Otvety_po_PRPD

20 Февраль 2014 →

Ответы по ПРПД

1) Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775 г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты — специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований. Коммерческие банки — члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат выполняют центральные банки. Расчетные палаты существуют также при товарных и фондовых биржах для взаимного зачета требований по заключенным здесь сделкам, что значительно упрощает и ускоряет расчеты.

В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое распространение получила система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии) преобладают жирорасчеты — разновидность безналичных расчетов вначале через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений — жироприказов, то есть письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.

С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций. Для своевременного перемещения средств от отправителя денежного перевода к получателю при оптовых платежных операциях используются телеграфные переводы.

В электронной системе денежных переводов в настоящее время действуют банковские автоматы, позволяющие клиенту банка самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции: получение наличных денег со счета, внесение вклада, перевод средств по счетам и др. Некоторые банковские автоматы служат только для выдачи наличных денег.

2) Расчеты Платёжное поручение — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

В соответствии с п. 2.6 Положения ЦБ РФ «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ», на основании заявленияфизического лица может быть сформировано заявление на периодическое перечисление денежных средств банком (см. Долгосрочное платёжное поручение).

Обычно платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах: 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня банка;

4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению; 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах дня этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке из счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика, но исполняются только при наличии достаточных средств на нём.

Общие положения о расчётах платёжными поручениями определены статьёй 863 ГК РФ.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платёжными поручениями может производиться перечисление денежных средств:

за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей;

в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Общий срок осуществления безналичных расчётов не должен превышать:

два операционных дня в пределах территории субъекта РФ;

пять операционных дней в пределах территории РФ.

Платёжное поручение составляется на бланке — форма 0401060.

После проверки банковским работником правильности заполнения и оформления платёжных поручений на всех экземплярах (кроме последнего), принятых к исполнению платёжных поручений, в поле «Поступление в банк плат» ответственный исполнитель банка проставляет дату поступления в банк платёжного поручения.

Последний экземпляр платёжного поручения, в котором в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приёма платёжного поручения и подпись ответственного исполнителя. Банк, принявший платёжное поручение плательщика, обязан перечислить указанную денежную сумму банку получателя средств для её начисления на счёт лица, указанного в поручении. При необходимости банк имеет право привлекать и другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счёт, указанный в поручении клиента. Банк обязан по требованию плательщика проинформировать его об исполнении поручения.

В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счёте плательщика, а также если договором банковского счёта не определены условия оплаты расчётных документов сверх имеющихся на счёте денежных средств, платёжные поручения помещаются в картотеку «Расчётные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платёжного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платёжных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Допускается частичная оплата платёжных поручений из картотеки с помощью внебалансового счёта «Расчётные документы, не оплаченные в срок». При частичной оплате платёжного поручения банком используется платёжный ордер (форма 0401066). На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер, номер и дата платёжного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платёжного поручения.

При частичной оплате по платёжному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платёжного ордера служит приложением к выписке из лицевого счёта плательщика. При осуществлении последней частичной оплаты по платёжному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым был произведен этот платёж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платёжного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платёжного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платёжного ордера, прилагаемым к выписке с лицевого счёта.

При оплате платёжного поручения на всех экземплярах расчётного документа в поле «Списано со счёта плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счёта плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), а в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платёжного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта.

Платёжное поручение регистрируется в журнале регистрации платёжных поручений. При этом ему присваивается порядковый номер, который и указывается в соответствующем поле бланка платёжного поручения. Форма журнала регистрации платёжных поручений нормативно не утверждена, поэтому может быть разработана организацией самостоятельно. Целесообразно отражать следующие данные:

номер по порядку;

дату выписки платёжного поручения;

наименование получателя платежа;

назначение платежа;

сумму платежа.

