методичка физиология

20 Февраль 2014 →

Лабораторная работа № 1 ВОСПРИЯТИЕ РАЗНЫХ УЧАСТКОВ СОЛНЕЧНОГО СПЕКТРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ГЛАЗОМ

Цель работы: определить остроту зрения и чувствительность своих глаз к различным участкам солнечного спектра. Материалы: цветные таблицы и рисунки.

Пояснения к работе

Излучения Солнца, достигающие почвы или растительного покрова, подразделяются на коротковолновую (Л = 0,3 - 4,0 мкм) и длинноволновую радиацию (Л> 0,3 - 4,0 мкм). Для жизнедеятельности организма преобладающее значение имеет коротковолновая радиация, которая в свою очередь условно подразделяется на ультрафиолетовую (Л = 0,4 мкм), видимую (Л = = 0,39 - 0,76 мкм) и близкую инфракрасную (Л = 0,76 - 4,0 мкм) радиацию. Диапазон электромагнитных колебаний, воспринимаемых человеческим глазом (видимая радиация), почти совпадает с областью так называемой физиологической радиации (л=0,35-0,75 мкм), которая в экологическом аспекте представляет наибольший интерес, поскольку в ней заключено около половины всего излучения Солнца.

Орган зрения (глаз) - важнейший из органов чувств. В многообразной трудовой деятельности людей, в выполнении многих самых тонких работ глазу принадлежит первостепенное значение. Глаз тесно связан с головным мозгом, из которого он и развивается. Глаз (oculus) состоит из глазного яблока (bulbus oculi) и вспомогательного аппарата. Из глазного яблока выходит зрительный нерв (n.opticus), соединяющий его с головным мозгом (рис. 1).

Глазное яблоко имеет форму шара, более выпуклого спереди. Оно лежит в полости глазницы и состоит из внутреннего ядра и окружающих его трех оболочек: наружной, средней и внутренней. Светочувствительные рецепторы глаза (фоторецепторы) - колбочки и палочки - располагаются в наружном слое сетчатки. Фоторецепторы контактируют с биполярными нейронами, а те, в свою очередь, - с ганглиозными. Образуется цепочка клеток, которые под действием света генерируют и проводят нервный импульс. Отростки ганглиозных нейронов образуют зрительный нерв.

Рис. 1. Горизонтальный разрез глазного яблока и механизм аккомодации (схема): 1 - зрительный нерв; 2 - сетчатка; 3 - сосудистая оболочка; 4 - склера; 5 - хрусталик; 6 - роговица; 7 - передняя камера; 8 - радужка; 9 - ресничная мышца, ресничные отростки и ресничная связка (ценнова); 10 -стекловидное тело; 11 - центральная ямка; в левой половине хрусталик (7) уплощен при рассматривании далекого предмета, а справа он стал более выпуклым за счет аккомодационного усилия при рассматривании близкого предмета

Адекватным раздражителем для глаза является свет - электромагнитные волны длиной 0,4 - 0,75 мкм. Более короткие - ультрафиолетовые лучи (УФЛ) и более длинные - инфракрасные (ИФК) глазом человека не воспринимаются.

В сетчатке насчитывают около 7 млн. колбочек и примерно 130 млн. палочек. Более чувствительны к свету палочки, их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 50 раз меньше, - это аппарат дневного и цветового видения. Цветоощущение, мир красок доступны рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам. Доказывается это возможностью выработать у них условные рефлексы на различные цвета. Не воспринимают цвета собаки и копытные животные. Из млекопитающих только обезьяны и люди способны воспринимать цвета.

Острота зрения. Остротой зрения называется способность глаза видеть раздельно две точки. Остроту зрения определяют по специальным таблицам, на которых изображены 12 рядов букв. С левой стороны каждой строки написано, с какого расстояния она должна быть видна человеку с нормальным зрением. Испытуемого помещают на определенном расстоянии от таблицы и находят строку, которую он прочитывает без ошибок. Острота зрения увеличивается при яркой освещенности и очень низка при слабом свете.

