Методичка №9

20 Февраль 2014 →

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения и социального развития РФ»

По лекциям

С.А. Емельянова

История развития фармацевтического образования

Учебное пособие

Томск

Сибирский Государственный Медицинский Университет

2012г.

1.Возникновение профессии фармацевта в Европе.

Салернская медицинская школа.

Длительное время медицина и фармация развивались совместно и представляли единую науку. Однако усложнение технологических приемов приготовления лекарственных средств и увеличение количества лекарств, способствовали появлению аптек и профессии фармацевта.

В западной Европе впервые профессия фармацевта появилась во Франции в 1178 г. Двумя годами позднее о ней уже сообщают Английские хроники.

В XIII веке в Европе был узаконен порядок получения фармацевтического образования, например, чтобы стать фармацевтом во Франции, надо было пробыть 4 года учеником в аптеке, затем 10 лет проработать в качестве помощника фармацевта и лишь после этого разрешалось сдавать экзамены на получение звания фармацевта. Ведущее место в Европе для подготовки врачей и фармацевтов в средние века занимала Салернская медицинская школа, основанная в IX веке.

Для оканчивающих её, было установлено 4 степени:

1.Лиценциат - эту степень получали лица, изучившие основной курс фармации и овладевшие узкой специализацией.

2.Бакалавр (наставник) - эту степень получали лица, которым доверялось обучение других.

3.Магистр (учитель, мастер) - получали лица, широко овладевшие наукой и способные передавать свои знания другим.

4.Доктор (ученый, научающий) – лица, самостоятельно развивающие учения, теорию или самостоятельно, на базе общей теории, развивающие практические выводы.

В 1213 году Салернская школа была преобразована в университет. В средние века объединения (сообщества) людей одной профессии назывались «universitas»(совокупность), по аналогии с ними так стали называть и корпорации преподавателей и учеников – universitas magistrorum et scolarium.Так появился термин «университет».

Термин «факультет» (лат. «facultas» - способность, умение, талант) был введен в 1232 году для обозначения различных специальностей в Парижском университете. Слово «студент» происходит от латинского «studere» -учиться. Количество студентов в средние века было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими выбирался староста десятки – декан (лат. «decan» - десять). Во главе университета стоял ректор (лат. «rector» - управитель).

2.Появление профессии фармацевта в России.

Подготовка фармацевтов в России в XVIIXVIII веках.

В России первые упоминания о специалистах в области фармации – «аптекарях» - относятся к XVI веку. Первоначально это были иностранцы, но, начиная с XVII века, появляются отечественные специалисты. Подготовка фармацевтов в России до начала XIX столетия носила ремесленный характер: обучение по этапам от простого к сложному проходило непосредственно на рабочем месте (принцип «СМОТРИ И ДЕЛАЙ КАК Я»). Аптекарские ученики получали аптекарский стаж и обучались фармацевтическим операциям в аптеках и аптекарских огородах. При огородах находились лаборатории для изготовления лекарственных препаратов.

В XVIII веке были введены экзамены на звания гезеля (аптекарского помощника) и провизора. К испытаниям на звание гезеля допускались ученики, проработавшие в аптеке в течении 4-5 лет, проработав в аптеке 2-3 года гезель мог сдавать экзамен на звание провизора. Провизор (от лат. «provisor» - заранее заботящийся, заготавливающий) в современном понимании это специалист с высшим фармацевтическим образованием. Экзамены на звания гезеля и провизора принимались особыми комиссиями, состоящими из врачей и аптекарей, при медицинской канцелярии, а затем медицинской коллегии, право на самостоятельную фармацевтическую деятельность давалось только провизорам.

Совершенно иная ситуация складывалась с подготовкой врачей. В 1654 году при аптекарском приказе была открыта лекарская школа, срок обучения составлял 5-7 лет, ученики изучали медицинскую ботанику, фармакологию, анатомию, фармацию и другие предметы. В XVIII веке подготовка врачей велась в школах при госпиталях, открывшихся в Москве, Санкт - Петербурге и других городах. В госпитальных школах преподавалась «аптекарская наука» и проводились практические занятия в аптеках и на аптекарских огородах, имевшихся при госпиталях. Из этих школ выпускались военные лекари. Специального отделения для подготовки фармацевтов не было.

