методичка по ОИД

20 Февраль 2014 →

Департамент образования Кировской области

КОГКУ «Кировский технологический колледж»

Методическое пособие по учебной дисциплине

«Основы исследовательской деятельности»

Р›р•рљр¦р

Киров, 2011

Основы исследовательской деятельности: методическое пособие для студентов ССУЗов.- Киров, 2011.- 21 с.

Составитель:

Рябова Н.Л., преподаватель Кировского технологического колледжа

В работе представлены материалы по дисциплине «Основы исследовательской деятельности», предназначенные для преподавателей и студентов колледжа. Содержание пособия окажет значительную помощь в работе над рефератами, курсовыми и дипломными работами, а так же для разработки конкурсных исследований и работ для научно-практических конференций.

Рябова Н.Л., 2011

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………..3

Сравнительная таблица…………………………………….......................................4

Выбор темы работы………………………………………………………………………………….5

Правила написания введения………………………………………………………………….5

Написание теоретической части работы…………………………………………………7

Правила работы над практической частью исследования…………………….8

Содержание заключения исследовательской работы…………………………12

Оформление исследовательской работы…………………………………………….12

Подготовка к защите……………………………………………………………………………..15

Защита исследовательской работы……………………………………………………….16

Критерии оценки……………………………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………………………..19

Приложение……………………………………………………………………………………………20

3

Пояснительная записка

Дисциплина «Основы исследовательской деятельности» - это очередной шаг на пути более глубокого познания окружающей природы, общества и будущей профессии. Данный процесс начался ещё в школе, когда помимо основных учебных предметов изучалась дисциплина «Основы проектной деятельности», но в среднем профессиональном учебном заведении предстоит написание учебных рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Именно поэтому теоретические и практические занятия в рамках новой науки позволят сделать свою работу более увлекательной и качественной. Так же предложенный в данном пособии алгоритм действий позволит успешно выполнить многие исследовательские работы при обучении в высшем учебном заведении, в которое, вероятно, намерены поступить многие выпускники после окончания колледжа.

В итоге данного курса студенты должны уметь организовывать и проводить научные исследования, владеть навыками практической реализации знаний по организации и проведению исследований в области как гуманитарных, так и специальных дисциплин.

Что же такое научное исследование?

Научное исследование- это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

4

Для начала сравним 3 наиболее распространённых вида исследовательских работ

Критерии

Особенности реферата

Особенности курсовой работы

Особенности дипломной работы

объём

5-15 стр. печатного текста

24 стр. (приложения в общее количество не входят)

В среднем 48 стр.

оглавление

простое

простое

сложное

Количество использованных источников

8-10 различных источников

Не менее 20 источников

Более 20 источников

Изучение проблемы

Общие подходы к её разрешению

Общие подходы к её разрешению, желательны конкретные предложения

Характеристика общих подходов и обязательна разработка конкретного решения

Опытно-экспериментальная работа

Может не быть

Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы)

Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент

Выдвижение гипотезы

описательная

описательная

объяснительная

Уровень обобщения

Обобщение результатов непродолжительного исследования

Обобщение результатов непродолжительного исследования

Обобщение результатов достаточно большого опыта, особенно ценен собственный опыт автора дипломной работы

Помните, качественный реферат может стать основой для курсовой работы, а перспективная курсовая может быть доработана до уровня дипломного проекта.

5

Этапы работы

Выбор темы.

Это очень важный этап исследования, поэтому необходимо обсудить формулировку темы со своим руководителем, так как у него гораздо больше опыта как профессионального, так и жизненного. Какая же тема более значима в современной исследовательской деятельности?

- тема должна быть проблемной, отражать совокупность сложных теоретических и практических задач;

- тема должна содержать элемент новизны, (давно изученное, и понятое уже мало кому интересно, хотя на одну и ту же тему можно посмотреть под иным углом зрения);

- тема должна быть перспективной для профессиональной деятельности самого автора, возможной предпринимательской деятельности и для науки;

- тема должна быть достаточно узкой, чтобы была возможность её раскрыть в рамках одного исследования.

Написание введения исследовательской работы.

Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. По объёму небольшая, максимум 1,5-3 страниц печатного текста. Значение её невероятно велико, ведь, как утверждают педагоги, чем качественней написано введение, чем более чётко студент представляет, что и как он должен сделать, какого результата достигнуть. Введение следует начать с обоснования актуальности работы. Обосновать актуальность - значит объяснить читателю, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время. Необходимо помнить, что выделяются практическая и научная актуальность. Начинать исследование имеет смысл только при наличии и той, и другой. Эта часть исследовательской работы должна быть достаточно лаконичной.

