Структурный аспект мифа

20 Февраль 2014 →

Структурный аспект мифа: системы родства, язык.

Миф это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Мифологическое мышление - мышление коллективное, родовое. Для первобытного человека мифология являлась объективной действительностью.

Структурный аспект мифа: системы родства, язык.Этапы становления мифа (мифологического сознания)1) Миф, как жизньКосмогония- генезис. Сакральное время – праздники (рождество, пасха)Сакральное пространство – храмМиф. сознание – коллективно, анонимно, конкретный язык (неабстрактное мышление)Миф как жизнь, как предание как лит-ра. Миф как жизнь – миф выступает моделью для правильного действия. Существовало только коллективное сознание.Тотемическое родство(Редклиф Браун) – люди из племя произошли из тотема(от животного, растения). Тотем это и есть человек. Принадлежность к отему определяет соц. Положение человека(как себя вести, за кого выходить зажум/жениться и тд)Тотемизм упорядочивает жизнь человека, его мышление.2) Миф, как предание3) Миф, как литератураГомер и Гесиод. Эпосы. Миф-литература.Единой универсальной структуры мифа не существуютЛюбая структура может быть выстроена на основе трёх основных параметров: · внутреннее устройство· системные свойства · способы её функционирования (поведение)

В результате, в рамках разной структурности миф может быть условно представлен как миф-знак, миф-текст, миф-образ и миф-функция. Филологи исследуют преимущественно миф-текст. Семиологи – миф-знак. Культура больше «работает» с мифом-образом. А все вместе они, включая весь социум, находятся под непрерывным воздействием мифа-функции. Хотя всё ЭТО – есть одно. Впрочем, поскольку мифологию нельзя свести к набору тех или иных мифов, её исследование может быть построено на трёх основных уровнях, как: 1) мифология как система текстов;2) мифология как набор функций;3) мифология как социокультурное пространство, где функции и тексты взаимодействуют, создавая своеобразное «поле игры».миф может быть структурно организован, как текст, как пространство и как функция. В другом варианте мифологическое пространство может быть разделено на три основных уровня: 1) мифология природы (мира);2) мифология общества (социума); 3) мифология человека и его души.

При этом структурная комбинация «мир – общество - человек» не только раскрывает разные уровни мифологического взаимодействия, но и выстраивает своеобразную иерархию соответственно «природных» (космогонических), социальных (космоургических), психологических и семиологических проблем, где последнее помогает отразить в полной мере и наладить необходимые смысловые связи между различными частями и уровнями мифологического пространства, превращая его в единое целое. А соответствующие научные дисциплины в состоянии их по мере возможности осветить. В психологии миф реализуется на трёх основных уровнях: · подсознательном· сознательном · надсознательном

Если мы рассматриваем миф-текст, то миф приобретает структуру текста. Если миф-фразу, то миф обретает структуру фразы. Если мифический сюжет, то структуру сюжета. Если миф-знак, то структуру знака. И так практически во всём, так как миф способен обрести структуру любой вещи, явления свойства, функции, пространства и овладеть его структурой, наделив её статусом мифического.


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.