Поле зрения. Все пространство, видимое глазу при неподвижно устремленном вперед взоре, называют полем зрения. Различают центральное и периферическое зрение. Наибольшая острота зрения - в области центральной ямки. Здесь только колбочки, диаметр их небольшой, они тесно примыкают друг к другу. Каждая колбочка связана с одним биполярным нейроном, а тот, в свою очередь, - с одним ганглиозным, от которого отходит отдельное нервное волокно, передающее импульсы в головной мозг. Периферическое зрение отличается меньшей остротой. Это объясняется тем, что на периферии сетчатки колбочки окружены палочками и каждая уже не имеет отдельного пути к мозгу. Группа колбочек заканчивается на одной биполярной клетке, а множество таких клеток посылают свои импульсы к одной гангли-озной. В зрительном нерве примерно 1 млн. волокон, а рецепторов в глазу около 140 млн. Периферия сетчатки плохо различает детали предмета, но хорошо воспринимает их движение. Боковое зрение имеет большое значение для восприятия внешнего мира. Для водителей различного вида транспорта нарушения его недопустимы.

Поле зрения определяют при помощи особого прибора - периметра (рис. 2), состоящего из полукруга, разделенного на градусы, и подставки для подбородка. Испытуемый, закрыв один глаз, вторым фиксирует белую точку в центре дуги периметра впереди себя. Для определения границ поля зрения по дуге периметра, начиная от ее конца, медленно продвигают белую марку и определяют тот угол, под которым она видна неподвижным глазом. Поле зрения наибольшее кнаружи, к виску - 90°, к носу, кверху и книзу - около 70°. Можно определить границы цветового зрения и

Рис. 2. Определение поля зрения при помощи периметра Форстнера

при этом убедиться в удивительных фактах: периферические части сетчатки не воспринимают цвета: цветовые поля зрения не совпадают для различных цветов, самое узкое имеет зеленый цвет.

Восприятие цвета. Цветовое зрение помимо эстетического удовольствия, радости, испытываемой при рассмотрении цветовой гаммы, имеет большое практическое значение: оно улучшает видимость предметов и обеспечивает дополнительную информацию о них. Восприятие цвета обеспечивается колбочками. В сумерках, когда функционируют только палочки, цвета не различаются. Существует 7 видов колбочек, реагирующих на лучи различной длины и вызывающих ощущения различных цветов. В анализе цвета принимают участие не только рецепторы глаза, но и центральная нервная система.

Нарушение цветового зрения называется дальтонизмом. Им страдают примерно 8 % мужчин и 0,5 % женщин. Различают форму нарушения цветового зрения, при которой отсутствует восприятие красного цвета, - протано-пию, зеленого - дейтеранопию и фиолетового - тританопию (встречается редко). Очень редко выявляется полная слепота на цвета - ахромазия. Для таких людей мир окрашен во все оттенки серого, как на бесцветной фотографии. Не воспринимающие красный цвет не отличают светло-красный от темно-зеленого, а пурпурный и фиолетовый от синего; те, у кого отсутствует восприятие зеленого цвета, смешивают зеленые цвета с темно-красными.

Нарушения цветового зрения устанавливают при помощи специальных таблиц. Люди, страдающие дальтонизмом, не могут быть водителями транспорта, так как не различают цветовых дорожных сигналов.

Адаптация глаза. При выходе из темного помещения на яркий свет мы вначале ослеплены и даже можем испытывать боль в глазах. Очень быстро эти явления проходят, глаза привыкают к яркому освещению. Уменьшение чувствительности рецепторов глаза к свету называется адаптацией. При этом происходит выцветание зрительного пурпура. Заканчивается световая адаптация в первые 4-6 минут. При переходе из светлого помещения в темное происходит темновая адаптация, продолжающаяся 45 минут. Чувствительность палочек при этом возрастает в 200000 - 400000 раз. В общих чертах это явление можно наблюдать при входе в зрительный кинозал. Для изучения хода адаптации существуют специальные приборы - адаптомеры.

Задание

1.Для определения чувствительности своих глаз к восприятию кратковременной зрительной информации внимательно рассмотреть цветные таблицы, демонстрируемые преподавателем, и зафиксировать в таблице результатов теста количество и качество фигур.

2.Проверить достоверность своих наблюдений при повторной более длительной демонстрации таблиц.