Перед началом записей общего текста рационально подумать и выделить несколько тезисов, характеризующих актуальность, а затем по каждому из них написать 2-3 конкретизирующих предложения.

Например. Тема: «Разработка проекта агитационного плаката для парламентских выборов 2011 года».

Что в данной теме важнее всего на данном этапе нашей жизни?

- близость выборов как парламентских, так и президентских;6

- множество наружной агитационной рекламы, её значение в наши дни;

- спорное качество плакатов, как по содержанию, так и по эстетическим критериям.

В итоге у нас может получиться текст следующего содержания.

«2011-2012 года в России - это период парламентских и президентских выборов. Многие граждане и иностранцы пытаются угадать имя будущего Президента, расстановку политических сил в декабре 2011 года. Не за горами то время когда начнётся активная агитация за партии. Закон позволяет использовать разнообразные методы агитации, начиная с телерекламы, заканчивая уличной агитацией. Агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и для массового распространения, обнародования в период избирательной компании и референдума.

В настоящее время выпускается огромное количество различных агитационных материалов. Но по - прежнему наибольшее внимание уделяется агитации посредством плаката.

О влиянии уличного плаката на сознание населения известно давно. Ещё в начале 20 века плакат служил источником информации, оказывая серьёзное эмоциональное воздействие. Плакаты активно использовали эмиссары Временного правительства, агитирующие за участие в войне, большевики, призывающие к борьбе с белогвардейцами, с бедностью и безграмотностью. В наши дни улицы городов пестрят не только торговой рекламой, но и политическими призывами, портретами известных в стране людей.

В ходе опроса посредством социальных сетей 200 молодых людей мы выяснили, что более 90 % опрошенных склоняются к мысли о том, что наружной рекламы очень много, из них 80% считают, что наружная реклама необходима. Но качество многих нынешних агитационных плакатов оценивают невысоко как профессиональные художники, так и простые граждане».

При обосновании актуальности допускается использование

определений, статистических данных, цитат.

Если вы не знаете, с каких слов лучше начать работу, то можно использовать ряд фраз-заготовок:

« Актуальность данной темы обусловлена тем, что…»

« Сложно переоценить в наше время актуальность данной темы, потому что…»

« В наши дни происходят…события…поэтому…» и т.д.

7

Если речь идёт о публицистической или научной статье, то позволяется использовать личные местоимения. « С нашей точки зрения…». Но в курсовой и дипломной работах этого лучше избегать.

Вслед за обоснованием актуальности во введении работы, особенно если речь идёт о дипломном проекте, необходимо сформулировать:

объект исследования;

предмет исследования;

гипотезу;

цель;

задачи;

Особую сложность представляет определение объекта и предмета исследования. Но именно здесь автор работы чётко устанавливает пределы исследования, за рамки которых он выходить, не намерен.

Определить объект исследования - значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Это процесс формирования, разработки, воспитания, развития и т.д.

Предмет исследования уже, чем объект, это его конкретная часть.

Гипотеза - (греч.основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. В ходе исследования гипотеза автора может не подтвердиться, что будет указано в заключении, и это повод выдвинуть в дальнейшем иную гипотезу и проверить её на практике.

Цель исследования - это результат, который желает получить автор работы. Качество исследовательской работы в целом определяется тем, достигнута ли цель.

В задачах исследователь определяет, что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута.

Например.

Тема: «Эффективность демократического стиля управления персоналом в ателье «Силуэт» г. Кирова».

Объект исследования: процесс применения различных стилей управления персоналом.

Предмет исследования: процесс применения демократического стиля управления персоналом в ателье «Силуэт» г. Кирова.

8

Гипотеза:демократический стиль управления персоналом в ателье «Силуэт» г. Кирова более эффективен, чем авторитарный и либеральный.

Цель:выяснение эффективности применения демократического стиля управления персоналом в ателье «Силуэт» г. Кирова.

Задачи: 1. Подобрать и проанализировать литературу ( какую);

2 разработать, провести, проанализировать анкету с работниками ателье;

3 провести беседу с руководителем данного предприятия;

4 сформулировать выводы по теме.

Задач не может быть много, но все они должны быть выполнены.

Этап

Работа над основной частью исследования, которая состоит из 2 составляющих:

- теоретической;

- практической.

В теоретической части работы автор должен разъяснить необходимые для исследования термины, показать точку зрения учёных, общественных деятелей, практиков на обсуждаемую проблему.

Предупреждение!

- не забывайте об авторском праве и используемые чужие достижения нельзя приписывать себе; цитировать, а не выдавать за свой текст, написанный другим лицом;

- не забывайте сразу выписывать выходные данные письменных источников, адреса в Интернете.