3) Расчеты чеками

Данная форма расчетов может быть использована при осуществлении расчетов во всех случаях, разрешенных законодательством РФ. Для осуществления таких расчетов применяются чеки.Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю,Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.Чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им не урегулированной,— другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные статьей 878 ГК РФ, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством.Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование «чек», включенное в текст документа;

- поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

- указание валюты платежа;

- указание даты и места составления чека;

- подпись чекодателя.Форма чека определяется банком самостоятельно.На территории РФ чек может быть выписан сроком на 10 дней, не считая дня его выписки. Заполнение чека допускается без исправлений, как от руки, так и с использованием технических средств.Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к опиате.Бланки чеков являются бланками строгой отчетности, учет и хранение бланков чеков банками осуществляются в порядке, установленном нормативными актами ЦБ РФ.Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями (банками), однако они не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети ЦБ РФ.

4) расчеты аккредитивами

Аккредити́в — условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платёж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель[1].

Аккредитивы используются как форма расчётов в торговой сделке, наряду с авансоминкассо и открытым счётом (или оплатой по факту). Кроме того, в международной торговле, в отличие от внутрироссийской практики, аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки по аналогии сбанковской гарантией.

Международные аккредитивы выпускаются в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, публикацияМеждународной торговой палаты № 600, редакция 2007 г. (действует с 1 июля 2007 г.) и другими документами Международной торговой палаты; аккредитивы для расчётов на территории Российской Федерации выпускаются в соответствии с нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации, нормы которых отличаются от общепринятой мировой практики.

Преимущества данной формы безналичных расчётов: гарантия платежа поставщику; контроль выполнения условий поставки и условий аккредитива банками; как правило не отвлекаются средства из хозяйственного оборота.

Недостатки: сложный документооборот; высокие комиссии банков.

Виды аккредитивов

Отзывной аккредитив (англ. revocable) — это аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его. В международной практике отзывные аккредитивы не применяются. (Более не используется; см. статья 3 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов, публикация Международной торговой палаты № 600, редакция 2007 г.)

Безотзывный аккредитив — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).

Аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платёж на оговорённую сумму до представления торговых документов. В те годы, когда аккредитивы выпускались в виде письма банка, такая оговорка, в силу своей особой важности, выделялась в документе красным цветом, откуда и название. В настоящее время аккредитивы выпускаются преимущественно по телекоммуникациям, поэтому данный термин следует рассматривать как профессиональный жаргон.

Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счёт средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Покрытый аккредитив применяется в расчётах на территории Российской Федерации. В международных расчётах банки действуют в соответствии с межбанковскими соглашениями, согласно которым покрытие либо отсутствует (чистая кредитная линия), либо размещается в согласованных формах (депозиты, ценные бумаги или иные активы). Данный термин отсутствует в международной практике.

Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива или договаривается с исполняющим банком об иных условиях возмещения средств, уплаченных бенефициару. В международной практике термины «непокрытый» или «гарантированный» не используются ввиду того, что таковыми является абсолютное большинство аккредитивов.

Аккредитив подтверждённый (англ. confirmed) — аккредитив, при котором исполняющий банк принимает на себя обязательства произвести платёж указанной в аккредитиве суммы независимо от поступления средств от банка, где был открыт подтверждённый аккредитив.

Аккредитив револьверный — аккредитив, открываемый на часть суммы платежей и автоматически возобновляемый по мере осуществления расчётов за очередную партию товаров. Револьверный аккредитив открывается при равномерных поставках, растянутых во времени, с целью снижения указанной в нём суммы.

Аккредитив циркулярный — аккредитив, позволяющий получить деньги в пределах данного кредита во всех банках-корреспондентах банка, выдавшего своему клиенту этот аккредитив.

Резервный аккредитив, иначе именуемый аккредитив Stand-By, — разновидность банковской гарантии, носящей документарный характер (то есть допускающей представление документов иных, чем требование платежа) и подчиняющейся документам Международной торговой палаты для аккредитивов. Резервные аккредитивы используются для финансирования международной торговли со странами, где запрещено использование банковских гарантий в торговых сделках (США), запрещён документарный характер гарантий, или при осуществлении операций с международными организациями (Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др.)

Кумулятивный аккредитив — в случае такого аккредитива приказодателю разрешается неистраченную сумму денег текущего аккредитива зачислить к сумме нового, который открывается в том же самом банке, в то время как за некумулятивным аккредитивом неистраченная сумма возвращаются банку-эмитенту для начисления на текущий счёт приказодателя.

5) Расчёты по инкассо

Инкассо (англ. Collection, Encashment; итал. Incasso) — посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.