В 1786 году школы были отделены от госпиталей и стали называться медико-хирургическими училищами. Профессора ботаники и химии читали лекции по химико-фармацевтической тематике. В 1798 году медико-хирургические училища в Петербурге и Москве были переименованы в медико - хирургические академии.

Гражданских врачей готовил открытый в 1755 году Московский университет - медицинский факультет при нем был создан в 1764 году. Позднее подготовка врачей началась и в ряде других городов в России при открытых там университетах. Среди изучаемых дисциплин была и фармация.

Таким образом до XIX века фармацевтическое образование неразрывно связано с медицинским образованием и является его частью: врач помимо чисто медицинской имел так же фармацевтическую подготовку и мог в случае необходимости приготовить лекарственные средства. Эта особенность объясняется практической необходимостью: аптек и специалистов с фармацевтическим образованием было в то время еще недостаточно.

3.Подготовка фармацевтов в России в XIX и в начале XX века. Фармацевтическое отделение при Петербургской медико - хирургической академии.

В 1808 году при Петербургской медико - хирургической академии было создано фармацевтическое отделение для подготовки провизоров. Тем самым было положено начало высшего фармацевтического образования.

Срок обучения был установлен в 5 лет. В 1835 году был введен 4-х летний курс обучения, при этом на отделение стали зачислять только лица имеющие законченное среднее образование и проработавшие в аптеках не менее 3-х лет. В тоже время в России продолжала действовать старая схема ремесленной подготовки фармацевтических кадров.

Число слушателей, принимаемых на фармацевтическое отделение, было не велико. В первые годы принималось по 40 человек. С 1811 лишь 10, в 70-х годах XIX века на фармацевтическом отделении обучалось не более 2-3 человек. Сокращение приема было вызвано недостатком вакантных мест для провизоров в государственных аптеках, владельцы же частных аптек предпочитали на всех участках фармацевтической работы использовать гезелей, как более дешевую рабочую силу. В 1881 году фармацевтическое отделение при Петербургской военно-медицинской академии было закрыто.

В 1801 году правилами были установлены 3 фармацевтических звания- гезель, провизор и аптекарь .Принимать экзамены на фармацевтические звания могли только Петербургская и Московская медико - хирургические академии и медицинские факультеты университетов. К испытаниям на звания гезеля допускались лица, имевшие 3-х годичный практический стаж в аптеке, в качестве ученика. Как обязательные предметы были введены химия, физика, фармакология и фармакогнозия. Аптекарские ученики должны были иметь 4-х классное гимназическое образование.

Аптекарские помощники, прослужившие в казенной или частной аптеке не менее 3-х лет и прослушавшие курс лекции по фармацевтическим наукам при университете, допускались к сдаче экзамена на звание провизора. Звание аптекаря могли получить только те провизоры, которые после 3-х летней работы в аптеке сдавали экзамены в большем объеме, чем при сдаче экзаменов на звание провизора. В 1845 году вместо звания аптекаря была установлена степень магистра фармации, для получения которой провизоры сдавали специальный экзамен и защищали диссертацию. Эти правила действовали почти без изменений до октябрьской революции 1917 года.

4.Женское фармацевтическое образование в конце XIX - начале XX века.

В течении долгого времени фармация в России была чисто мужской профессией и лишь в 1888 году Медицинский департамент разрешил аптекам принимать учениц, которые по получению стажа могли экзаменоваться на звание аптекарского помощника и впоследствии - на звание провизора. В то же время женщины не допускались в университетские аудитории и лаборатории для подготовки и сдачи экзамена: они должны были готовиться частным образом. Подобные ограничения существенно затрудняли получения фармацевтического образования женщинами.

Первой женщиной фармацевтом стала Анна Михайловна Макарова, которая в 1892 году сдала экзамен на звание аптекарского помощника. Первой, звание провизора в 1897 году получила Антонина Болеславовна Лесневская. К началу 1898 году в России было всего 29 женщин - фармацевтов, в том числе 3 провизора.

С началом русско-японской войны ситуация с подготовкой женщин - фармацевтов резко меняется, поскольку значительное число мужчин фармацевтов было мобилизовано на фронт. В связи с этим аптеки были вынуждены принимать учениц. В 1911 году среди них было уже 85 провизоров. Первой женщиной в России, получившей степень магистра фармации, была Ольга Евгеньевна Габрилович.

5.Фармацевтическое образование в советский период.

