методичка РА

20 Февраль 2014 →

Департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсового проекта по дисциплине ПМ. 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» Раздел 3. Организация и проведение ремонта автомобильного транспорта. МДК.01.02. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

для специальности 190631

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Суздаль, 2013

Методические указания рассмотрены

предметной (цикловой) комиссией

общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности 190631

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Председатель ________ В.В. Кондаков

Протокол № ___ от «__» ______ 2013 г.

Автор А.В. Логинов

Рецензенты:

Методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Зам. Директора

по учебной работе ____ О.С. Юрманова

Содержание

АННОТАЦИЯ

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

6

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

9

Расчетно-организационная часть

9

Характеристика детали

9

Технические требования на дефектацию детали

11

Дефекты детали и причины их возникновения

13

Технические требования к отремонтированной детали

14

Расчет размера партии деталей

15

Технологическая часть

16

Маршрут ремонта

16

Выбор рационального способа восстановления детали

16

Технологические схемы устранения каждого дефекта

24

Расчет норм времени

27

Планирование оборудования и рабочих мест на участке

28

Определение годовой трудоемкости работ на участке

29

Определение количества рабочих

30

Определение площади участка

30

Экономическая часть

31

ЛИТЕРАТУРА

34

ПРИЛОЖЕНИЯ

35

АННОТАЦИЯ

Курсовой проект является комплексной самостоятельной работой, благодаря которой систематизируются, углубляются и закрепляются знания, полученные обучающимися при изучении дисциплины ПМ. 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» Раздел 3. Организация и проведение ремонта автомобильного транспорта. МДК.01.02. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. В процессе работы над ним у обучающихся формируются умения проектировать производственные участки авторемонтных организаций, применять полученные знания при разработке технологических процессов восстановления деталей, конструировать или совершенствовать несложные приспособления, пользоваться справочной и технической литературой. Курсовое проектирование дает возможность установить степень усвоения учебного материала, проверить способности к самостоятельной работе, обеспечивает подготовку к дипломному проекту.

Указания написаны с учетом опыта организации курсового проектирования в колледжах, ведущих подготовку специалистов в области эксплуатации автомобилей. Они помогут сделать работу над курсовым проектом планомерной и позволит стимулировать творческую активность при разработке конкретной темы.

Данныеуказания раскрывают последовательность разработки технологических процессов восстановления автомобильных деталей и этапы проектирования восстановительных участков авторемонтных организаций, знакомит учащихся с требованиями, предъявляемыми к содержанию, объему разделов курсового проекта, методике их выполнения. Здесь даны правила по оформлению пояснительной записки, графической части (планировок, ремонтных и сборочных чертежей, спецификаций), комплекта технологической документации в соответствии со стандартами ЕСТД, ЕСКД. В указаниях приведены справочные и нормативные материалы, технические характеристики оборудования и технологической оснастки, а также примеры отдельных расчетов, образцы титульного листа, бланка задания, ремонтного и сборочного чертежа, планировки, спецификаций, технологических документов с целью оказания практической помощи обучающимся.

1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект должен состоять из пояснительной записки (объем не более 25 страниц печатного текста без приложений) и графической части (объем 1...2 листа форматов А3 или А4).

Пояснительная записка должна содержать пояснения и основные расчеты, связанные с разработкой технологического процесса восстановления детали и (или) проектированием производственного участка, и состоять из следующих элементов:

1)титульный лист (приложение А);

2)задание на курсовое проектирование (приложение Б);

3)содержание;

4)введение;

5)расчетно-организационная часть;

6)технологическая часть;

7)экономическая часть;

8)заключение;

9)литература;

10)приложения.

Во введении отражаются современное состояние автомобильного транспорта и капитального ремонта автомобилей и важнейшие направления развития в этой области; мероприятия по усилению режима экономии, повышению технического уровня производства, механизации производственных процессов, разработке и совершенствованию существующих технологических процессов восстановления деталей с внедрением ресурсосберегающих технологий, повышению производительности труда, улучшению качества продукции и увеличению срока работы изделий; значение и технико-экономическая целесообразность восстановления деталей. Необходимо указать также цель курсового проекта.

