Mir_iskusstva_33

20 Февраль 2014 →

На пороге XX века русское искусство переживало фазу обновления творческих задач и коренной перестройки форм и условий художественной жизни. 1890-е годы образуют рубеж, с которого начинается новая полоса в развитии русской изобразительной культуры. Поколение художников, выступившее тогда на историческую сцену, подвергло глубокому пересмотру едва ли не все устоявшиеся традиции живописи, графики, скульптуры и прикладных искусств. Поколебались авторитеты, дотоле казавшиеся незыблемыми. Расширялся круг творческих исканий, формировалась новая эстетика, возникали художественные течения, решительно противопоставлявшие себя тому, что утверждалось и развивалось в искусстве истекающего XIX столетия. Переоценка ценностей привела к кардинальным изменениям в самом понимании целей и методов творчества.

Большую, во многом решающую роль в этих процессах сыграла группа художников и критиков, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства".

История возникновения «Мира искусства» началась в 1887 году с образования группы учащихся, в состав которой входили: А. Бенуа впоследствии художник, историк искусства, критик и музейный деятель; К.А. Сомов, ученик Академии художеств, будущий график и живописец; Д.В. Философов, ставший позднее литератором и публицистом; В.Ф. Нувель, начинающий музыкальный критик. Цель кружка – изучение истории изобразительного искусства и музыки.

Позже к этому кружку присоединились С.П. Дягилев, одаренный музыкант, впоследствии крупнейший художественный деятель, критик и талантливейший организатор; позже присоединились художники - молодой Л.С. Розенберг (позже принявший фамилию Бакст) и совсем юный Е.Е. Лансере. Разносторонняя одаренность и на редкость высокая культура отличали членов этого кружка. В короткое время они подготовились к широкой общественной деятельности и стали оказывать влияние на текущую художественную жизнь.

Под руководительством Дягелева к 1898 году разросся и превратился в творческое объединение «Мир искусства»

Этому способствовали два события:

Первый выпуск журнала «Мир искусства», издателями которого были княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов;

Выставка русских и финских художников, в которой помимо членов кружка участвовали М.А. Врубель, С.В. Малютин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов, В.А. Серов и др.

Основу мировоззрения Мира искусства составила эстетика Канта и Шопенгауэра – индивидуализм творчества, свобода творческой личности, свобода искусства, которые не зависят ни от политики, ни от идеологии. «Искусство ради искусства».

В 1900 году объединение было оформлено официально, был выработан устав и избран распорядительный комитет.

Журнал, получивший название "Мир искусства", выходил в течение шести лет (1899-1904) под редакцией Дягилева и при ближайшем участии всей петербургской группы. Руководители журнала во главе с Дягилевым ежегодно устраивали художественные выставки под тем же названием - "Мир искусства". К участию в них был привлечен обширный круг передовых художников Петербурга и Москвы.

  Просветительная работа «Мира искусства» в течение шести лет его существования направлялась по двум основным руслам:

журнал освещал современное состояние изобразительного искусства в России и в некоторых странах Западной Европы

планомерно, систематически открывал перед читателями забытые или непонятые ценности национальной художественной культуры прошлого.

  В 1904 году возникли разногласия между художниками и поэтами, перестал издаваться журнал «Мир искусства», объединение распалось. В 1906 году Дягилев устроил прощальную выставку перед эмиграцией в Париж под названием «Мир искусства». В Париже с 1909-1914 Дягилев организовывает «Русские сезоны».

С 1910 года «Мир искусства» возрождается под руководством Бенуа, но выступает в роли выставочной организации. Появляются новые имена: Добужинский, Остроумова-Лебедева, Билибин, Кустодиев, Рерих, Петров-Водкин, Серябрякова, Митурич, Митрохин.

Чем дальше развивалась деятельность журнала, тем большее значение обретали в ней темы русской старины. «Мир искусства» эволюционировал от модерна к ретроспективизму. В ходе этой эволюции участники журнала совершили ряд важнейших историко-художественных открытий:

Именно «Мир искусства» заложил основы планомерного изучения русской художественной культуры XVIII в., дотоле полузабытой, а то и ошибочно истолкованной, иконописи и русского лубка. Слава Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского, а также замечательных зодчих русского барокко и классицизма началась с работ Дягилева, Бенуа, Грабаря и др.

Тем же критикам принадлежит честь кардинального пересмотра устоявшихся ложных представлений о старинной петербургской архитектуре. Ее художественное значение было полностью переоценено. Статьи Бенуа, преклонявшегося перед красотой старого Петербурга, явились для тогдашних читателей подлинным откровением.

В объединении «Мира искусства» возрождалась и формировалась русская театральная культура.

Журнал систематически поддерживал развитие декоративно-прикладных искусств и художественного ремесла.

Именно с «Мира искусства» началась новая фаза в истории русской художественной критики и искусствоведения.

Не менее крупную роль сыграл "Мир искусства" в развитии русской книжной графики. Сомов, Бенуа, Лансере, Добужинский, а вслед за ними мастера младшего поколения - Нарбут, Чехонин и Митрохин возродили в России иллюстрационный рисунок и оформительскую графику, создав не только ряд образцовых произведений, но и стройную, последовательную систему образного мышления и профессиональной работы в искусстве книги.

Успехи, достигнутые «Миром искусства» в организационных вопросах, дали русским художникам импульс к созданию новых выставочных группировок и творческих объединений.

В 20-х годах «Мир искусства» окончательно прекратил своё существование. Последняя выставка состоялась в 1924г.


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.