34( краткое содержание)

20 Февраль 2014 →

Культура Древней Руси

Говоря о культуре Древней Руси, следует рассматривать культурное развитие восточнославянских княжеств (позднее – объединенного Московского царства) с 9 по 17 века. Культура Средневековой Руси зарождается из обычаев и традиций восточнославянских племен, а также Византии, Скандинавии, некоторых восточных и европейских стран. В настоящее время представление о древнерусской культуре складывается на основании изучения археологических находок, архитектурных сооружений, литературных и изобразительных произведений.Города на Руси, как правило, были деревянными: терема в несколько этажей или небольшие дома из срубов, с прилегающей дворовой территорией. Церкви же в скором времени стали сооружать, используя непростую систему купольных и сводчатых перекрытий. Это предавало им особое величие и мощь. Яркими примерами монументальных сооружений служат Софийский тринадцатикупольный собор, построенные в Киеве и Успенский собор во Владимире, расписанный Андреем Рублевым и другими талантливыми живописцами.Все, что относится к искусству Древней Руси представляло собой сочетание мирского и божественного. Кратко говоря, литература, рисунки и изображения отображали взаимосвязь земного мира с миром небесным. В древнерусских произведениях всегда имелись четко выраженные священные, символичные мотивы. Литература того времени была довольно оригинальна и представляла собой летописные своды («Повесть временных лет» 12 в.), а также житийные циклы. В последних рассказывалось о жизни праведников, об их святости и чудотворности после смерти. К таким произведениям можно отнести житие Феодосия Печерского. Но, несомненно, самым известным древнерусским литературным творением признано «Слово о полку Игореве». Увы, авторы этих и многих других произведений остаются неизвестными.Процесс развития изобразительного искусства Средневековой Руси был сложным и длительным. В основном была развита станковая живопись. Византия и тут являлась наставницей, а иконы из этого государства стали первыми иконами на Руси. Влияние Византии оставляло глубокие следы на всех художественных произведениях Руси того периода. Среди иконописцев, самыми знаменитыми признаны Андрей Рублев, Симон Ушаков, Феофан Грек, Дионисий и Даниил Черный. По сей день, известнейшими иконами являются «Троица» Андрея Рублева и «Успение Пресвятой Богородицы» Феофана Грека. Прикладное искусство находилось на достаточно высоком уровне. Сложнейшая техника и многообразие материалов были характерны для декоративного искусства Древней Руси. Такие приемы, как скань, эмаль и зернь по сей день поражают своей необыкновенной красотой.Насколько грамотным и образованным был древнерусский народ, позволяют судить берестяные грамоты. Следует отметить, что письменность на Руси появилась в 9 веке, когда Кириллом и его братом Мефодием была изобретена кириллица. Уникальные источники свидетельствуют о том, что образование имела не только знать, но другие слои посадского населения, независимо от пола. Распространенность такого приема, как граффити (нацарапанные надписи на церковных стенах), также позволяет судить о грамотности населения. Все учебные заведения Древней Руси в основном существовали при церквях или монастырях.Вообще, рассматривая культуру древнерусского государства, можно заметить, что культурное развитие «низов» и «верхушки» общества проявлялось по-разному. Что касается описания жизни Средневековой Руси глазами простых горожан и земледельцев, то оно находило отражение в ярких фольклорных произведениях. Устное народное творчество позволяет современникам представить полную картину культурного состояния Древней Руси с 9 по 17 века

Византийская культура

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всегомозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись. представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие русской культуры.

Влияние.

Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований от других культур. Так, культура Киевской Руси унаследовала культуру многих восточнославянских племен, составивших ядро государства, она испытала влияние византийской культуры, которая оказала на нее заметное влияние. Внешнее, культурное вторжение византийской культуры сыграло роль катализатора, вывело из дремотного равновесия, оно обогатило древнерусскую культуру. Под византийским влиянием культура Киевской Руси за короткий период достигла уровня передовых стран Европы. Русское художественное ремесло стало славиться во всем мире. "Кузнецы по злату и серебру" создавали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Мечи, доспехи, ювелирные изделия пользовались спросом на Руси и далеко за ее пределами. [3]

Взаимодействие культур всегда «диалогично». В условиях «диалога», первый из ее участников обладает большим запасом накопленного опыта, а второй заинтересован усвоить себе этот опыт. Опыт передающей культуры подвергается разнообразной трансформации по законам воспринимающей культуры. Вырабатывается общий язык общения. Воспринимающая культура начинает овладевать чужим языком культуры, учится свободно им пользоваться. И чужое становится своим, трансформируясь и коренным образом меняя свой облик. При всей типологической общности разнообразных диалогов культур каждый из них протекает своеобразно в соответствии с историко-национальными условиями. Это следует подчеркнуть, когда мы говорим о византийско-русском «диалоге» Киевской эпохи. [2]

Русь усвоила очень много из византийской культуры. Огромнейшее значение имело принятие христианства. Оно повлияло как на укрепление государства, развитие культуры так и на сознание человека. Переводная литература также способствовала обогащению и развитию русской литературы. Также активно стало развиваться искусство. Русь не просто слепо копировала чужие влияния, а применяла их к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

История культуры убеждает, что интенсивное усвоение чужой культуры дает на следующем витке развития мощный выброс собственно в окружающее культурное пространство. В свете сказанного русско-византийский диалог, стоящий у истоков русской культуры, перестает быть эпизодом, существенным для изучения далеко прошедших эпох, а входит в число долгодействующих структурных факторов истории русской культуры. В эпоху Киевской Руси был задан тип культурно-исторического развития русского народа, в котором тесно переплеталось христианство и язычество.


See also:
Новое
Похожие записи
  • Титльник и содержание
    Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский колледж транспортного строительства» Специальность...
  • Теоретическое содержание
    Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось...
  • Теоретическое содержание (2)
    Тема 7. ПРОБЛЕМА РОДА И ЖАНРА В НАУКЕ О ЛИТЕРАТУРЕ* Большинство исследователей...

Комментарии закрыты.