6.содержание экол обр

20 Февраль 2014 →

По мнению Н.А. Рыжовой, под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Обучение связано с формированием знаний о системной организации природы, развитием системы интеллектуальных и практических умений дошкольников по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья людей.

Экологическое образование сегодня — важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но как сделать, чтобы оно эффективно решало поставленные перед ним задачи? По мнению Натальи Рыжовой, доктора педагогических наук, автора программы «Наш дом — природа», экологические занятия должны содержать не только информационный материал, но и будить воображение, опираться на наглядно-зрительные игровые образы. С этой целью Наталья Александровна разработала серию экологических игр для старших дошкольников, в основе которых лежат игровые ситуации, имитирующие природные процессы.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Экологическое образование рассматривается в ней как неотъемлемая часть общего образования.

Все разделы программы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих.   

Особое внимание в Программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Поскольку экология – это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. 

Цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного,практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью

Задачи:

Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним;

Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие природных компонентов, ценность общенияс природой);

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования вповседневной жизни;

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

 

Формы и методы работы

Наблюдения

Опыты и исследования

Проектная деятельность

Развивающие игры

Моделирование

Просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ

Чтение художественных произведений

Рассматривание иллюстраций

Слушание музыкальных произведений, звуков природы

Экскурсии

Труд в природе

В программе экологического образования авторы определяют цель – формирование экологической воспитанности дошкольников.

Задачами программы являются:

-развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

-формирование умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;

-помощь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Ядро содержания программы составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.Известно, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «мы», т.е. единства. Это и определило название программы. Мы — жители планеты. Все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщаться к нему, это коллектив единомышленников: ученых, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому — как этический принцип поведения человека.В программе используется термин Н.Н. Кондратьевой «экологически ориентированная деятельность», т.е. доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребенком с целью приобретения опыта гуманного взаимодействия с природой.При отборе содержания авторы придерживались принципа научности. Так, в программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.

Авторы: Н.Н.  Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА. Виноградова

Наседка и цыплята»Дети изображают «цыплят». А воспитатель - «наседку». На одной стороне площадке огороженной веревкой место – «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см). Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко – ко – ко - ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезали под веревкой и немного побегали.Подвижная игра «Сова»В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)Все птицы спят, одна сова не спит,Летит кричит,Совушка-сова,Большая голова, на суку сидит, (Дети изображают сову в соответствии с текстом)Головой вертит, вовсе стороны глядит,Да вдруг как полетит!




See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ*Большинство исследователей под...

Комментарии закрыты.