3.Рассчитать эффективность, %, восприятия зрительной информациив каждом задании по формуле

100%

где Э - эффективность, N - количество зафиксированных фигур, N0 - количество фигур в демонстрируемой таблице.

4.Данные тестов представить в виде табл. 1.

Таблица 1

Данные результатов тестов

Вид зрительной информации

Количество фигур

Эффективность восприятия

Увиденное

Нарисованное

5. По эффективности восприятия зрительной информации сделать вывод о чувствительности своих глаз к восприятию различных цветов радуги и остроте зрения.

Лабораторная работа № 2 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Цель работы: определить способности своего организма поддерживать гомеостаз.

Оборудование и материалы: тонометр, секундомер, игла с хлопчатобумажной нитью, сантиметровая линейка.

Пояснения к работе

Саморегуляция - основная форма взаимодействия внутри организма, направленная на поддержание его внутреннего и внешнего равновесия (го-меостаза). Всякое отклонение того или иного показателя внутренней среды от нормы вызывает цепь процессов, направленных на восстановление его относительного постоянства. Саморегуляция осуществляется нейрогумо-ральным путем. Важными показателями гомеостаза организма являются наряду с другими кровяное давление и частота пульса.

Непременным условием движения крови по системе кровеносных сосудов является разность давления крови в артериях и венах, которая создается и поддерживается сердцем. Сильное кровотечение, а именно потеря до 1/3 крови ведет к смерти от невозврата крови к сердцу. В состоянии покоя не вся кровь циркулирует, часть ее находится в кровяном депо: селезенке, печени, коже. Во время физической работы происходит выход крови из депо и объем циркулирующей крови увеличивается. При этом повышается кровяное давление и усиливается кровообращение в мышцах.

В нормальных условиях кровеносная система не только наполнена, но даже переполнена кровью. В артериальной системе в связи с ритмической работой сердца кровяное давление периодически колеблется: повышается во время систол желудочков и снижается во время диастолы по мере оттекания крови на периферию.

Величина давления зависит от возраста. У детей стенки артерий отличаются большей эластичностью, поэтому давление у них ниже, чем у взрослых. У здоровых взрослых людей максимальное давление в норме 110 - 120 мм рт.ст., а минимальное 70 - 80 мм рт.ст. К старости, когда эластичность сосудистых стенок вследствие склеротических изменений уменьшается, уровень кровяного давления повышается.

Разность между максимальным и минимальным давлением называют нулевым давлением. Оно равно 40 - 50 мм рт.ст.

Измерение кровяного давления. Величину артериального давления можно измерить двумя методами - прямым и непрямым. При измерении прямым, или кровавым, способом в центральный конец артерии ввязывают стеклянную канюлю или вводят полую иглу, которую резиновой трубочкой соединяют с измерительным прибором, например ртутным манометром (рис.3).

Прямым способом давление у человека регистрируют во время больших операций, например на сердце, когда необходимо непрерывно следить за уровнем давления.

Рис. 3. Методика регистрации артериального давления прямым (кровавым) способом: 1 - канюля, введенная в артерию; 2 - ртутный манометр; 3 - кривая

артериального давления Для определения давления непрямым, или косвенным, методом находят то внешнее давление, которое достаточно, чтобы пережать артерию. В медицинской практике обычно измеряют артериальное давление в плечевой артерии непрямым звуковым методом Короткова при помощи ртутного сфигмоманометра Рива-Роччи или пружинного манометра (рис. 4).

Рис. 4. Измерение артериального давления непрямым (бескровным) способом Короткова: 1 - резиновая манжетка; 2 - манометр; 3 - груша; 4 - фонендоскоп

Пульсом называют ритмические колебания диаметра артериальных сосудов, возникающие при работе сердца. Сердце здорового человека сокращается ритмически в условиях покоя с частотой 60 - 70 раз в минуту. Во время мышечной работы, при повышении температуры тела или окружаю щей среды частота сокращений может увеличиваться, достигая в крайних случаях 200 и более раз в минуту. Частота сокращений выше 90 носит название тахикардии, ниже 60 - брадикардии.

Задание

1. Освоить методику измерения артериального давления меридианным прибором - тонометром и с помощью подручных средств - иглой на простой нитке.