Инкассо — банковская расчётная операция, посредством которой банк-экспортер по инкассовому поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товарно-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке.

Этапы инкассо при международных расчетах

* 1) Передача экспортером-инкассодателем банку инкассового поручения и приложенных к нему товарных документов

* 2) Передача банком экспортера инкассового поручения банку-корреспонденту в стране импортера

* 3) Банк-корреспондент в стране импортера предъявляет товарные документы импортеру-плательщику и выдает их ему против указанной в инкассовом поручении суммы платежа

* 4) Полученная от импортера сумма платежа переводится банком импортера за счет экспортера, а последний уже зачисляет её на счет экспортёра

Инкассо может быть чистым и документарным.

Чистое инкассо — это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.

Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортёра от импортёра сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортёру.

Международной торговой палатой в 1978 г. были изданы «Унифицированные правила по инкассо», к которым присоединились банки многих стран.

Недостатки инкассовой формы расчетов

Разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, который может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортёра;

Отсутствие надежности в оплате документов (может отказаться от оплаты товарных документов или оказаться неплатёжеспособным к моменту прибытия их в банк импортёра).

Эти недостатки преодолеваются путём применения телеграфного инкассо, позволяющего сократить нежелательный разрыв во времени, а также за счёт применения инкассо с предварительно выданной банковской гарантией, что позволяет создать надёжность платежа, близкую к той, которая возникает по безотзывным аккредитивам.

6) административно-правовое регулирование(не могу найти) : предмет, метод.

Метод административно-правового регулирования.

Понятие. Метод административно-правового регулирования – это.

Метод административно-правового регулирования - это совокупность практических приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административно – правового регулирования.

Метод административно-правового регулирования определяет:

- правовое положение сторон

- приемы и способы, при помощи которых субъекты реализуют свои права и обязанности (способы защиты сторонами своих прав – суд,адм.порядок)

- как возникают, изменяются и прекращаются правоотношения

- защиты своих прав

Признаки метода административно-правового регулирования:

1. это метод властных предписаний (одна сторона дает другой обязательное для исполнения указание);

2. невозможность сторон административного правоотношения изменить его характер по своему усмотрению;

3. юридическое неравенство сторон: Подчинение одной стороны другой может быть:

а) функциональное (инспектор-проверяемый подчиненность в рамках исполнения опр функции регулирования)

б) организационное (начальник - подчиненный)

4. императивность регулирования.

5. централизованное регулирование.

Приемы реализации метода административно-правового регулирования:

1. Административное распорядительство как прием метода административно-правового регулирования. Органу или должностному лицу предоставляется право обязать подчинённого (организационно или функционально) совершить определённые действия.

2. Административное правоудостоверение метода АП-регулирования (издание органом исполнительной власти индивидуального акта, посредством которого подтверждается наличие особого набора прав и свобод).

3. Административное разрешение АП-регулирования (лицензирование и спецификация).

4. Административное ограничение (совокупность норм, которые запрещают опред. действия или принятие мер, которые запрещают чужие действия - пример: запрет на въезд)

5. Адмистративное усмотрение АП-регулирования – должностное лицо вправе принять решение из нескольких вариантов.

Помимо публично-правовой части административно-правовое регулирование (метод административно-правового регулирования) также использует элементы частноправового регулирования. Способы: заключение соглашений, когда субъекты не подчинены друг другу; рекомендации; широкое использование диспозитивности в рамках.

Предмет административно-правового регулирования

Предмет административно-правового регулирования - особое правовое состояние, связанное с регламентацией учреждения и функционирования организационных структур, применением особых методов воздействия на подвластные объекты, связанных с ними управленческих процедур, регулятивных и охранительных специальных правовых режимов, в рамках которых действует государственная администрация в целях обеспечения реализации учредительной и внутриорганизационной деятельности аппарата государственной власти, применения механизма взаимодействия личности и государства, а также выполнения функций по обеспечения безопасности.

