Проект по экономике

20 Февраль 2014 →

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Рф

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Юридический факультет

Кафедра предпринимательского права гражданского и арбитражного процесса

Проблема нехватки дошкольных учреждений

в Пермском крае и пути ее решения

проект

студента 2 курса

заочной формы обучения

специальности «Юриспруденция»

Кетова Алексея Сергеевича

Научный руководитель:

Буторина Оксана Вячеславовна

Пермь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ОЧЕРЕДЕЙ В ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ4

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ И СОКРАЩЕНИЮ ОЧЕРЕДЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ5

РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕХВАТКИ ДЕТСКИХ САДОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ12

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что в 90-е годы прошлого века в России наблюдался демографический кризис. Рождаемость резко снизилась, часть детских садов власти были вынуждены закрыть, а их помещения продать или передать в другие ведомства.

Когда же рождаемость снова начала расти, возникли огромные очереди в детские сады, а у властей не оказалось средств на строительство новых учреждений. В 2007 году ситуация была такова, что родители были вынуждены вставать в очередь на получение места в детском саду сразу после рождения ребенка, поскольку очередь могла длиться несколько лет. В противном случае, молодая семья рисковала остаться без места в детском саду, что вынуждало одного из родителей бросить работу и заниматься воспитанием ребенка или прибегнуть к услугам частного детского сада, что могут себе позволить далеко не все семьи.

Стала нарастать социальная напряженность, и перед правительством встал вопрос: как снизить волну недовольства. В итоге, данная проблема была обозначена в качестве одной из приоритетных и регионы получили указание немедленно найти решение. В работе будут подробно рассмотрены меры, предпринятые правительством Пермского края для решения данной проблемы.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ОЧЕРЕДЕЙ В ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Основными проблемами ликвидации очередности в дошкольных учреждениях являются:

1. Недостаток финансовых средств в муниципальных бюджетах и ограниченные возможности поддержки со стороны региональных бюджетов для проведения капитального ремонта, реконструкции зданий, строительства детских садов.

2. Нехватка кадров, вызванная низким уровнем оплаты труда.

3. Низкая платежеспособность населения и высокая себестоимость услуг в негосударственных образовательных учреждениях.

4. Недостаточность средств в бюджетах муниципальных образований на развитие и поддержку альтернативных форм дошкольного образования.

5. Слабое развитие негосударственных форм дошкольного образования связано со значительным первоначальным вложениям средств, длительным периодом окупаемости проекта, а также высокими санитарно-эпидемиологическими требованиями.

6. Основной проблемой реализации проектов создания электронных очередей является то, что они реализуются, как правило, на сайтах муниципальных органов образования.

Анализ сайтов, на которых ведутся электронные очереди, показал, что даже в крупных городах муниципалитеты испытывают трудности с технической реализацией проекта (неинформативный дизайн, запутанное управление, мелкий шрифт).

В большинстве регионов возможность записи в электронную очередь на настоящий момент еще не интегрирована в региональный портал государственных услуг, хотя соответствующая техническая возможность предусмотрена.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЛИКВИДАЦИИ И СОКРАЩЕНИЮ ОЧЕРЕДЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Разработка подпрограммы входящей в ПНП «Образование», направленной на решение следующих вопросов:

- выделение средств на строительство, реконструкцию дошкольных учреждений, укрепление их материально-технической базы с четким определением критериев отбора регионов;

- повышение престижа профессий, связанных с дошкольным образованием детей, в т.ч. за счет принятия мер направленных на увеличение заработной платы.

2. Создание условий для развития негосударственных дошкольных учреждений и снижение стоимости их услуг посредством:

- предоставления льгот по арендной плате;

- внедрения системы муниципального заказа на оказание образовательных услуг негосударственными учреждениями образования;

- выделения субсидий из бюджетов муниципальных образований негосударственным организациям, оказывающим услуги дошкольного образования;

3. Создание и совершенствование электронных очередей в детские дошкольные учреждения:

- создания электронных очередей в детские сады как приоритетных при формировании электронного правительства;

- оказания организационной, технической и финансовой поддержки для организации электронных очередей на порталах государственных услуг регионов и общероссийском портале.

- внедрения единых стандартов предоставления электронной услуги, исходя из наиболее удачно реализованных проектов.

- завершения работы по созданию электронных очередей в 2013 году.

РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НЕХВАТКИ ДЕТСКИХ САДОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

В 2008 году в Пермском крае в очереди на получение места в детском саду находилось порядка 32 тыс. детей. Нарастало недовольство среди населения и требовалось немедленное решение, способное стабилизировать обстановку. Очевидно, что строительство новых дошкольных учреждений и расширение старых решило бы данную проблему, но правительство не имело в запасе ни достаточных средств, ни времени. Требовался механизм, при помощи которого можно было бы моментально снизить социальную напряженность.

По инициативе Олега Чиркунова в Пермском крае был введен проект «Мамин выбор», который предполагал выплату пособий тем семьям, чей ребенок в возрасте от 1.5 до 5 лет не посещает муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение. Проект реализовывался на условиях софинансирования: 50 % — из краевого бюджета и 50 % — из муниципального.

