Платон Миф о пещере

20 Февраль 2014 →

Платон "Государство", книга седьмая. Миф о пещере

< …>

После этого, ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношениипросвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... Представь, чтолюди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю еедлину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы,так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у их прямоперед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Людиобращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине,а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь,невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своихпомощников, когда поверх ширмы показывают кукол.- Это я себе представляю, - сказал Главкон.- Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несутразличную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они истатуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева.При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. ...Прежде всего разве ты думаешь, что находясь в таком положении, людичто-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем нарасположенную перед ними стену пещеры? ...Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве,думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, что бы не произнеслюбой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудьиному, а не проходящей тени? ...Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимыхмимо предметов.Когда же с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать,повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторону света, ему будетмучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сияниина те вещи, тень от которых он видел раньше.Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху.Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем на отраженияв воде людей и различных предметов, и уж потом - на самые вещи; при этом то,что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то естьсмотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет. -Вспомнив свое прежнее жилище, тамошнюю премудрость и сотоварищей позаключению, разве не сочтет он блаженством перемену своего положения и развене пожалеет он своих друзей? ...А если они воздавали там какие-нибудь почести и хвалу друг другу,награждая того, кто отличился наиболее острым зрением при наблюдении текущихмимо предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, а чтопосле, а что одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее, то,как ты думаешь, жаждал бы всего этого тот, кто уже освободился от уз, иразве завидовал бы он тем, кого почитают узники и кто среди них влиятелен?Обдумай еще и вот что: если бы такой человек опять спустился туда и селбы на то же самое место, разве не были бы его глаза охвачены мраком притаком внезапном уходе от Солнца?А если ему снова пришлось состязаться с этими вечными узниками,разбирая значение тех теней? Пока его зрение не притупится и глаза непривыкнут - а на это потребовалось бы немалое время, - разве не казался быон смешон? О нем стали бы говорить, что из своего восхождения он вернулся сиспорченным зрением, а значит, не стоит даже и пытаться идти ввысь. А ктопринялся бы освобождать узников, чтобы повести их ввысь, того разве они неубили бы, попадись он им в руки? ...Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем душив область умопостигаемого. ... Так вот что мне видится: в том, чтопознаваемо, идея блага - это предел, и она с трудом различима, но стоиттолько ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она -причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождаетсвет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама - владычица, откоторой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочетсознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни.- Я согласен с тобой, насколько мне это доступно.- Тогда будь со мной заодно еще вот в чем: не удивляйся, что пришедшиеко всему этому не хотят заниматься человеческими делами; их души всегдастремятся ввысь.А удивительно разве, по-твоему, если кто-нибудь, перейдя отбожественных созерцаний к человеческому убожеству, выглядит неважно икажется крайне смешным? Зрение еще не привыкло, а между тем, прежде чем онпривыкнет к окружающему мраку, его заставляют выступать на суде или ещегде-нибудь и сражаться по поводу теней справедливости или изображений,отбрасывающих эти тени, так что приходится спорить о них в том духе, как этовоспринимают люди, никогда не видавшие самое справедливость. -...Просвещенность - это совсем не то, что утверждают о ней некоторыелица, заявляющие, будто в душе человека нет знания и они его тудавкладывают, вроде того как вложили бы в слепые глаза зрение. ......У каждого в душе есть такая способность; есть у души и орудие,помогающее каждому обучиться. Но как глазу невозможно повернуться от мрака ксвету иначе чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться все душой отовсего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержатьсозерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы утверждаем иесть благо.

< …>




See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.