2.Научиться измерять частоту пульса у себя и у другого человека.

3.Измерить свое артериальное давление и частоту пульса в разныхфизиологических состояниях, данные занести в табл. 2.

Таблица 2

Данные физиологического состояния

№ п/п

Физиологическое состояние

Частота пульса

Артериальное, давление

1

Утром, после сна

2

После физических нагрузок

3

При эмоциональный подъеме (радости)

4

При эмоциональном спаде (депрессии)

5

Вечером, перед сном

4. На основании собственных наблюдений (данных таблицы) сделать вывод о способности своего организма поддерживать гомеостаз.

Лабораторная работа № 3 СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КОСТИ

Цель работы: определить содержание воды, органических и неорганических веществ в составе кости.

Оборудование и материалы: сушильный шкаф, муфельная печь, техно-химические весы, фарфоровые чашки, сырые кости домашней птицы, концентрированная серная кислота, эксикатор, фильтровальная бумага.

Пояснения к работе

В костной ткани постоянно происходит разрушение и созидание кости. Физиологические свойства костной ткани могут меняться с возрастом, в зависимости от питания, мышечной деятельности, при нарушении деятельности эндокринных желез и иннервации. Различают два вида костной ткани - грубоволокнистую и пластинчатую. К ней относят также и дентин зубов.

В грубоволокнистой костной ткани коллагеновые волокна образуют хорошо заметные пучки, между которыми в костных полостях лежат остеоциты. У человека эта ткань встречается лишь в процессе развития костей у зародыша, а у взрослых - в швах черепа и у мест прикрепления к костям сухожилий. Пластинчатая или

тонковолокнистая костная ткань содержит коллагеновые волокна, расположенные параллельными пучками внутри пластинок или между ними. Пластинчатая костная ткань образует все кости скелета человека.

Дентин не имеет костных клеток. Тела клеток лежат вне дентина, а их отростки проходят в канальцах внутри него.

Пластинчатая костная ткань образует компактное и губчатое костное вещество, что составляет кость. В компактном костном веществе костные пластины располагаются в определенном порядке и придают веществу большую плотность. В губчатом веществе пластинки внутри кости образуют перекладины разной формы, располагающиеся в зависимости от функции кости (рис. 5).

Рис. 5. Схема расположения костных перекладин в губчатом веществе вдоль направления сил сжатия (1) и растяжения (2) бедренной кости

Из компактного вещества состоит, главным образом, средняя часть длинных трубчатых костей (тело, или диафиз), а губчатое вещество образует их концы, или эпифизы, а также короткие кости; в плоских костях имеется то и другое вещество (рис. 6).

Рис. 6. Левая плечевая кость с надкостницей: 1 – надкостница; 2 – участок кости, свободный от надкостницы.

В компактном костном веществе костные пластинки образуют своеобразные трубчатые системы - остеоны (рис. 7).

Рис .7. Строение кости: 1,4- центральные каналы остеона; 2 - вставочные пластинки; 3- общие пластинки; 5 – пластинки остеона

Остеон является структурной единицей кости. Костные пластинки концентрически расположены вокруг кровеносных сосудов; обычно их 5-20 толщиной 3-7 мкм. Такая конструкция придает кости особую прочность. Полость в центре остеона, в которой проходит сосуд, называется центральным каналом остеона (гаверсовым каналом). Каналы соединяются друг с другом, а сосуды - между собой, с сосудами костного мозга, расположенного внутри кости, и с сосудами надкостницы. Между остеонами костные пластинки идут в разных направлениях и носят название вставочных или промежуточных.

Твердый скелет человека состоит более чем из 200 костей, из которых 95 - парные кости. Скелет имеет массу 5 - 6 кг, составляя у мужчин 10 %, а у женщин - 8,5 % от общей массы тела.

Каждая кость живого человека представляет собой сложный орган: она занимает точное положение в теле, имеет определенные форму и строение, исполняет свойственную ей функцию. В образовании кости принимают участие все виды тканей. Конечно, главное место занимает костная ткань Хрящ покрывает только суставные поверхности кости, снаружи кость покрыта надкостницей, внутри расположен костный мозг. Кость содержит жировую ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, нервы. Костная ткань обладает высокими механическими свойствами, ее прочность можно сравнить с прочностью металла. Относительная плотность костной ткани около 2,0. Живая кость содержит 5 % воды, 12,5 % органических веществ белковой природы (оссеина и оссеомукоида), 21,8 % неорганических минеральных веществ (главным образом фосфата кальция) и 15,7 % жира.

