проблема философии права. Основные типы правопонимания: легистский, естественноправовой, либертарно-юридический. Философско-правовое значение понятия «естественное право» в его соотношении с понятием «позитивное право». Право как форма бытия и осуществления свободы человека. Общее благо, равенство и справедливость. Государство и законы как формы выражения и утверждения общего блага. Формы социальной регуляции в обществе и виды социальных норм. Природа и смысл этих различных норм. История философско-правовых идей и концепций правовой государственности. Понятие правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Либертарная концепция правопонимания. Общеправовой смысл и общерегулятивная значимость конституционных положений о правах и свободах человека. Идеология и практика современных преобразований в России.

Тема 10. Футурология, философский аспект

Проблематика философии истории. Основные подходы к анализу исторического процесса. Концепции стадиального исторического развития. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Цивилизационные типы Востока и Запада. Специфика российской цивилизации. Понятие геополитики и ее основные школы. Основные геополитические зависимости. Геополитика и современная наука. Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобализм и антиглобализм. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

5. Структура учебной дисциплины

Дисциплина «Философия» изучается в 1 семестре 1 курса, итоговой формой контроля является экзамен. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Аудиторная работа – 50 часов, самостоятельная работа – 58 час.

Лекционные и практические занятия организуются в соответствии с тематическим планом.

Тематический план

Раздел (тема)

учебной дисциплин

Семестр

Виды учебной деятельности, трудоемкость, ч.

Всего часов

Примечания

Лекции

Практ.

занятия

СРС

1. Предмет философии и ее роль в культуре

1

2

2

2

6

2. Философия Древнего мира

1

2

2

2

6

3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

1

2

2

2

6

4. Философия Нового времени

1

2

4

2

8

5. Немецкая классическая философия

1

2

4

2

8

«Круглый стол»

6. Западная и русская философия XIX—ХХ вв.

1

2

2

2

8

Текущий контроль по т.1–6

1

2

Ауд.контрольная работа

7. Онтология, учение о бытии

1

2

2

2

6

8. Гносеология, учение о познании

1

2

4

2

8

9. Аксиология и деонтология. Философия права

1

2

4

4

10

Учебная конференция

Домашняя контрольная работа

10. Футурология, философский аспект

1

2

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Следующая → | Последняя | Одной страницей


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ* Большинство исследователей...

Комментарии закрыты.