Пример: Цель курсового проекта — разработать технологический процесс восстановления детали (ступицы заднего колеса № 4370- 3104015) с использованием ресурсосберегающих технологий и рациональных способов ремонта, новых материалов, современного режущего инструмента и средств контроля, высокопроизводительного оборудования и средств механизации, а также спроектировать наплавочный участок с применением прогрессивных форм и методов организации авторемонтного производства, соблюдением правил расстановки оборудования и организации рабочих мест.

Введение должно быть логически связано с темой курсового проекта, т.е. с централизованным восстановлением деталей на специализированных предприятиях.

В разделе «расчетно-организационная часть» требуется изучить конструктивно-технологические особенности ремонтируемой детали, которые определяются ее структурными характеристиками: геометрической формой и размерами, материалом и его термообработкой, поверхностной твердостью, точностью изготовления и шероховатостью поверхностей, характером сопряжений и нагрузки, родом и видом трения, износом за эксплуатационный период.

В разделе «Технологическая часть» систематизируются и анализируются возможные способы устранения отдельных дефектов детали, выбираются рациональный способ восстановления детали, технологические базы, составляется технологический маршрут ремонта детали, рассчитываются режимы обработки, нормы времени, объем ремонтных работ, численность основных производственных рабочих на проектируемом участке, определяется площадь участка и др.

В экономической части производится расчет прямых затрат на восстановление детали и дальнейшее сравнение со стоимостью новой детали.

В заключении кратко описываются предложенный рациональный способ восстановления детали, особенности организации участка восстановления детали (площадь участка, численность основных производственных рабочих и др.) и пути усовершенствования конструкции приспособления.В приложениях размещаются ремонтный чертеж детали, комплект технологической документации на технологический процесс восстановления детали и спецификации к планировке участка восстановления и сборочному чертежу приспособления. Комплект технологической документации может содержать маршрутную карту, операционные карты, карты эскизов и карты технологического процесса.

Графическая часть может состоять из планировки производственного участка восстановления детали, схемы технологического процесса восстановления детали, операционных эскизов к технологическому процессу восстановления детали и сборочного чертежа приспособления или вспомогательного инструмента.

Пояснительная записка и графическая часть выполняются в строгом соответствии с нормативными правовыми актами и стандартом учреждения, обеспечивающего получение среднего специального образования.

Содержание курсового проекта является ориентировочным, и отдельные его части могут не выполняться (по решению руководителя проекта).

2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

1.Расчетно-организационная часть

1.1 Характеристика детали

Характеристика детали включает:

-наименование и номер детали по каталогу;

-назначение детали, ее конструктивные особенности и местонахождение в узле;

-наименование и марку материала детали и номер стандарта; если деталь составная — наименование и марку материала всех элементов детали;

-химический состав и механические свойства материала детали;

-вид термической обработки заданных для восстановления поверхностей, глубину обработки и твердость материала детали;

-технологические и эксплуатационные свойства материала детали: возможность обработки резанием, давлением, сваркой, термической обработкой и пр.;

-габаритные размеры детали: длину, диаметр (ширину и высоту); массу детали.

Пример: Шестерня ведущая заднего моста № 5336-2402017 расположена в редукторе заднего моста и вместе с ведомой шестерней образует главную передачу.

Деталь представляет собой вал-шестерню с винтовыми зубьями, посадочными шейками под два конических и один роликовый цилиндрический подшипник, с прямобочными шлицами и метрической резьбой на хвостовике.

Шестерня ведущая предназначена для передачи крутящего момента от карданного вала к ведомому зубчатому колесу. Она собирается отдельным узлом в сборе с картером подшипников, подшипниками, регулировочными шайбами и т.д.

Шестерня изготовлена из легированной стали 20ХНЗА ГОСТ 4543-71. Химический состав, механические, технологические и эксплуатационные свойства стали приведены в таблицах...

Поверхности детали подвергают закалке токами высокой частоты с последующим отпуском до твердости: для шлицев — 32...34 HRC, для резьбы — 26...31 HRC, для зубьев — 57...59 HRC. Габаритные размеры детали: длина — 263 мм, наибольший диаметр — 150 мм. Масса детали — 8 кг.

Эти данные имеются в руководствах по капитальному ремонту автомобилей, справочниках, учебниках по устройству автомобилей и на рабочих чертежах деталей.

Описание химического состава, механических, технологических и эксплуатационных свойств материала детали приводят в виде таблиц.