7) Лицензирование отдельных видов деятельности

Лицензирование отдельных видов деятельности – это необходимая процедура, введенная государством в целях обеспечения безопасности страны и ее граждан, поэтому государство должно постоянно контролировать такие виды деятельности, которые в силу своей специфики могут представлять повышенную опасность для окружающих, требуют специальных познаний для их осуществления. То есть, под лицензируемыми видами деятельности подразумеваются такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, а также на установление правовых основ единого рынка. Действие вышеназванного Закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, и индивидуальных предпринимателей.

Действие закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Перечень видов деятельности подлежащих процедуре лицензирования содержится в ст. 17 вышеназванного Закона он содержит значительный список лицензируемых видов деятельности. Однако с точки зрения малого предпринимательства наибольший интерес могут представлять:

ветеринарная деятельность;

медицинская деятельность;

фармакологическая деятельность;

пассажирские перевозки автомобильным транспортом;

грузовые перевозки автомобильным транспортом;

заготовка, переработка черных и цветных металлов;

организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.

Кроме того, существуют подзаконные акты, конкретизирующие и детализирующие закон о лицензировании.

Правительство РФ утвердило перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование в соответствии с законом о лицензировании (Постановление Правительства от 11.02.2002 № 135).

Кроме того, существуют постановления Правительства РФ, определяющие порядок по отдельным видам деятельности.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территории иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

8) критерии введения лицензирования

9) естественные монополии: роль, значение в рыночной экономике, правовая основа

Монополия, основанная на подавляющем преимуществе в издержках для присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными природными ресурсами, например шахтой с единственными известными залежами определенного полезного ископаемого, или благодаря вложениям капитала в прошлом, которые должны были бы быть продублированы конкурентом, например в национальную систему электроснабжения. Естественную монополию следует отличать от закрепленной законом статутной монополии (statutory monopoly), где позиции присутствующей на рынке фирмы основаны на законах в целях устранения возможных конкурентов. Если преимущество присутствующей на рынке фирмы вытекает лишь из имеющегося у нее доступа к необходимой технологии, если она основана на неспособности других фирм сравняться с ней в ноу-хау, то это и есть естественная монополия, но она не является таковой, если основана лишь на исключительном обладании патентами (patents).

Чтобы лучше понять естественные монополии и их роль в рыночной экономике, рассмотрим:

1) ценовую дискриминацию и

2) государственное регулирование естественных монополий.

Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более низкой или высокой цене, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Экономические последствия ценовой дискриминации, по существу, двойственны. Первое: неудивительно, что монополист будет способен увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией. Второе: при всех остальных равных условиях дискриминирующий монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.

Государственное регулирование естественных монополий. Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Цена (тариф), которую назначают коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, называется общественно оптимальной ценой. Она определяется правительственными регулирующими комиссиями или управлениями. Если целью регулирующей комиссии является достижение эффективности распределения ресурсов, то ей следует попытаться законодательно установить эту (максимальную) цену, равную предельным издержкам. Это цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов. Вероятно, что цена, которая равняется предельным издержкам, будет такой низкой, что средние валовые издержки не покрываются. Неизбежным результатом являются убытки. Причина этого заключается в основной черте услуг, или продукта естественных монополий. Так как они необходимы, чтобы удовлетворять “пиковые” требования (как ежедневно, так и посезонно) на их продукт или услугу, они имеют тенденцию располагать значительной избыточной производственной мощностью, когда спрос является относительно “нормальным”. Высокий уровень инвестирования в эти отрасли означает, что издержки производства на единицу будут снижаться в долговременном периоде. Поэтому просто навязать общественно оптимальную цену регулируемому монополисту означало бы убытки в краткосрочном периоде, а в долговременном периоде - банкротство. Что же делать? Одним из вариантов является субсидия, достаточная для того, чтобы покрыть убыток, который повлек бы за собой ценообразование на основе предельных издержек. Другим - ценовая дискриминация, в результате которой дополнительный доход, полученный таким образом, позволит фирме покрыть издержки. На деле регулирующие комиссии придерживаются третьего варианта: они склонны отступать от цели достижения эффективности распределения ресурсов и ценообразования на основе предельных издержек и устанавливать цены, обеспечивающие “справедливую прибыль”. Цена, обеспечивающая “справедливую прибыль”, равна средним издержкам. Общественно-оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются: цена, обеспечивающая “справедливую прибыль”, устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек. Подобно конкурентному продавцу чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. В результате регулирования цен можно одновременно снизить цену, увеличить объем производства и сократить экономические прибыли монополий.

Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путём ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Организация деятельности в режиме естественной монополии обу­словлена технологическими особенностями функционирования опреде­ленных сфер хозяйствования. Снижение издержек производства в этих сферах связано именно с увеличением количества производимого товара, поэтому деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной. Вместе с тем не допускается сдерживание эко­номически оправданного перехода сфер естественных монополий из со­стояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

На территории Российской Федерации созданы и функциониру­ют федеральные естественные монополии и естественные монопо­лии субъектов РФ, что предопределено нормами Конституции РФ (пп. «и», «ж» ст. 71, ст. 73, п. 4 ст. 76). Кроме того, муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов (ст. 132 Конституции РФ).

Детальному правовому регулированию подвержены федеральные естественные монополии. Правовые основы функционирования субъектов таких моно­полий закреплены в Законе о естественных монополиях и ряде иных законодательных актов. Среди них:

1. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федера­ции»

2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О желез­нодорожном транспорте в Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»

4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»

5. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

6. Феде­ральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»

Раскрывая законодательное обеспечение функционирования есте­ственных монополий, следует также указать нормы ГК РФ (ст. 424, 426, 539-548). Кроме того, субъекты естественных монополий по су­ти своего положения доминируют на товарном рынке, и на них рас­пространяются запреты, установленные Законом о конкуренции.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об осо­бенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» установлены осо­бенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов ес­тественных монополий топливно-энергетического комплекса, основ­ная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транс­портировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электриче­ской и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.

10) естественные монополии: виды, метод правового регулирование.

Виды

Рынок называют монополизированным, если на нем присутствует всего один производитель. Под монополией при этом понимают как фирму, работающую на монополизированном рынке (иначе именуемую монополистом), так и сам рынок.

Кроме единственного производителя на монополизированном рынке присутствует множество покупателей, каждый из которых приобретает лишь небольшую часть производимого товара. И из-за своей слабости и многочисленности ни один из покупателей не способен воздействовать на рыночную цену.

Чтобы существовала реальная монополия необходимо, чтобы реализуемый на рынке товар не имел близких субститутов.

В зависимости от путей возникновения, характеристик рынков, на которых возникает монополия, и особенностей производства у монополиста можно выделить следующие виды монополий:

1) Инновационная монополия. Возникает, когда какое-то лицо создает кардинально новый продукт (а соответственно и новый рынок), который защищен от копирования патентами и другими правами.

2) Географическая монополия. Возникает, когда один из производителей имеет гораздо более выгодные условия по выходу на географически отделенный от прочих рынок, чем остальные. Это может быть связано с географической близостью производителя к рынку, так и с наличием барьеров, например таможенных, на входе на рынок.

3) Монополия победителя. Это монополия фирмы, выигравшей в конкурентной борьбе, хотя бы и за счет создания картеля.

4) Естественная монополия. Т.е. монополия возникающая потому, что существование хотя двух производителей на рынке неэффективно. Естественную монополию ниже мы рассмотри поподробнее.

Естественные монополии можно разделить на :

1) Государственные монополии. Они возникают тогда, когда государство передает какие-то свои функции отделенному от него лицу.

2) Инфраструктурная монополия. Понятно, что это монополия связанная с инфраструктурой, например водо-, газо- и электроснабжение.

3) Технологическая монополия. Возникает тогда, когда оптимальный масштаб производства близок к величине рыночного спроса.

Таким образом, естественная монополия является наиболее защищенным от проникновения конкурентов видом монополии, поскольку при естественном ходе событий, не предполагающем технологических скачков, изменений законов и резкого роста спроса, появление конкурентов у естественных монополистов просто невозможно. Более того, интересной чертой естественной монополии является то, что и государство не может с ней бороться с помощью насильственного повышения конкуренции (например, за счет разделения фирмы-монополиста на несколько отдельных фирм). Это объясняется неэффективностью существования нескольких производителей на рынке.