В высушенной кости 2/3 массы составляют неорганические вещества, от которых зависит твердость кости и 1/3 - органические вещества, обусловливающие ее упругость.

Задание

Взвесить фарфоровые чашки с косточками и занести значения начальной массы m0 в таблицу.

Поместить одну фарфоровую чашку с косточкой в сушильный шкаф при температуре ~200 °С. Вторую чашку с косточкой - в муфельную печь, температура -1200 °С. Третью косточку без чашки - в концентрированную серную кислоту.

Лабораторная работа № 4 СОСТАВЛЕНИЕ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ТРУДА

Цель работы; научиться составлять полноценный рацион питания для людей разных категорий труда.

Материалы: таблицы калорийности и химического состава пищевых продуктов.

Пояснения к работе Обмен веществ является главным характерным свойством живого организма. Сущность его состоит в постоянном обмене веществами между организмом и внешней средой. Живые организмы нуждаются в постоянном притоке кислорода, сложных органических соединений: белков, жиров и углеводов, а также минеральных солей, витаминов и воды. В организме непрерывно происходит образование, разрушение и обновление клеточных структур и межклеточного вещества. Восстановление, синтез, усвоение веществ клетками, превращение в себе подобных называется процессом ассимиляции. Одновременно с ним происходит процесс диссимиляции - расщепление, распад веществ, входящих в состав клетки. При этом образуются конечные продукты распада - С02, Н20 и NH3, которые удаляются из организма. Совокупность всех химических превращений в организме, т.е. процессов ассимиляции и диссимиляции называют обменом веществ, или метаболизмом Пищеварение является начальным этапом обмена веществ. Человек получает с пищей энергию и все необходимые вещества для обновления и роста тканей. Однако содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы являются для организма чужеродными веществами и не могут быть усвоены его клетками. Чтобы клетки могли их усвоить, они должны из сложных крупномолекулярных и нерастворимых в воде соединений превратиться в более мелкие молекулы, растворимые в воде и лишенные специфичности. Этот процесс происходит в пищеварительном тракте (рис. 8) и называется пищеварением, а образующиеся при этом продукты называются продуктами переваривания.

Рис. 8. Строение пищеварительного тракта:

1 - зубы; 2 - язык; 3 - слюнные железы; 4 - пищевод; 5 - диафрагма; 6 - желудок; 7 - печень; 8 - желчный пузырь; 9 - общий желчный проток; 10 - поджелудочная железа; 11 - двенадцатиперстная кишка; 12 -тонкая кишка; 13 - подвздошная кишка; 14 - восходящая ободочная кишка; 15 - слепая кишка; 16 - червеобразный отросток (аппендикс); 17 - поперечная ободочная кишка; 18 - нисходящая ободочная кишка; 19 - сигмовидная ободочная кишка; 20 - прямая кишка

Пищевые продукты содержат три рода питательных веществ: белки, жиры, углеводы, а также необходимые организму витамины, минеральные соли и воду. В пищеварительном тракте происходит механическая обработка пищи - ее размельчение, а затем химическое расщепление под действием ферментов пищеварительных желез, расположенных по ходу желудочно- кишечного тракта.

Обмен веществ. Для определения.потребности человека в питательных веществах изучают его обмен веществ: Это имеет большое значение, так как часть населения (в армии, детских учреждениях, санаториях, домах отдыха, больницах) находится на государственном обеспечении и должна по лучать все необходимые продукты, чтобы быть здоровой, обладать высокой работоспособностью, высокой сопротивляемостью к инфекциям и изменяющимся условиям внешней среды. Для изучения обмена веществ необходимо знать, сколько белков, жиров и углеводов поступило в организм и сколько им расходуется, т.е. надо подвести баланс прихода и расхода веществ. Приход питательных веществ определяют химическим анализом пищи. Если из общей массы принятых с пищей белков, жиров и углеводов вычесть массу неусвоенных веществ, выведенных с калом, то разница покажет истинный приход веществ. Расход веществ у человека или животных определяют в специальной камере Шатерникова. Этот метод позволяет определить за сутки объем потребляемого 02, выведенных С02 и N2 (с мочой). По этим данным можно рассчитать расход белков, жиров и углеводов.

