Проект Положения

20 Февраль 2014 →

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Оценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава (далее — ППС) осуществляется в рамках мониторинга качества образовательного процесса.

1.2 Организация проведения рейтинговой оценки ППС возлагается на Центр мониторинга качества образования, осуществляется при методической поддержке Управления организации учебного процесса и включает в себя выполнение следующих функций:

– организация и координация научно-исследовательской деятельности, связанной с разработкой критериев, требований, методик и инструментария рейтинговой оценки;

– оказание содействия, методической и консультационной помощи руководству факультетов, кафедр и преподавателям в проведении самообследования и подготовке к рейтинговой оценке;

– формирование банка данных и сводных рейтингов преподавателей;

– подготовка аналитической и статистической информации для руководства университета.

2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

2.1. Основной целью рейтинговой оценки качества деятельности ППС является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогической и научной работы, развитие творческой инициативы преподавателей и сотрудников, направленной на инновационное развитие университета и повышение качества его деятельности. Результаты рейтинга являются информационной базой ректората как важный инструмент управления и совершенствования деятельности университета.

2.2. Основными задачами рейтинга являются:

1) создание фактографической информационной базы, всесторонне отражающей деятельность как университета в целом, так и его факультетов, кафедр и преподавателей в отдельности;

2) совершенствование деятельности и развитие университета через критический, серьезный и откровенный анализ педагогическим коллективом результативности собственного труда;

3) стимулирование видов деятельности, способствующих повышению рейтинга университета в целом;

4) получение единых комплексных критериев для оценки и контроля уровня и эффективности работы факультетов, кафедр и преподавателей.

2.3. Организация рейтинга основывается на принципах:

– соответствия содержания оценки приоритетным направлениям развития университета;

– объективности и достоверности полученной информации;

– гласности, оперативности и систематичности оценки;

– сочетания различных форм оценки;

– компетентности и объективности оценивающих;

– стимулирования участников рейтинговой оценки к улучшению деятельности.

2.4. Рейтинговая оценка качества деятельности ППС должна позволять:

– оценить соответствие преподавателя квалификационным требованиям, предъявляемым к должности, а также его персональный вклад в решение задач кафедры, факультета, университета;

– выявить лидеров в отдельных видах деятельности (в учебной, методической, научной и воспитательной работе);

– определить общее место (рейтинг) преподавателя на кафедре;

– создать условия для повышения активности преподавателей в учебной, методической, научной и воспитательной работе;

– обеспечить руководителей дополнительной информацией об уровне профессиональной подготовки преподавателей и направлениях ее совершенствования;

– упростить процедуру выдвижения кандидатур на замещение научно-педагогических должностей;

– управлять научно-педагогическим потенциалом кафедры, факультета, университета при изменении приоритетов решаемых задач.

3 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

3.1. В основу механизма определения рейтинга положено представление о нем как об акте признания коллегами и руководством университета конечных результатов деятельности конкретного преподавателя, продуктивности и качества его работы по подготовке специалистов, проведению научных исследований и вкладу в развитие университета и его признания общественностью.

3.2 Процедура рейтингования ППС проводится один раз в учебный год.

3.3. Рейтинговая оценка деятельности преподавателей осуществляется по группам преподавателей с учетом их должности: профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты. Оценки проводятся внутри этих групп, что обеспечивает сравнимость результатов.

3.4 Рейтинг преподавателя рассчитывается по показателям, отражающим:

- достигнутую квалификацию;

- учебно-методическую работу;

- научную работу;

- работу со студентами;

- результаты мониторинга удовлетворенности потребителей (мнение студентов о качестве преподавания дисциплин).

3.5 Исходные данные для расчета рейтинга по показателям, отражающим достигнутую квалификацию, учебно-методическую, научную работу и работу со студентами, заносятся лично преподавателем в отчет по рейтингу (приложение А). Контроль достоверности значений показателей осуществляет заведующий кафедрой.

3.6 Заведующие кафедрами предоставляют заполненные отчеты по рейтингу в Центр мониторинга качества образования. Ответственность за достоверность значений показателей возлагается на заведующих кафедрами.