метод правового регулирование

11) технический регламент: понятие, состав, значение в правовом регулировании рыночной экономики, правовая основа

Технический регламент — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО, ГОСТ, ТУ и других стандартов, имеющих добровольное применение. Понятия "Регламент" и "Технический регламент" в России впервые введены изменением N 2 (1996 год) в ГОСТ Р 1.0-92. Согласно этим определениям Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Технический регламент — регламент, устанавливающий характеристики продукции (услуги) или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию, либо быть целиком посвященным этим вопросам[1]

Правовое регулирование экономики состоит в разработ ке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов». которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

— жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;

— дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

— поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных произволэтслей);

— поощрение диверсификации;

— антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.

8. Структура и состав технических регламентов.

8.1. Состав технических регламентов

8.1.1. (1) Общие положения, определения и процедуры регулирования

8.1.2. Сертификационные (аттестационные) требования и эксплуатационные правила

8.1.2.1. Базовые технические регламенты:

– (2) Авиационная техника: правила государственной регистрации гражданских воздушных судов, летная годность, приборы и оборудование

– (3) Аттестация авиационного персонала

– (4) Правила полетов. Использование воздушного пространства и организация воздушного движения.

8.1.2.2. Технические регламенты «связанных» объектов:

– (5) Авиационные учебные заведения

– (–) Производители авиационной техники (вне сферы деятельности Совета)

8.1.2.3. Технические регламенты обеспечивающих объектов

– (6) Аэропорты и аэродромы

– (7) Авиационная безопасность

– (8) Организации по ТОиР

8.1.2.4. Технические регламенты Интегрированных объектов

– (9) Сертификация и контроль деятельности эксплуатантов гражданской авиации.

– (10) Авиационные работы

– (11) Аттестация зарубежных авиаперевозчиков, выполняющих полеты на территории РФ.

8.2. Технические регламенты по сертификационным требованиям и эксплуатационным процедурам. Принципы классификации.

8.2.1. Базовые регламенты

Базовые регламенты обязательны для всей гражданской авиации, а в части собственно правил выполнения полетов, – и для государственной авиации:

– (2а) – Регистрация и маркировка воздушных судов – единая система для всей гражданской авиации, в идеале – и для государственной авиации. Единый реестр гражданской авиации, а в идеале, и государственной авиации.

– (2б) Летная годность ВС – единый документ с отличающимися требованиями по сертификации, поддержанию летной годности и контролю в зависимости от категории ВС и условий их использования, и, соответственно, различными сертификатами летной годности.

– (3) – Авиационный персонал – единый документ с отличающимися требованиями для различных категорий авиационного персонала и, соответственно, различными свидетельствами (аттестатами). Единый реестр авиационного персонала.

– (4) Правила полетов. Использование воздушного пространства и организация воздушного движения – единый документ с отличающимися процедурами планирования и обеспечения полетов для различных их видов, и с едиными правилами полетов.

8.2.2. Регламенты для «связанных» и обеспечивающих объектов – единые документы с отличающимися требованиями в зависимости от категорий «обслуживаемых» базовых объектов.

8.2.3. Регламенты для интегрированных объектов (сертификаты авиаперевозчиков, сертификаты операторов).

Применяются в случаях наличия высокого риска нанесения значительного ущерба. Как правило, – для «больших» (большой пассажировместимости или грузоподъемности) самолетов и «общественно значимых» перевозок.

Применяются также при регулировании эксплуатантов, выполняющих авиационные работы при высоких рисках нанесения ущерба третьим лицам (грузы на внешней подвеске и т.п.) и (или) окружающей среде (сельхозработы).

Термин «коммерческие» операторы, широко используемый в западном законодательстве для категорирования (предъявления дополнительных) требований следует трактовать очень аккуратно. Главное здесь – не коммерческая составляющая, а именно общественная значимость (высокие риски) авиационной деятельности.

Регламенты содержат дополнительные требования и условия контроля и надзора по сравнению с базовыми, и (или) исключения (ограничения) из базовых правил в зависимости от категорий используемых воздушных судов, видов авиаперевозок и авиационных работ.

Содержательная область дополнительных требований включает в себя, главным образом:

– требования к оборудованию, технологиям и эксплуатационным процедурам;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Следующая → | Последняя | Одной страницей


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.