Главной целью проекта было объявлено сокращение очередности в детские сады и, как следствие, снятие социальной напряженности. Кроме того, данный проект должен был дать толчок к развитию негосударственных образовательных учреждений.

«Мамин выбор» был признан эффективным членами гражданского жюри на состоявшихся в Перми гражданских слушаниях по обсуждению результатов долгосрочной муниципальной целевой программы «Сокращение очередности в детские сады». В общем и целом его цели были достигнуты: очереди были сокращены, а напряженность частично снята. Тем не менее, сам проект и его инициатор подверглись жесткой критике со стороны многих экспертов. Постараемся разобраться детально в последствиях реализации данного проекта.

Безусловно, данный проект несколько снизил напряженность вокруг проблемы нехватки мест в детских садах, что по нашему мнению и являлось главной его целью. Но он лишь временно замаскировал главную проблему данной сферы: нехватку детских дошкольных учреждений. Количество детских садов в регионе остается недостаточным, что особенно проявляется в крупных городах края, например в Перми. Кроме того, в регионе не наблюдается резкого роста количества частных детских садов, следовательно «Мамин выбор» не стал достаточным стимулом для предпринимателей заниматься данным видом деятельности.

В таблице, расположенной ниже (данные Пермьстат) приведены некоторые статистические данные о количестве дошкольных учреждений в Пермском крае. Мы видим, что с 2008 года - начала действия проекта «Мамин выбор» количество детских дошкольных учреждений не только не выросло, но даже сократилось, а очереди снизились, но на незначительную величину.

Таблица №1 ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

(на конец года)

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Число дошкольных образовательных учреждений, всего

2423

1805

1347

1145

1027

974

964

892

833

803

в том числе:

в городах и поселкахгородского типа

1316

948

702

666

654

647

647

605

561

535

в сельской местности

1107

857

645

479

373

327

317

287

272

268

Численность детейв дошкольных образовательныхучреждениях – всего, человек

231581

140916

113564

119624

121295

124251

127242

124689

122425

124153

в том числе:

в городах и поселкахгородского типа

176474

108498

87419

93221

94449

96745

100073

98036

95903

97389

в сельской местности

55107

32418

26145

26403

26846

27506

27169

26653

26522

26764

Численность детей,приходящихся на 100 меств дошкольных образовательныхучреждениях, человек

113

89

89

107

111

114

113

112

110

109

в том числе:

в городах и поселкахгородского типа

116

94

96

112

116

119

118

115

112

112

в сельской местности

103

75

73

91

95

100

99

101

101

101

Проанализировав статистические данные из различных источников и статьи, посвященные данной проблеме, можно сделать некоторые выводы. Начнем с того, что «Мамин выбор» был изначально ориентирован на семьи с низким достатком. Обеспеченные родители, как правило, не встают в очередь на получение места в детском саду, поскольку имеют возможность дать своему ребенку должное образование, а если же их ребенок не устроен в детский сад, то часто они прибегают к использованию услуг няни. Малообеспеченные родители, напротив, не имея возможности устроить ребенка в детский сад, вынуждены тратить время, которое они могли использовать на труд, на то, чтобы сидеть с ребенком дома. Для них пособие — это реальная помощь, потому что позволяет хотя бы частично снизить расходы на оплату услуг няни или частного детского сада.

Кроме того, в экономически отсталых районах Прикамья, в деревнях, поселках, где очень трудно найти работу, данная выплата может стать единственной статьей дохода семьи с ребенком дошкольного возраста, что подтолкнет родителей отдать предпочтение выплате, нежели месту для своего ребенка в детском саду. Намного хуже дела обстоят в неблагополучных семьях. Их дети зачастую находятся без присмотра, а данный проект даст их родителям дополнительные средства, которые будут потрачены совсем не на обучение их ребенка, а на приобретение алкоголя или наркотиков. Если дети из таких семей уже посещают детский сад, то вполне возможно, что, желая получить пособие, родители расторгнут договор с детским садом и заберут детей. Результатом обоих примеров будет являться то, что группы в детских садах перестанут заполняться, а учреждения будут признаны неэффективными. Действительно, если мы обратимся к Таблице 1, то увидим, что в сельской местности численность детских садов снизилась, а количество детей на одно место возросла.

В таблице ниже мы видим, что размер пособия по проекту «Мамин выбор» с 2011 по 2012 годы увеличился, а значит, что денежная компенсация возможно еще больше подтолкнула неблагополучные семьи к отказу от детских садов. Следовательно, со стороны органов власти должен осуществляться контроль над тем, как используются выделенные пособия.

Таблица 2.

Размер пособий по проекту «Мамин выбор»

Муниципальное образование

Сумма пособия, руб.

Прирост

2011 год

2012 год

Ординский район

1115

от 1115 до 4682

3567

Губахинский район

1000

от 1000 до 3000

2000

Бардымский район

1500

2500

1000

Оханский район



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.