Тема 4 Вопрос№ 3

20 Февраль 2014 →

Тема 4 Вопрос № 3

СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ — интегративная форма знания, которая включает научную картину мира и определяемые ею ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности. Стиль научного мышления является наиболее общей и фундаментальной единицей структуры познавательного процесса. Он объединяет различные логико-методологические образования, выделяемые в философии науки: нормы рациональности, научные программы, ценностные регулятивы и пр. Но то или иное образование не закреплено только за определенным стилем мышления, один и тот же логико-методологический компонент может присутствовать в разных стилях мышления. Стиль мышления внутренне достаточно пластичен, в его границах могут происходить в различных компонентах существенные подвижки. В то же время он достаточно устойчив, даже консервативен, обеспечивая единство, преемственность научного познания. Со сменой стиля научного мышления связаны глобальные научные революции. Научная революция конца XVI—начала XVII вв., творцами которой были Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон, Декарт, Бэкон, была связана с кардинальными изменениями в стиле мышления. Изменилась картина мира — из геоцентрической она превратилась в гелиоцентрическую. Изменилось представление о месте человека в мире — из «венца природы» он стал обитателем одной из планет. Изменились нормы познавательной деятельности — научное знание отделили от метафизики, противопоставили схоластике, магии, оккультным видам знания. Идеалом научного познания стало не созерцание, а опыт, эксперимент в научное познание стали включаться технические приборы. Для современного стиля мышления характерны системный подход и установка на вероятность. Можно говорить о стиле мышления цивилизации, эпохи, отдельной научной школы, конкретного человека.




See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.