3.7 Расчет рейтинга осуществляется на основе заполненного отчета и анкеты «Преподаватель глазами студентов». Каждому показателю соответствует удельный вес в баллах. Рейтинг преподавателя определяется как простая сумма взвешенных показателей. Удельный вес определяется с учетом значимости показателя для рейтинга университета в целом.

3.8 Если преподаватель в отчетном году работал не на полную ставку, то рассчитанный суммарный фактический рейтинг приводится к целой ставке путем деления результата на долю занимаемой ставки.

3.9 Для того чтобы определить уровень рейтинга преподавателя, множество значений индивидуальных рейтингов ППС в группе, к которой он относится в зависимости от наличия и вида ученой степени, делится на четыре уровня: высокий, выше среднего, ниже среднего, низкий. Уровень рейтинга преподавателя устанавливается в соответствии с принятым интервалом значений, который рассчитывается относительно среднего значения по каждой выделенной организаторами рейтинга группе преподавателей (таблица 1).

Таблица 1 - Уровни рейтинга в соответствии с принятым интервалом значений

Уровень

Положение относительно среднего

Интервал

Высокий

Выше среднего значения, x

1,5 x < n

Выше среднего

x < n < 1,5 x

Ниже среднего

Ниже среднего значения, x

0,5 x < n < x

Низкий

n < 0,5 x

Примечание: x — среднее значение рейтинга для ППС в соответствующей группе, n — рейтинг конкретного преподавателя (в баллах).

3.10 Полученные результаты используются для развития инициативы и творчества, создания оптимальных условий для поощрения, стимулирования инновационной педагогической деятельности преподавателя, в определении педагогической нагрузки на учебный год и др.

3.11 Общая схема рейтингования преподавателей представлена на рисунке 1.

Учебно-методическая работа

Анкета «Преподаватель глазами студентов»

Научная работа

Работа со студентами

Общий рейтинг преподавателя

(сумма баллов)

Ранжирование всех преподавателей

Определение среднего значения

Поощрение

Анализ причин;

выработка рекомендаций по улучшению деятельности

Рейтинг выше среднего?

Да

Нет

Показатели достигнутой квалификации

Рисунок 1 – Схема рейтингования преподавателей

444444444 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

5 АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ

5.1 Студент является активным участником совместной с педагогическим коллективом деятельности по получению высшего образования и имеет право участвовать в оценке образовательной деятельности. Мнение студентов имеет существенное значение при оценке качества педагогической сферы деятельности преподавателей, так как именно студенты испытывают на себе ее воздействие и являются партнерами преподавателя в образовательном процессе.

5.2 Оценка студентами качества работы преподавателя проводится посредством анонимного опроса студентов по определению качества работы преподавателей. Форма анкеты представлена в приложении Б.

5.3 Анкетирование проводится после завершения студентами курса у данного преподавателя.

5.4 Основными критериями для анализа ответов на вопросы анкеты с №1 по №10 являются средний балл, выявляющий среднюю тенденцию в оценке вопроса, и стандартное отклонение, показывающее единодушие отвечающих по этому вопросу. Ответы «0» - «не могу оценить» не учитываются при расчете среднего балла. Вопрос № 11 характеризует желание студента в дальнейшем работать с данным преподавателем, при положительном ответе добавляется балл к средней оценке по анкете.

5.5 Ответы на вопрос № 12 и показатели важности критериев для опрашиваемых учитываются не для рейтинга, а при анализе результатов анкетирования и выработке рекомендаций по улучшению качества педагогической деятельности с целью выявления приоритетных направлений, т.е. тех аспектов, на которые следует обратить наибольшее внимание.

5.6 Обработка результатов анкетирования позволяет получить различные виды оценок по нескольким направлениям (рисунок 2):

-персональная оценка для каждого преподавателя (включается в общий рейтинг преподавателя) позволяет получить оценочный балл каждого преподавателя и произвести элементарное ранжирование, наличие материалов опроса за несколько лет позволяет проследить динамику по каждому преподавателю;

- статистическая оценка позволяет получить обобщенное представление о качестве деятельности преподавателей в конкретном подразделении (на кафедре, факультете, институте) и в университете в целом. Например, статистическая оценка кафедры определяется как среднее значение персональных оценок ее преподавателей. Такая оценка также дает возможность проследить динамику показателей подразделений и университета в целом при наличии материалов опроса за несколько лет;

-аспектная оценка позволяет проводить анализ мнения студентов о преподавателе по ответам на конкретные вопросы анкеты, определить те аспекты деятельности, на которые нужно обратить особое внимание.