- при выборе источника обратите внимание на имя автора (оцените его объективность в обсуждении проблемы);

- обратите внимание на дату выпуска источника, он может быть устаревшим, его можно использовать для изучения объекта в историческом аспекте;

- прочтите аннотацию, источник может вам не подойти.

Существуют различные способы работы с источниками для написания теоретической части исследования:

- аннотирование;

-тезирование;

- конспектирование;

- цитирование;9

- рецензирование.

Эти и другие способы работы с источниками подробно объясняются учебнике Бережновой Е.В, Краевского В.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. ( см. список литературы)

Исключительную ценность имеет практическая часть исследовательской работы. Здесь студент должен найти подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы, используя различные методы исследования.

Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Выделяют всеобщие методы, к которым относятся диалектический и метафизический, также общенаучные методы. Наибольший интерес для нас имеют эмпирические общенаучные методы.

Наблюдение –это непосредственное восприятие исследователем изучаемых явлений, процессов.

Виды наблюдения:

- сплошное, охватывающее процесс в целостном виде, от их начала и до завершения;

- дискретное(выборочное, фиксирующее те или иные изучаемые явления, процессы);

- лонгитюдное( продолжительное )

- ретроспективное ( обращённое к прошлому)

Материалы наблюдения фиксируются с помощью протокола, дневниковых записей, видео, кинорегистрации, фонограммы.

Опросные методы: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе.

Правила беседы:10

- выбирай компетентного респондента;

- обоснуй мотив исследования;

- подготовь точные и чёткие вопросы;

-формулируй различные вариации вопросов, проверяющие искренность ответов.

Интервью. Здесь исследователь задаёт тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Особенность интервью в том, что необходимо создать условия для искренности, расположить к себе респондента, нельзя допустить, чтобы опрос был похож на допрос.

Анкетирование – это письменный опрос, который более продуктивен и документален.

Необходимо помнить ряд особенностей анкетирования:

- необходимо опросить как можно большее количество людей;

- желателен опрос людей разных возрастов, профессий, социального статуса и т.д.

- нужно помнить, что ответы могут быть не всегда искренними.

- исключить подсказки в формулировках вопросов;

-не допустить двойственных формулировок вопросов;

- использовать предварительную проверку степени понимания вопросов;

- подобрать вопросы, наиболее точно характеризующие изучаемые явления и дающих надёжную информацию.

Виды анкетирования:

- контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении анкет и их анализе;

- заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей, может быть осуществлено через Интернет;

- прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещённую в газете.

11

В наше время техника позволяет пользоваться различными способами сбора эмпирических данных через социальные сети.

Одним из самых сложных, но необходимых методов исследования является эксперимент.

Эксперимент – это метод исследования, при котором создаются специальные условия. В этом мы можем заметить самый главный его минус, эксперимент очень затратен как по времени, так и материально.

Правила проведения эксперимента:

- недопустимость риска для жизни и здоровья испытуемого;

- поиск экспериментальной базы;

-разработка перед экспериментом критериев оценки его результативности.

Наивысшей оценки заслуживает эксперимент в результате, которого создаётся новый продукт: изделие лёгкой промышленности, методика преподавания, бизнес – план и т.д.

Научная экспедиция – это метод, позволяющий получить информацию для глубокого и всестороннего изучения предмета исследования в местах, максимально приближенных к реальным. Экспедиция позволяет за короткий срок собрать большой и разнообразный материал. Лучше, когда в экспедиции участвуют специалисты разных областей знаний.

Изучение документов как метод исследования.

Документ – это объект исследования, содержащий информацию на любом материальном носителе: бумаге, магнитной ленте, диске и т.д.

Классификация документов:

- официальные, которые составлены государственными и муниципальными органами власти;

- неофициальные, личные документы (письма, мемуары, речи, дневники и т.д.)

Документ требует критического к себе отношения, поэтому необходимо ответить на следующие вопросы:

-какова подлинность документа?

- кто его автор?12

- время, место, обстоятельства возникновения?

- какова достоверность документа?

- насколько полная в нём информация?

- каковы цели создания документа?

В данной части представлены далеко не все методы, которые возможно применить в исследовательской работе, но наиболее желательно применение не одного, а по возможности нескольких методов дополняющих друг друга.

Например.

Тема: «Гламурная фотография как вид современного искусства».

Автор использовала следующие методы:

- анализ специальной литературы для того, чтобы выявить мнение современников о гламурной фотографии и её месте в современном искусстве;



Страницы: 1 | 2 | Одной страницей


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.