Тезисы

20 Февраль 2014 →

УДК 336.71(075.8)

ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Спирова А.Г.

В настоящее время вопрос кредитования становится все более острой и важной проблемой. Банки стараются создать наиболее выгодный и конкурентоспособный кредитный портфель, а кредиторы в лице физических и юридических лиц все чаще прибегают к системе кредитования. Но какую систему выбрать? Какая бы система могла полностью удовлетворять потребителей на современном рынке? Этот вопрос, таким образом, становится все более острой проблемой.

Цель работы – проанализировать способы оценки кредитоспособности юридических лиц, как для малого, так и для крупного бизнеса, выявить особенности и сравнить методики определения класса кредитоспособности заемщика.

Основным видом деятельности коммерческого банка является кредитная деятельность. Кредитование составляет около 50% всех доходов банка, а поэтому формирование кредитного портфеля - одна из приоритетных задач банковской деятельности.

Объективная необходимость кредитования предприятий обусловлена особенностями кругооборота капитала, которыми являются: постоянное образование денежных резервов, различная длительность оборота средств в хозяйстве, тесное переплетение наличного и безналичного оборота, обособление средств в рамках экономических субъектов. У предприятий всех форм собственности всё чаще, объективно возникает потребность привлечения заемных средств, для осуществления своей деятельности и извлечения прибыли.

Отсюда и возникает потребность предприятий брать кредитные ссуды в банковских организациях. Но, не смотря на большую популярность, банковское кредитование юридических лиц в современной экономике России не реализовало их еще в полной мере. Коммерческие банки и предприятия пока не имеют возможности широко использовать кредит для развития своей деятельности. Как те, так и другие не в силах игнорировать риски, возникающие при совершении кредитных операций. Банки опасаются невозврата кредита и связанных с этим крупных потерь, предприятия зачастую не только не могут в полной мере гарантировать своевременное и полное погашение ссуды, но и использовать ссуду из-за низкой рентабельности своего производства и невозможности уплаты ссудного процента. Как следствие, доля кредитов в активах коммерческих банков и их удельный вес, как источника формирования оборотного капитала предприятий, занимает очень низкий удельный вес.

Но в системе кредитования среди предприятий выделяют отдельные группы, по которым проводится оценка платежеспособности заемщика. До 60 млн. рублей — это микро предприятия, от 60 до 400 млн. рублей — малые предприятия, от 400 до 1000 млн. рублей — средние предприятия, а от 1000 млн. рублей, соответственно — предприятия крупного бизнеса.

Предприятия микро и малого бизнеса оцениваются по стандартной системе определения класса кредитоспособности на основе таких коэффициентов как: показатели ликвидности, показатели наличия собственных средств, показатели оборачиваемости и рентабельности. А вот средний и крупный бизнес оценивается с помощью кредитного рейтинга. Комплексную оценку способности заемщика к полному и своевременному выполнению долговых обязательств на весь срок погашения долга или период обращения ценной бумаги с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации отражает рейтинг кредитоспособности (кредитный рейтинг).

Кредитный рейтинг — это мнение экспертов агентств относительно общей кредитоспособности заемщика или кредитоспособности заемщика в отношении конкретных долговых обязательств, основанное на анализе достаточно стандартизованных факторов риска. Эти рейтинги бывают долгосрочными, краткосрочными, присваиваются по международной или по национальной шкале. В настоящее время деятельность банковского сектора России анализируют четыре ведущие рейтинговые агентства, чьи рейтинги признаны международными финансовыми институтами. Это - Standard&Poor's, Fitch, Moody's и Рус-Рейтинг.

Следовательно, не всякое юридическое лицо оценивается банками одинаково. Отсюда можно сделать вывод, чем крупнее бизнес, тем сложнее ему получить кредит, т.к. при оценки андеррайтером предприятия с различных позиций не всегда желаемый результат. Для осуществления более полного анализа основных индикаторов, на базе которых эксперты агентств, присваивают тот или иной рейтинг, необходимо сформировать альбом рейтингов. В нем следовало бы отразить рейтинги, их расшифровку с точки зрения анализа уровня основных финансовых и банковских рисков, а также их связь с уровнем финансовой устойчивости исследуемого экономического субъекта.

Свобода выбора в рыночной экономике должна подкрепляться уверенностью в надежности партнера. Для принятия решения недостаточно внутренних оценок и зачастую необходима оценка независимых экспертов. Такую роль в современном обществе играет, в частности, система рейтингов.


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.