После октябрьской революции кардинально меняется система подготовки фармацевтических кадров. Поскольку все аптеки переходят под собственность государства, то проблема подготовки фармацевтического персонала для работы в них должна была так же решаться государством.

Поэтому в 1918-1922 годах в стране были открыты первые высшие фармацевтические учебные заведения со сроком обучения 4 года. В августе 1918 года открылась химико-фармацевтическое отделение при Пермском университете. В 1919 году химико-фармацевтический институт был создан в Петрограде.

В 1940 году провизоров готовили уже 10 фармацевтических институтов и факультетов, фармацевтов - 65 фармацевтических училищ. Ежегодный выпуск провизоров в предвоенные годы быстро увеличивался, если в 1937 году было выпущено 500 специалистов, то в 1941 уже 1408. В 1937 году были введены ученые степени докторов и кандидатов фармацевтических наук.

Длительное время фармация существовала как единая наука. Но к этому времени она настолько информационно расширилась, что потребовалось выделение её отдельных разделов в самостоятельные дисциплины, такие как фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, управление и экономика фармации, фармакогнозия, токсикологическая химия.

С 1950 года срок обучения на фармацевтических факультетах медицинских институтов был увеличен на год и составил 5 лет. К середине 1980-х годов подготовка и усовершенствование фармацевтических кадров с высшим образованием проводилась в СССР во всех союзных республиках на базе 32 фармацевтических институтов и факультетов: специалисты со средним образованием обучались 98 фармацевтических училищ и фармацевтических отделений медицинских училищ.

6.Фармацевтическое образование в России в настоящее время.

В настоящее время в России подготовка специалистов с высшим образование происходит в 47 вузах. В их числе 2 академии (Пермская и пятигорская),1 химико - фармацевтическая академия (Санкт – Петербургская), а так же множество фармацевтических факультетов медицинских академий и университетов. Существует очная, заочная и вечерняя формы обучения.

Получив диплом провизора, выпускники проходят подготовку в интернатуре по 3 специальностям – управление и экономика фармации, фармацевтическая химия и фармакогнозия. И получают сертификат специалиста, который подтверждается каждые 5 лет по программе постдипломного образования.

7.Фармацевтическое образование в Томске. Среднее фармацевтическое образование.

В дореволюционной России фармацевтические кадры готовились кустарно - ремесленническим образом на базе частных аптек, через аптекарское ученичество с последующей сдачей экзаменов на звание аптекарского помощника. Подобная практика не могла удовлетворить развивающееся здравоохранение. Обеспеченность населения и лечебных учреждений лекарственной помощью, вновь открывающиеся аптеки, организуемые аптечные производства, требовали массовой подготовки специалистов. Вследствие этого в послереволюционный период коренным образом изменилась система подготовки фармацевтических кадров.

В январе 1918 года был запрещен прием в аптеке аптекарских учеников. Начиная с 1920 года, подготовка фармацевтических кадров для аптек осуществлялась на специальных курсах, продолжительностью от 6 до 9 месяцев. Для пополнения быстро сокращающейся численности такие курсы были открыты в Томске. Эти курсы не имели статуса учебного заведения и даже собственного помещения, для чтения лекции было отведено помещение в профессионально - технической школе. Частично их читали так же в университете. Практические занятия проходили под руководством управляющего на базе городских аптек.

Отсутствие собственного помещения, конечно, не могло не сказаться на качестве образования и делало затруднительным решение организационных вопросов, поэтому в августе 1921 года курсам было предоставлено помещение одной из закрытых аптек, организована собственная библиотека, приобретены необходимые условия, однако из 100 человек, обучавшихся на курсах, закончили 19. В 1924 году на базе краткосрочных курсов на медицинском факультете ТГУ была открыта фармацевтическая школа.

Основателем, организатором и директором первой Сибирской фармацевтической школы стал Вячеслав Антонинович Шишов, провизор, приглашенный из Новосибирска, где он работал управляющим аптекой, он также являлся преподавателем школы по органической химии.

Первоначально для школы было выделено здание по улице Белинского 52, в настоящее время на этом месте находится законсервированный корпус университета. Но уже в 1925 году городские власти предоставили школе 2-х этажное кирпичное здание по пр. Кирова 36, где заведение располагается и сейчас. Первый прием учащихся составил 100 человек. Это были в основном дети рабочих и крестьян. Срок обучения составлял 3 года.