Общий расход энергии зависит от профессии человека и характера его отдыха (занятий спортом, туризмом). Люди умственного труда расходуют около 3000 ккал в сутки, а выполняющие тяжелую мышечную работу - свыше 4000 ккал (табл. 3). При спортивных состязаниях расход энергии может достигать 7000 ккал.

Пищевой рацион. Рациональное питание должно полностью покрывать потребности человека в энергии и питательных веществах и способствовать сохранению здоровья, высокой трудоспособности, а детям обеспечивать правильный рост и развитие. При разнообразном смешанном питании, содержащем продукты животного и растительного происхождения, не приходится специально заботиться о достатке витаминов и неорганических солей. Исключение составляет поваренная соль, которой требуется добавлять около 5 г в сутки.

Таблица 3

Потребность в килокалориях в сутки для лиц разных категорий

Потребность в сутки, ккал

Вид труда

2800

Преимущественно умственный труд: врачи (кроме хирургов), педагоги, научные работники, студенты, служащие и др.

3000

Легкий физический труд: работники, занятые на автоматизированных процессах, швейники, продавцы промтоваров и др.

3200

Труд средней тяжести: слесари, хирурги, шоферы, железнодорожники

3700

Тяжелый физический труд: строители, сельскохозяйственные рабочие и. др.

4300

Особо тяжелый физический труд: горнорабочие, сталевары, лесорубы и др.

Для составления и расчета пищевых рационов для лиц разных категорий труда пользуются специальными таблицами физиологических норм питания (табл.4) и таблицами, в которых указаны состав пищевых продуктов и их энергетической ценности (прил. 1)

Таблица 4

Физиологические нормы питания

(СССР, 1982 г.)

Питательные вещества, г

Категория труда

I

II

III

IV

V

Белки

91

90

96

102

118

Жиры

103

110

117

136

158

Углеводы

378

412

440

518

602

Расход энергии, ккал

2800

3000

3200

3700

4300

Рекомендуется около 50 % белков и жиров принимать в виде продуктов животного происхождения, при увеличении энергетической ценности пищи сохраняется соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4. Это обеспечивает наилучшую усвояемость веществ. Однообразное питание, содер жащее большое количество белков (более 200 г) или жиров (более 150 г), не целесообразно, так как нарушает процессы пищеварения и обмена веществ. Если необходимо снизить массу тела, надо ограничить количество углеводов. При тяжелой мышечной работе разрушается много белков, поэтому требуется увеличивать их норму.

Задание

Пользуясь данными таблицы и прил. 1, составить примерные меню (несколько вариантов) для себя и для человека другой категории труда, учитывая суточную калорийность, соотношение белков, жиров и углеводов.

Составить для себя примерное меню (несколько вариантов) для разных сезонов года (зимнее, весеннее, летнее, осеннее).

Лабораторная работа № 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТИПА

ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Цель работы: определить свои тип нервной системы и тип личности. Материалы: тестовые таблицы, карточки с индивидуальным заданием.

Пояснения к работе

Нервные процессы отличаются по трем основным показателям: силе, уравновешенности и подвижности. Главным признаком, позволяющим разделить животных на две большие группы, является сила нервных процессов. Она определяет работоспособность нервных клеток. Один и тот же раздражитель может у одного животного вызвать положительный условный рефлекс, а для другого оказаться сверхсильным и вызвать запредельное торможение. В зависимости от силы нервных процессов животные делятся на сильных и слабых. Тип нервной системы является врожденным, обусловленным наследственностью, на него значительное влияние оказывает окружающая среда, формирующая сплав из типа и приобретенных свойств, то есть характер или тип личности. Свойства наследуются от родителей, а особенности характера приобретаются в индивидуальной жизни.

Схема четырех типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову приведена на рис. 9.

