Столкновение двух миров в горе от ума сочинение

1 Январь 0001 →

 столкновение двух миров в горе от ума сочинение

  • Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из
    образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов
    своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской
    реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над
    произведением. «Горе от ума» дает общую картину русской жизни эпохи
    после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир
    – «века нынешнего» и «века минувшего», старого и нового – главная
    социальная интрига пьесы.
    И.А. Гончаров писал, что в комедии «главная роль, конечно, — роль
    Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина
    нравов». Образ Чацкого – это образ «нового» человека, смелого и
    непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее,
    врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек с
    волевым характером, выражающий передовые идеи своего времени. Он дает
    беспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившему
    традиции «века минувшего». Незаурядный, остроумный, он, бесспорно,
    возвышается над этим обществом. Столкновение Чацкого с Фамусовым
    обществом было неизбежно. Оно принимает постепенно все более
    ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого. Его взгляды
    против существующих устоев общества становятся все более резкими.
    Диалоги Фамусова и Чацкого – это борьба. В начале комедии она
    проявляется еще не в острой форме. Фамусов выступает в роли воспитателя
    Чацкого. Сперва Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить
    руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не
    блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи.
    На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Смотрели
    бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! — поучает Фамусов. А в
    ответ — монолог Чацкого «А судьи кто?». Он гневно высказывается против
    идеалов фамусовского общества, против существующих в нем порядков. В
    своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите
    Нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?… Вот уважать
    кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Эти
    страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: Он
    вольность хочет проповедать! Духовные качества Чацкого выявляются в
    подборе слов, в построении фразы, интона
    циях, манере говорить. Речь этого литературного героя — это речь
    оратора, высокообразованного человека, прекрасно владеющего словом. По
    мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все
    больше окрашивается негодованием, едкой иронией.
    Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование,
    гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и
    цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни,
    клевета – основные орудия борьбы этого общества с такими людьми, как
    Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Это
    сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его
    сторонников многочисленны.
    Чацкий вынужден уехать из Москвы «искать по свету, где оскорбленному
    есть чувству уголок». Однако бегство Чацкого нельзя воспринять как его
    поражение. Гончаров сказал: «Чацкий сломлен количеством старой силы,
    нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством сипы свежей. Он
    вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу – «Один в поле не
    воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой
    воин, застрельщик и – всегда жертва».
    Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось: его
    осудили, против него восстали, если новое поколение пока слабо в своей
    борьбе, то и старое бессильно остановить развитие просвещения и
    передовых идей.

See also:
Литература
Похожие записи

Комментарии закрыты.