Большую роль в подготовки кадров сыграли профессора и преподаватели Томского института: профессор А.П. Азбукин (анатомия), профессор М.Д.Рузский (общая биология), Б.К. Шишкин (ботаника), Т.Г.Попова (практические занятия по ботанике), Н.А.Александров (технология лекарственных форм и фармакогнозия), Л.П. Кулёв (неорганическая химия) и другие. С переходом в фармшколу профессора Н.А. Александрова этому заведению было передано все оснащение, руководимое им лаборатории при университете, а также его личная библиотека.

За период с 1925 по 1940 на базе фармшколы, которая в 1925 году была переименована в Первый Сибирский фармацевтический техникум, было подготовлено 1103 специалиста, а так же более 100 человек прослушали курсы переквалификации. В 1937 году техникум вновь стал носить название школы! А с 1954 года - фармучилище. Прием слушателей в техникум велся на бюджетной и платной основе до 1941 года выпускники, после окончания техникума, стажировались несколько месяцев в аптеке, и только на основании прошедшей стажировки и проводимой общественной работе, получали звания фармацевта, с выдачей постоянного свидетельства. Техникум имел учебную аптеку а так же питомник лек растений.

В образовательную программу входили предметы общеобразовательного цикла: общественные дисциплины, литература и языки, математика, физика; общемедицинского цикла: латинский язык, ботаника, основы анатомии с физиологией, гигиена, первая медицинская помощь; специального цикла фармацевтических дисциплин.

В годы Великой Отечественной Войны выпуск специалистов значительно сократился: если в 1941 году было выпущено 114 помощников провизора, то в 1944 году всего 37 человек.

В 1943 году при фармшколе совместно с аптечными управлениями были организованы сбор и заготовка лекарственного сырья, в частности мха, который обладал антисептическими свойствами и применялся как заменитель перевязочных материалов. Заготавливали также желтушник, пустырник, синюху голубую. Силами учащихся велись сельхозработы в некоторых районах, оказывалась помощь госпиталям. Многие учащиеся, выпускники и сотрудники училища были добровольцами или призваны в ряды Советской армии.

В послевоенный период значительно возрос поток заявлений о поступлении в фармшколу. В 1948 году на 1 курс было зачислено 116 человек. В последующие годы техникум ежегодно набирал от 210 до 300 учащихся.

В 1954 году школа была переименована в училище. Сроки обучения неоднократно менялись. Например, в 1968 году на базе 8 классов средней школы срок обучения составлял 3 года, а на базе 10 классов – 1 год и 10 месяцев. В начале 1980-х гг. срок обучения на базе неполной средней школы составлял 2 года 10 месяцев. Абитуриенты приезжали со всех регионов Сибири, а также из Средней Азии. Выпускники распределялись на работу от Урала до Дальнего Востока.

В 1995 г. училище было реорганизовано в медико – фармацевтический колледж при Сибирском Государственном Медицинском Университете.

Срок обучения в колледже по специальности «фармация» в настоящее время составляет:

На базе общего среднего образования (9 классов): 3 года и 10 месяцев и 4 года 10 месяцев (повышенный уровень);

На базе среднего полного общего образования (11 классов): 2 года 10 месяцев.

С 1970 года на протяжении 40 лет директором учебного заведения являлся Захарий Зурабович Алгушвили. С 2010 года колледжем руководит Татьяна Иосифовна Микуцкая.

8.Высшее фармацевтическое образование в Томске.

К началу Великой Отечественной Войны, в СССР функционировало 10 фармацевтических институтов и факультетов. Реалии военного времени повлекли за собой закрытие большинства этих учебных заведений и в 1942 г. работало только 3 из них (в Перми, Ташкенте и Тбилиси). Остро встал вопрос об открытии новых фармацевтических факультетов в восточных районах страны, наиболее удалённых от линии фронта.

Приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы, при Совете Народных Комиссаров СССР, 9 сентября 1941 г был открыт первый в Сибири фармацевтический факультет при Томском Медицинском Институте. Его деканом был назначен заведующий кафедрой физики доцент Михаил Иванович Дегтярёв. Приём на первый курс был установлен в количестве 75 человек, однако в первый год было зачислено всего лишь 35 студентов.