Пример:

Таблица 1 — Химический состав стали 45Х ГОСТ 1050-88

Наименование и марка материала

Химический элемент и его процентное содержание, %

С

Si

Сг

Мп

Ni

Си

РS

Сталь 45Х

0,41- 0,49

0,17- 0,37

0,8- 1,1

0,5- 0,8

0,3

0,03

Не более 0,35

Таблица 2 — Механические свойства стали 45Х ГОСТ 1050-88

Показатель

Не менее

Наименование и марка материала

Временное сопротивление при растяжении ов, МПа (кгс/мм2)

Предел текучести ат, МПа (кгс/мм2)

Относительное удлинение,

§5, %

Ударная вязкость «н» кДж/м2(кгс/см2)

Твердость без термической обработки, МПа

Сталь 45Х

1030(105)

835 (85)

9

45(5)

229

Таблица 3 — Технологические и эксплуатационные свойства стали 15ХГН2ТА ГОСТ 4345-71

Наименование и марка материала

Вид термической обработки

Обрабатываемость резанием

Свариваемость при восстановлении

Износостойкость

Сталь 15ХГН2ТА

Цементация или цианирование, закалка и низкотемпературный отпуск

Умеренная

Умеренная

Хорошая

Стандарты на материалы детали, которыми необходимо пользоваться при описании детали, приведены в приложении.

1.2. Технические требования на дефектацию детали

Исходным документом для разработки технологического процесса восстановления детали является «Карта технических требований на дефектацию детали», в которой приводятся следующие данные: общие сведения о детали, перечень возможных ее дефектов, способы выявления дефектов, размеры по рабочему чертежу и допустимые без ремонта размеры детали, рекомендуемые способы устранения дефектов. Карта технических требований на дефектацию детали оформляется в соответствии с ГОСТ 2.602-95.

Пример:

Таблица 4 — Карта технических требований на дефектацию детали

Наименование детали

(сборочной единицы) вилка скользящая карданного шарнира

ЭСКИЗ ДЕТАЛИ

Номер детали (сборочной единицы):

130-22020048

Материал:

Сталь 45 ГОСТ 1050-88

Твердость:

Закаленного слоя 42….56 HRC

Незакаленных поверхностей

207….241 НВ

Позиция на эскизе

Возможный дефект

Способ установления дефекта и средства контроля

Размер, мм

Заключение

По рабочему чертежу

Допустимый без ремонта

1

Срез, смятие шлицев

Визуальный осмотр

-

-

Браковать

2

Износ отверстий под подшипники

Пробка 39.05 или нутромер индикаторный НИ 18-50 ГОСТ868-82

39

39,05

Ремонтировать. Наплавка вибродуговая. Постановка втулок

3

Износ направляющей шейки

Скоба 53.90 или микрометр гладкий МИ 50-75

ГОСТ 6507-90

54

53.92

Ремонтировать. Наплавка вибродуговая. Наплавка в среде углекислого газа. Наплавка в среде флюса.

Для полного представления о дефектах детали, точности восстанавливаемых поверхностей, а также определения способов восстановления выполняется ремонтный чертеж (см. пример). Его помещают в приложение пояснительной записки.

Методичка по Курсовой для специальности 131003

1.3. Дефекты детали и причины их возникновения

В этом пункте курсового проекта требуется описать условия работы детали в узле (агрегате), указав вид трения, характер действующих нагрузок (постоянные, знакопеременные, ударные, вибрационные), характер деформаций (растяжение, изгиб, сжатие, кручение), характер износа (равномерный, неравномерный, односторонний и пр.), возможные структурные изменения, агрессивность среды, температурный режим и т.д., а также проанализировать причины возникновения дефектов (пример).

Пример: Гильза цилиндра является ответственной деталью двигателя. В процессе эксплуатации она испытывает трение, высокие давления и температуры, в результате чего изменяются ее форма и размеры.

Дефект 1 — задиры и износ рабочей поверхности гильзы — является следствием трения между поршнем и гильзой. Причем наибольший износ рабочей поверхности гильзы происходит в верхней ее части, где при сгорании топлива резко повышаются температура и давление газов. Газы проникают под поршневые кольца и повышают их давление на поверхность гильзы, а значит, вызывают повышенный износ ее зеркала.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Следующая → | Последняя | Одной страницей


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.