Кафедра 11

1 аспектная оценка

2 аспектная оценка

z аспектная оценка

= персональная оценка 111

1 аспектная оценка

2 аспектная оценка

z аспектная оценка

= персональная оценка 112

1 аспектная оценка

2 аспектная оценка

z аспектная оценка

= персональная оценка 11m

Преподаватель 111

Преподаватель 112

Преподаватель 11m

= статистическая оценка 11

Институт 1

Университет

Институт q

Кафедра 1n

Рисунок 2 - Различные виды оценок

5.7 Анализ результатов обсуждается кафедрой, анализируются причины неудовлетворенности студентов, вырабатывается система мер по совершенствованию педагогической деятельности отдельных преподавателей. При необходимости вносится корректировка в структуру педагогической деятельности.

5.8 Необходимо проводить статистический анализ результатов исследования корреляции ответов на вопросы. Это позволит, например, выявить зависимости между ответами на разные вопросы и в дальнейшем уточнить и изменить содержание вопросов анкеты. Также корреляционный анализ поможет выявить, что важнее для студента - профессиональные качества преподавателя или личностные, и другие зависимости.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Отчет преподавателя о рейтинге за ____/____ уч. г.

ФИО:

Должность:

Кафедра:

Институт:

Ставка:

Почасовая нагрузка:

Показатель

Тип*

Значение

Выполненная общая годовая учебная нагрузка работ первой половины рабочего дня (по индивидуальному плану), отнесенная к нагрузке по нормам времени

Д

Количество изданных учебников, монографий за учебный год

Ц

Количество методических указаний, учебных пособий

Ц

Количество официально зарегистрированных электронных учебников

Ц

Чтение курсов лекций с применением ИТСО

Л

Количество разработанных Вами рабочих программ по дисциплинам рабочего учебного плана

Ц

Количество составленных Вами УМКД

Ц

Наличие разработанных тестовых заданий по дисциплине

Л

Количество дипломников (специалисты, бакалавры) под Вашим руководством, получившим по результатам защиты в ГАК оценку "отлично"

Ц

Количество магистров под Вашим руководством, получившим по результатам защиты в ГАК оценку "отлично"

Ц

Количество докладов студентов, подготовленных под Вашим руководством к выступлению на научных конференциях.

Ц

Количество защитившихся аспирантов, соискателей за учебный год

Ц

Количество студенческих олимпиад, в которых Вы были руководителем команды

Ц

Профориентационная работа

Ц

Количество статей в журналах из списка ВАКа

Ц

Количество статей в зарубежных периодических журналах

Ц

Количество статей в сборниках трудов МАДИ и прочих изданиях

Ц

Количество полученных патентов

Ц

Количество докладов на международных конференциях

Ц

Количество докладов на российских конференциях

Ц

Количество отзывов на авторефераты диссертаций

Ц

Количество оппонирований диссертаций

Ц

Количество внутренних рецензий на диссертации

Ц

Руководство студенческими научными группами

Л

Руководство НИРС, результаты которых получили признание (грамоты, призовые места и т.п.)

Л

Участие в выполнении грантов

Л

Работа ответственным за организацию практик студентов на кафедре

Л

Работа ответственным за организацию зарубежных практик студентов на кафедре

Л

Работа ответственным за дипломное проектирование на кафедре

Л

Работа ответственным секретарем приемной комиссии

Л

Работа ответственным за выпуск кафедрального сборника научных трудов, статей

Л

Член УМК факультета

Л

Ученый секретарь кафедры

Л

Ответственный за методическую работу на кафедре

Л

Кураторство академических групп

Л

Участие в качестве эксперта, рецензента научно-методических материалов, члена жюри конкурсов, выставок, симпозиумов



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.