Первой кафедрой фармацевтического университета стала кафедра фармакогнозии. Её организация была поручена доктору биологических наук, профессору Виктору Владимировичу Ревердатто – крупнейшему учёному, организатору научных исследований, тесно связанных с запросами народного хозяйства и здравоохранения. Закончив в 1917 г. химический факультет Томского политехнического института, профессор В.В. Ревердатто был одним из самых активных исследователем лекарственных растений Сибири. Под его руководством были организованны многочисленные экспедиции в её различные районы (Алтай, Хакасия, Забайкалье), где проводился поиск эфиро-масличных растений, ценных для народного хозяйства, а также выполнялись геоботанические и флористические исследования. Растения, собранные в экспедициях, подвергались активному комплексному изучению со стороны учёных ботаников, химиков, фармакологов и клиницистов. В результате для нужд медицинской практики были рекомендованы препараты на основе биологически активных веществ пустырника, синюхи, шлемника байкальского, багульника, желтушника, пижмы и других растений.

Несколько позже – в 1943 году – на фармацевтическом факультете была открыта кафедра технологии лекарств (тогда она называлась кафедра фармацевтической технологии). Ее организатором и первым заведующим был доцент Николай Федорович Гофштадт, имевший специальности провизора и врача, ранее работавший в должности доцента кафедры фармакологии Томского Медицинского Института.

Кафедра фармацевтической химии была создана в 1944 году. Её основателем и первым заведующим был Владимир Николаевич Шмидт.

К числу кафедры фармацевтического факультета относится и кафедра химии, которая была организованна в момент открытия Томского Императорского Университета. Кафедра медицинской и общей химии созданная в 1889 г была первой химической кафедрой университета и оставалась единственной до 1893 г. Первым заведующим кафедрой был доктор медицины, доцент ветеринарного института в Дерпте Станислав Иосафатович Залесский.

Основная задача, которую ставили перед собой химики университета со времён его открытия – изучение природных богатств Сибири (воды, илы, грязи), их использование в лечебных целях. Уже в начале XX века внимание химиков привлекли озёра Шира, Карачи, Ингол, минеральные води Белокурихи.

Другим научным направлением было исследование лекарственных растений. Эта работа велась совместно с кафедрой фармакологии и кафедрой фармакогнозии. Был изучен химический состав пижмы, володушки, пустырника, шлемника байкальского и других растений.

В первые годы существования факультета, в связи с военным положением, ощущался острый недостаток в учебных площадях и педагогическом персонале. Преподавание общетеоретических дисциплин на младших курсах происходило как на базе медицинского института, так и других институтах города.

Практические занятия по специальным дисциплинам проводились сначала в средней школе №1, а затем на базе томской фармацевтической школы, причём преимущественно в вечернее время.

Первый выпуск провизоров состоялся в 1945 году, в количестве 9 человек. В последующие годы, вплоть до 1957, количество лиц окончивших факультет, колебалось от 29 до 60 человек.

В 1948 г факультет получил помещение в учебном корпусе по пр. Кирова, 16, в котором разместились преимущественно профильные кафедры. До 1949 г обучение студентов проводилось по 4-годичному учебному плану. В 1949 г был установлен 5-летний срок обучения, а в 1950 утверждён новый учебный план.

Введение 5-летнего срока обучения позволило увеличить производственную практику на 7 недель, лекционно-лабораторный курс - на 16 недель и более оптимально распределить экзаменационное время.

В 1960 г М.М. Дегтярёва на посту декана фармацевтического факультета сменил заведующий кафедрой органической с курсами физической и коллоидной химии, доцент Иван Иванович Желнов. В 1964 эту должность занял заведующий кафедрой физики доцент Владимир Дмитриевич Гольцев.

С 1961 по 1966 г. на кафедре технологии лекарств, которой руководила доцент Матрёна Иосифовна Зотова, было 3 самостоятельных курса: технологии лекарств, организации фармации и медицинского товароведения. В 1966 году кафедра технологии лекарств становится самостоятельной и располагается на втором этаже учёбного корпуса по пр. Кирова, 16. На должность заведующего кафедрой была избрана Татьяна Петровна Прищеп. Под её руководством кафедра, сохраняя биологическую направленность исследований, продолжила комплексную работу по созданию оригинальных препаратов в тесном сотрудничестве с другими кафедрами института, а также с ведущими научными организациями и лабораториями города и страны.