Рис. 9. Типы нервной системы Типы нервной системы, выделенные И.П. Павловым, совпали с классификацией темпераментов человека, данной еще Гиппократом 2500 лет назад. Он подразделял людей на холериков (I - легко возбудимый, агрессивный), сангвиников (II - живой, подвижный, веселый), флегматиков (III- спокойный, малоподвижный, солидный) и меланхоликов (IY - подавленный, с мрачным настроением).

Разные типы нервной системы реализовываются в несколько типов личности в зависимости от того, как мы воспринимаем внешний мир:

1) как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем свою энергию (экстраверсия - интроверсия);

2)на какую информацию мы прежде всего обращаем внимание (сенсорика - интуиция);

3)как мы принимаем решения (рациональность - иррациональность);

4)предпочитаем ли мы определенность и сразу принимаем решения или живем без оков и принимаем информацию к сведению (статика - динамика).

В своей повседневной жизни человек может проявлять себя и как экстраверт и как интроверт, но большая часть его решений будет приближаться к одному из двух вариантов. Так же и с сенсорикой - интуицией, рациональностью - иррациональностью, статикой - динамикой. Психологи предлагают модель правильного подхода к решению проблемы. Схематично это выглядит следующим образом:

Задание

1.Пользуясь тестами, определить свой тип личности по четырем признакам.

2.Пользуясь схемой правильного подхода к решению проблемы, расписать свой вариант решения предложенной в индивидуальном задании проблемы.

Лабораторная работа № 6 СОСТАВЛЕНИЕ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА ДЛЯ ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ТРУДА

Цель работы: составить режим труда и отдыха для разных периодов своей жизнедеятельности.

Материалы: карточки с индивидуальным заданием.

Пояснения к работе Сохранение в нормальном состоянии сосудистой и других систем организма зависит прежде всего от самого человека. Общее наше здоровье требует психологического климата, мобилизации нашей воли для того, чтобы правильно организовать свой быт, семейные и производственные отношения. Каждый человек как бы проживает жизнь в пределах одних суток. Он рождается утром - и это весна дня, день - лето, вечер - осень, ночь - зима. И сутки должны быть спланированы, организованы, как год жизни. В них должно быть все: труд и отдых, нужное и желаемое ("надо" и "хочу"), будничное и праздничное. В живой природе за миллионы лет эволюции установились свои биоритмы и все жизненные процессы в организме человека происходят в соответствии с ними. В табл.5 приведены суточные биоритмы физиологических состояний человеческого организма.

Часы

Физиологическое состояние

3-7

Время сна. Необходимость сократить или нарушить время сна -чрезвычайное явление. Оно может быть лишь временным, да и то с учетом уровня адаптивности. Человек должен высыпаться. Это самое важное восстановление сил

3-5

Максимум активности легких. Организм человека интенсивно потребляет кислород, в его организме бурно протекают обменные, восстановительные процессы. Кто спит с закрытой форточкой - не будет жить долго

7-11

Доминирует система селезенки и поджелудочной железы, не терпящая суеты и психотравматизации. Это период спокойного режима, на который не следует планировать "подвиги", бурные заседания, разрешение конфликтных ситуаций

11-15

Период бурной жизни, когда сангвиничны даже флегматики. Это время борьбы, но не затягивайте этот чрезвычайный режим

15-19

Время мира и покоя, спокойной работы

19-23

Человек вновь сангвиничен, вновь на подъеме и готов к борьбе

23-3

Царствует система печени и желчного пузыря. Человек в этом периоде агрессивен, конфликтен. Но природа мудра. Она ограничила активность человека ночью, убрав с неба солнце. Природа направляет свою мощь на восстановление сил, что подчеркивает чрезвычайную важность функции, о которой человек так часто забывает, сжигая себя

Задание

1. Основываясь на суточных биоритмах, составить свой режим труда и отдыха для разных жизненных периодов (занятия в семестре, подготовка к экзаменам в сессию, отдых в студенческом пансионате и т.д.), учитывая, что на сон должно приходиться 6-10 часов, а количество приемов пищи - не менее 3 раз в день.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Следующая → | Последняя | Одной страницей


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ* Большинство исследователей...

Комментарии закрыты.