Примерная экзам.раб. – русский язык

20 Февраль 2014 →

Примерный вариант экзаменационной работы

для проведения письменного экзамена по русскому языку

Критерии оценки выполнения работы

Оценка

Число баллов, необходимое для получения

«3»

(удовлетворительно)

14–18

«4» (хорошо)

19–27

(не менее одного задания из дополнительной части)

«5» (отлично)

28–42

(не менее трех заданий из дополнительной части)

Обязательная часть

1. (1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

кухОнный;

докУмент;

обОстрить;

нАчав.

2. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы ыи после ц в словах:

дисц...плина;

ц…рк;

делегац…я;

мотоц…клист;

ц…фра.

3. (1 балл) Вставьте нужное окончание в имена существительные:

участвует в соревновани…;

побывали на станци…;

говорили о дорог…;

бежать по алле…;

отметка по географи…;

заботиться о матер….

4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

пр…красные отношения, пр…дорожное кафе, пр…морский бульвар,

пр…шить пуговицу, сделать пр…вивку, пр…бывание на природе.

с приставкой

при-

с приставкой

пре-

5. (1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н, какие – с двумя нн. Запишите их в две колонки:

земля…ой, кожа…ое, бли…ая, серебря…ый, стекля…ый, песча…ый.

с н

с нн

6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Подчеркните их и напишите правильно.

пара ботинок

двое ножниц

ящик помидор

пять апельсин

7. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.

– лечебная шампунь,

– болезненный мозоль,

– старый пианино,

– разнообразная меню.

8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?

Одному хорошо думает..ся.

– Так и должно было случит..ся.

– Кажется, в дверь стучат..ся.

9. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.

– реж…щий, пожарные бор...тся с огнём;

– они слыш...т, знач...щий;

– дети пол...т грядки, кле...щий.

10. (1 балл) Выпишите предложения, в которых вместо пропущенной должна стоять буква Е.

– Быль за сказкой не угон..тся.

– Друга на деньги не куп..шь.

– Какое слово произнесешь, такое и в ответ услыш..шь.

– Дитя не плач..т, мать не разумеет.

11. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

Абитуриент дал (не)правильный ответ на вопрос экзаменатора.

– Это поле (не)вспахано.

– (Не)откуда ждать помощи.

– По листьям деревьев (не)угомонно стучал дождь.

12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Проставьте там, где считаете нужным, запятую перед союзом и. Отметьте это предложение знаком «+».

– Светит веселое солнце и природа пробуждается ото сна.

– Бурно тают снега и веселыми ручьями бегут по улице.

– Радостно летают птицы и наполняют воздух своим гомоном.

13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить две запятые.

На ручей рябой и пестрый за листком летит листок.

Ветер гнал облака дымчатые легкие.

Артисты приехавшие к нам на гастроли выступили с интересной программой.

14. (1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его.

Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.

Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».

Возражая против отдельных положений доклада,

– большую роль играет культура спора.

– присутствующие в целом согласились с докладчиком.

– выступление в целом произвело хорошее впечатление.

16. (1 балл) Прочитайте все четыре предложения и определите, в каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить слово ЭКОНОМИЧНЫЙ. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ЭКОНОМНЫЙ на слово ЭКОНОМИЧНЫЙ.

Мастер предложил экономный способ литья.

Экономная хозяйка всегда знает бюджет семьи.

Экономный образ жизни.

Экономное расходование запасов – важный фактор современного хозяйства.

17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Прочитайте и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте ее и отметьте это предложение знаком «+».

Полы в средневековом замке устилали ароматными травами и тростниковыми циновками.

Тряска в лёгком возке и пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

18. (1 балл) Укажите (отметив знаком «+») правильное объяснение постановки запятой перед и в предложении:

Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Прочитайте ниже приведенный текст

и выполните задания 19–21

(1)... (2) Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)... компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

19. (1 балл) В приведенном выше тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком «+».

Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

20. (1 балл) Определите, какое из слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении приведенного выше текста. Подчеркните его.

Однако

Кроме того

Иными словами

21. (1 балл) Определите, какие слова из приведенных ниже являются грамматической основой во втором (2) предложении приведенного выше текста.

информация должна

информация должна быть преобразована

информация преобразована

Дополнительная часть

22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

– нагр..вать, стр..мление, соч..тающий;

– под..рить, хв..стун, просл..вляя;

– переб..решь, к..варный, ст..рона;

– об..яние, прик..снуться, л..скающий.

23. (3 балла) Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите, какое из четырех предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении.

Если бы не выпадали дожди, давно бы высохла зелень ( ) и земля лежала бы вся в трещинах и морщинах.

сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и нужна запятая;

сложноподчиненное предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;

сложное предложение с разными видами союзной связи, перед союзом и запятая не нужна, т.е. есть общее придаточное;

сложноподчиненное предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте отсутствующие знаки препинания.

Когда Анне Федотовне дали в руки шкатулку с фронтовыми письмами сына она открыла ее бережно достала бесценные листочки пожелтевшие от времени и слезы выступили на ее глазах.

25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Одной чертой подчеркните те из выделенных слов, которые надо писать слитно, двумя чертами – те, которые пишутся раздельно.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

26. (3 балла) Прочитайте внимательно ниже приведенный текст. Из приведенных в скобках паронимов выберите нужные, подчеркните их.

1. В моей жизни это было самое (памятливое, памятное) событие. 2. Этот молодой депутат сумел (сыскать, снискать) доверие у горожан. 3. (Генеральское, генеральное) сражение было проиграно. 4. Все лето стояла (нестерпимая, нетерпимая) жара. 5. (Дефективные, дефектные) вещи подлежат обмену. 6. В конце соревнования (авторитарному, авторитетному) жюри предстоит назвать победителя. 7. (Голодовка, голодание) поможет нашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нём из-за плохого питания. 8. (Одел, надел) пальто и вышел вон. 9. (Абонемент, абонент) на связи, говорите. 10. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.

27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

эффектный – эффективный;

удачный – удачливый.

28. (3 балла) Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте и выпишите его.

Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.

В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.