Также в 1966 г. От кафедры технологии лекарств отделилась кафедра управления экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения. Первым руководителем кафедры стала Матрёна Иосифовна Зотова. В 1967 г с вводом нового биологического корпуса база, занимаемая факультетом, значительно расширилась, что дало возможность увеличить приём студентов до 150 человек.

В 1968 г на должность декана избрана завудующая кафедрой неорганической и аналитической химии профессор Надежда Дмитриевна Стрельникова, которую в 1971 году сменила доцент Матрена Иосифовна Зотова – заведующая кафедрой экономики и управления фармации. Она была первым деканом с фармацевтическим образованием. М. И. Зотова хорошо знала не только систему высшего образования, но и проблемы практической фармации, т.к. сама пришла на факультет из аптеки. Сочетание большого педагогического опыта со знанием практической фармации позволило повысить качество учебного процесса, а следовательно, профессиональный уровень выпускаемых провизоров.

В 1974 г. Доцент М.И. Зотова по состоянию здоровья оставила должность декана и им стала заведующая кафедрой технологии лекарственных форм доктор биологических наук профессор Татьяна Петровна Прищеп. Являясь выпускницей факультета, она одна из первых защитила докторскую диссертацию, и много сделала для организации научных исследований, совершенствования учебно – методической и воспитательной работы.

С 1976 по 2010 год факультетом руководил Степан Евгеньевич Дмитрук. Этот период характеризуется интенсивным развитием факультета, в чём безусловно заслуга его декана. Будучи выпускником Томского медицинского института, Степан Евгеньевич в его стенах прошёл путь от аспиранта до доктора фармацевтических наук, профессора, заведующего кафедрой фармакогнозии с курсами ботаники и экологии, декана. Его незаурядные организаторские способности, высочайший профессионализм и человеческие качества снискали заслуженное уважение среди коллег и тысяч выпускников факультета.

Ярким подтверждение заслуг Степана Евгеньевича является тот факт, что имя профессора Дмитрука присвоено в 2010 году научно-исследовательскому судну (порт приписки - Томск).

Открытие заочного отделение в 1997 г придало новый импульс развитию факультета. При этом в становлении заочной формы обучения провизоров главным приоритетом было качество образования, что, несомненно, способствовало укреплению авторитета и повышению популярности томской школы провизоров. Контингент студентов пополнялся не только за счёт фармацевтов, но и лицами, желающими получить второе высшее образование (в их числе большое количество врачей, химиков, биологов, включая кандидатов и докторов наук). Деятельность заочного отделения с момента его открытия курируют заместитель декана, профессор кафедры фармакогнозии с курсами ботаники и экологии Галина Ильинична Калинина.

Значимым для факультета можно считать 1999г, когда его кафедры были переведены в новые здания учебно-лабораторного корпуса(сначала кафедры фармакогнозии и фармацевтической технологии, а позднее химии и фармацевтической химии). Это позволило создать более комфортные условия для работы и учёбы, внедрять современные образовательные технологии, развивать инфраструктуру, обеспечивающую учебно-образовательный процесс.

Свидетельством эффективной работы факультета является не только подготовка и переподготовка специалистов, но и научные исследования его сотрудников. Это опубликованные монографии, научные статьи, сборники конференций, полученные патенты, разработанные лекарственные средства, методические пособия. За 70-лет существование фармацевтического факультета сформировалась Томская школа подготовки провизоров и научно-педагогических кадров.

Первые научные изыскания на факультете выполнялись под руководством профессора Ревердатто, но самостоятельные научные направления и первые серьезные исследования были связаны с именами профессоров Альберта Самойловича Саратикова, с 1954 по 1961 гг. возглавлявшего кафедру технологии лекарственных форм, и Любови Николаевны Березниковской, заведующей кафедрой фармакогнозии. С этого периода началась подготовка научно-педагогических кадров, а вместе с ней и решение научных проблем.

Фундаментальный блок исследований, которым и сегодня занимаются профильные кафедры фармацевтического факультета, выполнялся в рамках направления проблемной комиссии, изыскание и изучение новых лекарственных средств по вопросу фармации долгое время возглавляемый А.С. Саратиковым. Сотрудники факультета вместе с другими научными коллективами (кафедрой фармакологии, Томским Военно – медицинским институтом, НИИ Дальневосточного и Сибирского отделения АМН и др.) разрабатывали оригинальные препараты на основе лекарственных растений (багульника, горцев, черноголовки, осины, голубики и др.).

Большое развитие получила комплексная тема по созданию на основе природных биологически активных комплексов эффективных отечественных гепатопротекторов (максар, эплир, препараты на основе солянки холмовой), в рамках которой продолжает работу заведующий кафедрой фармацевтической технологии профессор Владимир Сергеевич Чучалин, являющийся деканом факультета с 2010г.

Одним из традиционных направлений деятельности кафедры фармацевтической химии, с 1967 по 2011 возглавляемый Ефимом Авраамовичем Красновым, а в настоящие время профессором Еленой Васильевной Ермиловой, являются проекты, посвящённые разработке препаратов противопаразитарного, противомикробного, противосудорожного и психостимулирующего действия, а также исследования в области методов анализа лекарственных средств.

Тематика научных работ, выполняемых на кафедре, фармакогнозии в ранние годы была посвящена изучению физиолого-биохимических и биосинтетических процессов протекающих в органах лекарственных растений (шлемник байкальский, беладонна, дурман, мордовик и др.), биотехнологическим основам культуры растительных тканей (скополия, дурман, мордовник, почечный чай, катарантус и др.), оценки ресурсов лекарственных растений. Широкую известность кафедре принесло исследование эфиромасличных растений Сибири и Дальнего Востока, которое организовала профессор Н. П. Березовская. Она осталась в памяти современников как замечательный учёный педагог, знаток флоры и народной медицины Сибири.

Научное направление, сформированное профессором Дмитруком в середине 1989-х гг., было посвящено изучению антигрибковых свойств растений и других природных источников, биологически активных веществ. Представителем и продолжателем традиций научной школы кафедры фармакогнозии является доктор фармацевтических наук, эксперт фармакопейного факультета РФ, профессор Галина Ильинична Калинкина, возглавляющая кафедру в настоящее время. Ее работа связана с поиском перспективных растительных объектов для создания имуннокоррегирующих средств.

Научная проблематика разработок кафедры управления экономики фармации, под руководства доцента Юрия Алексеевича Музыры, включает фармацевтическую эконометрику, предлагающую инструменты и способы управления фармацевтической помощью с учётом особенностей социально-экономического развития регионов.

Новое для факультета научное направление и качественно новый уровень исследований получили развитие благодаря заведующиму кафедрой химии профессору Мехману Сулеймановичу Юсубову. Фундаментальные работы в области химии природных соединений, выполняемые под его руководством, получили широкое признание в России и за рубежом.

За годы существования фармацевтического факультета было выпущено около 9 тысяч провизоров, из которых наиболее 400 поучили диплом с отличием. Большая часть выпускников посвятила свою жизнь практической фармации, многие из которых возглавляли областные и краевые аптечные управления. Сотни выпускников руководят крупными аптечными организациями.

Важнейшим аспектом деятельности факультета является последипломное обучение провизоров, это и подготовка интернов по всем фармацевтическим специальностям, ставшая традиционным этапом фармацевтического образования, и повышение квалификации практикующим специалистам. Акцент на систему непрерывного обучения и технологии образовательного сопровождения профессиональной деятельностью позволяет с одной стороны привлечь дополнительные ресурсы, а с другой ориентирует провизоро-преподавательский состав на решение актуальных научно - практических проблем фармации.

Ныне факультет представлен 5-ю кафедрами: фармакогнозии с курсами ботаники и экологии, фармацевтической химии, фармацевтической технологии, управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения и химии. Из 53 преподавателей 9 имеют учёные степени и докторов наук и 38 – кандидатов наук.

Контрольные вопросы:

Возникновение профессии фармацевта в Европе. Салеранская медицинская школа.

Появление профессии фармацевта в России. Подготовка фармацевтов в России в XVII - XVIII веках.

Подготовка фармацевтов в России в XIX и в начале XX века. Фармацевтическое отделение при Петербургской медико - хирургической академии.

Женское фармацевтическое образование в конце XIX - начале XX века.

Фармацевтическое образование в советский период.

Фармацевтическое образование в России в настоящее время.

Фармацевтическое образование в Томске. Среднее фармацевтическое образование.

Высшее фармацевтическое образование в Томске.




See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.